СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА ( Методика разработана Ю.А. Конаржевским)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА ( Методика разработана Ю.А. Конаржевским)

Этапы урока:

I - организационный;

II — проверка домашнего задания;

III — всесторонняя проверка знаний;

IV — подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;

V — усвоение новых знаний;

VI — проверка понимания учащимися нового материала;

VII — закрепление нового материала;

VIII- информация учащихся о домашнего задания, инст­руктаж по его выполнению.

Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но обязательно по следующим параметрам:

• дидактическая задача этапа;

• содержание этапа;

• условия достижения положительных результатов этапа;

• показатели выполнения дидактической задачи этапа.

I . Организационный этап.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - крат^ ковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, уста­новка внимания всего класса.

II . Этап проверки домашнего задания.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в зна­ниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их при­чин, ликвидация обнаруженных недочетов. , УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — опе­ративность учителя, целевая направленность его деятельно­сти, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства уче­ников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способ­ность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) ус­тановить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашне­го задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных «достатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

VI . Этап проверки понимания учащимися нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых по­нятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся.

МЕТОДИКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Учитель                                                  Ученик

Блок 1. Умение ставить цели и планировать деятельность свою и ученика.

 

1. Ставить цели при планировании урока 1. Ставить перед собой цели в соответствии с целями урока
2. Отбирать содержание учебного материала в соответствии с запланированными целями и задачами урока 2. Воспринимать и перерабатывать информацию (содержание материала)
3. Отбирать дидактический материал, наглядные пособия и ТСО для изучения содержания учебного материала 3. Работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО
4. Планировать СУМ, ФОПД, МО в соответствии с целями и задачами урока 4. Планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и содержанием урока

Блок 2. Умение эффективно организовать деятельность свою и ученика.

 

5. Эффективно организовать свою деятельность во времени в соответствии с целя ми и задачами урока 5. Организовать свою деятельность, во времени в соответствии с заданными целями и задачами
6. Эффективно организовать свое рабочее место и место ученика в соответствии с за данными нормативами 6. Организовать свою деятельность на рабочем месте

Блок 2. Умение провести анализ, оценку и регулирование деятельности своей т ученика

7. Провести самоанализ и самооценку своей деятельности 8. Провести анализ и оценку деятельности ученика 9. Осуществлять на основе контроля регулирование деятельности своей и учащихся 7. Провести самоанализ и самооценку своей деятельности 8. Осуществлять взаимоконтроль и оценку деятельности других 9. Осуществлять на основе самоконтроля регулирование своей деятельности

Алгоритм действий

I. Оценить каждый показатель блока умений учителя и уче­ника:

1 — критический уровень;

2 — достаточный уровень;

3 — оптимальный уровень.

 

II. Вычислить средний показатель по блоку: сложить баллы по каждому показателю и разделить эту сумму на общее число показателей блока. Аналогично вывести обобщенный пока­затель (средний) по оценке в целом.

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (
По Т.И. Шамовой)

Таблица

Характеристика урока Показатели
1. Цель урока названа 2. Организованы действия учащихся по принятию деятельности 3. Соответствие содержания учебного ма­териала триединой цели урока. Методы обучения обеспечили: а)    мотивацию деятельности б)    сотрудничество учителя и учаще­гося в)    контроль и самоконтроль 4. Соответствие методов обучения: а)    содержанию учебного материала б)   триединой цели урока 5. Формы познавательной деятельности обеспечили: а)    сотрудничество учащихся б)    включение каждого ученика в деятельность по достижению три­ единой цели урока 6. Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала и триединой цели урока 7. Уровень достижения ТЦУ: а)    познавательный аспект б)   воспитательный аспект в)    развивающий аспект  

Примечание. Балльные оценки: реализовано полностью — 2; реализовано частично - 1; не реализовано — 0.

Например: эффективность урока Эу = (17 • 100 %)/26, где 17 — сумма баллов, выставленных экспертом; 26 — макси­мально возможная сумма баллов.

Если Эу = 85 % и нет ни одной оценки 0 – урок отличный; если Эу = 65...84 % — урок хороший;  если Эу = 45 ...64% — урок проведен удовлетворительно.

 


СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА ( Методика разработана Ю.А. Конаржевским)

Этапы урока:

I - организационный;

II — проверка домашнего задания;

III — всесторонняя проверка знаний;

IV — подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;

V — усвоение новых знаний;

VI — проверка понимания учащимися нового материала;

VII — закрепление нового материала;

VIII- информация учащихся о домашнего задания, инст­руктаж по его выполнению.

Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но обязательно по следующим параметрам:

• дидактическая задача этапа;

• содержание этапа;

• условия достижения положительных результатов этапа;

• показатели выполнения дидактической задачи этапа.

I . Организационный этап.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - крат^ ковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, уста­новка внимания всего класса.

II . Этап проверки домашнего задания.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в зна­ниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их при­чин, ликвидация обнаруженных недочетов. , УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — опе­ративность учителя, целевая направленность его деятельно­сти, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства уче­ников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способ­ность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) ус­тановить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашне­го задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных «достатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 324.