В духе православного триллера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Почему же мы при всем этом грядущего Страшного Суда стали ожидать лишь с ужасом, утратив предчувствие радости Встречи? За последние годы что-то поменялось в головах христиан, и мы стали ждать не Христа, а антихриста. И ужасного бояться.

Причина этому — в ложном эсхатологическом чувстве, которое родилось в нашей Церкви в девяностых годах прошлого века. Тогда появилась масса каких-то изданий из серии «Антихрист в Москве», «Пророчества старцев об антихристе» и так далее. Тема антихриста как некоего православного триллера была тогда очень востребована. В итоге люди стали ждать не Христа, а антихриста, и страх перед ним оттеснил величайшую радость ожидания Второго пришествия Христа.

Антихрист стал пониматься нами как некое надмирное чудовище, которое по своей мощности, могуществу практически равно Богу. Хотя апостол Иоанн Богослов говорит о том, что антихрист давно явился в мир. И вообще-то мы встречаем реальных апокалипсических антихристов в истории человечества чуть ли не каждое поколение и, наверное, точно — каждое столетие. Вспомните Нерона, которого Церковь в то время явно отождествляла с антихристом и даже имя его читала как три апокалипсических шестерки.

Каждый исторический период давал миру своего антихриста. Антихристом был Наполеон (так его и узнавала Церковь в то время), безо всякого сомнения настоящим антихристом был Ленин, Сталин, Гитлер… Такие антихристы еще будут появляться в нашей жизни. Более того, тот антихрист, который явится в конце времен, будет не очень сильно отличаться ото всех предыдущих. Ну, разве только будет более технически «наворочен», что даст ему возможность творить образные «чудеса». А в остальном — тот же Сталин, Нерон, Пол Пот, и другие, которые ставили себя на место Бога, принуждали людей им поклоняться, — через диктат, репрессии, отречение от Бога и уничижение человеческой личности.

Так что значительно страшнее того, что было в истории человечества, уже представить трудно. Христиане никогда этого не боялись, они понимали, что антихристы приходят и уходят, а Христос пребывает во веки.

Прот. Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО:

Судя по Евангельскому чтению от Матфея, которое читается в неделю о Страшном Суде, мы можем заключить, что Господь соберет все народы, верующих, не верующих, православных и не православных. Абсолютно все встанут перед лицом Божиим, и каждый будет давать ответ.

Этот ответ заключается не только в нравственном поведении человека. Из Священного Писания мы знаем, что, оказывается, нам еще необходима вера, потому что Господь употребляет такие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет»(Мк. 16, 16).

Мы знаем из Священного Писания о том, что очень важно Таинство Причащения. Христос сказал: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»(Иоан.6:53, 54)

Первоначальный ответ, первоначальный этап человека перед Богом на Страшному Суде — это дела милосердия, дела его веры, осознания, что Господь сделал для тебя и как потому ты должен поступать в этой жизни.

Думаю, что Страшный Суд будет тем местом, где мы со всех сторон будем давать ответ за свою жизнь. Поверил ли ты Христу, стал ли Его учеником, следуешь ли ты за Ним, совершаешь ли дела, подобные тем, что совершал Он.

Но, понятное дело, не стоит с самомнением заявлять: «Вот, я верующий, регулярно приступаю к Таинствам, у меня шансов больше…» Каждый человек будет судиться самостоятельно, без сравнения верующего и неверующего, сильно верующего и мало верующего, часто причащающегося и редко причащающегося. У каждого человека — своя мера взаимоотношения с Богом. Какова она, наверное, Господь Сам будет определять. Слава Богу, что здесь нет никаких норм.

Важный момент, что мы готовимся не к Страшному суду, а ко встрече с Богом. Страшный суд — как один из этапов жизни, как и рождение в Жизнь Вечную (наш день рождение здесь, на земле), как и смерть. То есть мы живем духовной жизнью не для того, чтобы пройти Страшный Суд, с облегчением выдохнуть и сказать: «Йес, я сделал это!»

Мы живем духовной жизнью, чтобы быть со Христом. По словам замечательного нашего современника иеромонаха Романа (Матюшина): «Господи, с Тобой не надо рая, тесный ад с Тобою мне как рай».

Так что для нас самое главное — быть со Христом, дышать со Христом, пытаться быть Ему подобными.

Да, на Страшном Суде будут и страшно, и ужасно: мы все осознаем свою греховность и порочность. Но особенно страшно будет именно тому, кто забудет о Христе. Суд будет без милости к тому, кто не окажет милости.

Здесь мы должны в полной мере уповать на Христа, быть Его учениками. А для этого — соблюдать Его заповеди.

