По выполнению и защите курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

По выполнению и защите курсовой работы

по дисциплине

«Экономический анализ»

Направление

38.03.01 Экономика

 

Направленность подготовки

«Финансы и кредит»

 

 

Кемерово 2018

Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине  «Экономический анализ»  для  обучающихся по направлению 38.03.01 Экономика, направленность «Финансы и кредит» составлены к.э.н., доцентом    О.С. Сальковой, к.э.н., старшим преподавателем С.А. Кононовой.

 

 

Методические указания обсуждены на заседании кафедры

«Финансы и кредит» и утверждены методической комиссией института экономики и управления

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие требования к курсовой работе по дисциплине «Экономический анализ»………………………………………………….……………………………….4

2. Требования к структуре и содержанию курсовой работы ......................................7

3. Этапы выполнения курсовой работы..……………………………………………13

4. Требования к оформлению курсовой работы ........................................................19

5. Подготовка к защите, защита курсовой работы и критерии ее оценки…...........26

6. Список использованных источников ……….…………………………………….31

7. Приложения…………………………………………………………………............32

 

                                                               

 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Настоящие методически указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Экономика» высшего образования (бакалавриат), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. №1327.

    Курсовая работа – самостоятельная разработка в соответствии с требованиями кафедры  конкретной темы небольшого объема с элементами научного анализа, отражающая приобретенные теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обоснованные выводы. 

Курсовая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы студентов, выполняется ими в течение курса (семестра) под руководством преподавателя, включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.

Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умение работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения.

Настоящая курсовая работа выполняется в рамках дисциплины «Экономический анализ» в 6-м семестре. Для подготовки курсовой работы студенту целесообразно опираться не только на полученные в ходе лекционных и практических занятий знания по экономическому анализу, но и знания, полученные при изучении других экономических и управленческих дисциплин («Экономика организаций», «Финансы организаций», «Бухгалтерский учет», «Финансовый менеджмент»). В свою очередь написание и защита курсовой работы дает знания, умения, владения, способствующие более качественному усвоению в дальнейшем таких дисциплин, как «Анализ деятельности банка», «Основы аудита» и другие, дает практические знания для прохождения учебной и производственной практик, закладывает базу для написания выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа выполняется в сроки, соответствующие учебным планам.

Курсовая работа должна показать умение студента самостоятельно изложить проблему, выявить наиболее приоритетные вопросы, применить элементы исследования.

Курсовая работа отличается от научных докладов и аудиторных выступлений студентов тем, что ее должен выполнять каждый обучающийся в письменном виде, в согласованной с научным руководителем форме и в строго обозначенные сроки. Между тем, проблематика курсовой работы может быть использована в устном выступлении на семинарском или практическом занятии.

Курсовая работа не может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов различных статей и книг. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в которых появляется авторское видение проблемы и ее решение. Этому положению подчиняется структура курсовой работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.

Курсовая работа является квалификационным учебно-научным трудом студента, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. Основные требования к курсовой работе:

1. Четко сформулированы: проблема и исследовательские вопросы.

2. Обоснована их актуальность, степень изученности, состояние исследованности.

3. При ее исследовании используются методологические знания.

4. Выполняется на основе знакомства с теоретическими и практическими подходами к анализируемым проблемам, содержит научные выводы.

5. В завершенном виде представляет целостное, однородное исследование.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ

 КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Общий объем курсовой работы должен составлять примерно  35-45 страниц, набранных на компьютере 14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом между строк.

Правильно оформленная работа должна включать в себя:

1. Титульный лист (Приложение А).

2. План (оглавление).

3. Введение.

4. Основную часть.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы

7. Приложение (я).

Титульный лист и план выполняются на двух первых листах работы по определенной форме.

На титульном листе указывается наименование министерства, вуза, кафедры, тема и автор работы, научный руководитель, город и год (см. образец в Приложении А).

В Содержании перечисляются названия всех структурных элементов работы с указанием соответствующих страниц (Приложение В). Основная часть работы разделяется на главы и параграфы. Если в курсовой работе в форме подзаголовков выделяются пункты, подпункты, они также выносятся в содержание.

Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.

Во введении отражаются следующие основные моменты:

- общая формулировка темы;

- теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность;

- степень разработанности проблемы;

- цель и конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой;

- предмет и объект исследования;

- объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы;

- использованные в работе источники информации.

