Нормативные правовые акты, регулирующие таможенный контроль при международных морских и внутренних водных перевозках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правовое регулирование международных перевозок морским транспортом в первую очередь основывается на трёх конвенциях:

· «Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента», которая была заключена в Брюсселе 25 августа 1924 г. и также известна под названием Гаагские Правила).

· «Протокол изменений к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента», которые был принят в Брюсселе 23 февраля 1968 г. и также известен под названием Правила Висби.

· «Конвенция Организации объединённых наций по морской перевозке грузов», которая была заключена в Гамбурге 30 марта 1978 г. и также известна под названием Гамбургские Правила.

Гаагские Правила являются наиболее старым из действующих правовых режимов. Согласно данной Конвенции, перевозчик должен привести судно в надлежащее состояние и обеспечить сохранность груза, транспортируемого в рамках процедур международных морских перевозок.

В случае если груз был повреждён, перевозчик обязан доказывать свою невиновность. Предусматривается, что с перевозчика снимается всякая ответственность, если груз пострадал по вине экипажа, капитана или каких-то других служащих, находящихся в тот момент на судне. Кроме того, отдельно оговариваются так называемые девиации, например, ситуации, когда необходимо было спасти жизнь человека. В случае если девиации признаются разумными, с перевозчика также снимается всякая ответственность.

В зависимости от того, в какой форме осуществляется морская перевозка (линейная (Liner service) или трамповая (Тгаmр serviсе), договор морской перевозки заключается либо без условия предоставления судна или его части (линейная), либо с таким условием (трамповая). Договор, заключаемый с условием предоставления всего судна или его части, называется договором фрахтования.

Оформление договора перевозки в линейном судоходстве в большинстве случаев осуществляется посредством коносамента (Bill of Lading (англ.), Connaisement (франц.), Коппоssетепt (нем.), Poliza di cario (итал.), Conocimiento de embarque (испан.)). Особое значение коносамент имеет в отношениях между судовладельцем и получателем груза. По сути, коносамент является единственным документом, регулирующим отношения между ними.

Коносамент выполняет одновременно три функции: доказательства договора перевозки, расписки перевозчика в приеме груза к перевозке и товарораспорядительного документа.

Мировой практике известны следующие виды коносаментов:

1) Коносамент на груз, погруженный на борт судна ("бортовой" коносамент). Данный коносамент выдается после погрузки груза на борт судна и содержит отметку "погружено на борт судна" (Shipped on board);

2) Коносамент на груз, принятый к перевозке. Данный коносамент выдается после принятия судовладельцем груза к перевозке, но до погрузки его (груза) на борт судна. В дальнейшем коносамент на принятый к перевозке груз либо заменяется на "бортовой" коносамент, либо превращается в "бортовой" путем внесения в него отметки о том, что груз погружен на борт судна, и указания фактической даты погрузки.

3) Чартерный коносамент. Коносамент, выдаваемый в трамповом судоходстве, называется чартерным. Это обусловлено тем, что он может выдаваться в дополнение к чартеру.

4) Линейный коносамент - коносамент, выдаваемый в линейном судоходстве. Его содержание значительно шире, чем содержание чартерного коносамента, так как он содержит все специальные условия, относящиеся к перевозке.

5) Сквозной коносамент - это коносамент, выдаваемый в тех случаях, если в порт назначения груз будет доставлен не на том судне, на которое он был погружен в порту отправления. Данная ситуация возникает, как правило, в линейном судоходстве, когда судно, на которое груз был погружен в порту отправления не обслуживает порт назначения, но перевозчик принимает на себя обязательство произвести в каком-либо порту перевалку груза на другое судно (своей или чужой компании) и доставить груз в порт назначения, о чем на лицевой стороне коносамента делается специальная отметка. При выдаче сквозного коносамента судоходная компания принимает на себя ответственность за доставку груза в порт назначения. В отношении ответственности за сохранность груза при перевозке по сквозному коносаменту действует следующее правило: перевозчик, выдавший сквозной коносамент, отвечает за сохранность груза на всем пути следования, если в договоре не указано иное.

