Высшей считается социальная форма движения. К ее проявлениям относится мышление. Теоретически возможны и более высокие – метасоциальные формы, если будут открыты иные миры с разумной организацией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение форм движения рождает новые научные направления: биохимия, биофизика, кибернетика, синергетика, объясняющая эволюцию неорганических структур через поиск механизмов саморегуляции. Наука открывает как новые формы организации материи, так и новые формы движения, но устойчиво сохраняется основной принцип классификации, предложенной Ф. Энгельсом.

Все материальные объекты, явления и процессы в мире представляют собой системы, а следовательно, характеризуются рядоположенностью составляющих их элементов; относительно устойчивой конфигурацией, которая воспроизводится благодаря движению и взаимодействию элементов в рамках целого. Каждый объект, будучи качественно специфичным, граничит с другими объектами, занимает особое место среди них. Эти характеристики, абстрагированные от самих объектов, составляют содержание понятия пространства. Следовательно, пространство это философская категория, отражающая рядоположенность, протяженность, устойчивость конфигурации объектов, их особое место и границу по отношению к другим объектам.

Категория пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку бытие структурно дифференцировано на самостоятельные объекты, явления и процессы. Без этого понятие пространства было бы бессмысленно. Где нет структур, там нет пространства. Поэтому пространство понимается в философии как атрибут бытия, характеризующий систему взаимного расположения тел, структурное членение их элементов.

Время – это философская категория, отражающая чередование и последовательность процессов перехода в определенной стадии существования объектов, длительность бытия самих объектов.

Все процессы в мире протекают по определенным стадиям, качественно отличным и сменяющим друг друга. Их наличие и способы смены характеризуют длительность процесса. Стадии могут сменяться в определенном ритме и темпе – день и ночь, зима и лето. Поэтому понятие «время» характеризует ритм и темп движения. Время является также важнейшим атрибутом бытия, организующим движение, изменение и развитие мира. Вне понятия движения время было бы бессмысленным.

Понятия пространства и времени обладают как общими, так и специфическими свойствами. К общим свойствам относятся:

· однородность – равноправие всех точек пространства и моментов времени;

· бесконечность и неисчерпаемость их характеристик;

· атрибутивность, неотъемлемость по отношению к бытию.

Специфические свойства:

· формами проявления объективности пространства являются протяженность тел, их расположение и движение относительно друг друга; формами проявления объективности времени являются длительность и последовательность происходящих событий;

· пространство в нашей системе отсчета трехмерно, а время – одномерно;

· пространство обратимо, так как возможно движение в прямом и обратном направлениях; время необратимо, оно направлено от прошлого к будущему. Абсолютно полное повторение пройденных состояний и циклов изменения систем невозможно.

Категории пространства и времени изучаются не только философией, но и конкретными как естественными, так и гуманитарными науками. Каждая из них вырабатывает свое понимание, изучает определенный аспект и фиксирует собственные характеристики пространства и времени. В истории науки сложились два основных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциальный и реляционный.

Субстанциальный подход представлен в творчестве Гераклита, Демокрита, Г. Галилея, а физически обоснован И. Ньютоном. Согласно этому подходу пространство и время трактуются как первичные, фундаментальные, самостоятельные формы бытия. Они существуют независимо от материи и служат своеобразным «вместилищем» для объектов. В рамках этой традиции были получены важные результаты: выделена протяженность как важнейший параметр пространства, установлена дискретность и непрерывность пространственных характеристик бытия. Ньютоновская аргументация сохраняла свое значение в физике до начала XX в., и на его основе развивалась механика.

Реляционный (от лат. – отношение, относительный) подход разработан Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, Кантом. В науке – П. Лапласом, Н.И. Лобачевским, К.Ф. Гауссом, Г. Риманом, А. Эйнштейном. В соответствии с этой концепцией пространство и время характеризуют отношения между телами, объектами, системами, являясь их атрибутами, поэтому на разных уровнях организации бытия, в разных типах систем они могут изменяться.

Наиболее полное обоснование в естествознании реляционный подход по­лучил в теории относительности А. Эйнштейна, разработанной в 1905–1916 гг. Эта теория устанавливает зависимость пространственно-временных характеристик тел от состояния их движения и скорости изменений. В каждой системе отсчета существуют свои параметры длительности и протяженности. Сокращение пространственных и темпоральных интервалов описывается во взаимосвязи: насколько сократилось пространство, настолько и замедлилось время. Следовательно, существует единое, неотделимое от материи «пространство-время». Известен иллюстративный пример концепции Эйнштейна. Один из братьев-близнецов полетел к центру галактики, а другой остался на Земле. Когда первый брат вернулся, по его календарю было 38 лет, а на Земле прошло 400 тысяч лет. Общая теория относительности показывает, что свойства пространства и времени зависят и от взаимного расположения объектов. По мере приближения движения тел к скорости света или под действием мощных гравитационных полей, создаваемых большими массами вещества, пространственные интервалы сокращаются, а временные – увеличиваются.

Современное естествознание существенно изменило наши представления о пространстве и времени. Еще в начале века люди верили в абсолютное время и полагали, что любое событие может быть единственным образом пронумеровано числом. Теория относительности отвергла это представление. Каждый наблюдатель имеет свое время, т.е. время стало не только относительным, но и более индивидуальным понятием. Попытки объединить гравитацию с квантовой механикой привели к понятию «мнимого» времени. Высказана идея о существовании трех стрел или направлений времени:

1) термодинамической, в которой возрастает беспорядок (или энтропия);

2) психологической, в которой мы ощущаем ход времени;

3) космологической, в которой Вселенная расширяется, а не сжимается.

Совпадение этих направлений является условием возникновения разумных форм жизни.

Проблема времени активно исследуется гуманитарными науками, в первую очередь, историческими. Актуализация этой проблематики произошла в значительной степени под влиянием современной философии, работ М. Хайдеггера, А. Бергсона. Второй из них акцентировал идею связи времени с памятью. Время у него – это наполненный субъективными переживаниями образ объективной субстанции – длительности, лежащей в основе всех явлений. Это и есть память как свойство мира.

Возрастание интереса к проблеме времени со стороны современной науки способствовало созданию в 1966 г. в США по инициативе Дж. Фрейзера международного общества по изучению времени, объединившего ученых из различных областей знания.

Необходимо различать реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Их характеристики в снятом виде отражаются в со­ответствующих философских категориях.

Реальное пространство и время – это объективные реальности, которые не зависят от того, как их воспринимает отдельный человек или что знает о них наука на конкретном этапе своего развития. Свойства пространства и времени качественно своеобразны на различных уровнях бытия. Например, в неживой природе существуют особенности пространства и времени в мега-, макро- и микромире. В мегамире, в масштабах Метагалактики, важную роль играет кривизна пространства и времени. Она связана со взаимодействием тяготеющих масс и плотностью вещества и полей. В микромире искривление пространства и времени существенной роли не играет, поэтому свойства пространства и времени характеризуются евклидовой геометрией и законами классической физики. В микромире к таким свойствам относятся наличие квантов, специфическая дискретность. В области живой природы наблюдаются пространственная асимметрия, наличие «биологических часов» – связи между жизненными ритмами организма и изменениями в состоянии внешней среды. Специфика пространственно-временных структур в общественной жизни определяется сочетанием культурно-исторических факторов.