Актуальность темы отражает ее значимость, важность, перспективность, сопричастность с острыми проблемами современности. Для обоснования актуальности целесообразно привести высказывания авторитетных ученых, политиков и руководителей по тем вопросам, которые входят в предметное поле темы курсовой работы, привести наглядные статистические данные, практические примеры.

Степень изученности темы – это краткое перечисление авторов и проблематики их исследований в рамках темы курсовой работы. Оно проводится в хронологической или тематической последовательности.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания, та область реальности, которая изучается в ходе выполнения курсовой работы.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Цель работы определяет, для чего проводится курсовое исследование, что планируется получить в результате. Формулировка цели курсовой работы должна строго соответствовать теме.

Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это отдельные исследовательские действия, этапы, на каждом из которых производится та или иная операция (изучение литературы, обзор концепций, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик, их реализация, выработка практических предложений и т.д.).

Метод ы можно определить как способы достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или прикладного освоения действительности. Представление использованных методов исследования позволит оценить полноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении бакалаврской работы.

Характеристика структуры работы представляет собой краткое содержание глав и параграфов основной части. Она отражает общую логику изложения материала.

Введение должно быть кратким (2-3 страницы) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы читающий понял смысл работы, проблему исследования, какие задачи автор сам для себя наметил.

Главы работы составляют основную часть курсовой работы. Содержание глав должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать. Основная часть работы демонстрирует умение автора лаконично и аргументированно излагать материал. Изложение материала подчиняется поставленной цели и задачам курсовой работы и должно быть последовательным и логичным. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу. Изложение материала должно быть конкретным и опираться на результаты теории и практики, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ полученных результатов.

В основной части курсовой работы должны присутствовать иллюстрации (таблицы, схемы, графики и т.п.) с соответствующими ссылками и комментариями. Рекомендуется основную часть работы разделять на три главы (теоретической, методической и практической направленности, соответственно). Главы, в свою очередь, разбиваются на параграфы. Глава может содержать два-три параграфа в зависимости от темы курсовой работы. Каждый параграф должен заканчиваться обобщением изложенного в параграфе материала.

Также рекомендуется по итогам каждой главы в конце приводить основные выводы (или результаты), полученные в данной главе, наиболее важные с точки зрения поставленной цели и задач курсовой работы (это, в частности, позволяет, с одной стороны, лучше структурировать работу, а с другой – понять,  насколько полно удалось решить поставленные задачи). Выводы по главе – это обобщение выводов по параграфам. Данные выводы впоследствии могут быть использованы для составления презентации при представлении курсовой работы к защите, если это будет требоваться научным руководителем. Объем глав может различаться, однако не рекомендуется выходить за диапазон 9-15 страниц. Главный критерий при определении качества главы – это полнота и качество выполнения поставленных и решаемых в данной главе задач.

Курсовая работа по «Экономическому анализу» обычно включает три главы.

Первая глава выполняется в виде научного реферата (обзор литературы содержит критический анализ и (или) систематизацию уже существующих знаний по данной проблеме, изложенных в трудах других авторов с обязательными ссылками на них, включая указание номеров страниц) и посвящается рассмотрению теоретических аспектов и анализу современного состояния исследуемой проблемы. В ней рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, системы или явления, его составные элементы и их взаимосвязь, выделяются факторы, оказывающие влияние на исследуемый процесс, систему или явление, осуществляется анализ современного состояния теории проблемы, дается обзор нормативных актов и литературных источников, позиций исследователей, обосновывается точка зрения автора на исследуемую проблему.

Обзор литературы  должен показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности. Обзор работ предшественников следует делать только по выбранной теме и поставленной проблеме, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного материала и имеет лишь  косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть названы и критически оценены.

При изложении в курсовой работе спорных вопросов темы необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать своё мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы.

В первой главе рекомендуется уделить внимание истории развития исследований выбранной проблемы и анализу зарубежного опыта. Анализ зарубежного опыта должен сопровождаться сравнением его с отечественной практикой и возможностями его использования в России.

Вторая глава должна носить преимущественно прикладной, аналитический характер. В ней необходимо количественно и качественно описать предмет исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования экономической деятельности. Важным аспектом проводимого во второй главе анализа является актуальность приводимой информации, что означает, что в работе обязательно должна быть использована статистическая и бухгалтерская информация за последние несколько лет, включая год, предшествующий году написания курсовой работы. При этом в работе обязательно должны указываться ссылки на источники данной информации. Автор несет полную ответственность за соответствие представляемых данных их источникам и в случае выявления несоответствий рискует быть не допущенным к защите курсовой работы.

