Норма не должна допускать отклонения и ее изменение возможно только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примеры международных договоров, противоречащих jus cogens, предложенные Комиссией по международному праву:

1. договоры, предполагающие незаконное применение вооруженных сил в нарушение принципов Устава ООН;

2. договоры, предполагающие совершение уголовных преступлений в соответствии с международным правом;

3. договоры, предполагающие или попустительствующие свершению преступлений международного характера, таких как работорговля, пиратство или геноцид, для противодействия которым необходимо сотрудничество всех государств.

Некоторые члены Комиссии высказали мнение, что нежелательно ограничивать сферу применения положений 53-й статьи Венской конвенции только преступными деяниями по международному праву, и в качестве других возможных примеров называли договоры, нарушающие права человека, суверенное равенство государств или право народов на самоопределение.

 

       3. Понятие норм МП, модельные нормы, мягкое право МП

Норма международного права – это правило поведения, которое признается государствами и другими

субъектами международного права в качестве общеобязательного.

«Мягкое право» (англ. soft law) — новая форма отношений, которая в отличие от основного признака присущего праву - «общеобязательность», имеет только «внешнюю форму выражения», т.е. «формальную определенность» в виде концепций и т.д. Оно отсылает к инструментариям которые не имеют обязательной юридической силы или обязательная сила которых отчасти "слабее", чем обязательная сила традиционного права; часто противопоставляется тому, что подразумевают под жёстким правом (hard law).

В связи с отсутствием обязательности положений и требований мягкого права обеспечение их соблюдения может выстраиваться, например, на основе авторитета и убедительности субъектов-источников данного права, его производителей.

В контексте международного права термин "мягкое право" включает в себя:

· Большинство Резолюций и Деклараций ООН, например, Всеобщую декларацию прав человека;

· Такие элементы (права) как заявления, принципы, кодексы и своды поведения, кодексы практики и т.д.; часто обнаруживается как часть рамочных договоров;

· Планы/программы действий (например, Программный план (программа) действий "Повестка дня на XXI в." (англ. Agenda 21), принятый ООН);

· Другие недоговорные обязательства.

Инструменты мягкого права обычно рассматриваются как необязательные соглашения, которые, тем не менее содержат много потенциала для оформления в "жёсткое право" в будущем. Эта "жёсткость" мягкого права может быть привнесена двумя способами. Первый состоит в том, что декларации, рекомендации и др. - являются первым шагом к процессам договаривания, в рамках которых может быть сделана ссылка на принципы уже утверждённые в инструментах мягкого права. Другая возможность состоит в том, что недоговорные соглашения предназначены для того, чтобы влиять на практику государств, и в той мере, в какой они успешны в этом, они могут привести к созданию обычного права. Мягкое право - удобное и пригодное средство для переговоров, которое может не предоставлять обязательств, имеющих юридической силы, в то время, когда они не удобны и не пригодны в определённый момент времени по политическим и/или экономическим причинам для сторон, участвующих в переговорах для создания основных обязательств (о которых стороны пытаются договориться), но в то же самое время, когда они ещё хотят договариваться о чём-то с честными намерениями (bona fides).

4. Принципы МП, признаки содержания

           Принципы международного права – это наиболее важные нормы международного права, имеющие обязательный характер для всех субъектов международного права, которые обязаны одинаково и неукоснительно применять каждый из принципов с учетом других.

Основные принципы международного права:

           1 Суверенное равенство государств (все государства пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства = Невмешательство во внутренние дела (каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему)

           2 Равноправие и самоопределение народов (Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус, свое экономическое, социальное и культурное развитие)

           3 Неприменение силы или угрозы силой (все государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств)

Мирное урегулирование споров (государства обязаны решать свои международные споры мирными средствами так, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли-вость)

Нерушимость границ (Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.)

Территориальная целостность государств (Государства должны уважать территориальную целостность друг)

Уважение прав человека и основных свобод (Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без дискриминации)

Сотрудничество государств (сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН)

Добросовестное выполнение международных обязательств

Принципы международного права закреплены в общем виде в Уставе ООН, а детализируются МПА:

* Декларацией о принципах международного права

* Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

 

5. Кодификация МП, инкорпорация официальная и неофициальная

 

Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;

2) изменением или пересмотром устаревших норм;

3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

4) закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.

Несмотря на распространенную практику придания в исключительных случаях обязательной юридической силы актам конференций и совещаний, равно как и резолюциям международных организаций, в теории существует явное нежелание считать вышеуказанные акты источниками международного права.

В целом теоретики международного права считают перечень источников (международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области международного права), перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, приблизительным и неисчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в международной практике.

