ТЕМА 3
1. Нормы и источники МП
Норма международного права – это правило поведения, которое признается государствами и другими
субъектами международного права в качестве общеобязательного.
Создание норм международного права:
В сфере международных отношений отсутствуют специальные нормотворческие органы. Создание норм международного права представляет процесс согласования воль государств, включающий две стадии:
1) достижение согласия относительно содержания нормы
2) признание государствами правовой нормы обязательной
Особенности международно-правовых норм:
1. Предмет регулирования - международные отношения
2. Форма закрепления - международный договор, обычай, акт международной организации
3. Устанавливаются по взаимному согласию государств
4. Их нарушение влечёт международно-правовую ответственность государств
5. К ответственности привлекают сами государства
6. МП норма содержит, как правило, лишь диспозицию, излагающую правило поведения, а юридический факт, вводящий в действие эту норму (гипотеза), излагается в другой норме данной системы норм.
Источники международного права: понятие, виды
Источники международного права - это формы воплощения согласованных решений государств, формы существования международно-правовых норм.
формы государства определяют сами.
Традиционные формы: международный договор и международный обычай.
Новые формы: акты международных конференций и совещаний и актов международных организаций (те акты, которые принимаются в целях установления новых правил взаимоотношений субъектов МП).
наряду с источниками МП есть судебные решения и научные концепции, которые нормативными документами не являются. Они являются лишь вспомогательным средством, но не формой закрепления норм.
1. Международный договор - это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом
2. Обычай - устойчивая практика в разрешении определённой ситуации (Космические корабли, имеют право на беспрепятственный пролет при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства)
3. Акты международных конференций и международных организаций:
Международные конференции и организации являются лишь способом принятия международно-правовых норм государствами.
К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.
Акты конференций и организаций, как правило, не имеют нормативного значения. Однако иногда государства по своему желанию могут придать актам конференций и организаций юридически обязательный характер:
1. Например, Потсдамская конференция руководителей трех государств — СССР, США и Великобритании 1945 г., завершилась подписанием Протокола о конференции.
2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
4. Устав Международного трибунала
Данные 3 акта являются самостоятельными актами международных конференций и организаций, однако государства признали за ними безусловный нормативный характер.
2. Нормы Jus cogens
Jus cogens — это специальное понятие международного права, обозначающее императивную норму международного права.
jus cogens — это нормы, соответствующие фундаментальным правилам международного публичного порядка, которые могут быть изменены только последующими нормами того же характера. Положение императивных правовых норм являются вышестоящим по сравнению с другими обычными нормами международного права.
К ним относятся базовые правила, касающиеся обеспечения мира, запрещающие применение силы или угрозы силы в международных отношениях, а также нормы гуманитарного характера, такие как запрет геноцида, пыток, рабства и работорговли, расовой дискриминации.
Условия необходимые для признания нормы в качестве jus cogens:
Норма международного права может быть «возведения» в статус jus cogens –императивной нормы международного права при определенных условиях. Согласно критериям, установленным в ст. 53 Венской конвенции 1969 года:
Введение
Резолюции ООН являются формальным выражением мнения или воли органов ООН. Обычно они состоят из двух четко обозначенных частей: преамбулы и постановляющей части. Преамбула описывает соображения, на основании которых рассматривается вопрос, высказывается мнение или дается распоряжение. Постановляющая часть выражает мнение органа или дает распоряжение для определенных действий.
Термин «решение» используется для обозначения формальных действий, касающихся второстепенных или текущих вопросов, таких как выборы, назначения, место и время заседаний и принятие к сведению докладов. Решения также иногда используются для утверждения текстов по определенному вопросу, принимаемых консенсусом всеми членами органа ООН.
Система нумерации
Резолюции: 1946–1975 годы
Резолюции Генеральной Ассамблеи первоначально публикуются в качестве отдельных документов, всегда обозначаемых префиксом A/RES/-. Нумерация первых 3541 резолюции Генеральной Ассамблеи была последовательной. Римская цифра в круглых скобках, следующая за порядковым номером сессии, указывает, на какой сессии была принята данная резолюция, — очередной (например, XXX), специальной (например, S-VI) или чрезвычайной специальной (например, ES-V).
