У младших школьников 2-го класса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Наличие проблем в отношениях   Группы учащихся  

Проблемные зоны отношений к...

 

    учащихся отцу   матери   семье   себе  
Ярко выраженные проблемы   Контрольная группа   13%   13% #   7%   40%  
    Учащиеся  с ЗПР   27%   13%   20%   27%  
Слабо выраженные проблемы   Контрольная группа   33%   20%   7%   20%  
    Учащиеся  с ЗПР   20%   13%   33%   27%  

Интерес представляло сопоставление по результатам выполнения методики «Незаконченные предложения» показателей формирования внутриличностного конфликта у нормально развивающихся школь­ников и детей с ЗПР. У первых они оказались более выраженными и встречались в 40% случаев, а у учащихся с ЗПР — у 27%. Можно пола­гать, что у младших школьников с ЗПР в этом возрасте еще не сфор­мировано самосознание, что может быть связано с отставанием в созревании функций лобных отделов мозга, о чем свидетельствуют нейропсихологические исследования. К 7—8 годам у детей с ЗПР не достаточно развиты функции уп­равления своими действиями, поведением, способность критичес­ки оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Для выявления причин, ведущих к дисгармоничным внутрисемейным отношениям, была использована проективная методика Р. Жиля. Она направлена на изучение особенностей восприятия детьми кон­тактов не только с родителями, но и с другими окружающими людь­ми, в частности, со сверстниками. Методика позволяет на невербальном уровне исследовать отношение ребенка младшего школьного воз­раста к окружающим людям. Она использовалась в сокращенном ва­рианте, где были отобраны лишь интересующие нас пять показателей: отношение к отцу, к матери, доминантность, закрытость, отгорожен­ность от людей и общительность. Результаты данной методики позво­лили установить наличие проблем в отношениях с родителями у уча­щихся обеих групп (табл. 2.).

Таблица 2. Особенности восприятия внутрисемейных отношений и контактов с окружающими учащимися 2-го класса

№ п/п  

Исследованные показатели

 

 

Количество проблем

 

    Контрольная группа   Учащиеся с ЗПР  
1.   Отношение к отцу   67%   87%  
2.   Отношение к матери   53,3%   67%  
3.   Доминантность   40%   53,3%  
4   Закрытость, отгороженность   20%   40%  
5.   Общительность   13,3%   13,3%  

У большинства учащихся с ЗПР выявлены проблемы во взаимоот­ношениях с отцом (87%) и матерью (67%). У нормально развивающих­ся детей эти проблемы были выражены в меньшей степени.

Отмечались различия и в показателях, связанных с доминантностью. Доминантность является своеобразной формой отношения к людям и противоположна по своему значению подчинению (подчиняемости). Положительное доминирование свойственно активным и доброжела­тельно настроенным детям. Они легко идут на контакт с окружающи­ми, пользуются заслуженной популярностью у сверстников. Отрица­тельное доминирование как форма личностного отношения формиру­ется на основе завышенного уровня притязаний, не подкрепленного соответствующими знаниями и умениями ребенка. Зачастую это ре­зультат воспитания в семье по типу гипоопеки, когда у ребенка отсут­ствуют представления об элементарных правилах поведения и установ­ления правильных взаимоотношений с окружающими. Доказательством тому может служить пример дисгармоничных отношений в семье. У учащихся с ЗПР про­блема доминантности наблюдалась в 53% случаев. Какая бы по своим проявлениям она ни была — положительная или отрицательная, — она может рассматриваться как вариант компенсации у ребенка отсутству­ющих благополучных отношений с родителями. Кроме того, у 40% школьников с ЗПР наблюдались проблемы закрытости и отгороженности от контактов с окружающими людьми. Показатель общительно­сти оказался у детей обеих групп одинаковым. Видимо, он является интегративным по сравнению с предыдущими и включает в себя мно­гие аспекты формирования личностной сферы ребенка. Вероятно, по этой причине он не очень высок у детей младшего школьного возраста. Кроме указанных выше методик для выявления проблем во внутрисемейных отношениях нами было проведено анкетирование мате­рей всех детей. Анализ результатов при использовании методики PARI включал в себя не только систему отношений «родитель — ребенок», но и отношений между самими родителями, а также некоторые харак­теристики семейного воспитания, проблему взаимопонимания между всеми членами семьи (табл. 3.).

