Финансовые поступления школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основным источником финансирования учреждения народного образования и в новых условиях хозяйствования остается государственный бюджет. Однако для учреждений народного образования новый хозяйственный механизм наряду с бюджетным финансированием предусматривает широкое привлечение внебюджетных средств. Наиболее реально просматриваются следуюшие внебюджетные источники пополнения финансовых фондов учреждений: поступления за выполненные работы (услуги), проведение мероприятий по договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями; поступления по оказанию платных услуг населению; выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских и учебно-опытных участков; выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, а также от отдельных граждан-прочие поступления. Поступая из различных источников, эти средства вместе с бюджетными ассигнованиями образуют единый фонд финансовых ресурсов учреждения, т.е. составляют доход учреждения. При этом следует отметить, что поступающие в распоряжение учреждения внебюджетные средства не должны учитываться при определении сумм ассигнований из государственного бюджета по стабильным нормативам и не могут являться основанием для уменьшения объемов бюджетных ассигнований.

Оказание дополнительных услуг и выполнение хозрасчетных работ по договорам и заказам производится учреждениями народного образования по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при их отсутствии по договорным тарифам и ценам, устанавливаемым учреждением с разрешения местных органов власти.

Круг хозрасчетных работ у учреждений народного образования может быть очень широким. Основные положения хозяйственного механизма отрасли фиксирует только основные из них: организация изучения отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленного изучения предметов, организация работы кружков. Следует однако иметь в виду, что проведение хозрасчетных работ не должно наносить ущерб основной деятельности учебно-воспитательных учреждений, а оказание платных услуг осуществляется не вытесняя деятельность, финансируемую из средств государственного бюджета.

Следует отметить, что новый отраслевой экономический механизм не предусматривает директивный характер контрольных цифр. Это чисто ориентировочные показатели, имеющие своей целью обеспечение взаимоувязки экономических планов различных уровней.

В фонд производственного и социального развития включается также выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей (за исключением фондов, к которым применяются особые условия реализации), а также средства, передаваемые на цели производственного и социального развития учреждению другими предприятиями и организациями, экономия средств по   материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентом за кредит.

Распределение средств фондов осуществляется учреждениями самостоятельно в соответствии с финансовыми планами (сметами), одобренными трудовыми коллективами (советами учреждений) и утвержденными руководителями учреждений по согласованию с профсоюзной организацией.

Периодичность отчисления средств в фонды (ежегодно, ежеквартально) определяется учреждением.

Неиспользованные в текущем отчетном периоде средства фондов экономического стимулирования изъятию у учреждений не подлежат и используются ими в последующих периодах.

Руководителю учреждений общего образования, перешедшим на новые условия хозяйствования, предоставляются широкие права в области организации и оплаты труда. По согласованию с профсоюзными организациями они имеют право утверждать штатные расписания и устанавливать должностные оклады в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношений численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда), а также за счет и в пределах данного фонда устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе. При этом должностные оклады и тарифные ставки рассматриваются как гарантированный минимум заработной платы для соответствующих категорий работников. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышении качества проводимых мероприятий, выполняемых работ (услуг), роста дохода учреждения. Эти надбавки уменьшаются или отменяются полностью при ухудшении качества работы.

Следует также отметить, что новый хозяйственный механизм образования не предусматривает ограничения максимального размера заработной платы работников.

В целях повышения уровня эффективности использования материальных ресурсов учреждения народного образования предоставлено право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, передавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование, либо взаймы находящиеся на их балансе транспортные средства, оборудование, сооружения, инвентарь, другие материальные ценности и ресурсы, а также списывать их с баланса в установленном порядке, если они изношены или морально устарели.

Могут учреждения народного образования и сдавать в аренду занимаемые ими здания, хотя эти здания не являются их собственностью.

Учреждениям народного образования предоставлено право пользоваться банковским кредитом. Причем краткосрочный кредит может быть выдан банком учреждению на цели финансирования его текущей деятельности, а долгосрочный — предоставляется на цели производственного и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фондов производственного и социального развития.

Учреждения народного образования, имеющие учебно-производственные мастерские или учебные хозяйства, в своей экономической деятельности могут функционировать либо как единые учебно-производственные комплексы, либо организовать работу своих производственных подразделений на правах самостоятельных хозяйственных единиц. Во втором случае каждое выделенное структурное отделение, подразделение, например, школьные учебно-производственные мастерские, приобретают права самостоятельной организации.

В новых условиях хозяйствования учреждениям народного образования в целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно-воспитательным процессом, усиления стимулирующего воздействия экономических факторов на эффективность этого процесса разрешено создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе учебно-производственные фирмы, ассоциации и другие рациональные формы самостоятельной деятельности.

Для каждой школы, на основе установленных поступлений бюджетных средств и внебюджетных поступлений, определяется единый фонд оплаты труда, фонд материально-технического, производственного и социального развития. Образование указанных (двух) фондов осуществляется на основе определенного на соответствующий период норматива, устанавливаемого в процентах от общего финансового фонда школы.

