Сбор и анализ практического материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эффективность сбора практического материала для выполнения квалификационной работы в значительной степени зависит от понимания студен­том предмета своего исследования. В процессе отбора материала, у студента вырабатывается научно-исследовательский подход к изучаемой проблеме.

Сбор практического материала зависит, прежде всего, от выбранной студентом темы выпускной квалификационной работы.

При обработке практического материала используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез. (Справочно: анализ − это логический прием разделения целого на отдельные эле­менты и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым; синтез − это объединение результатов для формирования целого).

Кроме того, используются современные методы экономического анализа: метод сравнения, группировки, средние величины, индексы, динамические ряды, аналитические таблицы, корреляция, факторный ана­лиз, экономико-математическое моделирование и др. Такой всесторон­ний анализ позволяет студенту выявить закономерности, положительные и отрицательные тенденции (моменты) финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов. Это позволит глубже исследовать вопросы темы выпускной квалификационной работы, поднять ее научный уровень, весомость и обоснованность сделанных в ней выводов и предложений. Аналитические расчеты нужно проводить с помощью вычислительной техники, а сложные аналитические задачи решать с применением прикладных программных продуктов.

 

4. Структура и требования к содержанию выпускной квалификационной работы.

Структура выпускной квалификационной работы бакалавра включает в себя:

‒ Введение;

‒ Основную часть;

‒ Заключение;

‒ Список использованных источников;

‒ Приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы ВКР, степень ее проработанности, определяются цель и задачи, теоретические и методологические основы, предмет и объект исследования. Следует указать используемые методы анализа, назвать основные группы информационных источников (включая бухгалтерскую и статистическую отчетность). Помимо этого во введении должны быть обоснованы ло­гика и структура выпускной работы, иными словами, дается общая ха­рактеристика выпускной квалификационной работы. Здесь же отмечается практическая ценность работы, область ее настоящего (или возможного) использования. Объем введения ‒ 2-3 стр.

На предмет исследования направлено основное внимание студента выпускника, поскольку предмет определяет тему выпускной квалификационной работы. Для его исследования формируются цели и задачи.

Во введении показывается степень освещения тех или иных вопро­сов в литературе, перечисляются наиболее значимые авторы, проводив­шие научные или научно-практические исследования по данной пробле­ме, формируется и обосновывается отношение студента к научным точ­кам зрения (позициям).

При определении научной новизны, которая относится ко всему исследованию в целом, необходимо иметь в виду следующее. Формулировка научной новизны зависит от характера и сущности исследования.

Научная новизна в теоретических работах определяется внесением нового в теорию и методику исследуемого предмета. В работах практичес­кой направленности новизна определяется результатом, который был по­лучен впервые или подтвержден, обновлен, уточнен или нашел дальней­шее развитие при достижении определенных целей.

В заключительной части введения необходимо привести краткое содержание последующих глав выпускной квалификационной работы.

Обоснование актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы является одной из важнейших и сложных задач, стоящих перед студентом. Введение может быть доработано после выполнения основной части работы, поскольку в процессе работы уточняются отдельные положения, обо­сновываются собственные подходы к решению тех или иных проблем.

Справочно:

· объект исследования − это область деятельности, а предмет − это изучаемый процесс в рамках объекта деятельности. Объект исследова­ния отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет иссле­дования во всех его взаимосвязях;

· цель исследования − это мысленное предвосхищение (прогнозирование), определение оптимальных путей решения задачи в условиях выбора методов и приемов исследовании в процессе подготовки выпускной квалификационной работы;

· задачи исследования − это конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели;

· методы исследования − это способ получения достоверных научных знаний, умений и практических навыков.

Например, если объект исследования − банковская деятельность, то предметом исследования может быть кредитование физических или юридических лиц; объект исследования − финансы предприятия, предмет − снижение затрат, повышение финансовой устойчивости и т.п.; объект исследования − налогообложение, предмет − система налогообложения малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и т.п.