6) Коносамент на смешанную перевозку. В настоящее время в связи с широким распространением контейнерных перевозок все чаще судоходные компании работают по формуле "от двери до двери". В связи с этим некоторые из них для удобства могут выдавать т.н. коносаменты на смешанную перевозку, т.е. перевозку не только морским, но и другими видами транспорта.

Как разновидность ценной бумаги, коносамент может быть: предъявительским, ордерным или именным.

Коносамент оформляется на каждую отдельную партию товара одного наименования, следующую от одного отправителя в адрес одного получателя и имеющую одну маркировку. Однако допускаются исключения, когда по одному коносаменту следуют сборные отправки грузов различных отправителей и получателей. Такой способ используется, как правило, экспедиторскими организациями. В этом случае соблюдается принцип одного отправителя и одного получателя, поскольку в качестве отправителя и получателя, как правило, выступают экспедиторские организации, а реальный грузовладелец получает коносамент, выписанный не судовладельцем, а такой организацией. Таким путем достигается сокращение сроков доставки грузов и снижение транспортных затрат.

Коносамент, как правило, составляется по проформе. Проформа может быть разработана и утверждена:

- судовладельцем (чаще всего при линейных перевозках);

- международной организацией (например, проформы соответствующих чартерных коносаментов, утвержденных БИМКО (Балтийской и Международной морской конференцией), или проформа коносамента на смешанные перевозки (FBL, утвержденная FIATA).

Коносамент, имеет лицевую и оборотную стороны.

В зависимости от торговых обычаев и соответствующих правил лицевая сторона содержит следующие данные:

- наименование судоходной компании, ее адрес, наименование судна и его флаг, а иногда и фамилию капитана;

- наименование грузоотправителя; наименование грузополучателя или его представителя, за исключением оформления предъявительских или ордерных коносаментов;

- наименование порта погрузки и порта выгрузки;

- общий характер груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, прямое указание - в соответствующих случаях - относительно опасного характера груза, число мест или предметов и вес груза или его количество, обозначенное иным образом (если при отправке груз не взвешивался, перевозчик, как правило, страхует себя оговоркой следующего содержания: "Размеры, вес, количество, марка, состояние, сорт, содержание и стоимость указаны грузоотправителем и перевозчику неизвестны". Эта оговорка обозначает, что перевозчик отвечает за количество мест, а не за их вес и другие данные);

- условие относительно провозной платы и других причитающихся перевозчику платежей (мертвый фрахт, демередж в порту погрузки и выгрузки и т.п.). Обычно применяется одна из следующих формулировок: "фрахт оплачен" freight prepaid или freight collected) или "фрахт оплачивается в месте назначения" freight payable at destination);

- место и дата подписания коносамента; подпись правомочного лица (капитана или агента судовладельца);

- иногда коносамент подписывается и отправителем;

- количество выданных, имеющих законную силу оригиналов коносаментов;

- при наличии чартера в коносаменте обязательно должна быть ссылка на дату и место подписания чартера и использованную проформу чартера.

На оборотной стороне коносамента обычно указываются общие условия перевозки. В частности, оборотная сторона коносамента может содержать следующие данные:

- толкование таких терминов, как "торговец", "перевозчик", "груз", "держатель" и т.п.;

- условие о первостепенности закона (Paramount Clause), по которому на коносамент распространяются Гаагско-Висбийские или Гамбургские правила либо делается ссылка на другие конвенции или национальное законодательство;

- условие о юрисдикции, определяющее место рассмотрения споров, вытекающих из перевозки;

- период ответственности, в течение которого перевозчик и/или его представитель отвечает за утрату или порчу груза;

- условие о районе плавания (The Scope of Voyage). В нем обычно содержатся условия о возможности и условиях девиации;

- оговорка о замене судна, перегрузке и экспедиции;

- условие о лихтеровке (Lihterage), возлагающее на грузовладельца расходы по оплате всех погрузочно-разгрузочных работ при необходимости использования лихтеров;

- условие о погрузке, выгрузке и сдаче груза;

- условие о фрахте и расходах;

- условие о залоговом праве;

- условие о задержке;

- условие об общей аварии и спасении.

