Организация учебной, производственной и преддипломной практик направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки юристов (бакалавров).
Прохождение практики осуществляется строго в сроки, указанные в учебном плане. Прохождение практики в иные сроки допускается только в исключительных случаях по уважительным причинам по согласованию с руководителем практики и деканатом факультета.
Практика проводится со студентами индивидуально или в составе учебных подгрупп в правоприменительной либо экспертно-консультационной деятельности.
Местом прохождения практики являются органы прокуратуры, суды общей юрисдикции, юридические службы (подразделения) органов государственной власти и местного самоуправления, государственные учреждения, адвокатура, нотариат, студенческая юридическая клиника, иные организации (далее – Организация).
Руководство практикой осуществляется по линии учебного заведения – преподавателем, ответственным за практику на кафедре (далее – руководитель практики от кафедры).
Организация практики на местах возлагается на руководителей Организаций, которые знакомят студентов с порядком прохождения данной практики, назначают ее руководителем практического работника (далее – руководитель практики от организации) и организуют прохождение практики в соответствии с программой практики. Далее руководство практикой по месту прохождения практики осуществляется руководителем практики от организации.
Для распределения студентов по местам практик заключается договор между университетом и Организацией, готовой принять студента на практику (Приложение 1).
При выборе организаций предпочтение в подписании договоров следует отдавать организациям, заключившим с университетом договор о сотрудничестве.
На основании договора на проведение практики, договора о сотрудничестве или гарантийного письма ответственным за практику по кафедре не позднее, чем за две недели до начала практики оформляется в 3-х экземплярах Представление в Приказ ректора университета. Представление подписывается ответственным за практику по кафедре, заведующим выпускающей кафедры, деканом факультета. В Представлении обязательно указывать: номер группы, специальность, вид и сроки практики, номер и дату договора (письма) для каждого студента, фамилию руководителя практики от кафедры, название факультета и выпускающей кафедры при подписании документа.
Во время прохождения практики студент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка, правила охраны труда и иные нормативные акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующих органов. На студентов, принятых в Организацию на должности, распространяется действие Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Продолжительность рабочего дня для студентов при прохождении практики в организациях определяется в соответствии с ТК РФ.
Для приобретения навыков исследовательской работы студенту необходимо проявлять деловую инициативу; студент должен принимать участие в разработке конкретных правовых (процессуальных) документов, проводить правовую экспертизу различных проектов.
Запрещается принятие студентом-практикантом самостоятельно любых решений (без предварительного согласования с непосредственным руководителем практики от организации) на местах.
В порядке подготовки к практике для студентов проводятся инструктивно-методические занятия по вопросам прохождения практики и выполнения программы практики.
Для успешного прохождения учебной, производственной и преддипломной практики студент должен иметь следующие документы:
– направление на практику;
– дневник практики.
Направление на практику выдается на руки студенту после ознакомления с программой практики и собеседования с руководителем практики от кафедры. В направлении указываются фамилия, имя отчество студента, место и время прохождения практики.
Дневник практики (Приложение 2) ведется регулярно в течение всей практики.
В первый день в дневник записывается календарный план практики. В дальнейшем в дневнике отражается ежедневно проделанная работа, ход выполнения программы практики. Записи о выполненной работе должны быть конкретными. В дневнике практики студент может отметить вопросы, возникшие с разрешением конкретных дел, ситуаций, обстоятельств. Заполняя дневник, студент должен исходить из того, что полнота и своевременность записей о прохождении практики существенно облегчат составление письменного отчета. Руководитель практики от организации систематически просматривает дневник и заверяет своей подписью записи студента. После защиты практики дневник с отчетом и другими материалами, документами подлежит сдаче руководителю практики от кафедры во время защиты практики.
По итогам прохождения практики студент должен составить отчет. Составление отчета обязательно для всех студентов, в том числе студентов заочного отделения, проходящих практику по месту своей работы.
Отчет должен быть набран на компьютере и распечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Должны соблюдаться следующие параметры: поля – левое 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине, красная строка 1,25 см.
В отчете отражается проделанная студентом работа и ее результаты.
Отчет по практике состоит из введения, основной части, заключения и приложений.
Введение. В данном разделе необходимо указать сведения о месте прохождения практики и основных нормативных правовых актах, определяющих работу сотрудников места прохождения практики.
Основная часть отражает описание выполнявшихся студентом заданий и реализацию вопросов рабочей программы практики.
В отчете о прохождении практики отражаются:
– процедура прохождения практики;
– свои личные впечатления о пройденной практике;
– негативные или положительные моменты, с которыми студенты столкнулись при прохождении практики;
– сложные теоретические и практические вопросы, которые возникли при решении конкретных дел в период прохождения практики.
Заключение содержит итоги пройденной практики, достигнутые цели, предложения по улучшению деятельности организации.
Библиографический список, содержащий законы и иные правовые акты, изученные при прохождении практики.
К отчету в форме приложений должны быть приложены процессуальные документы, подготовленные практикантом.
Приложения оформляются как продолжение работы на последующих за основной частью страницах. При этом каждое приложение начинается с нового листа, должно иметь содержательный заголовок и нумероваться последовательно арабскими цифрами.
Приложения к материалам практики определяются студентом произвольно, с учетом специфики деятельности Организации. Количество документов не ограничивается.