Временное положение предоставляет широкие хозяйственные и финансовые права директору школу. Выступая от имени школы, он имеет право:

— приобретать, арендовать, заказывать необходимое школе оборудование и другие материальные ресурсы у любых предприятий, организаций, кооперативов и лиц по безналичному или налично-денежному расчету, в розничной торговой сети и в комиссионных магазинах без зачета в лимит мелкого опта;

— заключать договоры с организациями, учреждениями и лицами, а также с учащимися школы на выполнение различных видов строительно-монтажных работ, работ по текущему ремонту школы, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений и пр.;

— заключать договоры на оказание школой различных услуг ученикам, их родителям, иным гражданам, а также предприятиям, организациям и учреждениям;

— заключать договоры о создании объединений с другими школами, учебно-воспитательными заведениями, научными и внешкольными учреждениями, предприятиями, кооперативами, сосредотачивая все средства или их часть для развертывания работы межшкольных комбинатов, курсов, учебно-производственных и хозяйственных объединений, проведения отдельных мероприятий и т.д.

Расширение прав руководителей школ одновременно налагает на них и высокую ответственность. В настоящее время широкие права контроля за хозяйственную деятельность администрации предоставлены Совету школы, в который входят не только представители педагогического коллектива, но и родители и учащиеся старших классов.

Профессиональный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью школ осуществляют финансовые органы и централизованные бухгалтерии.

24.2. Бюджет школы

Бюджет школы — материальная база для организации педагогического процесса. Сметы на содержание школы составляются директором школы и утверждаются вышестоящими органами народного образования. Основанием для составления годовой сметы является решение районных органов власти по следующим разделам: а) производственный план — число учащихся и классов; б) штат учителей и сотрудников; в) утвержденные должностные оклады учителей (согласно тарификации) и других работников школы; г) размер ассигнований на капитальный ремонт школы; д) размеры основных расходов по отдельным статьям бюджета, включая хозяйственные.

Директору следует знать основные статьи, указывающие на предметы расхода: ст. 1 — зарплата; ст. 2 — начисление на зарплату; ст.5 — учебные расходы; ст. 9 — расходы на питание; ст. 10 — приобретение медицинских и перевязочных средств; ст. 12 — приобретение оборудования и инвентаря; ст. 14 — приобретение мягкой мебели; ст. 16 — капитальный ремонт; ст. 18 — прочие расходы.

Наиболее важными являются ст.З — канцелярские и хозяйственные расходы. Молодому директору следует знать, что сюда входят средства на текущий ремонт и ремонт инвентаря. Согласно закону на текущий ремонт выделяется на год 0,5 процента от балансовой стоимости зданий, а на ремонт инвентаря — 2 процента от общей суммы инвентаря. По статье 3 выделяется и внештатный фонд — это небольшая сумма наличных денег для покупки канцелярских принадлежностей и мелкий срочный ремонт школьного оборудования.

Статья 16 — капитальный ремонт — обеспечивается примерно раз в пять лет (лишь в отдельных случаях досрочно). Средства выделяются согласно специальной смете, составленной специалистами сметного бюро. Такая смета готовится руководителями школ за несколько месяцев до составления бюджета и предоставляется в отдел народного образования.

Статья 9 — расходы на питание. Здесь следует учитывать, что в группах продленного дня могут быть полностью освобождены от платы за питание 10 процентов учащихся и частично (на 50 процентов) - 15 процентов учащихся от общего количества, зачисленных в группы продленного дня.

Статья 12 — приобретение оборудования и инвентаря — нуждается в расшифровке. Директор школы указывает, на что предлагается истратить эти средства, на какую сумму приобрести книги в библиотеку, сколько купить телевизоров, магнитофонов, кинопроекторов и т.д.

Смета является регулирующим документом на расходование средств. Директор школы обязан договориться с централизованной бухгалтерией о своевременном получении формы № 2 об исполнении статей расходов и ритмично производить необходимые покупки, не оставляя все на конец квартала или года. Форма № 2 составляется ежемесячно.

Какие ошибки допускаются неопытными руководителями школ в области выполнения школьного бюджета и финансовой дисциплины?

Некоторые директора школ составляют сметы не вовремя, особенно на капитальный ремонт, что сказывается на финансировании школ. К смете не прикладываются договора об обслуживании школы различными организациями (по ремонту холодильников, радиоаппаратуры, натирки полов, ремонту отопления и т.д).

Не продумывается расшифровка по ст. 12 и 14, в результате предусматривается приобретение ненужных вещей или таких предметов, которых не бывает в продаже. Имеются нарушения в оформлении журналов по факультативу, в результате обнаруживается недоработка часов.

Встречаются и более серьезные нарушения: случаи завышения стоимости выполненных работ по капитальному или текущему ремонту или выплата средств за работу, которая не производилась. Особенно много ошибок с оплатой труда по совместительству. Зарплата техническим работникам может выплачиваться не более чем 1,5 ставки. Не всегда правильно оформляются документы на совместителей. Бывает, что производится оплата так называемым — "мертвым душам".

Утвержденная смета — государственный документ, требующий неуклонного выполнения. Нарушения не могут быть оправданы никакими рассуждениями о целесообразности и вынужденной необходимости.

Спецсчет. В отдельных школах и школах-интернатах имеются производственные мастерские и подсобные хозяйства. Администрация в отдельные периоды сдает в аренду на временное пользование различным организациям свои помещения. В результате школа получает определенные средства, порой довольно значительные. Они зачисляются на спецсчет. Доходы, получаемые в результате работы школьников, направляются на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания учащихся.

В школах, имеющих постоянные доходы от труда школьников (производственные мастерские, подсобные хозяйства и т.д.), составляются специальные сметы, где планируются доходы и расходы по статьям бюджета. Средства по спецсчету в конце года не списываются, а переходят на следующий год.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 245.