Примеры:
A/RES/217A (III) Всеобщая декларация прав человека
A/RES/3201 (S-VI) Декларация об установлении нового международного экономического порядка
A/RES/2252 (ES-V) Гуманитарная помощь
Решения
Решения Генеральной Ассамблеи не издаются в качестве отдельных документов, и поэтому им не присваивается условное обозначение серии документов. Как правило, они сначала включаются в серию A/INF/[сессия] (например, A/INF/52/4 + Add.1); например, для пятьдесят третьей сессии документов с условным обозначением INF не издавалось. До 1976 года решения не нумеровались. Затем была принята система, аналогичная системе нумерации резолюций, показывающая номер сессии, на которой было принято данное решение (например, решение 50/411 или решение ES-7/11). Решения, принятые на очередных сессиях, группируются следующим образом: номера 301–399 резервируются для решений о выборах и назначениях; номера начиная с 401 резервируются для решений, касающихся регулярно рассматриваемых вопросов, кроме выборов и назначений.
ТЕМА 3
1. Нормы и источники МП
Норма международного права – это правило поведения, которое признается государствами и другими
субъектами международного права в качестве общеобязательного.
Создание норм международного права:
В сфере международных отношений отсутствуют специальные нормотворческие органы. Создание норм международного права представляет процесс согласования воль государств, включающий две стадии:
1) достижение согласия относительно содержания нормы
2) признание государствами правовой нормы обязательной
Особенности международно-правовых норм:
1. Предмет регулирования - международные отношения
2. Форма закрепления - международный договор, обычай, акт международной организации
3. Устанавливаются по взаимному согласию государств
4. Их нарушение влечёт международно-правовую ответственность государств
5. К ответственности привлекают сами государства
6. МП норма содержит, как правило, лишь диспозицию, излагающую правило поведения, а юридический факт, вводящий в действие эту норму (гипотеза), излагается в другой норме данной системы норм.
Источники международного права: понятие, виды
Источники международного права - это формы воплощения согласованных решений государств, формы существования международно-правовых норм.
формы государства определяют сами.
Традиционные формы: международный договор и международный обычай.
Новые формы: акты международных конференций и совещаний и актов международных организаций (те акты, которые принимаются в целях установления новых правил взаимоотношений субъектов МП).
наряду с источниками МП есть судебные решения и научные концепции, которые нормативными документами не являются. Они являются лишь вспомогательным средством, но не формой закрепления норм.
1. Международный договор - это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом
2. Обычай - устойчивая практика в разрешении определённой ситуации (Космические корабли, имеют право на беспрепятственный пролет при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства)
3. Акты международных конференций и международных организаций:
Международные конференции и организации являются лишь способом принятия международно-правовых норм государствами.
К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.
Акты конференций и организаций, как правило, не имеют нормативного значения. Однако иногда государства по своему желанию могут придать актам конференций и организаций юридически обязательный характер:
1. Например, Потсдамская конференция руководителей трех государств — СССР, США и Великобритании 1945 г., завершилась подписанием Протокола о конференции.
2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
4. Устав Международного трибунала
Данные 3 акта являются самостоятельными актами международных конференций и организаций, однако государства признали за ними безусловный нормативный характер.
2. Нормы Jus cogens
Jus cogens — это специальное понятие международного права, обозначающее императивную норму международного права.
jus cogens — это нормы, соответствующие фундаментальным правилам международного публичного порядка, которые могут быть изменены только последующими нормами того же характера. Положение императивных правовых норм являются вышестоящим по сравнению с другими обычными нормами международного права.
К ним относятся базовые правила, касающиеся обеспечения мира, запрещающие применение силы или угрозы силы в международных отношениях, а также нормы гуманитарного характера, такие как запрет геноцида, пыток, рабства и работорговли, расовой дискриминации.
Условия необходимые для признания нормы в качестве jus cogens:
Норма международного права может быть «возведения» в статус jus cogens –императивной нормы международного права при определенных условиях. Согласно критериям, установленным в ст. 53 Венской конвенции 1969 года:
Норма должна быть нормой общего международного права.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 164.