По уголовным делам в отношении лиц, указанных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ч. 1 ст. 447 УПК РФ

Особенности принятия, рассмотрения и разрешения

сообщения о преступлении

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ регламентируется ст. 144 УПК РФ, а также приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации №39, МВД Российской Федерации №1070, МЧС Российской Федерации №1021, Минюста Российской Федерации №253, ФСБ Российской Федерации №780, Минэкономразвития Российской Федерации №353, ФСКН Российской Федерации №399 от 29.12.2005 г. «О едином учете преступлений».

При осуществлении проверки сообщения о преступлении в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, необходимо учитывать нормы закона о подследственности, а также то, что законодатель обязывает дознавателя, орган дознания и следователя принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ.

При рассмотрении сообщения о преступлении следует достоверно установить правовой статус лица, в деяниях которого содержатся признаки преступления, так как от этого будет зависеть, какое должностное лицо вправе принять решение о возбуждении уголовного дела (например, в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Счетной палаты РФ).

Первоначально установление правового статуса соответствующего лица возможно путем истребования у лица, совершившего преступление, служебного удостоверения. Сведения, содержащиеся в удостоверении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, необходимо проверить. При отсутствии у лица служебного удостоверения, получение сведений о его правовом статусе возможно путем направления по месту его работы запроса о предоставлении: информации о том, в какой должности и с какого времени находится лицо, совершившее преступление; выписки из приказа о приеме лица на работу; копии трудовой книжки.       

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь, в соответствии со ст. 145 УПК РФ, принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности или в суд в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

Особенности возбуждения, отказа в возбуждении уголовного дела

По уголовным делам в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, обязательно производство предварительного следствия, которое осуществляют следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ в соответствии с п. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, принимается уполномоченным должностным лицом в порядке, предусмотренном ст. 448 УПК РФ:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Совета Федерации или Государственной Думы;

2) в отношении Генерального прокурора РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Конституционного Суда РФ;

4) в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

5) в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;       

8) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ;

10) в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя - вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ, а в отношении адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по району, городу;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ, а члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со ст. ст. 146 и 171 УПК РФ с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - в соответствии со ст. ст. 146 и 171 УПК РФ с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ.

Представление Президента РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд данного представления с участием Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов. По результатам рассмотрения представления Президента РФ суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

Решение Конституционного Суда РФ, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ.

При отсутствии соответствующего заключения суда (п. 2, 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ) либо отсутствие согласия на возбуждение уголовного дела (п. 1, 3-5, 13,14 ч. 1 ст. 448 УПК РФ), по результатам рассмотрения сообщения о преступлении выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Особенности задержания лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ

При задержании лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 91 УПК РФ, необходимо достоверно установить правовой статус такого лица.

В соответствии со ст. 449 УПК РФ член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Особенности производства следственных

 и иных процессуальных действий

После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, производятся в общем порядке с изъятиями, установленными ст. ст. 449 и 450 УПК РФ.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено, или возбуждалось только по факту совершения преступления, или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК РФ (ч. 5 ст. 450 УПК РФ).

Судебное решение о производстве обыска в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ исполняется с согласия Совета Федерации или Государственной Думы.

Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на производство в отношении судьи обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и соответствующего судебного решения.

При производстве допроса в качестве свидетеля в отношении некоторых лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ действует свидетельский иммунитет. Так, в качестве свидетеля не подлежат допросу: судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу (п. 1 ч. 3 ст. 56 УПК РФ); адвокат - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 2, 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ); член Совета Федерации и депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий (п. 5 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

В отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, распространяются положения ч. 1 ст. 179 УПК РФ, согласно которой освидетельствование лица, находящегося в статусе свидетеля, может быть произведено только с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний.

Особенности привлечения лица в качестве обвиняемого

Привлечение лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, в качестве обвиняемого и предъявление ему обвинения осуществляется в общем порядке, установленном гл. 23 УПК РФ с изъятиями, содержащимися в ст. 448 УПК РФ.

Решение о привлечении лица в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, принимается уполномоченным должностным лицом в порядке, предусмотренном ст. 448 УПК РФ:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы;

2) в отношении Генерального прокурора РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Конституционного Суда РФ;

4) в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

5) в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;       

8) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ;

10) в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя - вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ, а в отношении адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по району, городу;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ, а члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со ст. ст. 146 и 171 УПК РФ с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - в соответствии со ст. ст. 146 и 171 УПК РФ с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 448 УПК РФ, при рассмотрении вопроса о даче согласия на привлечение в качестве обвиняемого члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц, Совет Федерации или Государственная Дума, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

Решение Конституционного Суда РФ, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на привлечение в качестве обвиняемого судьи, должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Особенности избрания мер пресечения

Решение суда об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 450 УПК РФ).

Решение суда об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 3 ст. 450 УПК РФ).

Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и соответствующего судебного решения.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ.

Особенности окончания предварительного следствия

Производство предварительного следствия по уголовному делу может быть окончено составлением обвинительного заключения или прекращением уголовного дела и уголовного преследования.

Порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением осуществляется в порядке, установленном гл. 30 УПК РФ.

Следователь, признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему предусмотренное ст. 217 УПК РФ право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя. Следователь уведомляет об окончании следственных действий защитника, законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

После окончания предварительного расследования уголовное дело направляется в суд. При этом уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ. Уголовное дело в отношении остальных лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной ст. ст. 31 - 36 УПК РФ.

Окончание предварительного следствия прекращением уголовного дела и уголовного преследования осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 29 УПК РФ. Уголовное дело подлежит прекращению в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ при отсутствии заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствии согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении одного из лиц, указанных в п. 1, 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ или согласия соответствующих должностных лиц Следственного комитета при прокуратуре РФ в случаях, предусмотренных п. 13, 14 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Особенности возникновения и реализации права на реабилитацию

Лица, перечисленные в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, также как и остальные граждане-участники уголовного судопроизводства, имеют право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда или восстановление в трудовых, пенсионных и иных правах в процессе реабилитации, что также необходимо учитывать при решении вопроса об осуществлении в отношении них уголовного преследования.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию появляется у подозреваемого или обвиняемого, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и п. 1 и 4-6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

Литература

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 12 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №9. Ст. 1011.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999 г. №28. Ст. 3466.

Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005.

   Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. №12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий» // СЗ РФ. 2001. №7. Ст. 617.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; Научн. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2003.

Уголовно-процессуальное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлыка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

Е.А. Прохорова, Н.В. Коваленко. Уголовный процесс Российской Федерации в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

Уголовный процесс: Учебник / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2008.

Уголовный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н. А.В. Гриненко. - М.: Норма, 2004.   

 

Глава 44. Производство предварительного следствия по уголовным делам с участием иностранных граждан

Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.