 

6. Устав ООН и презумпция разнообразия источников МП

Презумпция разнообразия источников международного права присуща Уставу Организации Объединенных Наций, в преамбуле которого выражена решимость народов Объединенных Наций "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Если бы разработчики Устава, а в их числе были выдающиеся юристы-международники, основывали свое суждение исключительно на практике того времени (1945 г.), то им достаточно было добавить к договорам международные обычаи. Они же явно формулировали текст с ориентацией на перспективу, не связывая государства в их решениях.

7. Толкование статутов

8. Международный обычай, юр значение спецификаэ

Международный обычай как источники международного права

Обычай - это устойчивая практика в разрешении определённой ситуации, идентично применяемая в нескольких государствах и признанная ими в качестве правовой нормы.

Длительная повторяемость - это традиционное основание признания обычая как источника права.

Особенность международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с чёткими правилами. Он фиксируется в неофициальных документах, его содержание является более сложным и противоречивым.

Международный обычай почти всегда представляет собой одну норму

Международный договор и международный обычай равны по юридической силе.

Примеры:

1. Предел государственного суверенитета устанавливается в пределах 100-110 км от поверхности земли

2. Космические корабли, имеют право на беспрепятственный пролет при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства

3. Вновь прибывшего в страну иностранного посла встречает в аэропорту или на вокзале руководитель протокольной службы МИДа страны пребывания).

Поскольку при переходе от обычая к договору новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника — и международный договор, и международный обычай. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

 

9. Порядок формирования обычая

 

Особенность формирования и санкционирования (opinio juris) международно-правового обычая.

На наш взгляд, процесс образования обычных норм в международном праве проходит две стадии (этапа):

1) согласование определенного правила поведения субъектами международного права;

2) придание юридической обязательности правилу поведения и установление ответственности за ее неисполнение.

Первый этап — согласование воль государств (как элемент санкционирования) рассматривается в качестве необходимого многими учеными. Как полагает И. П. Третьякова, международно-правовой обычай выражает «согласованную волю государств» [39]. Л. Н. Анисимов утверждает, что «в теоретическом, да и в практическом плане при характеристике обычных норм международного права возникает также вопрос о том, имеется ли здесь согласование воль государств или они возникают опосредованно без участия воль этих субъектов международного права. Западная доктрина придерживается той точки зрения, что обычная норма международного права возникает без согласования воли государств; отечественная доктрина — что процесс создания обычной нормы международного права отличается от создания норм международного договора, но тем не менее согласование воль государств необходимо. Принято считать, что на первой стадии происходит формирование международного обыкновения, элементами которого является устойчивость, повторимость, регулярность применения, длительность. При этом обыкновение может стать международной нормой при согласовании воль государств, их согласии соблюдать данное правило как юридически обязательное. Это положение вытекает из ст. 38 Статута Международного Суда ООН. В отличие от согласия, которое фиксирует договорная норма, согласие при признании юридической обязательности обычной нормы носит фактический характер. Оно выводится из поведения государств, а не из подписания или ратификации» [40].

Что касается второго этапа — придания юридической обязательности правилу поведения и установления ответственности за ее неисполнение, то в отношении международно-правовых обычаев можно, с одной стороны, констатировать факт частичного слияния данной стадии с первой, поскольку государства, участвуя в международных отношениях, фактически и создают основу обычая и санкционируют его собственными конклюдентными действиями и актом подписания договоров или соглашений. Однако это касается только обычаев, созданных данными договаривающими сторонами.

10. Характеристика резолюции органов ООН.

Введение

Резолюции ООН являются формальным выражением мнения или воли органов ООН. Обычно они состоят из двух четко обозначенных частей: преамбулы и постановляющей части. Преамбула описывает соображения, на основании которых рассматривается вопрос, высказывается мнение или дается распоряжение. Постановляющая часть выражает мнение органа или дает распоряжение для определенных действий.

Термин «решение» используется для обозначения формальных действий, касающихся второстепенных или текущих вопросов, таких как выборы, назначения, место и время заседаний и принятие к сведению докладов. Решения также иногда используются для утверждения текстов по определенному вопросу, принимаемых консенсусом всеми членами органа ООН.

Система нумерации

Резолюции: 1946–1975 годы

Резолюции Генеральной Ассамблеи первоначально публикуются в качестве отдельных документов, всегда обозначаемых префиксом A/RES/-. Нумерация первых 3541 резолюции Генеральной Ассамблеи была последовательной. Римская цифра в круглых скобках, следующая за порядковым номером сессии, указывает, на какой сессии была принята данная резолюция, — очередной (например, XXX), специальной (например, S-VI) или чрезвычайной специальной (например, ES-V).

Примеры:

A/RES/217A (III) Всеобщая декларация прав человека

A/RES/3201 (S-VI) Декларация об установлении нового международного экономического порядка

A/RES/2252 (ES-V) Гуманитарная помощь

Дата: 2019-04-23, просмотров: 165.