Концептуальное пространство и время – это теоретический образ реального, научные знания о пространстве и времени. Эти знания изменяются и обогащаются по мере развития науки. Например, Евклид утверждал, что параллельные прямые не пересекаются, а Лобачевский подверг эту аксиому сомнению с учетом масштабов Вселенной и свойства «искривления» пространства. В результате геометрия Евклида стала частным случаем современной геометрии.

Перцептуальное (от лат. – восприятие) пространство и время – это отражение реального пространства и времени в чувственном восприятии субъекта. Оно формируется относительно вовлеченных в деятельность человека объектов и процессов, составляющих среду его обитания.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

· движение, пространство и время являются неотъемлемыми свойствами, признаками, атрибутами бытия, они проявляются на всех уровнях организации мира;

· наука фиксирует, изучает характеристики движения, пространства и времени, свойственные конкретной сфере бытия, и фиксирует их в научных понятиях и терминах.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

В чем состоит принципиальное отличие в трактовках бытия восточной и западной философией?

Как сочетаются в жизни человека и общества материальные и идеальные основания бытия?

Почему в современной науке проблема времени приобрела особую актуальность?

Современное философское понимание бытия, тесно связанное с естественнонаучными взглядами и достижениями, включает в себя различные мировоззренческие подходы, течения и направления в познании мира.

[Торгашев: Лекция 9. Философия бытия. Торгашев Г. А. Основы философии, S. 363]

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Аристотель. Метафизика. – Ростов-на-Дону, 1999.

Ахутин А. Тяжба о бытии. – М., 1997.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. – М., 1997.

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. – М., 1991.

Метафизика. – М., 1994.

Метафизические исследования. – СПб., 1997.

Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. – Мн., 1989.

Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М., 2000.

Соколов Б. Г. Герменевтика метафизики. – СПб., 1998.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20. – С. 391–407, 563–564.

 

 

АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедра философии

 



ПО ФИЛОСОФИИ



ЛЕКЦИЯ 13. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

 

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ (2 ЧАСА):

1. Теория развития в философии и науке. Диалектика и синергетика.

2. Законы развития.

3. Основные категории диалектики.

 

 

История диалектики. Философскую концепцию изменения, движения и развития универсума называют диалектикой. Диалектика (от греч. – искусство вести спор, диалог, беседу) представляет собой не только теорию развития, но и метод исследования развивающегося мира. В становлении этого философского метода выделяется несколько этапов, исторических форм диалектики.

Античная диалектика. Одним из первых понятие диалектики применил Сократ, обозначив им искусство вести эффективный спор, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Сократ считал, что мнения у людей могут быть разные, но истина для всех едина. Метод Сократа включал в себя простоту и ясность аргументов, иронию, сомнение в собственной непогрешимости: «Я знаю, что я ничего не знаю», – эти слова были его девизом. На пути к истине, считал греческий мудрец, необходимо научиться составлять понятие, давать определение обсуждаемого предмета. Нельзя рассуждать о добродетели или мужестве отдельных людей, не зная существенных признаков добродетели и мужества как таковых. Аристотель называет зачинателем диалектики Зенона, Диоген Лаэрций – Платона. Следовательно, диалектика зарождается в контексте древнегреческой философии. Эта историческая форма диалектики характеризуется рядом черт, которые объединяются в определении: «стихийная и объективная», данном ей Гегелем и Ф. Энгельсом. Древнегреческие философы, фактически развивая различные стороны диалектики, не вполне осознавали ее субъективно, не приводили диалектическое учение в сознательно построенную систему знаний, не опирались широко на науку в исследовании природы и социальной практики. Диалектические представления были фрагментарны, целостная концептуальная форма диалектики отсутствовала. Доминирующим предметом рефлексии в классической философии античности стала сфера идей, универсум духовной культуры. Среди форм рефлексии преобладало пассивное созерцание.

В средние века диалектика понималась как одно из семи искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и обозначала умение логически рассуждать. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра, построенные в системе вопросов и ответов В философских диспутах христианских богословов отрабатывались приемы и методы диалектического мышления, уточнялось содержание философских категорий, что является несомненным достижением средневековой философии.

Диалектика классической немецкой философии. В ее развитии заметное участие приняли И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель. Специфику исторической формы диалектики предопределила рационалистическая традиция, унаследованная от античности. Основной почвой для разработки диалектики оставалась сфера духовной культуры. Но в отличие от античности, эта реальность рассматривалась уже как объект активного вмешательства человека, его сознания. У Канта диалектика выступает средством обнаружения противоречий в познавательном процессе. Критический анализ противоречий разума способствовал в дальнейшем поиску путей их преодоления. Гегель, обращаясь к противоречию, указывает на него как на источник развития мира. Гегель осуществил тотальное осмысление духовной культуры своего времени во всех ее формах, вычленил в ней логические основания, элементами которых стали категории; им было описано и сведено в иерархические ряды большинство приемов, схем, законов диалектического мышления. Этому посвящена его книга «Наука логики».

Исторической заслугой классической немецкой философии является разработка целостной концепции диалектики как универсальной теории развития и метода познания мира.

Марксистская диалектика. Марксизм обобщает все ценное в развитии диалектики и поднимает ее на новый уровень. Важнейшую роль в разработке теории диалектического метода сыграли работы Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы». В первой из них автор развернуто, систематически и популярно продемонстрировал, как проявляются законы и категории диалектики в неживой и живой природе, общественном развитии, духовном творчестве; показал роль диалектики в борьбе с догматизмом. В книге «Диалектика природы» он на примерах из различных наук доказал, что диалектические закономерности столь же типичны для природы, как и для общества. Фундаментальными проблемами диалектики природы являются противоречивость природных процессов, соотношение качественно различных типов изменений в природе и их обусловленность количественными изменениями; иерархия уровней организации материи; формы движения; появление жизни и человека; становление общества. Позднее исследованием диалектического метода занимался В.И. Ленин. Одна из особенностей применения диалектики в его творчестве – это сфера политики, политического действия. В советской философии материалистической диалектике отводилось особое место, были изданы обобщающие труды по истории и теории диалектики,

К разработке проблем диалектики обращались и неомарксисты – Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер. Критический подход к существующей реальности эти философы характеризовали как диалектический. Признавая достижения идеалистической диалектики Гегеля и материалистической диалектики Маркса, они поставили задачу их теоретического переосмысления. И Гегель, и К. Маркс критиковались главным образом за то, что в своих концептуальных построениях недостаточно точно воспроизвели сущность отрицания и его роль в процессе развития. Этот недостаток представители Франкфуртской школы пытаются устранить в своей негативной диалектике, которая так называется потому, что факторы отрицания выдвигаются в ней на первый план.

