Тема 15. Государство в политической системе общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение данной темы целесообразно начать с уяснения вопроса о понятии политической системы общества, ее структуре и субъектах и только потом переходить к выяснению места и роли государства в политической системе общества. Рассматривая вопрос о месте и роли государства в политической системе общества, нужно обратить внимание на те аргументы, которые приводятся в подтверждение того, что государство является основным субъектом политической системы, занимает в ней центральное место и играет ведущую роль.

Далее следует уяснить вопросы, раскрывающие взаимодействие государства с политическими партиями и общественными объединениями. Сначала нужно обратиться к вопросу о взаимодействии государства с политическими партиями. Политические партии – это тоже общественные объединения. Но это общественные объединения особого рода, поскольку их деятельность непосредственно связана с государством. Поэтому и связь политических партий с государством несколько отличается от связи с государством иных общественных объединений. Нужно также обратить внимание на то, как политические партии и иные общественные объединения воздействуют на государство, и как государство воздействует в свою очередь на них.

 

Тема 16. Право в системе социально-

Нормативного регулирования

Эта тема связана с уяснением вопросов о месте и роли права в системе социально-нормативного регулирования. Изучение этой темы необходимо начать с выяснения вопроса о понятии и видах социального регулирования. Здесь важно обратить внимание на такие виды, как нормативное и индивидуальное социальное регулирование, а также на две разновидности нормативного регулирования: социально-нормативное и нормативно-техническое регулирование. После этого можно переходить к анализу системы социально-нормативного регулирования и ее элементов, а затем уяснить вопрос о месте и роли права в этой системе. Данный вопрос обычно излагается по аналогии с вопросом о месте и роли государства в политической системе общества. Поэтому здесь тоже следует обратить внимание на аргументы, которые приводятся в подтверждение того, что право занимает в системе социально-нормативного регулирования центральное место и играет в ней ведущую роль.

Далее следует рассмотреть соотношение права с моралью, обычаями и корпоративными нормами, обратив внимание на единство, различие и взаимодействие права, с одной стороны, и морали, обычаев и корпоративных норм, с другой.

 

Тема 17. Государство, право и личность

В этой теме необходимо, прежде всего, выяснить, что понимается под личностью и каким образом она может быть связана с государством и правом. При этом надо обратить внимание на то, что связь личности с государством и правом зависит в первую очередь от принадлежности личности к конкретному государству, от того, является личность гражданином данного государства или же она выступает по отношению к нему в качестве иностранца или лица без гражданства.

Далее следует уяснить, что такое гражданство и как оно приобретается и утрачивается. Особо следует обратить внимание на такие способы приобретения гражданства, как филиация (приобретение гражданства по рождению) и укоренение (приобретение гражданства в результате натурализации).

В заключение темы нужно изучить вопрос о правовом статусе личности, правах и свободах человека и гражданина. Здесь необходимо усвоить, что понимается под правовым статусом личности, каковы его виды, что собой представляют права человека и гражданина и какие поколения прав человека и гражданина принято выделять в научной и учебной литературе.

 

Тема 18. Правовое регулирование

И его механизм

Данная тема относится к числу достаточно сложных в учебном курсе «Теория государства и права», в связи с чем ей следует уделить особое внимание. Изучение этой темы целесообразнее всего начать с уяснения вопроса о понятии правового регулирования. В этом вопросе необходимо обратить внимание на признаки правового регулирования, его соотношение с правовым воздействием и такие формы правового воздействия, как информационное и ценностно-ориентационное воздействие.

Далее нужно обратить внимание на виды правового регулирования. Они выделяются по различным основаниям, поэтому здесь важно запомнить, какие виды и по какому основанию следует выделять.

Следующий вопрос, который необходимо усвоить в данной теме, – вопрос о предмете, сфере и пределах правового регулирования. Изучая этот вопрос, следует обратить внимание, прежде всего, на то, какие общественные отношения входят в сферу правового регулирования, т. е. могут и должны регулироваться правом. Затем важно уяснить, как соотносятся предмет и сфера правового регулирования и что собой представляют объективные и субъективные его пределы.

Уяснив общие положения о пределах правового регулирования, нужно затем рассмотреть временные, пространственные и личностные пределы правового регулирования. Это вопрос о действии норм права и нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Изучая временные пределы правового регулирования, нужно обратить внимание на начало и окончание действия нормативных правовых актов, т. е. на порядок вступления их в силу и утраты ими юридической силы, а также на их обратную силу и «переживание». При изучении пространственных пределов важно выяснить, что понимается под территорией государства и что к ней относится, а также на территориальное и экстерриториальное действие нормативных правовых актов. Наконец, рассматривая вопрос о личностных пределах правового регулирования, следует обратить внимание на то, каково общее правило действия нормативных правовых актов по кругу лиц и какие исключения из этого общего правила существуют.

