Основы Конституционного строя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)(Глава 1)
  2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 22 июля 2010 г.) «Об общественных объединениях»;
  4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) "О свободе совести и о религиозных объединениях" ;
  5. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 4 июня 2010 г.) «О политических партиях»;
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Федеральный закон (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  7. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите конкуренции»;
  9. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (в ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности».
  1. Понятие основ конституционного строя. Соотношение категорий «конституционный строй» и «основы конституционного строя. Правовой институт основ конституционного строя.

Конституционный строй –это форма или способ организации государства, обеспечивающая подчинение его праву, охрану прав и свобод человека и гражданина и характеризующая его как конституционное государство.

Понятие основы конституционного строя – появилось сравнительно недавно

Использовалось «общественное устройство» (Конституции: СССР -1936, РСФСР -1937) «основы общественного строя и политики» (Конституции: СССР - 1977, РСФСР1978)

Конституция РФ -1993 - «основы конституционного строя» Признаки:

- Незыблемость

- Основополагающее начало

- Защита-всей системой публичной власти

- Человек его права и свободы – высшая ценность

Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства;

 - закрепленные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.

 (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Категория «конституционный строй» - более адаптированной к современному этапу развития общественных отношений предполагает единство трех постулатов нашей жизни: -человек, - общество, - государство, построенное на конституционном фундаменте и

 более подходит к закреплению основ российского общества в условиях формирования гражданского общества

Ограничение государственной власти правом имеет одной из своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.

Задача Конституции конституционного государства состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования.

Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ.

В соответствии с ними Российская Федерация – это

 демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство.

Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

  1. Политические основы конституционного строя.

Демократическое государство

Народовластие

 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ

(статья 3 Конституции РФ)

Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) - доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.

Идеи народного суверенитета получили своё развитие в западной мысли с распространением модернистской философии. (1576. Руссо, Гоббс , Локк).

Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха (Жан Боден), при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти.

Доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека,

народовластие - "демократия" в переводе с древнегреческого

Народ отождествляется с понятием Граждане и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству.

Власть - возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других.

Народный суверенитет - народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных лиц, которые принимают решения от имени и в интересах всего народа, населения, проживающего на той или иной территории.

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Принцип разделения властей

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны

(статья 10 Конституции РФ)

Разделение властей - это разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти:

ü законы обладают высшей юридической силой на всей территории государства и принимаются только законодательным органом;

ü исполнительная власть занимается исполнением законов и ограниченным нормотворчеством по вопросам, не урегулированным законом;

ü между исполнительной властью и законодательной властью установлен баланс полномочий;

ü судебные органы независимы;

ü ни одна из ветвей власти не вмешивается в компетенцию другой;

ü споры о компетенции решаются только судом.

1.3. принцип политического многообразия (плюрализма)

-создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции РФ.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13 Конституции РФ)

Правовое государство

ü Народ источник власти

ü Подчинение государства обществу

ü Принцип разделения властей

ü Защита прав и свобод человека и гражданина

ü Верховенство закона

ü Конституция ядро правовой системы

ü Все равны перед законом и судом

ü Социальная справедливость

ü приоритет личности в отношениях между личностью и государством

ü Законы подлежат опубликованию

ü Наличие развернутых юридических процедур для реализации и защиты прав и свобод

ü Ответственность граждан перед государством и обществом

Федеративное государство

Суверенное государство

Суверенитет - это свойство государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международных отношениях

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ);

 Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 4 Конституции РФ);

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67 Конституции РФ).

Референдум

Виды

  1. общегосударственный, региональный, местный
  2. обязательный и факультативный
  3. конституционный и обыкновенный
  4. допарламентский, внепарламентский, послепарламентский
  5. утверждающий и отменяющий
  6. решающий и консультативный

По предмету референдумы делятся на:
-конституционные;
-законодательные;
-по международным вопросам;
-по административным вопросам.
По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:
-консультативные;
-"дозаконодательные";
-совещательные;
-"послезаконодательные";
-ратифицирующие.











Назначение референдума

Референдум назначает Президент РФ Федерации.

Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.

Центральная избирательная комиссия РФ признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

  1. Экономическая и социальная основы конституционного строя.

Экономическая основа

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ)

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8).

Право частной собственности охраняется законом (ст. 35).

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9)

Социальная основа

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

(статья 7 Конституции РФ)

Идеологическое многообразие

Идеология - система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 13 Конституции РФ).

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)(Глава 1)
  2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 22 июля 2010 г.) «Об общественных объединениях»;
  4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) "О свободе совести и о религиозных объединениях" ;
  5. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 4 июня 2010 г.) «О политических партиях»;
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Федеральный закон (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  7. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите конкуренции»;
  9. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (в ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности».
  1. Понятие основ конституционного строя. Соотношение категорий «конституционный строй» и «основы конституционного строя. Правовой институт основ конституционного строя.

Конституционный строй –это форма или способ организации государства, обеспечивающая подчинение его праву, охрану прав и свобод человека и гражданина и характеризующая его как конституционное государство.

Понятие основы конституционного строя – появилось сравнительно недавно

Использовалось «общественное устройство» (Конституции: СССР -1936, РСФСР -1937) «основы общественного строя и политики» (Конституции: СССР - 1977, РСФСР1978)

Конституция РФ -1993 - «основы конституционного строя» Признаки:

- Незыблемость

- Основополагающее начало

- Защита-всей системой публичной власти

- Человек его права и свободы – высшая ценность

Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства;

 - закрепленные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.

 (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Категория «конституционный строй» - более адаптированной к современному этапу развития общественных отношений предполагает единство трех постулатов нашей жизни: -человек, - общество, - государство, построенное на конституционном фундаменте и

 более подходит к закреплению основ российского общества в условиях формирования гражданского общества

Ограничение государственной власти правом имеет одной из своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.

Задача Конституции конституционного государства состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования.

Основы Конституционного строя

главные устои государства, его основные принципы, призванные придать Российской Федерации характер конституционного демократического правового государства.

Элементы конституционного строя РФ:

Ø республиканская форма правления;

Ø суверенитет РФ;

Ø права и свободы личности;

Ø источник власти – многонациональный народ России;

Ø верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

Ø федеративное государственное устройство;

Ø гражданство РФ;

Ø разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

Ø организация местного самоуправления.

конституционно-правовой институт
«Основы конституционного строя Российской Федерации»-
совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, характеризующие Российскую государственность

(форма правления, политический режим, государственно-территориальное устройство, правовое положение личности и др.)

Основы конституционного строя - наиболее общие принципы, устои, отражающие характер государства, общества и общественных отношений, власти, положения человека и гражданина, политического режима, собственности и форм хозяйствования.

В Конституции РФ находит выражение целостная система принципов конституционного строя:

Ø основы организации государственной власти (народовластие);

Ø федерализм;

Ø верховенство права;

Ø разделение властей;

Ø государственный суверенитет;

Ø принцип, констатирующий, что РФ – часть мирового сообщества);

Ø основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина (признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью;

Ø их защита и соблюдение);

Ø основы организации жизни гражданского общества (идеологический и политический плюрализм;

Ø светский характер государства;

Ø свобода экономической деятельности;

Ø многообразие и равноправие различных форм собственности;

Ø социальный характер государства).


Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.