Данная глава в обязательном порядке должна содержать результаты собственных расчетов, проведенных в ходе решения поставленных задач. Полученные результаты расчетов должны сопровождаться их анализом и содержательной экономической интерпретацией.

В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу или рисунок, не следует пересказывать их содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят представленные данные. Если таблица заимствована из литературных источников, обязательно необходима ссылка на источник.

В третьей главе необходимо сформулировать направления совершенствования процесса или явления.

Заключение курсовой работы пишется на основе полученных в ней и обоснованных лично автором выводов и результатов (от 3 до 5, например, в соответствии с задачами работы и ее целью), наиболее важных с точки зрения поставленной цели, и подытоживает проделанную работу. В заключении не должны содержаться выводы и результаты, не полученные и/или должным образом не обоснованные автором в курсовой работе, а также общеизвестные и банальные вещи. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.

Список литературы должен содержать не менее 20 источников, с которыми работал автор курсовой работы. Не допускается включение в список литературы источников, на которые нет ссылок в курсовой работе. Рекомендуется использовать свежие статьи из научных и специализированных журналов и сборников, а также монографии, число учебников и учебных пособий,  используемых при выполнении курсовой работы должно быть сведено к минимуму. В список литературы могут быть включены интернет-ресурсы, при этом ссылка на них обязательна.

Приложения оформляются в случае необходимости. Многие исследовательские материалы целесообразно выносить в приложения, чтобы не загромождать основную часть работы. Так, в приложения включается информация справочного характера: финансовая (бухгалтерская) отчетность, громоздкие таблицы, схемы, рисунки, методики, описания отдельных процедур исследования, расчеты показателей и др. Наличие и характер приложений определяется автором самостоятельно.

 

Выбор темы курсовой работы

Работа над курсовой работой начинается с выбора темы, к которому следует отнестись очень ответственно. Тематика курсовых работ предлагается кафедрой. Она носит примерный характер. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с научным руководителем, предложить собственную тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике дисциплины «Экономический анализ». Основная сложность при выборе темы может заключаться в том, что этот выбор и, отчасти, написание работы происходит в процессе изучения предмета, а не по его окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться к консультациям преподавателя, который направит поиск студента в нужное русло. 

В приложении Б настоящих методических указаний приводится перечень примерных тем курсовых работ.

Выбрав тему, студент обязан ее согласовать с научным руководителем. После утверждения темы необходимо обсудить с руководителем план-график написания курсовой работы, выделить основные этапы и сроки работы (изучение литературы, ее конспектирование, написание теоретической главы, поиск эмпирических данных, составление программы исследования, анализ полученных данных, разработка предложений и т.п.).

2. Составление рабочего плана курсовой работы

На следующем этапе необходимо составить содержательный план курсовой работы, который задает общую логику курсового исследования. Составление рабочего плана курсовой работы – это наиболее важная подготовительная часть к ее написанию. План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе. Правильно построенный план работы помогает студенту систематизировать подобранный материал, обеспечивает последовательность его изложения. План курсовой работы обязательно согласовывается с научным руководителем. В окончательном виде план курсовой работы формирует большую часть введения курсовой работы, а соответствие содержания курсовой работы и полученных в ней выводов и результатов рабочему плану (введению) определяет большую часть итоговой оценки. В этой связи все формулировки в рабочем плане курсовой работы должны быть максимально конкретны.

План курсовой работы должен отражать основную идею работы и содержать формулировку решаемой проблемы, цели и задачи работы, а также определение объекта и предмета исследования. Именно наличие примерного плана позволяет студенту сразу приступить к подбору литературы и источников информации, изучение которых впоследствии может привести к некоторой корректировке плана (по согласованию с научным руководителем).

В качестве основной литературы рекомендуется использовать, в первую очередь, монографии, специализированные отраслевые Интернет-порталы и журналы, а также учебники и учебные пособия по Экономическому анализу.

Формулировка решаемой проблемы (обоснование актуальности) заключается в выделении конкретной актуальной проблемы (вопроса) по тематике курсовой работы, требующей решения. Желательно, чтобы обоснование актуальности рассматриваемой проблемы сопровождалось статистическими данными и фактами деятельности организаций. Формулировка решаемой проблемы должна отвечать на вопрос «Почему необходимо рассматривать данную проблему, и что это рассмотрение может дать полезного?».

Объектом исследования могут быть различные экономические системы, процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию или взятые для изучения.

