Преступность в среде несовершеннолетних, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, это серьезная проблема, с которой так или иначе сталкивается каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние – по сути просто дети, жизнь которых только начинается.
В России уголовно-процессуальным и уголовным законодательством установлены определенные особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей, призванные максимально защитить их права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.
Несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности, если до совершения преступления им исполнилось шестнадцать лет. Лица, совершившие преступление в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за некоторые тяжкие и особо тяжкие преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой и второй данной статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних осуществляется в общем порядке, с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ. При расследовании означенной категории преступлений надлежит руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда России от 14 февраля 2000 г. № 7 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда России от 06.02.2007 г. № 7) «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».
Методика расследования преступлений несовершеннолетних, отмечают М. В. Субботина и В. В. Радаев, характеризуется рядом особенностей, обусловленных:
наличием криминалистически значимых психофизиологических характеристик подросткового возраста;
кругом обстоятельств, подлежащих установлению, и соответственно, спецификой формулирования версий и планирования расследования;
необходимостью взаимодействия с подразделениями по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
особыми задачами и содержанием воспитательной и профилактической работы следователя;
своеобразием тактики следственных действий с участием несовершеннолетних;
обязательностью проведения некоторых следственных действий, исходя из смысла уголовно-процессуального закона.
В связи с изложенным, организация расследования преступлений несовершеннолетних имеет определенные особенности.
Процесс расследования преступлений с организационной стороны можно разделить на определенные этапы:
начальный этап, задачами которого являются; проверка общих версий о событии преступления, имеющихся к моменту возбуждения уголовного дела; установление фактов, подлежащих доказыванию; собирание и закрепление доказательств, могущих быть утраченными; установление лица, совершившего преступление; принятие мер для возмещения вреда, причиненного преступлением; начало работы по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
последующий этап, задачей которого является дальнейшая работа по собиранию, исследованию и оценке доказательств;
заключительный этап, предусматривающий завершение расследования.
Необходимо отметить, что начальный этап определяет весь ход дальнейшего расследования. Задачами его являются:
проверка общих версий о событии преступления, имеющихся к моменту возбуждения уголовного дела;
установление фактов, подлежащих исследованию;
собирание и закрепление доказательств, могущих быть утраченными;
принятие мер для розыска и задержания подозреваемых;
принятие мер для возмещения вреда.
Процесс выдвижения и проверки версий по делам о преступлениях несовершеннолетних подчиняется обычным правилам, поэтому специфику имеют частные версии, т.е. предположения об отдельных обстоятельствах совершенного преступления.
Так, В. В. Радаев и М. В. Субботина предлагают выдвигать следующие частные версии:
преступление совершено подростком;
подростком ранее совершались аналогичные либо другие преступления;
преступление совершено подростком в соучастии (имелись взрослые либо несовершеннолетние подстрекатели, организаторы или иные соучастники);
существует иная причастность взрослых лиц к совершению преступления подростком (вовлечение в пьянство, развратные действия, притоносодержательство);
подросток оговаривает себя либо других лиц в совершении преступления;
несовершеннолетний обвиняемый страдает расстройством психической деятельности.
Кроме перечисленных, могут быть выдвинуты также частные версии о местах нахождения похищенного:
несовершеннолетний сам носит похищенные предметы одежды (кожаную куртку, кроссовки);
часть аудио-видеотехники хранится у несовершеннолетнего дома. Объясняется ее появление «выгодной» покупкой или временным использованием с разрешения кого-либо из друзей;
похищенное имущество находится в подвалах или на чердаках домов того микрорайона, где проживает несовершеннолетний;
похищенные золотые украшения проданы скупщикам в местах их постоянного нахождения;
украшения (бижутерия, парфюмерия) подарены знакомым девушкам.
Особенности организации расследования преступлений несовершеннолетних во многом связаны с особым значением, которое уголовно-процессуальное законодательство придает обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делам данной категории, установленным ст. ст. 73 и 421 УПК РФ. Таковыми являются:
событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершенного преступления);
виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивов;
обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
характер и размер вреда, причиненного преступлением;
обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности его личности;
влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.