Кроме этих условий коносамент может содержать и другие условия, относящиеся непосредственно к конкретной перевозке.

"Чистый" коносамент (С1еап Bill of Lading).

Перевозчик, принявший груз к перевозке без каких-либо оговорок о недоброкачественном (по внешнему виду) состоянии груза и/или его упаковки или каких-либо иных оговорок, относящихся к грузу, выдает грузовладельцу "чистый" коносамент.

Проверка содержимого отдельных мест не входит в Обязанности перевозчика. Если груз предъявлен к перевозке в поврежденной упаковке, то, как правило, такой груз к перевозке не принимается. Груз может быть принят только в том случае, если грузовладелец выдаст перевозчику письменный документ, подтверждающий, что состояние груза или его упаковки соответствует условиям запродажного договора. Однако и в этом случае в коносамент будут внесены соответствующие оговорки. Коносамент принято считать чистым, даже если он содержит оговорки следующего содержания:

- о том, что груз предъявлен к перевозке в таре/ упаковке, бывшей в употреблении;

- о том, что все риски за дефекты, связанные со специфическими особенностями груза, относятся на грузовладельца;

- о том, что вес, качество и количество груза перевозчику неизвестно и внесены в коносамент со слов грузоотправителя.

Если расчеты по договору купли-продажи осуществляются в форме аккредитива, необходимо, чтобы условия аккредитива, относящиеся к коносаменту, содержали все оговорки, перечисленные в предыдущем абзаце, потому что в противном случае банк может не принять коносамент с такими оговорками.

Помимо коносамента, особенно на стадии бронирования мест на линейное судно, может использоваться букинг-нота (booking note), которая является как бы "предварительным договором", состоит из двух частей (лицевой и оборотной) и содержит следующие условия: - на лицевой стороне - дата и место совершения сделки, наименование фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузовладельца), вид и количество груза, наименование судна, порты отправления и назначения, ставка фрахта и условия платежа, размещение груза на судне (в трюме или на палубе), наименование грузоотправителя, оговорка об использовании коносаментов перевозчика, подписи фрахтователя и фрахтовщика. Кроме этого, на лицевой стороне могут указываться позиция судна (местонахождение судна на момент заключения сделки), нормы грузовых работ и т.д.;

- на оборотной стороне - положения о юрисдикции, сроках ответственности, условиях выполнения рейса, замене судна, перевалке и экспедиции, погрузке, выгрузке и сдаче груза, задержках в пути, диспаче и демередже, форс-мажорную оговорку и т.п.

5.2. Общие требования при таможенном оформлении и таможенном контроле судов, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации морским или речным транспортом.

Таможенное оформление и таможенный контроль судов, а также товаров (включая валюту), перемещаемых через таможенную границу Союза этими судами (далее - судов и товаров), производятся в порядке, определенном законодательством Союза о таможенном деле, нормативными правовыми актами с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

Таможенное оформление и таможенный контроль транспортных средств, используемых для международных перевозок товаров и пассажиров и перемещаемых судами через таможенную границу Союза (далее - транспортные средства), производятся в порядке, определенном законодательством ЕАЭС о таможенном деле, нормативными правовыми актами с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

7. Таможенный контроль судов и товаров, а также транспортных средств проводится в объеме, необходимом для соблюдения требований законодательства ЕАЭС, а также международных договоров ЕАЭС, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Союза.

8. Таможенное оформление судов и товаров, а также транспортных средств производится в морских или речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения.

Заходы в порты (на рейды), не открытые для международных сообщений, запрещаются, за исключением форс - мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.). О таких заходах капитан судна (лицо, им уполномоченное) незамедлительно информирует ближайший таможенный орган.

9. Суда и товары, а также транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенной процедурой.

10. Все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.