 

Основная часть работы должна строго соответствовать теме, а содержание ее глав ‒ их названиям. Деление глав работы на пункты (подпункты) осуществляется с учетом логической последовательности и взаимосвязанности излагаемого материала. При этом каждый пункт (подпункт) должен иметь самостоятельное значение, а его содержание соответствовать названию.

Основная часть работы состоит, как правило, из трех логически связанных и соподчиненных глав (разделов), каждая из которых подраз­деляется на несколько частей (подразделов, параграфов). При необходи­мости число глав может быть увеличено или уменьшено (до двух).

При рассмотрении содержания выпускной работы следует учиты­вать, что возможны различные подходы к ее выполнению. Если тема об­ширна, то в работе могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных ее сторон, но они должны быть раскрыты полностью. Возможен и другой подход: изложение охватывает все аспекты, раскры­вающие тему, главное внимание уделяется при этом их взаимосвязи и сравнительному анализу.

Глава первая ‒ теоретическая часть, где студент должен проде­монстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме. В ней осуществляется анализ современного состояния проблемы, дается обзор нормативных актов и литературных источник позиций исследователей, обосновывается точка зрения автора на исследуемую проблему.

В теоретической части могут быть рассмотрены:

‒ понятие и сущность изучаемого явления, процесса;

‒ краткий исторический обзор (эволюция) взглядов на проблему сравнительный анализ исследований в России и за рубежом;

‒ тенденции развития тех или иных процессов;

‒ экономические законы, которые определяют решение проблемы, социальные, организационные, политические предпосылки, которые влияют на решение.

Теоретическая часть может занимать примерно 30% объема работы.

Глава вторая ‒ методологическая, включает методологические подходы и способы исчисления показателей, характеризующих изучаемое явление или процесс. Назначением главы является характеристика исследуемого процесса, явления, представленного в теоретической части, но уже с прикладной точки зрения. В ней могут быть также рассмотрены показатели развития и совершенствования методологии изучаемой проблемы. При необходимости используются экономико-методические методы и компьютерные технологии обработки данных, составляются аналитические таблицы, графики, схемы и т.д. Таким образом, студент должен продемонстрировать умение использовать для решения поставленные работе задач методы изученных им наук (математики, информатики, статистики, эконометрики, экономической теории и т. п.).

Вторая часть выпускной работы может занимать 30-50% общего объема.

Глава третья ‒ аналитическая, в которой проводятся расчетно-аналитические действия для решения поставленных задач по изучаемой проблеме или процессу. В ней определяются задачи и требования к решению вопроса, формулируются предложения по перспективе развития объекта исследования. Раскрываются конкретные методы решения проблемы. Выполняются практические расчеты, дается оценка эффективности предлагаемых мероприятий (рекомендаций).

Логика основной части работы может быть иной. В главах могут быть представлены теоретико-методологическая и практическая часть.

 

В заключении синтезируется суть работы, подводятся итоги решения поставленных в ней задач, обобщаются полученные результаты. Оценивается полнота решения поставленных задач. Обозначаются границы применения результатов, намечаются направления развития темы пути продолжения исследований (в том числе в будущей деятельности автора). Заключение должно содержать все новое и существенное, что составляет итог исследований и выносится на защиту. Заключение может занимать 3-5 страниц.

 

Список использованных источников представляет собой список использованных источников в виде нормативной и научной информации и является составной частью выпускной квалифика­ционной работы, показывает степень изученности проблемы. В него включается только та литература, которая была действительно использована в процессе подготовки работы (законодательные и иные нормативные правовые акты, постановления Правительства РФ, монографии), учебная и научная литература (учебники, учебные пособия, статьи в пери­одической печати и т.д.) и на которые имеются ссылки в основной части работы. Как правило, в список использованных источников включается не менее 30 наименований.