Негативная диалектика исходит из того, что противоречия внутри любого целого не могут быть разрешены за счет его внутренних резервов. Они преодолимы лишь под влиянием внешних факторов. «Снятие», которое у Гегеля понимается как момент, несущий в себе отрицание старого с одновременным сохранением в новом положительных моментов этого старого, у франкфуртцев несет только негативную нагрузку, разрушая старое качество и утверждая новое. К подобным выводам создатели негативной диалектики приходят в результате анализа истории человеческой цивилизации, позднебуржуазного общества, которое, манипулируя сознанием индивидов, приводит их к одномерности, конформистским типам поведения. Сломать их может только социальная сила, находящаяся вне этих структур. Крайний радикализм этих положений не оправдал себя на уровне социальной практики, но теоретический вклад неомарксистов в развитие диалектики несомненен.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

· В структуре философского знания диалектика представляет собой учение о всеобщих, универсальных законах взаимосвязи, движения и развития природы, общества и духовно-познавательной деятельности.

· Принципы, которые отражают сущность мира во всей его полноте, обозначаются как объективная диалектика. Определенные правила построения мысли и ведения дискуссии вырабатываются субъективной диалектикой.

· В современной философии диалектика представляет собой развитой, теоретически оформленный метод, содержащий в своей структуре принципы, законы и категории.

Принципы диалектики. Принцип (от лат. – начало, основа) – понятие для выражения основного исходного положения какой-либо системы знания, теории, учения. В современной диалектике выделяются 3 основных принципа: единства мира; всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; развития. Кроме них выделяют еще принципы системности, объективности, причинности.

Принцип единства мира является обоснованием тезиса о том, что все наличное бытие, независимо от того, материально оно или идеально, имеет общие, универсальные законы функционирования и развития. Важно отметить, что этим принципом не отрицаются и специфические законы, характерные для отдельных сфер бытия.

Принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является обоснованием тезиса о наличии универсальных связей и взаимодействий между существующими материальными и идеальными системами. Этот принцип является фундаментальным для диалектики, его содержание выводится из всей истории человеческой деятельности.

Ни один предмет в мире не существует сам по себе. Это касается как его происхождения, существования, так и будущих состояний. Связь в природе основана на активности, порождаемой столкновением различных энергетических сил. Относительное равновесие в их взаимодействии обеспечивает условия для существования отдельных объектов. Сама Земля существует благодаря тому, что в пределах Солнечной системы сохраняется определенное распределение энергии, которое непосредственно зависит от массы составляющих ее тел. На уровне микромира существуют пространственно-временные связи между элементарными частицами. Многообразны связи и на уровне макромира. Например, в биосфере с поверхностью земли взаимодействуют живые организмы. В биоценозах взаимодействуют их ниши. Нарушение равновесия в этих взаимодействиях может существенно изменить окружающую среду. Сложны и разнообразны связи, отношения и взаимодействия, имеющие социальную природу. К ним относятся: коммуникативные связи, обеспечивающие общение между субъектами; теоретико-познавательные связи; связи между различными фрагментами культуры: искусством и наукой, наукой и религией.

Многочисленные типы связей, существующих в мире, классифицируются по различным критериям:

· по формам существования материи – пространственные и временные;

· по формам движения – механические, физические, химические, биологические, социальные;

· по глубине – внешние и внутренние, существенные и несущественные;

· по направленности – связи функционирования, развития, управления.

Разнообразные связи изучаются конкретными науками. Философия, во-первых, формулирует наиболее общие, универсальные, присущие всем процессам объективного мира связи; во-вторых, исследует их безотносительно к специфике их носителей; в-третьих, обосновывает тезис о наличии всеобщей и универсальной связи в мире

Содержание принципа всеобщей связи и взаимообусловленности раскрывается посредством категорий: «отношение», «связь», «взаимодействие»

Отношение – философская категория, характеризующая взаимозависимость элементов определенной системы. Отношения объектов и явлений друг к другу многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, отношения части и целого, формы и содержания. Особый тип составляют общественные отношения. Изучая отношения между вещами, наука выявляет различные свойства этих вещей.

Связь – философская категория для отражения специфического типа отношения между системными объектами, разделенными в пространстве и во времени, при котором наличие или изменение одного из них порождает наличие или изменение другого. Выявление устойчивых связей на различных уровнях бытия является условием открытия законов.

Взаимодействие – философская категория для отражения такой формы всеобщей связи, результатом которой являются изменение взаимодействующих системных объектов, их взаимная обусловленность, взаимопереход.

Принцип развития является обоснованием тезиса о том, что мир как совокупность составляющих его объектов находится в постоянном движении, становлении и развитии, что объекты переходят из одного качественного состояния в другое.

Идея развития стала важнейшей предпосылкой становления диалектического метода. Со временем философская идея об универсальном характере развития получила признание в различных областях научного знания. Реализацией этой идеи стала разработка принципа универсального эволюционизма, который распространяет развитие на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материей. В обоснование универсального эволюционизма внесли свой вклад многие научные дисциплины, но определяющее значение сыграли три важнейших концептуальных направления в науке XX в.: теория нестационарной Вселенной; синергетика; теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы[44]. В соответствии с теорией нестационарной Вселенной, около 20 млрд. лет назад из сверхплотной сингулярной точки в результате Большого взрыва началось расширение Вселенной. По мере разрастания, вещество во Вселенной остывало и конденсировалось в Галактики, которые удалялись друг от друга. В самих галактиках происходили сложные процессы образования звезд, их превращения в красные гиганты, появления других космических тел. В создании этой теории важную роль сыграли теоретические исследования А.А. Фридмана. Они поставили под сомнение выводы А. Эйнштейна о том, что Вселенная стационарна в пространстве и во времени. Впоследствии уравнения и модели Фридмана получили эмпирическое обоснование. Значение теории нестационарной Вселенной состоит в том, что в научную картину мира включается идея космической эволюции. Тем самым создается возможность описать в терминах развития неорганический мир, обнаружить общие эволюционные характеристики различных уровней его организации. В свете этой теории по-новому звучит идея античной философии о единстве «микрокосмоса» и «макрокосмоса», возникает вопрос о месте человека в мире. Открытия в астрономии позволяют предположить, что объективные свойства Вселенной как целого создают возможность возникновения жизни, разума на определенных этапах ее развития.

