Тема 1. Основные этические категории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План семинарских занятий по Этике.

Тема 1. Основные этические категории.

Семинарское занятие № 1: Добро и зло

Вопросы для подготовки:

1. Добро и зло как важнейшие категории этики и морального сознания.

2. Исторические образы добра.

3. Зло, виды морального зла и его причины.

4. Концепции соотношения добра и зла.

5.  Человек между добром и злом.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

1. Что представляют собой добро и зло как категории этики?

2. Какое разделение добра обосновал Дж. Мур?

3. Какие важнейшие понимания добра существовали в этике?

4. В чем основные различия между античной и христианской трактовкой добра?

5. Как в истории этики понималось зло и какие его виды выделялись?

6. Какие концепции соотношения добра и зла существовали в истории этики?

7. В чем заключаются причины существования зла в мире?

8. Можно ли согласиться с позицией этического аморализма Ф. Ницше?

9. Что такое моральное зло и может ли нравственность приносить зло?

· Составить краткий аналитический конспект работы А.П. Скрипника «Моральное зло», глава 1.

 

 Семинарское занятие № 2: Стыд и совесть как категории этики

Вопросы для подготовки:

1. Понятие совести

2. Формы проявление совести

3. Стыд и совесть как явления морали.

 

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

1. Дайте свое определение понятию «совесть».

2. Какова этимология слова «совесть»?

3. Почему стыд появляется ранее совести?

4. Почему совесть – не только осознание но и переживание?

5. Объясните трактовку Марка Аврелия совести как «божеством в себе»?

6. Кто обозначил совесть как «альтер эго» человека?

7. Почему Ф. Ницше считал совесть при знаком слабых людей?

8. В чем отличие между стыдом и виной?

9. Какие трактовки совести существовали в истории моральной философии?

10. Какую роль играет долг в структуре моральной мотивации?

11. Как связаны между собой категории стыд и совесть?

 

 

Семинарское занятие № 3: Свобода как этическая категория

Вопросы для подготовки:

1. Понятие свободы в истории этической мысли.

2. Идея рока и судьбы и свобода духа.

3. Идея личной и общественной свободы.

4. Бегство от свободы.

5. Свобода как нравственный императив.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

1. Дайте определение свободы.

2. Почему свобода считается ведущей ценностью в европейской культуре?

3. В чем Э. Фромм усматривает два аспекта свободы в современном обществе?

4. Каков смысл свободы по П.Я. Чаадаеву?

5. По какой причине Н.А. Бердяева называли «философом свободы»?

6. Почему люди стремятся к свободе и боятся ее одновременно?

7. Что означает конформизм.

8. В чем различие между свободой и своеволием?

Семинарское занятие № 4: Долг как категория этики

Вопросы для подготовки:

1. Понятие долга в истории этической мысли.

2. Долг и принуждение.

3. Эмпирический и моральный долг.

4. Деонтология как учение о долге и должном поведении.

5. Превышение требований долга.

6. Место и роль долга в этической системе.

7. Долг как общественная необходимость.

Вопросы для самопроверки и дискуссии:

1. Дайте определение понятию долг.

2. Что такое «деонтология»?

3. Какое толкование этики дали стоики?

4. В чем отличие между понятиями «катэкон» и «катортома»?

5. Какова роль долга в обществе?

6. Почему по мысли И. Канта долг является самым главным по сравнению с другими категориями (любовь, сострадание, жалость)?

7. Что такое внешний и внутренний долг по И. Канту?

8. Что значит «государственный долг» и «гражданский долг»?

* Ознакомится и проанализировать произведение Дж. Ролза «Теория справедливости».

 

Тема 2. Современная этическая теория

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Гуревич, П. С. Этика : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 516 с.

2. Скворцов, А. А. Этика : учебник для бакалавров (для гуманитарных направлений и специальностей) / А. А. Скворцов ; общ. ред. А. А. Гусейнов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 310 с.

Дополнительная:

1. Беляева, Е.В. Конспект лекций по курсу «Этика». – Мн., 2002.