Предмет исследования – это то, что находится в рамках объекта, как правило, это отношения, тенденции, свойства, особенности и т.п., возникающие в ходе возникновения, развития или разрушения объекта исследования. Предмет исследования чаще всего напрямую вытекает из темы курсовой работы или тесно связан с ней. И объект, и предмет исследования должны быть определены максимально конкретно.

Цель работы формулируется максимально конкретно и должна отражать рассматриваемую в работе проблему и логически вытекать из нее. Цель должна отвечать на вопрос: для чего именно выполняется данная работа? В цели также должны быть отражены (при наличии таковых) временные и территориальные рамки данной работы, а также принимаемые гипотезы. Обычно цель работы начинается со слов «выявить», «оценить», «выработать», «спрогнозировать», «обосновать» и т.д.[1] В цели обязательно должен быть отражен объект исследования.

Задачи работы формулируются исходя из поставленной цели, разбивают процесс ее достижения на этапы и отвечают на вопрос «Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?» Обычно задачи курсовой работы условно делятся на теоретические и практические и определяют общую структуру работы. Теоретические задачи, как правило, предполагают научное реферирование (что предполагает критический анализ и обозначение позиции автора по данным вопросам) уже известных положений различных авторов по выбранной проблематике, практические – непосредственный прикладной анализ и практические расчеты.

Структура и содержание курсовой работы определяются исходя из поставленных цели и задач. Каждая глава и параграф курсовой работы должны иметь свое название, максимально отражающее их содержание, при этом не должно быть совпадений формулировок названия составных частей работы (глав, параграфов, приложений) друг с другом, а также с названием самой работы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Общие технические требования:

поля: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм, правое – 15 мм;

интервал: основной текст и список литературы – полуторный; примечания (постраничные сноски) – одинарный;

гарнитура: Times New Roman;

размер кегля: основной текст и список литературы – 14 пт.; примечания (постраничные сноски) – 12 пт. Название Главы – 14 пт., полужирный. Название параграфов, рисунков и таблиц – 14 пт., полужирный;

выравнивание текста: по ширине;

перенос – автоперенос, переносы в словах из прописных букв - исключить;

абзацы печатаются с красной строки; от левого поля – отступ равен 1,25 см;

расстояние между абзацами = 0;

расстояние между заголовками главы и параграфа выдерживается в 1 отступ (полтора интервала). Расстояние между текстом предыдущего параграфа и названием следующего должно равняться двум отступам. Каждая глава начинается с новой страницы;

нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы, начиная с титульного листа, но цифры печатаются только со второго листа. Кроме титульного листа все страницы нумеруются арабскими цифрами, которые ставятся в центре нижней части листа, без точки.

Правила оформления рисунков и таблиц:

рисунки (словом «рисунок» обозначаются все иллюстративные примеры, графики, диаграммы, схемы и т.п.) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки в пределах раздела (например, 1.1, 1.2, … - для рисунков первой главы; 2.1, 2.2, … - для рисунков второй главы и т.д.). Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки. На все рисунки должны быть ссылки в тексте работы. Пример оформления рисунка:

 

 

 



Рисунок 3.1 - Название рисунка

 

таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу в зависимости от ее размера обычно помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Если объем таблицы превышает количество оставшегося места в конце страницы, то ее размещают на следующей странице, а свободное место заполняется текстом, следующий за таблицей. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Переносы слов в заголовках таблиц не допускаются. В конце заголовка таблицы точка не ставится. На все таблицы должны быть указания в тексте работы. Пример оформления таблицы:

Таблица 3.1 - Название таблицы

Столбец 1 Столбец 2 Столбец 3 Столбец 4 Столбец 5
1 2 3 4 5

При переносе части таблицы на другую страницу название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую ограничивающую таблицу, не проводят. Над другими частями пишут «Продолжение таблицы». Пример оформления таблицы:

Таблица 3.2 - Название таблицы

Столбец 1 Столбец 2 Столбец 3 Столбец 4 Столбец 5
1 2 3 4 5

Если в работе требуется поместить таблицу, размещенную горизонтально, она выносится в Приложение.

Правила оформления формул

Если в тексте курсовой работы приводятся формулы, то рекомендуется располагать их на отдельной строке. Выше и ниже формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. При внесении в текст нескольких формул, если на них есть ссылки, формулы нумеруются общей сквозной нумерацией (допускается нумерация в пределах раздела). Пример оформления формулы:

                                                                                                                                                                    (1.1)            

                                                                            

где:

ROI – простая норма прибыли

I0 – первоначальные инвестиции, руб.