Значительную роль в утверждении принципа глобального эволюционизма в науке сыграла синергетика. Синергетика (от греч. – содействие, сотрудничество) – это теория согласованного состояния процессов самоорганизации в сложных системах различной природы – живых, неживых и социальных. В рамках синергетического подхода исследуются сложные, открытые, нелинейные системы в неравновесном состоянии. Самоорганизация в таких системах выступает как процесс, приводящий к образованию новых структур, свойств и качеств. В стабильном состоянии система данного типа функционирует на основе принципа детерминизма, ее элементы подчиняются факторам порядка. Вместе с тем элементы и подсистемы не просто реагируют на факторы порядка, но и видоизменяют их. Происходит это постепенно, а часто и под влиянием случайности. Такие случайные отклонения величин от среднего значения называются в синергетике флуктуациями. Усиление флуктуации ведет к нарушению равновесия, разрушению системы. Система оказывается в переломной ситуации, требующей от нее выбора. Своеобразная точка перелома или ветвления системы называется точкой бифуркации. В бифуркационной точке перед системой существует множество ветвей развития, и невозможно однозначно предсказать выбор, который она сделает. В процессе выбора система приобретает новые свойства и формирует новые параметры порядка, начинает подчиняться особым законам, вплоть до возникновения нового динамического состояния материи. В дальнейшем функционировании системы вновь вступает в силу детерминизм, но чем сложнее система, тем более чувствительна она к флуктуациям, тем выше риск дестабилизации, нарушения равновесного состояния. Более того, у сложных, открытых, нелинейных систем режим нормального, стабильного функционирования изначально предполагает аритмии и флуктуации[45].

Важнейшей характеристикой процессов самоорганизации является их динамический характер. Неравновесные состояния необратимы, они несут в себе «стрелу времени», иными словами, перспективу эволюции, развития. Возникает вопрос: какие именно объекты могут быть отнесены к системам данного типа и насколько это соответствует принципу глобального эволюционизма? К ответу на этот вопрос наука шла постепенно. Впервые явление самоорганизации было установлено при изучении лазеров (1968–1970 гг.) и описано Г. Хакеном и Р. Грехемом. Ими же был предложен термин «синергетика». В 1972 г. прошел первый международный симпозиум по синергетике. В 1996 г. состоялся Московский синергетический форум. В 1997 г. создано Немецкое общество сложных систем и нелинейной динамики. Существуют также Американское общество по теории хаоса в психологии и науках о жизни и Японское общество по изучению нелинейной динамики[46]. С 1997 г. в отделе логики и методологии научного познания института философии НАН Беларуси разрабатывается фундаментальная научная тема: «Логико-методологическое исследование нежестких форм связей в контексте идей современного детерминизма», в рамках которой значительное место отводится философскому осмыслению синергетических концепций в их применении к проблемам астрофизики, космологии, математики и социальной практики.

Следовательно, современная наука доказывает, что большинство природных объектов является открытыми системами, обменивающимися между собой энергией, веществом и информацией, а определяющую роль в мире играют неустойчивые, неравновесные состояния. Представление о временной направленности процессов в объектах неживой природы стало возможным благодаря осмыслению современной физикой второго начала термодинамики, открытого еще в XIX в., согласно которому события, происходящие во Вселенной, необратимы. В работах И. Пригожина, И. Стенгерс, П. Гленсдорфа, Э. Янча предпринято мировоззренческое и методологическое обоснование научных выводов. В настоящее время синергетический подход активно используется в нейрофизиологии, психологии, психиатрии, химии, биологии, социологии. Обобщение результатов этих исследований позволяет рассматривать эволюцию как целостный процесс, объединяющий бытие и становление неживой, живой и социальной материи. Эта теория является современной научной верификацией философской теории развития. До синергетики не было теорий подобного масштаба и уровня, относящихся к классу научных, а не философских, которые позволяли бы синтезировать результаты из различных областей знания.

Синергетика акцентирует внимание на ответственности человека по отношению к природе, что особенно актуально в условиях нарастания угрозы глобального экологического кризиса. Человеческий разум в данном контексте выступает как принципиально новое качество самоорганизующихся систем, он способен к рефлексии над уже пройденными этапами. Тем самым определяется место человека во Вселенной, его причастность к процессам, происходящим в ней.

Представления об открытых самоорганизующихся системах находят подтверждение в конкретных науках и позволяют им активно обмениваться полученными результатами. Так, например, из области биологии широко распространилась теория эволюции, в самой же биологии XX в. продуктивно используются методы других наук. Основным достижением биологии XX столетия можно считать формирование нового эволюционного учения, которое называют учением об эволюции биосферы и ноосферы. У истоков этого учения стоял В. И. Вернадский, представляющий биосферу как целостную систему, обладающую высочайшей степенью самоорганизации и способностью к эволюции.

Таким образом, в современной науке есть естественнонаучные данные, позволяющие не только подтвердить принцип развития, но и существенно обогатить его, сформулировать на общенаучном уровне идею глобального эволюционизма. Философская теория развития – диалектика – была создана раньше, чем ее научные верификации. Это обстоятельство подчеркивает универсальный характер философских принципов, методологическую и прогностическую функции философии.

Содержание принципа развития раскрывается посредством таких категорий, как движение, развитие, прогресс, регресс.

Движение – философская категория для отражения «изменения вообще» (Ф. Энгельс), или ненаправленного изменения в состоянии системного объекта; способ существования материи, ее важнейший атрибут.

Развитие – философская категория для отражения такого типа движения, при котором происходит необратимый, направленный и закономерный переход от одного качественного состояния системы к другому.

Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) – философская категория для отражения такого типа развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, связанный с повышением уровня организации и сохранением эволюционных возможностей изменяющихся систем

Регресс (от лат. – возвращение, движение назад) – философская категория для отражения такой формы развития, для которой характерен переход от высшей к низшей стадии, связанный с понижением уровня целостности изменяющихся систем и упрощением их взаимосвязей со средой.

Итак, развитие – это центральная категория диалектики. Любая теоретическая модель развития должна ответить на три мировоззренческих вопроса:

1. Об источнике развития.

2. О механизме развития.

3. О форме, структуре, направленности развития.

В диалектике на эти вопросы отвечают ее законы

Законы развития. Закон – это философская категория для отражения необходимой, существенной, устойчивой связи между явлениями и процессами природной и социальной действительности, которая носит общий характер. Закон может быть сформулирован в пределах конкретной науки или научной теории. Философский закон, или закон диалектики, по отношению к научным законам обладает следующими характеристиками:

1. Он отражает всеобщий, универсальный характер связи, движения и развития явлений природной, социальной реальности и духовно-познавательной деятельности

2. Характеризует связи, движение и развитие явлений в самом общем виде, без специфики их носителя.

3. Законы диалектики всесторонне раскрывают сущность развития, отвечают на вопросы об его источнике, механизме, структуре, форме и направленности.

Закон единства и взаимодействия противоположностей раскрывает источник, импульс, причину развития мира. Таким источником выступает противоречие между противоположными сторонами целостных и качественно определенных объектов, явлений, процессов.