Требования данного пункта не соблюдаются при форс - мажорных обстоятельствах (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного производства таких операций. В этих случаях уведомление таможенного органа и органа пограничного контроля может быть сделано после начала проведения указанных операций.

11. Таможенное оформление судов производится в портах, как у причала, так и на рейде. Решение о возможности производства таможенного оформления судов на рейде принимает таможенный орган по заявке капитана судна (лица, им уполномоченного), согласованной им с портовыми властями.

12. Таможенное оформление судов производится круглосуточно, в том числе по выходным и праздничным дням, по мере готовности судов и в порядке их очередности, устанавливаемой портовыми властями по согласованию с таможенным органом.

При длительном (не менее 6 месяцев) снижении количества судозаходов в порт начальник таможни по согласованию с портовыми властями вправе устанавливать иной процедурой таможенного оформления судов.

Таможенные сборы за таможенное оформление судов, перемещаемых через таможенную границу в качестве транспортных средств, не взимаются.

13. Таможенный орган, исходя из необходимости более полного таможенного контроля и оформления, может увеличивать время таможенного оформления судна.

14. Морской агент или портовые власти обеспечивают в установленном порядке доставку сотрудников органов пограничного, таможенного, санитарно - карантинного, ветеринарного контроля, а также государственной службы карантина растений, производящих оформление и контроль судов и экипажей при приходе или отходе за границу (далее - комиссия) на судно и обратно для выполнения возложенных на них функций.

15. Оформление комиссией прибывающих из-за границы судов производится после их санитарного осмотра. До окончания санитарного осмотра и спуска карантинного флага проход на судно не разрешается.

16. Сотрудники таможенных органов по согласованию с органами пограничного контроля могут в любое время суток подниматься на борт судна для выполнения служебных обязанностей. Капитан судна обязан предоставить им все требуемые для проведения таможенного контроля документы. Капитан судна предоставляет бытовые и служебные помещения, необходимые для выполнения служебных обязанностей.

17. Для избежания необоснованной задержки судов после их прихода и в целях сокращения времени, необходимого для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, таможенный орган заблаговременно информируется (в произвольной форме) о предполагаемом часе прихода судна в порт.

18. О пересечении судном таможенной границы ЕАЭС капитан судна (лицо, им уполномоченное) уведомляет в письменном виде таможенный орган. Данное уведомление подписывается капитаном судна (лицом, им уполномоченным).

Таможенный орган регистрирует уведомление в Журнале уведомлений и хранит в своих делах. Уведомление должно содержать следующие сведения:

- название судна;

- национальная принадлежность судна;

- наименование судовладельца;

- число пассажиров на судне;         

- число членов экипажа;

- наименование и общее количество грузов (товаров);

- расчетное время прихода судна в порт;

- дата и время подачи уведомления.

19. Не позднее чем через 30 минут после прихода судна в порт капитан судна (лицо, им уполномоченное) обязан письменно уведомить таможенный орган о приходе судна, уточнив информацию, представленную ранее, и указав точное место стоянки судна. Данное уведомление подписывается капитаном судна (лицом, им уполномоченным). Уведомление принимает сотрудник таможенного органа и приобщает его к информации, представленной ранее и хранящейся в делах таможенного органа.

20. Перед убытием на судно уполномоченный сотрудник таможенного органа, входящий в комиссию, фиксирует в Журнале учета судов загранплавания факт прихода судна (графы 1 - 4) и присваивает порядковый номер судовому делу.

21. Капитан судна (лицо, им уполномоченное) для проведения таможенного оформления и таможенного контроля судна при приходе представляет сотруднику таможенного органа, входящему в состав комиссии, следующие документы в двух экземплярах:

- Общую декларацию;

- Декларацию о грузе;

- Декларацию о судовых припасах;

- Декларацию о личных вещах членов экипажа;

- Судовую роль;

- список пассажиров;

- накладные CN 37;

- справку о наличии валюты и валютных ценностей в судовой кассе;

- список оружия и боеприпасов;

- список лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;

- судовые манифесты - на все грузы (товары).