Рr - денежные поступления в среднем за год, руб.

 

Правила оформления списков и перечислений. Принято выделять три типа списков:

маркированные списки используются при перечислении или выделении отдельных фрагментов текста;

нумерованные списки применяются в тех случаях, когда нужно определить порядок изложения;

многоуровневые списки, используются при необходимости выделения нескольких уровней. В таких списках допустимы как нумерованные элементы, так и символы маркера.

Примеры оформления списка (сравните):

 

Для проведения совещания необходимо знать:стоимость продукции;маркетинговую позицию;и т.д., и т.п. Необходимо получить ответы на следующие вопросы: 1. Что представляет продукт? 2. Какие известны недостатки? 3. И т.д., и т.п.

Правила оформления списка использованных источников

Список использованных источников оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003

Примеры оформления:

Книга с одним автором

Маркин, Ю.П. Экономический анализ: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» [Текст] / Ю.П.Маркин. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012. – 450 с.

Книги с двумя авторами

Бувальцева, В.И.Экономический анализ: учебное пособие [Текст] / В.И.Бувальцева, О.В.Глушакова; Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2011. – 306 с.

Книги трех авторов

Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст] /А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфулин, Е.В.Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 208 с.

Книги четырех авторов

Анализ хозяйственной деятельности в промышленности [Текст] / Н.А.Русак [и др.]. – Мн.: Выш.шк., 2008. – 398 с.

Словари и энциклопедии

Новый энциклопедический словарь [Текст] /. – М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 1456 с.

Экономическая энциклопедия [Текст] / Е.И.Александрова [и др.]. – М.: Экономика, 2009. – 1055 с.

Статьи из сборников

Горшкова, Е.С. Амортизационная политика [Текст] / Е.С.Горшкова // Социально-экономические проблемы развития Сибирского федерального округа. – Кемерово \ 2006. – с.31-36

Статьи из журналов

Любушин, Н. Система показателей анализа финансового состояния организации и методы их определения [Текст] / Н.Любушин // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – №2. – с.16

Таблица 1.6 – Аспекты теории агентства

Аспекты Скрытые характеристики Скрытые действия Скрытые замыслы
       
       

Источник: [15, с. 22].

Рисунок 1.4 - Название рисунка

Источник: [15, с. 23].

 

Если таблицы, схемы, рисунки выполнены студентом самостоятельно, то необходимо указать на базе какого конкретного источника составлен материал, например:

Таблица 1.6 – Аспекты теории агентства

Аспекты Скрытые характеристики Скрытые действия Скрытые замыслы
       
       

Источник: составлено по [15-17].

 

Если иллюстративный или табличный материал составлен автором самостоятельно без использования сторонних публичных источников, то оформляется следующим образом:

Рисунок 1.4 - Название рисунка

 Источник: составлено автором самостоятельно

Правила оформления приложений

Приложения размещают в конце курсовой работы, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение». Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Если в работе более одного приложения, их последовательно обозначают буквами (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ) в алфавитном порядке (нумеруют), например: ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б и т.д.

Когда курсовая работа полностью оформлена, она сшивается в соответствии с требуемой структурой.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ,  КРИТЕРИИ ЕЕ ОЦЕНКИ

 

Курсовая работа в рамках дисциплины оценивается оценкой по пятибалльной системе до сдачи экзамена.

Курсовая работа должна быть написана в сроки, устанавливаемые кафедрой. Работа, которую преподаватель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных в отзыве замечаний. Студент, не сдавший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Курсовая работа при условии наличия всех ее структурных частей (введения, глав, заключения и списка литературы) в отведенные для этого сроки может быть отдана научному руководителю на проверку с возможностью последующей доработки (устранения замечаний). Научный руководитель возвращает курсовую работу на доработку с указанием конкретных замечаний или направлений существенного улучшения курсовой работы, либо принимает курсовую работу к защите.

В случае представления курсовой работы преимущественно реферативного характера, в которой не удается выделить личный вклад автора, либо сдачи курсовой работы, в которой не выполнены основные требования к содержанию, структуре и оформлению курсовая работа не рассматривается, а возвращается с указанием данных причин на доработку.

Курсовая работа сдается научному руководителю с возможностью ее доработки только один раз.