 

В приложении выносятся материалы, которые необходимы для раскрытия темы, проведения анализа, облегчения восприятия основной части, не перегружая ее. Они могут быть вспомогательным материалом к основной части работы, подтверждать отдельные положения, выводы и предложения. В приложениях могут быть помещены копии собранных документов (бухгалтерских отчетов организации, налоговых деклараций), вспомогательные таблицы, формулы, рас­четы отдельных показателей и т.п. Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части выпускной квалификационной работы, его страницы не входят в общий объем работы. Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок. Конкретный состав приложений, их объем, включая иллюстрации, определяется по согласованию с научным руководителем выпускной квалификационной работы.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВКР БАКАЛАВРА

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна быть сброшюрована пластикой пружиной.

Текст ВКР должен быть отпечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr №14. Минимальный объем ВКР без приложений должен составлять 50-60 страниц. Объем приложений не ограничивается.

Расстояние от границы листа до текста слева ‒ 25 мм, справа ‒ 10 мм, от верхней и нижней строки текста до границы листа ‒ 20 мм. Номер страницы ставится внизу в центре шрифтом № 10. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм. Текст должен быть отформатирован по ширине страницы.

Выпускная квалификационная работа бакалавра сшивается в следующем порядке:

1.   Титульный лист (Приложение 2)

2.   Задание и календарный план ВКР (Приложение 3)

3.   Содержание

4.   Главы 1, 2, 3

5.   Заключение

6.   Список использованных источников (в алфавитном порядке)

7.   Приложения

К выпускной квалификационной работе бакалавра прилагается отзыв научного руководителя (Приложение 4).

Рубрики «Содержание», «Введение». «Заключение» записывают сим­метрично тексту с прописной буквы, включают в содержание ВКР. Данные заголовки не нумеруют.

Титульный лист является первой страницей работы. Не нумеруется. Оформляет­ся строго в соответствии с образцом и содержит название темы, фамилию, имя, отчество, направление и учебную группу студента; фамилию, имя, отчество, ученую степень и ученое звание (должность) руководителя выпускной работы.

Задание и календарный план выполнения ВКР располагается после титульного листа, не нумеруется, но включается в количество листов работы.

Содержание (оглавление) включает перечень всех рубрик выпу­скной квалификационной работы с указанием номеров страниц (по руб­рикам). Содержание ВКР выполняется по установленному образцу и имеет номер страницы 4.

Основная часть ВКР состоит из глав, параграфов и пунктов (при необходимости). Главы должны иметь порядковые номера в пределах всей ВКР, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер пункта состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Заголовки глав и параграфов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками главы и параграфа ‒ 10 мм. Каждый раздел ВКР рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

В тексте ВКР могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка (без точки). Если необходима дальнейшая детализация перечислений, используют арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Каждый пункт, подпункт и перечисление следует записывать с абзацного отступа.

Формулы, содержащиеся в ВКР, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Допускается нумерация формул в пределах главы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например, (2.4).

Все используемые в ВКР материалы даются со ссылкой на источник. В тексте ВКР после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке используемых источников, и номер страницы, например: [5, с. 42].

В ссылках на разделы, пункты, формулы, перечисления следует указывать их порядковый номер, например: «... в разделе 1», «... по п. 3.3.4», «... в формуле (3)».

Сокращения слов в тексте не допускается, кроме установленных ГОСТ. Условные буквенные и графические обозначения, а также обозначения единиц физических величин необходимо принимать в соответствии со стандартом.

Текст ВКР должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

В тексте ВКР не допускается:

‒ сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

‒ использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Нужно писать слово «минус»;

‒ употреблять знаки (<, >, *, №, %) без цифр.

Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти ‒ словами.

Если в тексте ВКР приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например: 1; 1,5; 2%.

В тексте ВКР перед обозначением параметра дают его пояснение. Например: текущая стоимость С.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

Таблица может иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Заголовки граф могут быть записаны параллельно или перпендикулярно (при необходимости) строкам таблицы. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой (1.2).

