Для успешного выполнения данной контрольной работы предполагает рассмотрение индусское право как права, которое применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем индусам, т.е. к тем, кто принимает сложную и весьма оригинальную совокупность религиозных, философских и социальных взглядов, кратко именуемую индуизмом.
Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. В отличие от других религий индуизм не требует от своих последователей верности одному-единственному вероучению. Их можно считать либо самостоятельными религиями, либо сектами в индуизме. Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме. Нарушение правил на протяжении длительного времени влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судах. Так, индийские суды пользовались сложной системой правил, определяющих, когда смешанный брак между членами разных каст признавался действительным и каково правовое положение детей, родившихся от таких браков. Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются «смрити», что в переводе с санскрита означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых. Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Однако эти правила – на санскрите дхарма – не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права.
Если в Древнем Риме появление достаточно зрелых правовых конструкций, т.е. развитие права, сопровождалось освобождением его от религиозных форм, то в древней Индии формирование правовых институтов и норм, как и в мусульманском праве, совершалось в религиозной оболочке. Связующим звеном между правовым и религиозным выступает государственная власть.
Как и в мусульманском мире в XI–XII вв. постепенно сформировались основные школы индусского права, отличающиеся различным подходом к решению трех важных вопросов: права наследования, правового режима имущества отдельных членов нераздельной семьи и раздела семейного имущества.
Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права.
Классическое индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии.
Сформировавшись еще в древности и пройдя длительный двухтысячелетний и сложный путь стоического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение (пусть в ограниченных пределах) вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов правовой системы индийского общества. Основная причина «живучести» индусского права таится в тесной связи его норм с традиционными индусскими социальными институтами (в первую очередь с общинной и кастовой структурами), чрезвычайно устойчивыми, способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политических условиях.
В ходе борьбы за национальную независимость проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются новыми законами и прецедентами.
Современное индусское право непосредственно используется при рассмотрении вопросов: 1) семейного права, в том числе законность детей, опекунство, усыновление, брак, семья из трех и более поколений и раздел имущества, наследование имущества умершего, включая неделимое, пережившими его родственниками; 2) семейных общественных вопросов – религиозные и благотворительные пожертвования; 3) вопросы чисто общественного характера, передача имущества посредством завещания или другого документа; 4) кастовое право и отлучение. Индусские идеи сохранились также в концепции государственного землевладения. Таким образом, современная правовая система Индии является совокупностью всех правовых норм, которые имеют общее применение по отношению ко всем гражданам, проживающим на территории Индии, независимо от религиозной принадлежности, т.е. она является территориальной правовой системой.
Задания на контрольную работу № 27
28.2. 1.Проведя анализ истоков возникновения индусского права, опишите, почему данное право применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства. Дайте характеристику индуизму. Назовите отличия от других религий. Покажите, что составляет основу индуизма. Какие именно учения? В чем их особенности? Дайте сравнительную характеристику. Назовите основные правила и правовые последствия их нарушения. Назовите основные источники. Опишите их. Сравните индусское право с мусульманским и римским правом. Покажите сходство и различие. Объясните, какое влияние на индусское право оказало английское общее право. В чем, на ваш взгляд, причина «живучести» индусского права.
28.2.2. Проанализировав современное индусское право, опишите основные преобразования индусских правовых институтов. Назовите для регулирования каких отношений (в какой сфере) используется современное индусское право случаи. Укажите роль и значение Конституции. Назовите характер государства, закрепленный ею. Дайте сравнительную характеристику. Укажите перечень демократических прав и свобод граждан, а также гарантий.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 217.