В случае возврата научным руководителем курсовой работы с замечаниями, ее доработка осуществляется в отведенные сроки. Исправленный вариант курсовой работы в распечатанном виде должен предоставляться руководителю для повторного рецензирования. Именно на нем научный руководитель делает отметку о допуске к защите (с указанием даты и с подписью), а после защиты фиксирует оценку (также с указанием даты и с подписью). При этом обязательно прикладывается список сделанных на предыдущем этапе научным руководителем замечаний, по требованию научного руководителя – первый вариант работы целиком. Студент может отказаться от устранения сделанных замечаний, если его курсовая работа может претендовать на положительную оценку.      

Выполненная студентом курсовая работа, содержащая все необходимые структурные части, подшивается (скрепляется), подписывается студентом и сдается на кафедру (для студентов заочной формы обучения - с последующей регистрацией работы секретарем кафедры в специальном журнале) или научному руководителю (для студентов очной формы обучения) для проверки в установленные для этого сроки (до 10 дней). По согласованию с научным руководителем первый вариант курсовой работы может быть представлен студентом в электронном виде на е-mail научного руководителя.

Курсовые работы, оформление которых не соответствует принятым стандартам, на проверку не принимаются.

Сдавая курсовую работу, студент должен понимать, что несет ответственность за соблюдение академических норм в написании письменных учебных работ в установленном в КемГУ порядке, что текст курсовой работы может быть проверен через систему «Антиплагиат». Если оригинальность текста будет составлять менее 60%, то студенту придется курсовую работу перерабатывать.

Критерии оценки текста курсовой работы:

· выполнение курсовой работы в установленные сроки;

· соответствие оформления основным требованиям;

· степень усвоения студентом понятий и категорий по теме курсового исследования;

· умение грамотно формулировать проблему курсовой работы, свои мысли и выводы, соответствие структуры работы ее задачам;

· качество изучения теоретических аспектов темы, умение работать с литературой, изложение различных точек зрения, проведение анализа;

· качество проведенного анализа и его соответствие поставленным целям и задачам;

· использование новейшего фактологического и статистического материала;

· использование нормативных (законодательных) актов по теме исследования;

· самостоятельность работы, наличие и глубина авторского вклада в решение поставленных целей и задач.

Процедура подготовки к защите и защита курсовой работы

По курсовым работам, принятым к защите, в установленные сроки проводится защита.

Для проведения процедуры защиты курсовой работы студент должен подготовить краткое выступление (до 5 минут). В нем следует отразить тему курсовой работы, ее актуальность, цель, задачи, содержание глав и параграфов, основные выводы. Особое внимание целесообразно уделить исследовательской части работы. Студент должен сопровождать свое выступление демонстрацией слайдов или иллюстративного материала.

    Защита проводится в присутствии научного руководителя, других преподавателей кафедры, студентов. После выступления студенту задаются вопросы по теме курсовой работы, на которые он должен ответить. При желании присутствующие на защите могут высказать свое мнение, как по содержанию курсовой работы, так и по процедуре защиты.

    По окончанию процедуры защиты научный руководитель выставляет итоговую оценку. При этом он учитывает содержание курсовой работы, «качество» выступления на процедуре защиты, ответы на дополнительные вопросы, а также реакцию аудитории и коллег-преподавателей.

Защита представляет собой устное собеседование, по результатам которого определяется уровень знаний автора по теме курсовой работы, а также по объекту и предмету исследования, умение автора ясно и обоснованно излагать свои мысли и отвечать на вопросы. Слово «защита» подразумевает, что автор в ходе устного собеседования защищает (обосновывает) свою точку зрения на рассматриваемые вопросы и полученные им в курсовой работе выводы и результаты.

Итоговая оценка за курсовую работу определяется с учетом уровня защиты и оценки за текст курсовой работы, поставленной научным руководителем, и проставляется в зачетную книжку и в ведомость. Неудовлетворительная оценка за текст курсовой работы означает не допуск к защите и необходимость доработки курсовой работы до приемлемого состояния, неудовлетворительная оценка за защиту курсовой работы означает необходимость выполнения курсовой работы по новой теме.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Образец оформления титульного листа курсовой работы

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра финансов и кредита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

на тему: __________________________________________________

__________________________________________________________

 

студента (ки) гр.______ ФИО:_________________________________________________

 

Направление «Экономика»

Направленность Финансы и кредит

Научный руководитель:

___________________________

___________________________

 

Кемерово 201_

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Примерная тематика курсовых работ

1. Экономический анализ как основа сметного планирования организации

2. Виды экономического анализа и их значения для оценки хозяйственной деятельности организации

3. Роль экономического анализа в формировании ценовой политики организации

4. Проблемы организации финансового и управленческого анализа

5. Современные представления о роли, методах экономического анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей работы коммерческой организации

