Методические указания к выполнению контрольной работы № 26
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приступая к выполнению данной контрольной работы, студенту необходимо обратить внимание, прежде всего, на время его возникновения. Данное право основано на религии – исламе, который охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относятся к правовой сфере. Шариат - квинтэссенция ислама. Он состоит из двух частей: теологии, или принципов веры (акида), и права (фикх). Мусульманское право, делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть линия его поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Эти две части шариата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусульманскими правовыми школами (мазхабами). Сегодня насчитываются четыре суннитские – ханифитская, маликитекая, шафиитская, ханбалитская – школы мусульманского права и три шиитские – джафаритская, исмаилитская, зейдитская. Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками. Различие между мусульманской юридической наукой и светской юридической наукой заключается в том, что мусульманская правовая система берет начало в Коране и считает право плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий.

Мусульманское право базируется на непререкаемых постулатах, придающих системе незыблемость. Мусульманские юристы осуждают все то, что в какой-то мере случайно или неопределенно. Все психологические элементы сознательно исключаются из рассмотрения.

Закон в понятии позднеримского и романо-германского права в мусульманском правопонимании не существует. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда прямо не обращается к Корану или сунне – преданиям о Пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан.

Мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама. В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания находила свое отражение преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. История мусульманского права начинается с Корана – собрания изречений Пророка, составленного через несколько лет после его смерти. Коран состоит главным образом из положений, касающихся нравственности и носящих слишком общий характер, чтобы быть точными и целенаправленными. Вторым по значимости источником права после Корана является сунна – собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях о Пророке. Третий источник – иджма- согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного. Четвертый – кияс – аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой. Из четырех источников важнейшее значение имеет согласованное заключение правоведов-факихов, поскольку, в конечном счете, именно оно определяет с использованием аналогии и без нее, какое справедливое правило закона можно извлечь из Корана или сунны.

Все предложения о реформе в мусульманском государстве и праве противоречили традиционной исламской доктрине, согласно которой божественные предписания непреложны и не должны укладываться в законодательные рамки.

В регионах, непосредственно контролируемых колониальными властями, развитие мусульманского права шло иным путем. Там по-прежнему считалось, что споры между мусульманами должны разрешаться на основе норм мусульманского права. Однако в Британской Индии, например, решение выносили судьи, являвшиеся по рождению или образованию британцами, а последней инстанцией в спорах были судьи Тайного совета в Лондоне. Таким образом, со временем мусульманское право так много заимствовало из общего права, что даже появилась возможность говорить об «англо-магометанском праве». Это обусловливалось тем, что всякий раз, когда судьи считали правила шариата неполными, туманными, устаревшими или не соответствующими «справедливости, равенству и чистой совести», они обращались к более знакомым принципам и концепциям английского общего права.

В трудах мусульманских ученых-юристов отсутствует классическое римское деление на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые следовало бы отнести или к частному, или к уголовному праву. К основным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.

Мусульманское уголовное право основано, прежде всего, на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказаниями. К установленным – весьма жестким – мерам наказания приговаривают только за шесть преступлений.

В настоящее время некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. Анализ семейного законодательства арабских стран позволяет сделать вывод, что в целом оно ориентируется на закрепление норм и принципов мусульманского права. Выше говорилось о некоторых реформах семейного и наследственного права в направлении вестернизации. Но здесь развитие сложно и противоречиво, вновь сказались тенденции исламизации. В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми семьями. Мусульманское право, неоднократно испытавшее зарубежное юридическое влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.

Задания на контрольную работу №26

27.2.1. Изучив исторические корни мусульманского права, назовите условия и причины его возникновения. Что такое шариат? Объясните, почему это квинтэссенция ислама? Из каких именно состоит частей? Опишите, сколько частей имеет Фикх? Чему они посвящены и как регулируют отношения? Что составляет предмет юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусульманскими правовыми школами? Назовите их и дайте характеристику. Укажите отличие и сходство. Сравните особенности мусульманской юридической науки и светской юридической науки. Назовите различия. Объясните, на чем базируется мусульманское право. Какие особенности принятия решения судьями? Кому принадлежит роль законодателя? Назовите период, когда сформировалось мусульманское право. Как развивалось в дальнейшем?

27.2.2. Изучив рекомендуемую литературу, назовите основные источники мусульманского права. Дайте характеристику каждому из них. Объясните, какое значение имеет согласованное заключение правоведов-факихов? Возможны ли, на ваш взгляд, реформы в мусульманском государстве и праве, не противоречат ли они традиционной исламской доктрине? Назовите пути и особенности развития мусульманского права в разных регионах. Как «взаимодействовало» мусульманское право с романо-германским? Приведите примеры. Назовите особенности мусульманского уголовного права. В каких странах и почему произошел отказ от мусульманских судов? Назовите особенности такой тенденции в праве как исламизация. Приведите примеры.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 229.