С момента вручения сотруднику таможенного органа указанных документов и представления грузов (товаров) такие грузы (товары) считаются находящимися на временном хранении под таможенным контролем.

22. При приходе судна декларирование членами экипажа и пассажирами ввозимых ими товаров требуется в случаях, определяемых нормативными правовыми актами, и осуществляется в установленном порядке.

23.При проведении таможенного оформления и таможенного контроля судна сотрудники таможенного органа:

- проверяют достоверность заявленных сведений, содержащихся в представленных документах;

- проверяют записи в журналах материального учета судна и документы на ввозимые на судне судовое снаряжение, судовые запасные части и судовые припасы;

- накладывают средства таможенной идентификации на помещения, где находятся следующие товары:

- табачные изделия и алкогольные напитки (за исключением помещений, в которых находятся табачные изделия и алкогольные напитки, которые будут потребляться на судне во время его стоянки в порту);

- оружие;

- лекарственные средства;

- товары, не предназначенные для выгрузки в данном порту.

24. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля судна посадка и высадка пассажиров по представлению сотрудников таможенного органа разрешается органом пограничного контроля.

25. После проверки представленных документов и проведения таможенного контроля судна и товаров сотрудник таможенного органа:

а) в Общей декларации проставляет и заполняет штамп (приложение 3), подписывает и заверяет его оттиском личной номерной печати, делает отметки о наложении средств таможенной идентификации, отражает другую информацию, необходимую для таможенного контроля;

б) в накладных CN 37, Декларации о грузе или судовых манифестах на грузы (товары), подлежащие выгрузке в место, определенное таможенным органом, проставляет штамп "ГРУЗ ТАМОЖЕННЫЙ", указывает место выгрузки грузов (товаров), дату и заверяет оттиском личной номерной печати;

в) при наличии валюты и валютных ценностей в справке о наличии валюты и валютных ценностей делает следующие отметки: "На приход проверено, сходно", проставляет дату, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати;

г) в Судовой роли и в списке пассажиров указывает номер судового дела и заверяет оттиском личной номерной печати;

д) в Декларации о судовых припасах делает следующие отметки: "На приход проверено, сходно", проставляет дату, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати. При наложении средств идентификации на помещения, где находятся табачные изделия и алкогольные напитки, указывает эти помещения и номера средств идентификации и заверяет оттиском личной номерной печати;

е) при наличии лекарственных средств в списке лекарственных средств указывает номер судового дела и заверяет оттиском личной номерной печати, а также делает следующие отметки: "Опечатано в помещении N, в сейфе N, средства идентификации N" и заверяет оттиском личной номерной печати;

ж) при наличии оружия и боеприпасов на списке оружия и боеприпасов указывает номер судового дела, а также делает следующие отметки: "Досмотрено, опечатано в помещении N, сейфе N, средства идентификации N" и заверяет оттиском личной номерной печати.

Количество экземпляров документов с отметками таможенного органа по просьбе капитана судна может быть увеличено.

26. После завершения оформления судовых документов сотрудник таможенного органа разрешает выгрузку товаров на склад временного хранения (СВХ) либо в другое место, определенное нормативными правовыми актами.

27. По требованию сотрудников таможенного органа им должен быть обеспечен доступ в любое помещение судна.

Досмотр судна производится в сопровождении уполномоченных членов экипажа.

Досмотр личных вещей пассажиров проводится в их присутствии.

Досмотр личных вещей членов экипажа производится непосредственно на судне в присутствии владельца и одного члена экипажа.

28. В случае отсутствия грузовых документов на какую-либо партию грузов (товаров) во время работы комиссии капитан судна (лицо, им уполномоченное) должен предъявить письменное объяснение относительно обстоятельств ввоза таких грузов (товаров) на таможенную территорию ТС.

Такие грузы (товары) подлежат немедленному таможенному досмотру в присутствии капитана судна (лица, им уполномоченного).

29. После возвращения с судна уполномоченный сотрудник таможенного органа заполняет графы 5 - 9 Журнала учета судов загранплавания и формирует судовое дело в части, касающейся прихода судна.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 601.