Далее нужно уяснить вопрос о методах, способах и типах правового регулирования. Это вопрос о том, как осуществляется правовое регулирование общественных отношений. В этом вопросе необходимо обратить внимание на понятие, структуру и виды методов правового регулирования, основные способы правового регулирования, общедозволительный, разрешительный и общезапретительный типы правового регулирования.

Следующий вопрос – вопрос о стадиях правового регулирования, поскольку правовое регулирование представляет собой определенный процесс. Данный вопрос не имеет четкой проработки в учебниках, в связи с чем предлагается широкая и узкая его трактовки. Здесь следует уяснить, какие стадии проходит процесс правового регулирования при широкой, и какие стадии при узкой его трактовке. При этом нужно обратить внимание на то, что узкая трактовка процесса правового регулирования является не чем иным, как развертыванием стадии действия норм права, которая относится ко второй, заключительной стадии процесса правового регулирования при широкой его трактовке.

Заключительный вопрос темы – вопрос о механизме правового регулирования. Здесь надо обратить внимание как на понятие механизма правового регулирования, так и на те элементы (правовые средства), из которых этот механизм складывается. При этом не следует упускать из виду связь основных элементов механизма правового регулирования со стадиями процесса правового регулирования. Следует также обратить внимание на отличие механизма правового регулирования от социального механизма действия права.

 

Тема 19. Правотворчество

С этой темы начинается более подробное изложение отдельных стадий и элементов механизма правового регулирования, о которых говорилось в предыдущей теме. Самая первая стадия правового регулирования связана с правотворчеством. Приступая к изучению данной темы нужно в первую очередь выяснить, что такое правотворчество, какими признаками оно характеризуется, и какие принципы лежат в его основе. Кроме того, здесь же необходимо уяснить вопрос о соотношении правотворчества и правообразования.

Далее следует остановиться на формах правотворчества. Это вопрос о видах правотворческой деятельности. Поскольку правотворческая деятельность бывает довольно разнообразной, то ее виды могут быть выделены по различным основаниям: по создаваемым источникам права, по субъектам правотворчества, по способам установления правовых норм, с учетом правотворческой компетенции субъектов правотворчества, с учетом юридической силы принимаемых субъектами правотворчества нормативных правовых актов и т. д.

Следующий вопрос связан с характеристикой правотворческого процесса. Правотворчество всегда протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит несколько стадий. Вопрос о том, какие это стадии и сколько их должно быть, является в научной литературе дискуссионным. Неоднозначно он излагается и в учебниках по теории государства и права. Поэтому на вооружение может быть взята любая схема правотворческого процесса. Вместе с тем наиболее предпочтительной представляется схема, в которой процесс правотворчества подразделяется на два этапа: подготовительный и основной, а каждый из этих этапов подразделяется на определенные стадии.

 

Тема 20. Правовые отношения

Данная тема тоже относится к числу сложных тем теории государства и права. Ее изучение надо начать с вопроса о понятии правоотношений. Здесь необходимо обратить внимание на существование естественных и позитивных правоотношений, которые не следует отождествлять. Основное внимание при этом должно быть уделено позитивным правоотношениям, их признакам и составу, так как именно с этими правоотношениями приходится сталкиваться юристам-практикам.

Далее надо обратить внимание на классификацию правоотношений и выяснить, по каким основаниям и на какие виды их можно классифицировать.

Следующая группа вопросов посвящена отдельным элементам состава правоотношений. Прежде всего, это вопрос о субъектах правоотношений. В данном вопросе необходимо уяснить, что понимается под субъектами правоотношений, каковы их виды и чем субъекты правоотношений отличаются от субъектов права. Особое внимание надо уделить понятию и элементам правосубъектности как неотъемлемому свойству субъектов права и правоотношений. При этом важно усвоить, что такое правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов права и правоотношений.

Другим элементом состава правоотношений является их содержание, которое складывается из субъективных прав и обязанностей субъектов правоотношений. Поэтому изучение следующего вопроса связано с уяснением того, что такое субъективное право и субъективная юридическая обязанность субъектов правоотношений, и какова их структура.

Третий элемент состава правоотношений – объекты правоотношений. Изучая вопрос об объектах правоотношений, необходимо обратить внимание, прежде всего, на монистическую и плюралистическую теории, которые по-разному трактуют понятие объектов правоотношений. Затем следует выяснить, какие объекты правоотношений выделяются монистической и плюралистической теориями. В заключение вопроса необходимо разобраться в том, как соотносятся понятия «объект правоотношения» и «объект права».

Завершает тему вопрос о юридических фактах и фактических составах, которые являются основаниями возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Вопрос о юридических фактах и фактических составах имеет важное практическое значение. Поэтому его изучению нужно уделить особое внимание. В этом вопросе важно понять, что такое юридический факт и фактический состав и какую роль они играют в механизме правового регулирования. Кроме того, необходимо уяснить, как классифицируются юридические факты и фактические составы и какие их виды в связи с этим принято выделять.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 233.