СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА ( Методика разработана Ю.А. Конаржевским)
Этапы урока:
I - организационный;
II — проверка домашнего задания;
III — всесторонняя проверка знаний;
IV — подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
V — усвоение новых знаний;
VI — проверка понимания учащимися нового материала;
VII — закрепление нового материала;
VIII- информация учащихся о домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но обязательно по следующим параметрам:
• дидактическая задача этапа;
• содержание этапа;
• условия достижения положительных результатов этапа;
• показатели выполнения дидактической задачи этапа.
I . Организационный этап.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.
СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - крат^ ковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса.
II . Этап проверки домашнего задания.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.
СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов. , УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учеников класса.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных «достатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.
VI . Этап проверки понимания учащимися нового материала.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся.
МЕТОДИКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Учитель Ученик
Блок 1. Умение ставить цели и планировать деятельность свою и ученика.
1. Ставить цели при планировании урока | 1. Ставить перед собой цели в соответствии с целями урока |
2. Отбирать содержание учебного материала в соответствии с запланированными целями и задачами урока | 2. Воспринимать и перерабатывать информацию (содержание материала) |
3. Отбирать дидактический материал, наглядные пособия и ТСО для изучения содержания учебного материала | 3. Работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО |
4. Планировать СУМ, ФОПД, МО в соответствии с целями и задачами урока | 4. Планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и содержанием урока |
Блок 2. Умение эффективно организовать деятельность свою и ученика.
5. Эффективно организовать свою деятельность во времени в соответствии с целя ми и задачами урока | 5. Организовать свою деятельность, во времени в соответствии с заданными целями и задачами |
6. Эффективно организовать свое рабочее место и место ученика в соответствии с за данными нормативами | 6. Организовать свою деятельность на рабочем месте |
Блок 2. Умение провести анализ, оценку и регулирование деятельности своей т ученика
7. Провести самоанализ и самооценку своей деятельности 8. Провести анализ и оценку деятельности ученика 9. Осуществлять на основе контроля регулирование деятельности своей и учащихся | 7. Провести самоанализ и самооценку своей деятельности 8. Осуществлять взаимоконтроль и оценку деятельности других 9. Осуществлять на основе самоконтроля регулирование своей деятельности |
Алгоритм действий
I. Оценить каждый показатель блока умений учителя и ученика:
1 — критический уровень;
2 — достаточный уровень;
3 — оптимальный уровень.
II. Вычислить средний показатель по блоку: сложить баллы по каждому показателю и разделить эту сумму на общее число показателей блока. Аналогично вывести обобщенный показатель (средний) по оценке в целом.
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (По Т.И. Шамовой)
Таблица
Характеристика урока | Показатели |
1. Цель урока названа 2. Организованы действия учащихся по принятию деятельности 3. Соответствие содержания учебного материала триединой цели урока. Методы обучения обеспечили: а) мотивацию деятельности б) сотрудничество учителя и учащегося в) контроль и самоконтроль 4. Соответствие методов обучения: а) содержанию учебного материала б) триединой цели урока 5. Формы познавательной деятельности обеспечили: а) сотрудничество учащихся б) включение каждого ученика в деятельность по достижению три единой цели урока 6. Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала и триединой цели урока 7. Уровень достижения ТЦУ: а) познавательный аспект б) воспитательный аспект в) развивающий аспект |
Примечание. Балльные оценки: реализовано полностью — 2; реализовано частично - 1; не реализовано — 0.
Например: эффективность урока Эу = (17 • 100 %)/26, где 17 — сумма баллов, выставленных экспертом; 26 — максимально возможная сумма баллов.
Если Эу = 85 % и нет ни одной оценки 0 – урок отличный; если Эу = 65...84 % — урок хороший; если Эу = 45 ...64% — урок проведен удовлетворительно.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА ( Методика разработана Ю.А. Конаржевским)
Этапы урока:
I - организационный;
II — проверка домашнего задания;
III — всесторонняя проверка знаний;
IV — подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
V — усвоение новых знаний;
VI — проверка понимания учащимися нового материала;
VII — закрепление нового материала;
VIII- информация учащихся о домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но обязательно по следующим параметрам:
• дидактическая задача этапа;
• содержание этапа;
• условия достижения положительных результатов этапа;
• показатели выполнения дидактической задачи этапа.
I . Организационный этап.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.
СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - крат^ ковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса.
II . Этап проверки домашнего задания.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.
СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов. , УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учеников класса.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных «достатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 324.