Таблица 3. Основные выявленные проблемы общения в семье у учащихся 2-го класса

№ п/п  

Характеристика проблем

 

Количество проблем

 

    Учащиеся контрольной группы   Учащиеся с ЗПР  
1.   Раздражительность   33,3%   -  
2.   Уклонение от конфликта   13,3%   27%  
3.   Подавление сексуальности   27%   -  
4.   Вербализация   -   20%  
5.   Доминирование матери   20%   13,3%  
6.   Излишняя строгость   20%   -  
7.   Чрезмерная забота   20%   7%  
8.   Семейные конфликты   20%   7%  
9.   Безучастие мужа   20%   -  
10.   Неудовлетворенность ролью хозяйки       13,3%  

Такая характеристика семейных отношений, как «уклонение от кон­фликта», оказалась ведущей в семьях учащихся с ЗПР. Мнение матерей этих детей — лучше не вникать в содержание существующих трудностей в общении у ребенка, «оставить его в покое». Мамы указывали на то, что дети «специально» создают все условия, находят несущественные пово­ды, чтобы постоянно обращаться к родителям для решения имеющих исключительно для них собственную личностную значимость вопросов. Анализ сложившегося отношения матерей к своим детям с ЗПР позво­ляет в какой-то мере понять специфику родительско-детских отноше­ний. Результаты анкетирования подтверждают, что среди семей этих уча­щихся является наиболее распространенным стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Он свойственен 27% этих семей (в семьях с нор­мально развивающимися детьми — 13% случаев).

Признак «вербализация» входит в содержание анализа результатов анкетирования по методике PARI. Он отмечается в ответах у 20% опро­шенных матерей, у которых дети учатся в классе выравнивания. Нали­чие данного признака отражает определенную позицию взрослого по отношению к ребенку. Согласно ей, сын или дочь могут не разделять взгляды родителей, если считают собственную точку зрения правиль­ной. Дети могут и должны постоянно высказывать свое мнение по лю­бым вопросам, активно участвовать в решении семейных проблем. К анализу данного факта можно подойти с двух позиций. Если рассмат­ривать его изолированно от остальных, то он имеет только позитивное значение для семейного воспитания, т. к. демонстрирует демократизм в отношениях с ребенком, признание за ним равенства в совместном ре­шении вопросов взаимоотношений с людьми и принятии конкретных решений в семье. Позиция ребенка в данном случае будет услышана и правильно воспринята. Если же этот фактор (признак) брать в совокуп­ности с остальными, то его наличие будет подчеркивать определенным образом предоставляемую чрезмерную свободу детям не только в по­ступках и поведении, но и в вербальном общении в семье. Следователь­но, он может рассматриваться как еще один признак воспитания по типу гипоопеки в семьях детей с ЗПР. О наличии эмоциональной дистанции с ребенком свидетельствует сочетание: раздражительность (33%), излиш­няя строгость (20%), уклонение от конфликта с ребенком (13%).

Проведенное исследование позволяет сделать два основных вывода:

1. В большинстве случаев дети с ЗПР воспитываются в условиях дис­гармоничных семейных отношений. Ведущим стилем воспитания яв­ляется гипоопека.

2. Проблемы во внутрисемейных отношениях могут оказывать не­гативное влияние на личностный рост младших школьников с ЗПР, приводят к возникновению вторичных психических нарушений.

Литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.

2. Дмитриева Б. Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР / /Дефектология. 1988. № 1. С. 68-72.

3. Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. Ека­теринбург, 1995.

4. Кондрашин В. И. Влияние особенностей развития детей-сирот с ЗПР на их соци­альную адаптацию в условиях школы-интерната //Дефектология. 1991. № 1. С. 49—53.

 

О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ СТАНОВЛЕНИЯ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ/

Дата: 2019-04-23, просмотров: 242.