2. Гусейнов, А.А., Апресян Р.Г. Этика : учебник. – М., 2002.

5. Зеленкова, И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. – Мн., 2001.

6. Зеленкова, И.Л., Беляева Е.В. Этика : учеб. пособие. – Мн., 2001.

7. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика. – М., 2000.

9. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. – М., 1983.

10. Широкова, И.Г. Этика: Конспект лекций. – М., 2000.

11. Этика: учеб. пособие / под общ. ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – Мн., 2002.

12. Этика : учебник / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М., 2000. 13. Этика : энциклопед. словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М., 2001.  

1. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека // ОНС: Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 175 – 183.

2. Сорокин П. Социальный прогресс и принцип счастья // Социологические исследования. 1988. № 4.

3. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и
злу // Философские науки. 1990. № 8. С. 85 – 95.

4. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.

5. Франк Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

6. Мелешко Е. Д., Назаров В. Н. Счастье (систематизация мудрых изречений) // Этическая мысль. М., 1988.

7. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

8. Дубко Е. Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989.

9. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

10. Попов Б. Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М., 1986.

11. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

12. Коган Л. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

13. Трубников Н. Н. Проспект книги о смысле жизни // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990.

14. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989.

15. Ясперс К. Радикальное зло у Канта // Феномен человека / Сост. Гуревич П. С. М., 1993. С. 168 – 188.

16. Скрипник А. П. Проблема морального зла в истории домарксистской этики // Этическая мысль. М., 1988.

17. Скрипкина Т. П. Психология доверия: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. М., 2000. – 264 с. (гл. 3 – философия и этика; вера и доверие).

18. Скрипник А. П. Моральное зло. М., 1992.

19. Льюис К. С. Письма Баламута. М., 1991.

20. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

 


Базовые первоисточники

1. Августин Блаженный. Исповедь. – М., 1991.

2. Аристотель. Большая этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. – М., 1983.

3. Бергсон А. Два источника морали и религии / Анри Бергсон, Пер. с фр., послесловие и примечания А. Б. Гофмана. – М.: «Канон», 1994. – 384 с.

4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

5. Бубер М. Образы добра и зла // Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.

6. Будда: Истории о перерождениях. – М., 1991.

7. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.   

8. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Ч. 2. – М., 1990.

9. Гельвеций К. О человеке // Гельвеций К. Соч. в 2 т. – Т. 1. – М., 1976. 

10. Гольбах П. Основы всеобщей морали и катехизис природы//Гольбах П. Избр. произв. в 2 т. – Т. 2. – М., 1963.

11. Камю А. Миф о Сизифе // Камю, А. Бунтующий человек. – М., 1990.

12. Кант И. Критика практического разума. – СПб.: Наука, 1995.

13. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. – СПб.: Наука, 1995. – С. 53–120.

14. Кропоткин П.А. Этика. – М., 1991.

15. Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры. – М., 1974.

16. Монтень М. Опыты: В 3 кн. – М., 1979.

17. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Гл. V; Генеалогия морали. – Мн., 1992.

18. Платон, Апология Сократа // Платон. Соч. в 3 т. – Т. 1. – М., 1970.

19. Платон, О добродетели; О справедливости // Диалоги. – М., 1986.

20. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.

21. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луциллию. – М., 2000.

22. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. – Т. 1. – М., 1988.

23. Спиноза Б. Этика // Избр. соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1956.

24. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. – Киев, 1997.

25. Франк С.Л. Смысл жизни // Смысл жизни. – М., 1994.

26. Фромм Э. Человек для себя. – М., 1991.

27. Фрейд З. Тотем и табу. Избранное. М., 1989.

28. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

29. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.

30. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

31. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.

32. Хаузер М. Мораль и разум: как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. М., 2008.

33. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1989.

34. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

35. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999.

36. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

37. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973

38. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990.

39. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992. 

40. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Моргана // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 50 т. — М.: Б. и., 1961. — Т. 21. — С. 23–178.

41. Юнг К.Г. Современность и будущее. – Мн., 1992.

 

План семинарских занятий по Этике.

Тема 1. Основные этические категории.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 224.