6. Оценка степени достаточности информационной базы экономического анализа

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база финансового анализа

8. Особенности выбора показателей основными группами заинтересованных сторон при проведении анализа финансового состояния организации

9. Нормативное обеспечение финансового анализа организации

10.  Интегрированная отчетность как новый источник в информационной базе финансового анализа организации

11.  Аналитические возможности интегрированной отчетности при проведении финансового анализа организации

12.  Роль финансового анализа при использовании сбалансированной системы показателей

13.  Бухгалтерский баланс и его роль в анализе финансового состояния организации

14.  Комплексная оценка ресурсного потенциала организации

15.  Анализ выпуска и продажи продукции

16.  Анализ качества продукции и ее конкурентоспособности

17.  Анализ эффективности использования основных фондов

18.  Проблемы анализа эффективности капитальных и финансовых вложений организаций

19.  Анализ эффективности использования производственного оборудования и его значение для повышения интенсификации производства

20.  Анализ эффективности использования материальных ресурсов организации

21.  Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Оценка показателей движения

22.  Анализ использования рабочего времени и резервов его экономии

23.  Анализ производительности труда по технико-экономическим факторам

24.  Анализ динамики и структуры фонда оплаты труда

25.  Анализ сметы (бюджета) затрат на производство

26.  Анализ затрат по стадиям жизненного цикла продукции

27.  Анализ влияния на себестоимость продукции использования производственных ресурсов

28.  Маржинальный анализ в процессе принятия решения о перспективах развития организации

29.  Показатели затрат и себестоимости продукции: методика их расчета и анализа

30.  Особенности анализа переменных и постоянных затрат

31.  Методика анализа прямых и косвенных затрат и направления ее совершенствования

32.  Современные проблемы анализа и управления затратами коммерческой организации

33.  Анализ формирования финансовых результатов хозяйствующего субъекта

34. Анализ использования и распределения прибыли организации

35. Анализ взаимоотношений организации с бюджетом по налогам

36. Анализ социального развития и социальной защищенности коллектива организации

37.  Анализ взаимосвязи объема производства, прибыли и издержек организации

38.  Анализ показателей оценки эффективности бизнеса

39.  Анализ финансового состояния организации

40.  Анализ влияния политики управления имуществом и капиталом организации на ее финансовую стабильность

41.  Факторный анализ инвестиционной активности организации

42.  Методика рейтингового анализа эмитентов и направления ее совершенствования

43.  Анализ зависимости эффективности бизнеса от уровня финансовой устойчивости организации

44.  Анализ платежеспособности организации и причин возникновения банкротства     

45.  Сравнительная характеристика методик анализа финансовых результатов

46.  Анализ поведения затрат и оценка их влияния на финансовые результаты деятельности организации

47.  Анализ денежных потоков в целях сохранения платежеспособности организации

48.  Современные методы анализа и реструктуризации дебиторской задолженности

49.  Многофакторный анализ финансовой устойчивости организации

50.  Порядок формирования и анализ капитала коммерческой организации

51.  Анализ оборотного капитала организации

52.  Сравнительная характеристика методов оценки финансового состояния организации

53.  Анализ влияния состояния дебиторской задолженности на платежеспособность организации

54.  Анализ финансового состояния организации на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности

55.  Анализ и диагностика финансового состояния коммерческой организации.

56.  Анализ состояния имущества предприятия и источников его формирования

57.  Дискуссионные вопросы анализа финансовой устойчивости коммерческой организации

58.  Анализ эффективности и интенсивности использования капитала коммерческой организации.

59.  Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала коммерческой организации

60.  Аналитическая диагностика вероятности банкротства коммерческой организации.

61.  Анализ финансового состояния группы организаций на основе консолидированной финансовой отчетности

62.  Методика комплексной рейтинговой оценки финансового состояния коммерческих организаций

63.  Анализ финансового состояния коммерческой организации на основе российской и международной финансовой отчетности

64.  Анализ инвестиционной деятельности коммерческой организации

65.  Анализ денежных потоков коммерческой организации

66.  Анализ дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации

67.  Анализ денежных потоков и использование его результатов в финансовом планировании

68.  Анализ платежеспособности (ликвидности) организации 

69.  Анализ финансовой устойчивости организации

70.  Анализ инвестиционной привлекательности организации

    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Примерная структура курсовой работы на тему

«Анализ финансового состояния организации (на примере……)»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение… ……..……………………………………………..………………...…4

