Вопросы для подготовки:
1. Особенности корпоративной этики.
2. Акалдемическая этика
3. Этика бизнеса.
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. Можно ли отождествлять профессиональную этику и корпоративную?
2. Каковы особенности корпоративной этики?
3. Что такое «академическое сообщество»?
4. Каковы основные ценности академической этики?
5. Что такое этика бизнеса?
6. чем отличается характер этического регулирования профессиональной и корпоративной этике?
Семинарское занятие № 15: Прикладная этика
Вопросы для подготовки:
1. Особенности прикладной этики.
2. Возникновение и распространение прикладной этики.
3. Предмет и основная проблематика биоэтика (В.Р. Поттер).
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. В чем отличие прикладной этики от профессиональной и корпоративной?
2. Какие проблемы решает прикладная этика?
3. В чем причины возникновения и распространение прикладной этики.
4. Почему прикладная этика не может быть нормативной?
5. Кем и когда была создана биоэтика?
6. Какова основная проблематика биоэтики?
7. Какие моральные дилеммы обсуждает биоэтика?
8. Как развивался взгляд на границу, разделяющую жизнь и смерть человека?
9. Что такое «эвтаназия»? Какие виды эвтаназии вы знаете?
10. Каковы аргументы сторонников и противников эвтаназии?
Семинарское занятие № 16: Этика образования и воспитания
Вопросы для подготовки:
1. Этика педагогической деятельности.
2. Философские предпосылки и аксиосфера педагогической этики.
3. Этический смысл образования.
4. Профессиональные ценности и духовный мир педагога
Вопросы для самопроверки и дискуссии:
1. В чем заключается этический смысл образования?
2. Каковы особенности педагогической деятельности?
3. Каковы предпосылки возникновения педагогической этики?
4. Как отвечает И. Кант на вопрос: «Каким надо быть, чтобы стать настоящим человеком?»?
5. Почему, по мнению И.Канта возникают пороки?
6. Почему Д. Дидро говорит, что если в обществе хвалят честность, то такое общество заражено порочностью?
7. Каким должно быть подрастающее поколение по мнению И. Канта?
8. Что такое педагогические ценности и каковы ценностные мировоззренческие аспекты педагогической культуры?
9. Что такое педагогическая деонтология и какова ее роль в педагогической деятельности?
* читать:
- И.Кант О педагогике. – М.: 1980.
- Я. А. Коменский Великая Дидактика. – СПб: Типография А. М. Котомина, 1875 (https://ru.wikisource.org/wiki/Великая_дидактика_(Коменский_1875)
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 516 с.
2. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.
Дополнительная:
1. Беляева, Е.В. Конспект лекций по курсу «Этика». – Мн., 2002.
2. Гусейнов, А.А., Апресян Р.Г. Этика : учебник. – М., 2002.
5. Зеленкова, И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. – Мн., 2001.
6. Зеленкова, И.Л., Беляева Е.В. Этика : учеб. пособие. – Мн., 2001.
7. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика. – М., 2000.
9. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. – М., 1983.
10. Широкова, И.Г. Этика: Конспект лекций. – М., 2000.
11. Этика: учеб. пособие / под общ. ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – Мн., 2002.
12. Этика : учебник / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М., 2000. 13. Этика : энциклопед. словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М., 2001.
1. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека // ОНС: Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 175 – 183.
2. Сорокин П. Социальный прогресс и принцип счастья // Социологические исследования. 1988. № 4.
3. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и
злу // Философские науки. 1990. № 8. С. 85 – 95.
4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.
5. Франк Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.
6. Мелешко Е. Д., Назаров В. Н. Счастье (систематизация мудрых изречений) // Этическая мысль. М., 1988.
7. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
8. Дубко Е. Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989.
9. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.
10. Попов Б. Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М., 1986.
11. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
12. Коган Л. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
13. Трубников Н. Н. Проспект книги о смысле жизни // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990.
14. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989.
15. Ясперс К. Радикальное зло у Канта // Феномен человека / Сост. Гуревич П. С. М., 1993. С. 168 – 188.
16. Скрипник А. П. Проблема морального зла в истории домарксистской этики // Этическая мысль. М., 1988.
17. Скрипкина Т. П. Психология доверия: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. М., 2000. – 264 с. (гл. 3 – философия и этика; вера и доверие).
18. Скрипник А. П. Моральное зло. М., 1992.
19. Льюис К. С. Письма Баламута. М., 1991.
20. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
Базовые первоисточники
1. Августин Блаженный. Исповедь. – М., 1991.
2. Аристотель. Большая этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. – М., 1983.
3. Бергсон А. Два источника морали и религии / Анри Бергсон, Пер. с фр., послесловие и примечания А. Б. Гофмана. – М.: «Канон», 1994. – 384 с.
4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
5. Бубер М. Образы добра и зла // Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.
6. Будда: Истории о перерождениях. – М., 1991.
7. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.
8. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Ч. 2. – М., 1990.
9. Гельвеций К. О человеке // Гельвеций К. Соч. в 2 т. – Т. 1. – М., 1976.
10. Гольбах П. Основы всеобщей морали и катехизис природы//Гольбах П. Избр. произв. в 2 т. – Т. 2. – М., 1963.
11. Камю А. Миф о Сизифе // Камю, А. Бунтующий человек. – М., 1990.
12. Кант И. Критика практического разума. – СПб.: Наука, 1995.
13. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. – СПб.: Наука, 1995. – С. 53–120.
14. Кропоткин П.А. Этика. – М., 1991.
15. Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры. – М., 1974.
16. Монтень М. Опыты: В 3 кн. – М., 1979.
17. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Гл. V; Генеалогия морали. – Мн., 1992.
18. Платон, Апология Сократа // Платон. Соч. в 3 т. – Т. 1. – М., 1970.
19. Платон, О добродетели; О справедливости // Диалоги. – М., 1986.
20. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.
21. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луциллию. – М., 2000.
22. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. – Т. 1. – М., 1988.
23. Спиноза Б. Этика // Избр. соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1956.
24. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. – Киев, 1997.
25. Франк С.Л. Смысл жизни // Смысл жизни. – М., 1994.
26. Фромм Э. Человек для себя. – М., 1991.
27. Фрейд З. Тотем и табу. Избранное. М., 1989.
28. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
29. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.
30. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
31. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.
32. Хаузер М. Мораль и разум: как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. М., 2008.
33. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1989.
34. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
35. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999.
36. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
37. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973
38. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990.
39. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.
40. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Моргана // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 50 т. — М.: Б. и., 1961. — Т. 21. — С. 23–178.
41. Юнг К.Г. Современность и будущее. – Мн., 1992.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 226.