Они должны в полной мере отражать деятельность места практики. Студент вправе с разрешения руководителя практики от организации сформировать дубликаты дел не конфиденциального характера (в качестве образцов) для последующего приобщения к итоговым документам по практике. При запрете копирования юридических документов Организации, документы оформляются практикантами на несуществующие физические или юридические лица.
По своему содержанию отчет о прохождении практики отличается от дневника и не должен его повторять. Если в дневнике перечисляются различные виды работ, то отчет должен отражать в обобщенной форме выводы студента о проделанной работе. В отчете необходимо отразить всю информацию, предусмотренную в дневнике:
В отчете также можно отразить:
– спорные и неясные вопросы, возникшие в процессе прохождения практики и предложения по их решению;
– рекомендации, направленные на улучшение организации и порядка прохождения практики;
– выводы о том, в какой мере практика способствовала закреплению и углублению теоретических знаний и приобретению практических навыков;
– в аналитической части отчета студент может указать, с какими интересными правовыми ситуациями он столкнулся;
– какие трудности возникли при прохождении практики;
– удалось ли и в каком объеме собрать материал в виде приложений к практике или для выпускной квалификационной работы.
Отчет должен носить не только информационный, но и оценочно-аналитический характер. Особое внимание в отчете должно быть уделено:
– анализу юридических дел, в производстве которых принимал участие студент;
– описанию проблем, возникших при прохождении практики, решении юридических вопросов и составлении правовых документов;
– оценке деятельности правоохранительных органов и иных организаций, а также работников с точки зрения обеспеченности законности, защиты прав человека и требований профессиональной этики.
Отчет должен быть подписан студентом и заверен руководителем практики от организации.
По возвращении с практики в сроки, установленные кафедрой, все документы студент должен сдать на проверку руководителю практики от кафедры. Руководитель практики от кафедры проверяет наличие документов по практике, полноту, правильность и качество выполнения заданий. После чего студент должен защитить результаты практики. Отсутствие документов по практике является основанием для не допуска студента к защите практики.
Защита практики представляет собой одну из форм итогового контроля прохождения студентом практики и осуществляется на кафедре Конституционного, административного и муниципального права. Студент для защиты практики должен представить отчет, дневник прохождения практики, отзыв, подписанный руководителем практики от организации и заверенный печатью Организации, приложения в виде процессуальных и иных юридических документов. Все представленные материалы студент должен систематизировать, прошить, пронумеровать, включив в ОГЛАВЛЕНИЕ своего отчета.
Защита практики происходит публично по графику, утвержденному кафедрой и проводится не позднее 1 месяца после прохождения практики. Защита практики состоит в следующем:
По материалам отчета студент готовит краткое выступление, в котором должен проявить умение показать способности к анализу и отстаиванию положений, содержащихся в отчете, а также навыки практической аргументации принимаемых решений и выполняемых действий.
В своем выступлении студент должен сообщить: где, когда проходила практика, какие задачи студент ставил перед собой в ходе практики, какие полезные знания приобрел.
На защите студент должен продемонстрировать:
– знание правовых основ деятельности соответствующей Организации, в которой проходил практику;
– знание функций и полномочий соответствующих органов, организаций и должностных лиц;
– способность связывать теоретические положения с потребностями юридической практики.
Во время защиты руководитель практики от кафедры вправе задавать студенту вопросы, связанные с прохождением практики. При выявлении недостатков в отчете и представленных материалах, руководитель предлагает студенту устранить эти недостатки и, при необходимости, восполнить знания по тому или иному вопросу, указывает ему необходимую литературу, нормативный материал.
При оценке итогов практики принимается во внимание соответствие профиля работы на практике будущей трудовой деятельности студента, выполнение программы практики и индивидуального задания, учитывается инициативность студента в процессе прохождения практики. Кроме этого, оценка за каждый вид практики определяется и выставляется руководителем практики с учетом оценки, указанной в отзыве и оформленных студентом документов. Практика оценивается дифференцированной оценкой по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Студент, получивший неудовлетворительную оценку, направляется на повторную практику в свободное от учебы время.
Оценка по практике приравнивается к оценке по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов успеваемости студента. Оценка прохождения практики записывается в ведомость и проставляется в зачетную книжку студента. Ведомость сдается в деканат после защиты практики.
Отсутствие аттестации либо неудовлетворительная аттестация по итогам практики является академической задолженностью, ее непогашение в установленный срок дает основание для не перевода на следующий курс или не допуска студента к сдаче государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы.
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРАКТИКИ
Проходя практику, студент должен отработать необходимый перечень вопросов, связанных с осуществлением юридической деятельности. Такой перечень определяется с учетом:
– функциональных обязанностей конкретного должностного лица;
– специфики деятельности Организации, где студент проходит практику.
В обязательном порядке студент должен:
– изучить нормативные правовые акты, в соответствии с которыми функционирует Организации, принципы ее работы, цели и задачи;
– ознакомиться со структурой данной Организации;
– изучить статистические данные по видам осуществляемой Организацией юридической деятельности (с учетом специфики), практику применения правовых норм;
– ознакомиться с планированием работы Организации;
– ознакомиться с деятельностью ее подразделений;
– изучить порядок ведения делопроизводства;
– принять участие в подготовке и составлении процессуальных документов;
– изучить порядок работы с гражданами и их обращениями;
– изучить формы и алгоритм взаимодействия данной Организации (подразделения) с другими органами, осуществляющими юридическую деятельность.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 188.