Над верхним левым углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием ее номера, например: «Таблица 1». При наличии наименования слово «Таблица...» пишут на той же строке и отделяют его от наименования таблицы, написанного с первой прописной буквы, тире.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку или боковик. Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части ‒ над каждой ее частью.

Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических символов не допускается.

На все таблицы ВКР должны быть даны ссылки в тексте по типу «...таблица 1».

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа. К тексту и таблицам могут даваться примечания. Причем для таблиц текст примечаний должен быть приведен в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Примечания следует выполнять с абзаца с прописной буквы. Если примечание одно, его не нумеруют, и после слова «Примечание» ставится тире, а текст примечания следует начинать тоже с прописной буквы. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки после них.

Иллюстрации, схемы и графики должны выполняться с применением чертежных приборов. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту ВКР, так и в приложении. Их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением иллюстраций приложений. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы, например: Рисунок 1.1.

Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных, например: Рисунок 1 ‒ Этапы управления кадрами.

Ссылки на иллюстрации дают по типу «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложение оформляют как продолжение ВКР на последующих его листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине слова «Приложение», после которого следует цифра, обозначающая его последовательность.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков.

В тексте ВКР на все приложения должны быть даны ссылки, например: «... в приложении 1».

Для пояснения отдельных данных, приведенных в ВКР, их следует обозначать надстрочными знаками сноски.

Сноски располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, отделяя от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны.

Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой на уровне верхнего обреза шрифта непосредственно после того слова, числа, предложения, к которому дается пояснение и перед текстом пояснения. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками, но применять не более четырех звездочек. Нумерация сносок должна быть отдельная для каждой страницы.

Список использованных источников, включающий литературу, отчеты, интернет-ресурсы указывается в конце ВКР (перед приложением) и составляется в алфавитном порядке.

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов ‒ Москва (М) и Санкт-Петербург (СПб).

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Сведения об отчете о НИР должны включать: заглавие отчета (после заглавия в скобках приводят слово «отчет»), его шифр, инвентарный номер, наименование организации, выпустившей отчет, фамилию и инициалы руководителя НИР, город и год выпуска, количество страниц отчета.

Сведения о стандарте должны включать: обозначение и наименование стандарта.

Особое внимание должно уделяться языку и стилю написания выпускной квалификационной работы, свидетельствующем об общем уровне подготовки будущего специалиста, его профессиональной культуре. Следует отметить, что редактирование выпускной квалификационной работы осуществляется самостоятельно студентом – автором работы.

Инициатива и творческий подход к выполнению выпускной квалификационной работы, оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования являются одним из критериев оценки качества работы.

Выпускная квалификационная работа должна быть написана хорошим литературным языком, на достаточно высоком теоретическом уровне, подана экономически грамотно, логически последовательно, доходчиво, в органической связи теории и практики (в зависимости от выбранной темы работы).

Научный руководитель регулярно консультирует студента по вопросам содержания и оформления работы, последовательности изложения вопросов, оказывает помощь в сборе дополнительной информации, информирует кафедру финансов и банковского дела о положении дел у студента в части подготовки выпускной квалификационной работы. Руководитель читает по мере готовности отдельные главы (разделы) выпускной квалификационной работы, либо всю работу целиком, отмечает недостатки и упущения, ошибки, неточности, неясные места. Студент должен внимательно изучить замечания руководителя, внести в работу необходимые дополнения, уточнения и исправления.

Подготовленные первичные варианты глав работы в установлен­ные индивидуальным заданием сроки представляются научному руководителю, а затем с его письмен­ными замечаниями возвращаются студенту на доработку. В соответствии с замечаниями научного руководителя в работу вносятся коррективы, и проводится ее окончательная доработка.

Студент является автором выпускной квалификационной работы и полностью отвечает за правильность всех данных, приведенных в ней.

Научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором выпускной квалификационной работы. В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывая на недостатки аргументации, композиции, стиля, ошибочных решений и выводов и т.п., и советует, как лучше устранить их, рекомендуя пути и сроки исправления.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 193.