Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с ними Российская Федерация – это

 демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство.

Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

  1. Политические основы конституционного строя.

Демократическое государство

Народовластие

 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ

(статья 3 Конституции РФ)

Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) - доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.

Идеи народного суверенитета получили своё развитие в западной мысли с распространением модернистской философии. (1576. Руссо, Гоббс , Локк).

Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха (Жан Боден), при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти.

Доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека,

народовластие - "демократия" в переводе с древнегреческого

Народ отождествляется с понятием Граждане и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству.

Власть - возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других.

Народный суверенитет - народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных лиц, которые принимают решения от имени и в интересах всего народа, населения, проживающего на той или иной территории.

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Принцип разделения властей

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны

(статья 10 Конституции РФ)

Разделение властей - это разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти:

ü законы обладают высшей юридической силой на всей территории государства и принимаются только законодательным органом;

ü исполнительная власть занимается исполнением законов и ограниченным нормотворчеством по вопросам, не урегулированным законом;

ü между исполнительной властью и законодательной властью установлен баланс полномочий;

ü судебные органы независимы;

ü ни одна из ветвей власти не вмешивается в компетенцию другой;

ü споры о компетенции решаются только судом.

1.3. принцип политического многообразия (плюрализма)

-создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции РФ.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13 Конституции РФ)

Дата: 2019-04-23, просмотров: 157.