Открытие и философское обоснование этого закона прошло долгий путь. Философы милетской школы, рассуждая о субстанциальных началах мира, обнаружили наличие противоположных свойств у природных явлений: мягкое – твердое, холодное – теплое, сухое – влажное. Они указали на способность вещей порождать друг друга. Причиной этого Анаксимандр считал агрессивность вещей, которая толкает их к нарушению меры.

Элеаты рассмотрели проблему противоречия и представили ее в гносеологическом аспекте. Парменид, сравнивая понятия бытия и небытия, утверждал, что нельзя допустить существование и того, и другого. На этом основании он сформулировал известный в логике закон о запрете противоречия. В творчестве Зенона был широко поставлен вопрос о противоречивости предмета мысли и мысли о предмете. Ему принадлежат известные в философии апории: «О множественности вещей», «Дихотомия», «Ахилл», «Стрела». Апория (от греч. – затруднение) – это трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Например, в апории «Стрела» говорится о том, что летящая стрела покоится, так как движущийся предмет всегда занимает равное себе место, покоится в нем в каждый момент. Следовательно, предмет вообще неподвижен, ведь движение не может сложиться из суммы состояний покоя. В данном случае Зенон допускает прерывность пространства и на этом основании утверждает невозможность движения. В апории же «Ахиллес» он, напротив, допускает непрерывность пространства и делает тот же вывод: если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни кончиться. Выводы Зенона привлекли внимание греческих философов. Один из них даже встал и начал ходить перед Зеноном, чтобы наглядно доказать существование движения. Глубокому анализу апории впоследствии подверг Аристотель. Он обнаружил в них логически неверные посылки. Наука Нового времени доказала, что пространство и время как прерывны, так и непрерывны, а движение есть разрешение противоречия между прерывностью и непрерывностью. В чем же тогда философский смысл апорий? На этот вопрос ответил еще сам их автор. Зенон объяснял, что он не отрицает существования движения в физическом, чувственном мире. Его задача состояла в том, чтобы доказать его немыслимость. Тем самым Зенон поднял реальную проблему философского мышления – трудность, противоречивость отражения чувственно воспринимаемого мира в понятиях. Соотношение прерывности и непрерывности, конечности и бесконечности, бытия и мышления в целом – эти проблемы элеатов стали важным вкладом в развитие философии и разработку рассматриваемого нами закона.

Эмпедокл, последний крупный представитель натурфилософии Древней Греции, называя началами мира природные стихии (воду, землю, огонь, воздух), утверждал, что в действие их приводят два психических начала – Любовь и Ненависть. Эти силы соперничают между собой, равновесие между ними неустойчиво, борьба их направлена от единства и блага ко множеству и злу, а затем опять к единству и благу. Таким образом, Эмпедокл говорил о противоречивости мира.

В творчестве Сократа, Платона и Аристотеля диалектика в целом начинает рассматриваться преимущественно как логика, поэтому содержание закона единства и взаимодействия противоположностей раскрывается ими через противопоставление знания и мнения, заблуждения и лжи, бытия и мышления. Глубокий анализ понятий различия, противоположности, противоречия связан с трудами Аристотеля, который ввел представление о наличии сложной системы противоположностей. Например, человек не может быть и плохим, и хорошим, но может быть красивым и добрым. Поэтому сравниваемые качества должны относиться к одному и тому же роду.

Таким образом, в античной философии были, во-первых, сделаны выводы о наличии противоположных сторон как в физическом мире, так и в сфере мышления, познания; во-вторых, развитие представлено как взаимодействие этих противоположностей, разрешение противоречия между ними.

В Средние века развитие этих идей приняло специфическую религиозную форму и заключалось в основном в обсуждении оппозиций: «вечность и время», «душа и тело», «разум и вера», «бог и мир», «добро и зло», «человеческая воля и божественная благодать».

В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. Первый из них утверждал, что бытие пронизано противоположностями. Сам человек является живой противоположностью. В нем сочетается телесность и духовность. Бог, вмещающий весь мир, есть абсолютный максимум, но, находясь в конкретном предмете, он составляет абсолютный минимум. Учение о противоположностях распространяется у Николая Кузанского и на сферу познания. Рассудок человека неспособен охватить противоположности в их единстве, на помощь ему приходит разум, интеллект. Разум способен осмыслить бесконечное и поэтому может увидеть, как преодолеваются и совпадают противоположности. Например, по мере бесконечного увеличения высоты равнобедренного треугольника он совпадает с прямой линией.

Дальнейшее развитие представлений о противоречии связано с немецкой классической философией. Кант создал учение об антиномиях – обоюдно противоречащих и одинаково убедительных высказываниях об одном предмете. Согласно Канту, антиномии являются границей познавательных способностей разума. Гегель подверг критике выводы Канта об антиномиях и доказал, что противоречие есть неотъемлемая характеристика бытия и мышления. Вывод Гегеля стал основанием для углубленного изучения закона о единстве и взаимодействии противоположностей в современной философии и, в первую очередь, в марксизме.

Таким образом, закон единства и взаимодействия противоположностей раскрывается через понятия противоположности и противоречия. Рассмотрим их.

Противоположность – философская категория для обозначения одной из сторон конкретного целого. Противоположности одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, они находятся в неразрывной связи и непрерывном взаимодействии.

Противоречие – философская категория для отражения процесса взаимодействия противоположностей, которое является источником развития объекта и перехода его в новое качество.

В этом процессе выделяется несколько этапов. На первом из них, который называется тождеством, родовые и индивидуальные свойства противоположных сторон совпадают, объект равен самому себе. Тождество означает общность происхождения и интересов противоположных сторон. Противоречие здесь существует потенциально. Превращение потенциального противоречия в актуальное означает наступление следующего этапа – различия. На этом этапе противоположности выявляют свое содержание. Ситуация выявления различий может характеризоваться как критическая для состояния системного объекта. Обычно она требует разрешения, снятия противоречия. Конкретная форма снятия противоречия зависит от различных обстоятельств, условий и факторов. В результате разрешения противоречия противоположности преобразуются, возникает новое качество объекта.

Противоречия в неорганической природе изучаются физикой, химией, астрономией, другими науками. Эти противоречия носят объективный характер, проходят без участия человека, но он своей деятельностью все же может повлиять на них, использовать их для совершенствования техники и технологии.

В живой природе противоречия проявляются также без участия человека, но более сложно. Значительнее и последствия воздействия человека на одну из природных ниш, оно может привести к кризису в функционировании биологической массы. Так, например, исчезают целые виды животных и растений, стимулируется саморегуляция популяций.

Специфика проявления этого закона в социальных системах связана с большой сложностью последних. Противоречия здесь напрямую связаны с деятельностью людей, их судьбой, существованием.

