1. Методическая разработка - вид методической продукции, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебного занятия, дополнительной общеобразовательной программы, мероприятия.
Методическая разработка содержит логично структурированный, подробно и последовательно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия, включающий поставленные цели, средства их достижения, ожидаемые результаты, методические советы по планированию, организации и проведению учебного занятия, мероприятия.
Методическая разработка может представлять собой:
- разработку конкретного учебного занятия или серии занятий по теме дополнительной общеобразовательной программы;
- разработку темы (раздела) учебной дисциплины;
- разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
- разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
- комплекс практических заданий и упражнений, контрольно-измерительных материалов;
- разработку проведения воспитательно-развивающего мероприятия (конкурс, фестиваль, олимпиада, соревнования и др.).
Примерная структура и содержание методической разработки:
▪титульный лист;
▪ аннотация (лаконичные сведения о сути и предназначении данных материалов)
▪ содержание;
▪ введение (актуальность, новизна, особенности данных материалов, цели, предполагаемый результат);
▪ основная часть (описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала; условия реализации, перечень используемого оборудования и материалов, методические советы по планированию, организации и подведению итогов);
▪ список информационных источников;
▪ приложение (схемы, таблицы, рисунки, описание творческих заданий, тесты, карточки для индивидуальной работы, вопросы, викторины, технологические карты, сценарий и др.).
2. Методические рекомендации – вид методической продукции, содержащий комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.
В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.
Задача методических рекомендаций – представлять наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (занятие, мероприятие).
Примерная структура методических рекомендаций:
▪ титульный лист;
▪ аннотация (лаконичные сведения о сути, предназначении данных материалов, источнике практического опыта);
▪ содержание (по желанию составителя);
▪ введение (актуальность, новизна, особенности данных материалов, цели, предполагаемый результат);
▪ основная часть
(описание опыта деятельности, рекомендации, советы по решению организационных вопросов, финансовому, кадровому обеспечению, анализ возможных проблем и типичных ошибок и др.)
▪ список рекомендуемых информационных источников по данной теме;
▪ приложение (материалы, необходимые для организации деятельности с использованием данных методических рекомендаций).
3. Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей. Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении знаний как теоретического, так и практического характера.
Примерная структура методического пособия включает:
- введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
- теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
- практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
- дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данной образовательной организации, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Список информационных источников является обязательной частью методического пособия, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
Список информационных источников составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_7_0_100_2018_1204.pdf.
Соблюдение авторских прав (Гражданский Кодекс РФ) требует указывать активные конкретные ссылки на Интернет-ресурсы, в том числе использование шаблонов презентаций.
Приложение 4
Дата: 2019-04-23, просмотров: 166.