1       Теоретические основы АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ …. ……………………..……..………………....7

1.1 Сущность и значение анализа финансового состояния организации..….......7

1.2 Методика анализа финансового состояния организации….………..........….12

1.3 Информационная база анализа финансового состояния организации...........18

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ (НА ПРИМЕРЕ …) ..…….27

2.1 Краткая характеристика организации и основных ее экономических показателей ………………………………………………….……….………..............27

2.2 Анализ имущества и источников его образования по данным бухгалтерского баланса. Оценка финансовой устойчивости организации……………... …....…….41

2.3 Анализ ликвидности, платежеспособности и рентабельности организации………….……………………….……..………………………….…...…48

3 Мероприятия по улучшению финансового состояния организации……...…………………. ……………………….52

Заключение…………………………..…………….….……..…….……..….….70

Список использОВАННЫХ источников……………...…….……..…74

Приложения…………………………………....…………..……..…….…..…....77

 


[1] Не следует начинать формулировку цели с таких слов, как: исследовать, изучить, рассмотреть, проанализировать и т.д. (автоматически будет напрашиваться вопрос: «с какой целью?»).


Методические указания

по выполнению и защите курсовой работы

по дисциплине

«Экономический анализ»

Направление

38.03.01 Экономика

 

Направленность подготовки

«Финансы и кредит»

 

 

Кемерово 2018

Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине  «Экономический анализ»  для  обучающихся по направлению 38.03.01 Экономика, направленность «Финансы и кредит» составлены к.э.н., доцентом    О.С. Сальковой, к.э.н., старшим преподавателем С.А. Кононовой.

 

 

Методические указания обсуждены на заседании кафедры

«Финансы и кредит» и утверждены методической комиссией института экономики и управления

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие требования к курсовой работе по дисциплине «Экономический анализ»………………………………………………….……………………………….4

2. Требования к структуре и содержанию курсовой работы ......................................7

3. Этапы выполнения курсовой работы..……………………………………………13

4. Требования к оформлению курсовой работы ........................................................19

5. Подготовка к защите, защита курсовой работы и критерии ее оценки…...........26

6. Список использованных источников ……….…………………………………….31

7. Приложения…………………………………………………………………............32

 

                                                               

 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Настоящие методически указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Экономика» высшего образования (бакалавриат), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. №1327.

    Курсовая работа – самостоятельная разработка в соответствии с требованиями кафедры  конкретной темы небольшого объема с элементами научного анализа, отражающая приобретенные теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обоснованные выводы. 

Курсовая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы студентов, выполняется ими в течение курса (семестра) под руководством преподавателя, включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.

Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умение работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения.

Настоящая курсовая работа выполняется в рамках дисциплины «Экономический анализ» в 6-м семестре. Для подготовки курсовой работы студенту целесообразно опираться не только на полученные в ходе лекционных и практических занятий знания по экономическому анализу, но и знания, полученные при изучении других экономических и управленческих дисциплин («Экономика организаций», «Финансы организаций», «Бухгалтерский учет», «Финансовый менеджмент»). В свою очередь написание и защита курсовой работы дает знания, умения, владения, способствующие более качественному усвоению в дальнейшем таких дисциплин, как «Анализ деятельности банка», «Основы аудита» и другие, дает практические знания для прохождения учебной и производственной практик, закладывает базу для написания выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа выполняется в сроки, соответствующие учебным планам.

Курсовая работа должна показать умение студента самостоятельно изложить проблему, выявить наиболее приоритетные вопросы, применить элементы исследования.

Курсовая работа отличается от научных докладов и аудиторных выступлений студентов тем, что ее должен выполнять каждый обучающийся в письменном виде, в согласованной с научным руководителем форме и в строго обозначенные сроки. Между тем, проблематика курсовой работы может быть использована в устном выступлении на семинарском или практическом занятии.

Курсовая работа не может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов различных статей и книг. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в которых появляется авторское видение проблемы и ее решение. Этому положению подчиняется структура курсовой работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.

Курсовая работа является квалификационным учебно-научным трудом студента, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. Основные требования к курсовой работе:

1. Четко сформулированы: проблема и исследовательские вопросы.

2. Обоснована их актуальность, степень изученности, состояние исследованности.

3. При ее исследовании используются методологические знания.

4. Выполняется на основе знакомства с теоретическими и практическими подходами к анализируемым проблемам, содержит научные выводы.

5. В завершенном виде представляет целостное, однородное исследование.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 187.