Говоря о Страшном Суде, мы все больше забываем, что главное будет не сам Суд, а — Встреча. Забываем потому, что с каждым годом все больше растет эгоизм, себялюбие в человечестве. Каждый все больше персонифицируется по отношению к другим и по отношению к Богу. И Бог превращается для многих в “бога в баночке”. И ставится на полку рядом с банкой, в которой лежит гречка, и баночкой с наукой. И что нужно человеку, он ту банку в данный момент открывает. Поесть? Для этого — банка с гречкой. Пофилософствовать? Банка с наукой в самый раз. Чтобы быть человеком религиозным — нужно открыть баночку с богом.

А ведь нужно, чтобы человек постоянно жил с Богом. Такая жизнь и предполагает радость, защиту, знание, что Господь разделяет с тобой все твои тяготы.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), профессор СПбПДА

Страх перед «концом света» и перед Страшным судом сменил радость ожидания Второго Христова пришествия, о которой свидетельствуют писания Нового Завета, не вчера. Этот страх проник в сознание христиан в результате постепенного забвения Евангелия, той Благой вести, которая была принесена людям Иисусом Христом, и развита в богословском аспекте апостолом Павлом. Процесс если не полного забвения, то существенного искажения Благовестия начался довольно давно.

Здесь не место излагать причины этого искажения. Но едва заметное начало этого процесса уходит в глубину истории Церкви, к концу первого века, когда христианство стало разрастаться по языческому миру, заменяя собой традиционные религии. Немало способствовали росту христианства многочисленные примеры мученических подвигов.

При императоре Константине Великом, в начале IV века, христианство было объявлено государственной религией и заняло прочное и довольно устойчивое положение в античном обществе. К сожалению, этот положительный процесс сопровождался и отрицательными моментами. И в численно выросшее христианство стало с легкостью проникать ветхое сознание, старые обычаи и привычки.

Новая эра человечества была ознаменована религиозной революцией, произведенной Иисусом Христом. Но, как известно из опыта, за всякой революцией следует и контрреволюция. Революция означала полную отмену древних языческих религий с их культами, более того, — означала замену ветхозаветного Закона Евангелием Царствия Божия. Но контрреволюция, происходившая в мыслях и поведении людей, постепенно восстанавливала многие признаки ветхих религий (язычества и иудейства), которые тысячелетиями впитывало в себя сознание сотен поколений, проникая, можно сказать, в человеческое подсознание. Так просто от этого избавиться невозможно.

О двух гражданствах

И сегодня люди, которые называют себя христианами, если трезво посмотреть на них с точки зрения Нового Завета, на самом деле глубоко проникнуты языческими или ветхозаветными чувствами и представлениями. Особенно наглядно это проявлялось в варварские времена распада Римской империи и в Средние века в Европе. Глубоко духовные мысли о Боге, о посмертном существовании в единении со Христом сменились примитивными антропоморфными представлениями о Боге, наивным уподоблением Суда Божия суду человеческому, после которого следует либо заслуженная награда, либо заслуженное наказание.

Причем последнее устрашало особенно и мыслилось не иначе как в образах земных казней, садистских мучений, столь характерных для древнего и средневекового мира с его кострами, пытками, раскаленными сковородами и так далее. То есть из реальной жизни и из языческого подсознания образы проникали в сознание и даже в богословие, мало-помалу подменяя собою Христово Евангелие, радость которого исчезала, уступая место культовому обрядоверию и страху.

Вот прекрасный пример из Нового Завета — небольшое Послание святого апостола Павла к Филиппийцам. Апостол находится в заключении, его ожидает имперский суд и возможная казнь. Но приглядитесь: как часто звучит в этом послании слово «радость». «Радуйтесь, — увещевает филиппийцев Апостол, — и еще говорю: радуйтесь!» (Флп. 4:4).

В этом же послании он писал: «Наше жительство [буквально: гражданство] — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3:20). Иначе говоря, христиане имеют два гражданства. Одно гражданство земное, «царствие кесаря», как его ни называй, хоть президента Путина. Другое гражданство – небесное, Царствие Божие. Конечно, человеку иногда бывает трудно сознательно выбрать, законам какого «царства» надо следовать. Понятно, что земное царство с его законами необходимо и неизбежно, поскольку мы живем в этом грешном мире. Но есть другие «законы», законы Царства Божия, изложенные Иисусом Христом хотя бы в Его Нагорной проповеди.

Пока человек живет своей земной жизнью, эта самая жизнь то и дело ставит его в ситуацию выбора: законам какого гражданства надо следовать. Человек постоянно пребывает в состоянии некоего кризиса. Это греческое слово означает «суд». Человек стоит перед судом: куда повернуть? Пример мучеников и исповедников показал нам, что в критических ситуациях они выбирали следование воле Божией, а не велениям земных властей. Для человека такой выбор подчас бывает трудным и почти неразрешимым. Страшно ослушаться земных властей. Но страшно и непослушание Богу.

Но Господь Иисус Христос, зная об этой трудности и о слабости человека, в Своем Евангелии сказал утешительные и ободряющие слова: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10:19–20)

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 155.