Конкретные проявления противоречий в неживой, живой и социальной материи позволяют ввести их типологию. Противоречия бывают: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные. В соответствии с принципом взаимосвязи и взаимодействия все они имеют общую причинную основу. Правильно определить главное противоречие, которое ведет за собой остальные, значит, найти причину, ключ к пониманию и активному действию.

Закон перехода количественных изменений в качественные. Формирование данного закона началось под влиянием практической деятельности и математизации знания. В этом процессе осмыслялись такие понятия, как количество, качество и мера. Категория меры, применительно к поведению человека, широко разрабатывалась в духовной культуре Индии. Аристотель зафиксировал взаимосвязь категорий «количество» и «качество». Наиболее глубокое теоретическое исследование закона с определением его категорий дал Гегель в первом томе «Науки логики».

Качество – философская категория для отражения предмета в единстве его свойств, в системе связей и отношений с другими предметами. Гегель показал, что качество предмета, его определенность и специфика, то, что предмет есть сам по себе, раскрываются в процессе его связи с другими предметами, во взаимодействии с ними.

Количество – философская категория для отражения характеристики предмета по степени развития и интенсивности его свойств, выраженных в величинах и числах. Достаточно четкое определение количества есть уже у Аристотеля: количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто; всякое количество есть множество, если оно числимо, и величина – если измеримо.

Мера – философская категория для отражения диалектического единства качества и количества или такого интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Категории меры Гегель уделил больше всего внимания, считая ее определяющей в развитии культуры. Точки в развитии, когда количество, пройдя определенный интервал, меняет качество предмета, Гегель называл «узловой линией отношений меры».

Скачок – философская категория для отражения перехода количественных изменений в качественные или перехода из одного количественного состояния в другое в результате выхода количественных изменений за границы меры. Эмпирическое обоснование этого закона осуществлено Гегелем, К. Марксом, Ф. Энгельсом. В «Капитале» К. Маркс подробно проанализировал диалектику денежного обращения: не всякая сумма денег, подчеркивает автор, есть капитал. Капиталом может быть только такая сумма, которая позволит не только окупить производство, но и создать прибыль. В качестве подтверждения этого закона Энгельс приводит и свидетельство Наполеона, описывающего бой малоискусной в верховой езде, но дисциплинированной французской кавалерии с мамлюками – лучшей в единоборстве, но недисциплинированной конницей. Два мамлюка, безусловно, превосходили трех французов; 100 мамлюков были равны по силе 100 французам; 300 французов обычно одерживали верх над 300 мамлюками, 1000 французов обычно побивали 1500 мамлюков.

Скачок осуществляется, таким образом, в конкретных формах, поэтому существуют многообразные классификации скачков по различным критериям. Наиболее общим различием является способ осуществления скачка – в этой связи выделяются скачки взрывного характера и постепенные.

Длительное время в обществознании особое внимание уделялось «взрывным» изменениям в развитии социальных систем. Это было связано с повышенной динамикой общественного развития Европы, многочисленными революциями, происходившими с середины ХVII до первых десятилетий XX вв. В современной философии, в социальных и гуманитарных науках на первый план выходит анализ понятий «эволюция» и «реформа».

Революция (от лат. – поворот, переворот) – понятие для отражения глубокого качественного изменения в развитии системы.

Эволюция (от лат. – развертывание) – понятие для отражения постепенного изменения в развитии системы.

Реформа (от лат. – преобразовываю) – понятие для отражения изменения какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающего основ социальной структуры.

В живой природе преобладают эволюционные процессы, но есть и резкие скачки; в неживой, на первый взгляд, доминируют резкие переходы, однако современное естествознание вводит эволюционный подход в современную картину мира – имеется в виду принцип глобального эволюционизма, о котором говорилось выше.

В общественном развитии революция, эволюция и реформа сочетаются, но на конкретных этапах истории их иерархия своеобразна, одна из этих линий развития может доминировать.

Итак, закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития, соотношение эволюционной и революционной фаз в нем.

Закон отрицания отрицания. Впервые этот закон сформулирован Гегелем, конкретизирован К. Марксом и Ф. Энгельсом на примере развития природы и общества. Содержание закона раскрывается через ряд понятий: отрицание, негация, снятие, трансформация, преемственность, традиция.

Отрицание – философская категория для отражения закономерного процесса перехода явления в иное качественное состояние вследствие развития его внутренних противоречий. Отрицаемая система уничтожается как целое, ее качество исчезает, но не абсолютно, какие-то стороны, состояния отрицаемой системы сохраняются и переходят в новую. Например, развитие растения из зерна, возрастные изменения человека. Таким образом, речь идет о двойном отрицании: отрицании системы и отрицания ее разрушения, т.е. об отрицании отрицания. Отрицание осуществляется в различных формах, отражающих степень и глубину разрушения системы, соотношение негативных и позитивных моментов в нем.

В понятии негация подчеркивается преобладание в отрицании элементов разрушения, особенно если оно усилено внешним влиянием. Снятие как форма отрицания отражает процесс разрушения одних и сохранения других элементов, качеств, свойств системы. Под трансформацией понимается преобладание моментов модификации, преобразования элементов с сохранением основы системы.

В настоящее время интерес к закону отрицания отрицания возрастает, чему способствует актуализация в общественном сознании проблем социо-культурной динамики. Особое место в современной философии отводится анализу понятий «традиция» и «преемственность», раскрывающих новые грани в действии закона отрицания отрицания.

В определении понятия «традиция» длительное время преобладали три основных значения: акт передачи права владения имуществом; устный способ закрепления и передачи от поколения к поколению некоторой информации; вероисповедная традиция. Возрастание интереса к этому понятию требует более строгого его определения. Социокультурные традиции представляют определенный класс ценностных установок культуры и включают формальный и содержательный компоненты. Формальный аспект отражает специфический тип передачи, механизм трансляции культурного наследия, при котором на каждом новом этапе бытия системы стереотипно и инвариантно воспроизводятся структурные и функциональные характеристики предшествующего этапа[47]. Традиции как стереотипы деятельности, общения и поведения, характерные для конкретных культурно-исторических общностей, не только осваиваются, ассимилируются субъектом культуры, но и транслируются из поколения в поколение, выступая таким образом как социокультурные формирования структур сознания. Так, например, культурная традиция играет значительную роль в политическом процессе. Эта роль обусловлена национальными особенностями. В Беларуси в качестве доминирующих традиций, определяющих стабильность политического процесса, выступают толерантность (терпимость к чужим мнениям и верованиям) и федерализм (принцип государственного устройства, при котором государства-члены союза сохраняют определенную самостоятельность). Учет их в социально-политической практике позволяет нашей стране избежать многих кризисных ситуаций религиозного и национального характера.

Таким образом, важнейшие функции традиции сводятся к двум основным: социальной стабилизации и преемственности в общественной жизнедеятельности; создания необходимых условий и предпосылок для успешного осуществления инноваций.

