Совершенных несовершеннолетними
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Преступность в среде несовершеннолетних, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, это серьезная проблема, с которой так или иначе сталкивается каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние – по сути просто дети, жизнь которых только начинается.

В России уголовно-процессуальным и уголовным законодательством установлены определенные особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей, призванные максимально защитить их права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.

Несовершеннолетние подлежат уголовной ответ­ственности, если до совершения преступления им исполнилось шест­надцать лет. Лица, совершившие преступление в возрасте от четырна­дцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за некоторые тяжкие и особо тяжкие преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний дос­тиг возраста, предусмотренного частями первой и второй данной статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связан­ном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический харак­тер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо ру­ководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних осуществляется в общем порядке, с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ. При расследовании означенной категории преступлений надлежит руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда России от 14 февраля 2000 г. № 7 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда России от 06.02.2007 г. № 7) «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

Методика расследования преступлений несовершенно­летних, отмечают М. В. Субботина и В. В. Радаев, характеризуется рядом особенностей, обусловленных:

наличием криминалистически значимых психофизиологичес­ких характеристик подросткового возраста;

кругом обстоятельств, подлежащих установлению, и соответственно, спецификой формулирования версий и планирования расследо­вания;

необходимостью взаимодействия с подраз­делениями по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

особыми задачами и содержанием воспитательной и профилак­тической работы следователя;

своеобразием тактики следственных действий с участием несовершеннолетних;

обязательностью проведения некоторых следственных действий, исходя из смысла уголовно-процессуального закона.

В связи с изложенным, организация расследования преступлений несовершеннолетних имеет определенные особенности.

Процесс расследования преступлений с организационной стороны можно разделить на определенные этапы:

начальный этап, задачами которого являются; проверка общих версий о событии преступления, имеющихся к моменту возбуждения уголовного дела; установление фактов, подлежащих доказыванию; собирание и закрепление доказательств, могущих быть утраченными; установление лица, совершившего преступление; принятие мер для возмещения вреда, причиненного преступлением; начало работы по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

последующий этап, задачей которого является дальнейшая работа по собиранию, исследованию и оценке доказательств;

заключительный этап, предусматривающий завершение расследования.

Необходимо отметить, что начальный этап определяет весь ход дальнейшего расследования. Задачами его являются:

проверка общих версий о событии преступления, имеющихся к моменту возбуждения уголовного дела;

установление фактов, подлежащих исследованию;

собирание и закрепление доказательств, могущих быть утраченными;

принятие мер для розыска и задержания подозреваемых;

принятие мер для возмещения вреда.

Процесс выдвижения и проверки версий по делам о преступлениях несовершеннолетних подчиняется обычным правилам, поэтому специфику имеют частные версии, т.е. предположения об отдельных обстоятельствах совершенного преступления.

Так, В. В. Радаев и М. В. Субботина предлагают выдвигать следующие частные версии:

преступление совершено подростком;

подростком ранее совершались аналогичные либо другие преступления;

преступление совершено подростком в соучастии (имелись взрослые либо несовершеннолетние подстрекатели, организаторы или иные соучастники);

существует иная причастность взрослых лиц к совершению преступления подростком (вовлечение в пьянство, развратные дейс­твия, притоносодержательство);

подросток оговаривает себя либо других лиц в совершении преступления;

несовершеннолетний обвиняемый страдает расстройством пси­хической деятельности.

Кроме перечисленных, могут быть выдвинуты также частные версии о местах нахождения похищенного:

несовершеннолетний сам носит похищенные предметы одежды (кожаную куртку, кроссовки);

часть аудио-видеотехники хранится у несовершеннолетнего дома. Объясняется ее появление «выгодной» покупкой или временным использованием с разрешения кого-ли­бо из друзей;

похищенное имущество находится в подвалах или на чердаках домов того микрорайона, где проживает несовершеннолетний;

похищенные золотые украшения проданы скупщикам в местах их постоянного нахождения;

украшения (бижутерия, парфюмерия) подарены знако­мым девушкам.

Особенности организации расследования преступлений несовер­шеннолетних во многом связаны с особым значением, которое уголовно-процес­суальное законодательство придает обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делам данной категории, установленным ст. ст. 73 и 421 УПК РФ. Таковыми являются:

событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершенного преступления);

виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивов;

обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

характер и размер вреда, причиненного преступлением;

обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;

возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности его личности;

влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.