В раннем возрасте большое значение на развитие психики ребенка оказывает формирование деятельности в раннем детстве.
Таблица - Формирование деятельности в раннем возрасте
Исследования | Этапы формирования деятельности |
К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. | |
С.Л. Новоселова | 3 этапа:
|
На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Постепенно происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметом меняется ориентировка ребенка. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?» | |
П.Я. Гальперин | Выделяет:
|
Предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов. В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные эталоны. В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. | |
Н.Х Швачкин, Д.Б. Эльконин, М.М. Кольцова. | Выделили 3 основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 до 2,5 лет:
|
Таблица - Пути и причины возникновения игры
Сущность игры | Это варьирование места, объекта, условий или способов действий, изменение функций предмета, одушевление его. |
Причины возникновения | В процессе активного овладения предметной деятельностью у ребенка возникает противоречие между бурным развитием потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций – с другой. |
Пути формирования | Игровые действия возникают путем наблюдения деятельности взрослых и переноса. Два типа переносов: - освоенное действие переносится в другие условия (научившись причесывать себя, ребенок начинает причесывать куклу); - действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов (ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой). |
Структура игры | В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Действие может повторяться много раз, может производиться с различными игрушками, но действие не усложняется, строение его не меняется. Следующая ступень – игры, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились. К концу раннего возраста можно наблюдать отдельные игры, отражающие цепочку действий. |
В результате игровой деятельности формируется: инициативность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, творчество,ориентировочно-исследовательское поведение | |
Варианты обыгрывания предметов | - Перенос предметов и любование ими (укладывает куклу на ковер, приносит зайчика, проговаривая: так, так.) - Соединение предметов друг с другом (предмет помещает в коробочку, завязывает ленточку). - Придание предмету необычного функционального значения (Это сумочка у тебя? …Ах, какая шляпа!) - Придание предмету ролевых значений (пуговицу везет на машине в гости). - Одушевление предмета, словесное обращение к нему (куда ты покатился? Иди, иди, топ-топ…). - С помощью предмета развитие кожно-мышечных ощущений (предметом гладит по плечу, устанавливает на ноге…). |
Особенности игры | Многофункциональное использование предмета ‑ подготовка к функции замещения. Речевые моменты придают игре сюжетные моменты Внутри предметной игры зарождается сюжетно-отобразительная. |
Игровое отношение к предмету | Повторяемость движений. Включение предмета в другой предмет. Использование предмета с разной целью. |
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по теме. Перечислите основные вопросы, рассматриваемые автором понравившейся вам статьи.
1. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №5. ‑ С. 78
2. Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. –С. 50
3. Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №5-6. ‑ С. 31
4. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. ‑ 1992. - №2. ‑ С. 17
5. Авдеева Н.И. Становление образа себя у детей первых 3 лет жизни // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №4. ‑ С. 5
6. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. ‑ 1992. ‑ №1-2. ‑ С. 22.
7. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. ‑ 1996. ‑ №3. ‑ С. 129 – 156.
8. Виленская Г.А, Сергиенко Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ № 2-3. ‑ С. 68.
9. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997.‑ № 1,2,3,. ‑ С. 74 - 83.
10. Холл З. Последствия сексуальных и психологических травм детства // Психологический журнал. – 1992. ‑ № 4,5. ‑ С. 120 - 130.
11. Белановская О.В. Восприятие ребенка раннего возраста самого себя во времени // Адукацыя i выхаванне. – 2000. ‑ №1,2,3. ‑ С. 11- 16.
12. Неткевич Н.М. Психическое развитие и воспитание ребенка раннего возраста // Адукацыя i выхаванне. – 1998. ‑ № 2. ‑ С. 85 - 92.
2. Дайте ответ на вопрос по теме «Раннее детство»: В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны: раздражает упрямство 3-х летнего малыша, а с другой: пугает(«Какой вредный»). Какова должна быть тактика поведения взрослого?
3. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.
4. Проведите наблюдения и опишите особенности появления кризисов одного года и трех лет.
Список рекомендуемой литературы
1. Обухова Л.Ф.. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996 .
2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
3. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
4. Мухина В.С. «Возрастная психология». – М., 2000.
5. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.
6. Коломинский Я.Л. Детская психология. – Минск, 1988 .
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.
8. КоломинскийЯ.Л. Детская психология. ‑ Минск, 1988. – С. 92-94.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. ‑ М., 2000. – С. 21.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 376.