Преемственность – философская категория для отражения связи между различными этапами в развитии системы, сущность которой состоит в сохранении положительных элементов целого при переходе к новому состоянию. Одним из необходимых условий преемственности является сохранение способности системы к самоорганизации.

Итак, закон отрицания отрицания раскрывает общее направление развития и фиксирует:

1. Уничтожение качественной определенности системы с сохранением некоторых ее элементов, свойств, характеристик.

2. Преобразование сохраненного содержания на новом этапе развития системы.

Основные категории диалектики. Язык философии носит категориальный характер. Это значит, что в его основе лежит система понятий и терминов особого свойства. Наиболее значимые из них называются категориями.

Категория (от греч. – высказывание, обвинение, признак) – понятие для обозначения абстрагированных от действительности и зафиксированных в языке наиболее общих, существенных характеристик исследуемого фрагмента реальности в любой системе знания.

Философская категория – понятие предельной общности, в котором отражаются универсальные характеристики действительности, т. е. природы, общества и духовно-познавательной деятельности.

Необходимость такого предельно общего языка объясняется тем, что философская рефлексия имеет дело со сложными, развивающимися системными объектами, поэтому в категориально-понятийном аппарате философии должны отразиться важнейшие грани и особенности мира как целого.

Категории философии формировались постепенно, их количество росло, смысловые и содержательные аспекты претерпевали изменения на различных этапах ее развития. Динамика философских категорий детерминирована, во-первых, развитием мира и человеческой практики и, во-вторых, развитием абстрактно-логического мышления и философской рефлексии.

Философия оперирует очень большим количеством категорий и понятий, например, – существование, бытие, пространство, время, движение, развитие. Особое место в системе философских понятий занимают категории диалектики, которые представляют собой неразрывно связанные между собой пары. Поэтому они так и называются: парные категории. Почему категории диалектики образуют пары? Потому, что они отражают противоположные стороны целостных явлений, объектов, процессов.

Условно категории диалектики можно разделить на две группы:

1. Категории, которые отражают закономерности в развитии объективной реальности, механизмы детерминации в ней.

2. Категории, которые отражают закономерности в развитии познавательной деятельности, т. е. гносеологические механизмы.

К первой группе относятся категории:

· причина и следствие;

· необходимость и случайность;

· возможность и действительность.

Причина и следствие – философские категории, отражающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление; последнее называется следствием.

В природе существуют различные формы связей. Изучение их в философии связано с концепцией детерминизма. Детерминизм (от лат. – определяю, влияю, воздействую) – философское учение о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в мире. Причинно-следственные связи (как самый простой тип взаимодействия объектов), обусловленные генетически, были исследованы раньше и глубже других. В античной философии этой проблемой занимался Аристотель. Решая проблему становления многообразия форм материи, ее развития, он выделил и описал категории причины и следствия. Успехи механики и физики в Новое время позволили установить, исследовать и описать жесткие механические причинно-следственные связи, при которых если мы знаем причину, то с необходимостью можем предсказать следствие. Эта концепция получила название механистического, или лапласовского, детерминизма – по имени французского ученого Лапласа.

Достоинства и недостатки лапласовского детерминизма раскрыты Ф. Энгельсом в работе «Диалектика природы». С одной стороны, эта концепция являлась ударом по религиозному пониманию причинности, согласно которому бог вносит в мир цель, а развитие мира есть реализация данной цели. В этом плане Лаплас утверждал научный принцип исследования взаимосвязи между явлениями. С другой стороны, концепция Лапласа имела ограниченный характер, т. к. распространялась только на один тип связей – механический, тем самым игнорируя элемент случайности.

Развитие науки показало, что характер связи зависит от условий ее осуществления, от степени сложности материальной системы. Позднее лапласовский детерминизм столкнулся с целым рядом трудностей, которые породили физика элементарных частиц и квантовая механика. В них однозначно предсказать и проследить связь между причиной и следствием невозможно, ибо речь идет о новом типе связей, более универсальном, на уровне микромира. Многие ученые стали утверждать, что вообще нет никакой причинной обусловленности. Этот естественнонаучный кризис в понимании природы причинных связей совпал с кризисом в самой философии, с общим кризисом рационалистической традиции, Появилось направление, отрицающее причинные связи, – индетерминизм.

Вместе с тем обращение современной философии к различным аспектам человеческого бытия и развитие новых направлений и концепций в естествознании (например, синергетики, принципа глобального эволюционизма) способствовали дальнейшей разработке детерминизма. Большую роль в нем играет анализ природы и механизма случайности.

Долгое время в науке господствовал классический детерминизм, переносивший законы ньютоновской механики на всю действительность. Считалось, что связи в природе однозначны и необходимы, а любое событие предсказуемо. Случайность в данном контексте рассматривалась в лучшем случае как вторичный фактор эволюции мира. Современная наука, особенно в таких ее отраслях, как синергетика, теория вероятностей, статистическая теория, признает случайность как самостоятельное начало развития. Роль случайности прослеживается в социальных изменениях, природных процессах, в жизни отдельного человека.

Необходимость и случайность – философские категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явлений, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явлений

Необходимость – философская категория, отражающая закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней, динамической и статистической.

Случайность – философская категория, отражающая закономерный тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Случайность может быть внешней и внутренней, субъективной и объективной,

Понимание необходимых и случайных причинных связей часто осложняется недооценкой диалектики возможности и действительности. Например, природа потенциально богаче, чем выглядит, ее возможности шире действительности. Реализация же этих возможностей в значительной степени зависит от деятельности человека, которая выступает случайным фактором по отношению к необходимым и объективным природным связям.

Возможность и действительность – философские категории, характеризующие две основные ступени в становлении и развитии системы.

Возможность – философская категория для отражения объективной тенденции становления предмета, проявляющейся в наличии условий для его возникновения. Различают абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Численная мера возможности выражается понятием вероятности.

Действительность – философская категория для отражения объективно существующего предмета, явления или процесса как результата реализации некоторой возможности, в широком смысле – совокупности всех реализованных возможностей.

Вторая группа категорий, как указывалось выше, отражает гносеологические закономерности. К ней относятся категории:

· единичное, особенное, общее;

· содержание и форма;

· сущность и явление.

Единичное – философская категория, отражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность объектов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность. Таким образом, единичное – это предмет во всей совокупности его чувственных свойств.

Особенное – философская категория, отражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесенности его противоположных моментов –единичного и общего. Следовательно, особенное – это уже знание о единичном предмете, которое фиксирует в нем признаки, позволяющие отнести этот предмет к определенному классу объектов.

Общее – философская категория, отражающая определенное свойство или отношение, характерные для данного класса предметов, явлений. Общее – это знание о единичном предмете, которое фиксирует проявление в нем всеобщих, закономерных, универсальных связей. Всеобщее никогда не исчерпывает единичного, в единичном всегда остаются не зафиксированные свойства.

Диалектика единичного, особенного и общего проявляется на всех уровнях бытия. Например, человек как отдельный индивид (единичное) несет в себе определенные родовые признаки – сочетание биологического и социального (общее), но их конкретное соотношение и выражение будут специфичны у каждого человека (особенное).

В теоретико-познавательной деятельности, практических операциях и действиях субъект деятельности неизбежно обнаруживает различие определенной совокупности признаков, свойств и тенденций объектов и способов их выражения, что закрепляется в понятиях формы и содержания.

Содержание – философская категория, отражающая единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.

Форма – философская категория, отражающая способ существования и выражения содержания. Форма может быть внешней и внутренней. Понятие внутренней формы близко по содержанию к понятию структура.

Сущность – философская категория, отражающая внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Это понятие связано с проблемой определения места и роли объекта в системе действительности.

Явление – философская категория, отражающая то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешней формы его существования.

Таким образом, категории диалектики, во-первых, воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде и, во-вторых, отражают основные этапы становления и развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности человека.

Методологическая роль диалектики в исследовании сложных системных объектов. Диалектический метод имеет широкий спектр практического применения. Достаточно активно он используется в науке для описания системных объектов. Классическая наука уделяла основное внимание простым суммативным объектам. К изучению сложных развивающихся объектов наука приступила в XIX столетии с развитием астрофизики, биологии, экономической теории, генетики, экологии.

Описание системных объектов требует адекватного научного и методологического инструментария. Диалектический метод обеспечивает возможность анализа системного объекта в единстве трех важнейших аспектов его бытия: статическом, динамическом и функциональном. Он формирует понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействия противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, движения, развития. В диалектике тесно связаны аспекты теории и методологии. Применительно к системным объектам они проявляются в наборе категориальных определений таких понятий, как «система», «структура», «элемент», «функция».

Система – это философская категория, обозначающая структурированную совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции и представляющих единое целое.

Структура – это философская категория, обозначающая взаимообусловленную совокупность связей элементов в составе системы, определяющая собой ее качественную специфику; принцип упорядочения элементов в систему.

Элемент – философская категория, обозначающая неразложимый далее в данной системе компонент сложного целого – предметов, явлений, процессов.

Функция – философская категория, обозначающая роль, которую выполняет элемент в составе целого как для объединения элементов в систему, так и для успешного функционирования системы.

Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие элементы, обладающие собственной структурой, – подсистемы. Для системных объектов характерны взаимодействия и связи, подчиненные специфическим законам. Поэтому не всякая совокупность явлений представляет собой систему. Системами являются живой организм, киберне­тическое устройство, общество, научная теория, Вселенная, атом.

В зависимости от уровня организации, устойчивости структуры, количества элементов, функций, характера отношений со средой выделяются естественные и искусственные, информационно насыщенные и информационно ненасыщенные, открытые и закрытые, динамичные и пассивные, равновесные и нестационарные системы.

Естественные системы обладают высокой степенью саморегулирования и автономности. Для них характерны мега-, макро- и микропараметры. Наименее изученными являются глобальные системы, связанные со взаимодействием различных элементов и функциональных характеристик. Наибольший интерес для человека представляют системы, оказывающие на него непосредственное воздействие, – геологические, экологические, климатические.

Искусственные системы отражают факт творческой, интеллектуальной и практической активности человека, создавшего целую иерархию социально организованных подсистем в рамках единой суперсистемы, каковой является культура. В этом супермире соседствуют технические, информационно-коммуникативные, социальные, экономические, политические, духовные и собственно культурные системы.

Искусственные системы не обладают способностью саморегулирования и предполагают постоянное участие человека в процессах их создания и воспроизводства.

Информационно насыщенные системы отличаются многообразием источников информации и энергии, познание которых в естественных условиях представляет сложную задачу. В искусственных объектах информационные и энергетические потоки проектируются человеком и предполагают лишь регулирование и эффективный контроль процессов функционирования.

Информационно ненасыщенные системы являются результатом вмешательства человека, решение о котором принимается вследствие намечающегося информационного тупика. В природе подобные системы являются продуктом катастрофы.

Открытая система предполагает активный обмен информацией и энергией с окружающей средой и аналогичными системами. Открытость является важнейшей предпосылкой ее равновесия и устойчивости. Закрытая система, напротив, аккумулирует информацию и энергию в собственных пределах из-за неспособности сохранить равновесие в активных процессах обмена, например, «черная дыра».

Динамичные системы отличаются высокими темпами обновления содержания элементов, изменения структур, общего пространства, характерных для них процессов. Пассивные – акцентированы на сохранении сформировавшихся структур, консервации содержания элементов.

Равновесные (устойчивые) системы фиксируют постоянство базовых структур при высокой динамике обновления элементов и системы в целом. Нестационарные отражают неспособность системы совместить изменения с сохранением ее качественных и количественных параметров, создающих ее индивидуальность и своеобразие. Эти системы неизбежно приближаются к стадии катастрофы или значительной потери идентичности.

Уже сам факт систематизации и типологизации систем указывает на то, что диалектика обладает огромным методологическим потенциалом и возможностями конструктивной работы в практической области. Особенно актуальна ее функция в деятельности правоохранительных органов. Последние включены в сложнейший механизм функционирования социальной системы и призваны выполнять важнейшие регулятивные и контрольные задачи, связанные с обеспечением устойчивости системы, ее структур и отдельных элементов.

В обществе как системе люди выполняют различные ролевые функции. Эти функции отражают в большинстве своем конструктивную ценностную ориентацию на идею общественного блага и материального благополучия. В этой взаимосогласованной структуре вследствие высокой динамики общественного сознания могут возникать элементы дисгармонии, противоречия, дисфункции, нигилизма, деструкции, предполагающие особое внимание и контроль, обусловленные задачами сохранения системы в целом, каковой в практике сотрудника МВД является Республика Беларусь. Поэтому знание диалектики развития сложных систем и ее эффективное использование являются важнейшими задачами правоохранительных органов.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

Что такое субъективная и объективная диалектика?

Какие современные научные теории подтверждают универсальность принципов диалектики?

На какие мировоззренческие вопросы отвечают законы диалектики?

Как интерпретируются категории диалектики в юридической практике?

Какую роль играет диалектика в становлении системного подхода?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Гегель. Наука логики. – М., 1970–1972. Т. 1–3.

Диалектика и диалог. – М., 1993.

Диалектика и догматизм. – М., 1993.

Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. – 1998. – № 4. С. 138–143.

Ленин В.И. Карл Маркс (раздел «Диалектика») // Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 26.

Материалистическая диалектика как общая теория развития. – М., 1982. – Т. 1; – 1982. – Т. 2; – 1983. – Т. 3; – 1987. – Т. 4.

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. – № 1.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

 

 

АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедра философии

 

 

 

 



ПО ФИЛОСОФИИ

                  

        



Дата: 2019-04-23, просмотров: 265.