Организационно-методическое обеспечение работы по плаванию в различных звеньях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5.1.Организация работы по плаванию с детьми в образовательных учреждениях

Наиболее благоприятные условия для массового обучения плаванию для детей и использованию его оздоровительного эффекта могут быть созданы в образовательных учреждениях различного профиля и уровня.

Организация занятий по плаванию включает:

— проверку и подготовку мест занятий;

— обеспечение требований безопасности занимающихся;

— подготовку обучаемых к занятиям плаванием;

— подготовку тренера (учителя, преподавателя) к проведению занятия (урока).

Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная — в воде.

Подготовительная часть урока (продолжительностью 5–10 минут) включает построение группы, расчет, перекличку, объяснение задач и порядка проведения урока, выполнение комплекса общеразвивающих, подготовительных и специальных физических упражнений, краткое повторение пройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми упражнениями.

Основная часть урока (25–30 минут) направлена на решение главных его задач: освоение с водой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду.

Заключительная часть урока (2–5 минут) строится таким образом, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку и повысить эмоциональность занятия. Поэтому в нее включают игры, эстафеты, развлечения на воде, а также подведение итогов занятия.

После выхода из воды дети должны тщательно вытереться полотенцем. Инструктор обязан так организовать занятия в воде, чтобы занимающиеся почти все время находились в движении. Чем больше времени они будут находиться в воде и двигаться, тем больший смысл имеет само занятие, а системность и направленность заданий будет способствовать решению поставленных задач.

Организация работы по плаванию в дошкольных учреждениях

В детских дошкольных учреждениях дети организованы в группы и находятся под постоянным наблюдением педагогов и медицинских работников.

При обучении плаванию решаются следующие задачи:

— содействовать нормальному физическому развитию ребенка, закаливанию его организма и воспитанию гигиенических навыков;

— формировать жизненно необходимые навыки.

Обучение плаванию детей в дошкольных учреждениях может проводиться круглогодично на базе расположенного вблизи зимнего плавательного бассейна или в портативном бассейне, установленном в детском саду. При неимении такой возможности занятия по плаванию проводятся в летнее время в открытом бассейне («лягушатнике»), находящемся на территории детского сада (и это наиболее простой и удобный способ проведения занятий по плаванию). Современные технологии позволяют в настоящее время использовать не только стационарные бассейны открытого типа, но и надувные бассейны, бассейны, состоящие из разборных секций, что позволяет при минимальных затратах (а основная сложность остается именно в финансовых и технических проблемах постройки и обслуживания стационарных бассейнов) быстро и эффективно организовать занятия по плаванию. Тем более для детей дошкольного возраста требуются небольшие объемы бассейна, и, соответственно, места для его расположения нужно немного. Одно из условий — выполнении санитарных норм и норм безопасности.

Для надувных и разборных бассейнов необходим сертификат соответствия санитарным и гигиеническим нормам для разрешения использования как самого бассейна, так и материалов, из которых он сделан (чаще всего это различные полимерные материалы, многие из которых могут быть токсичными) в детском учреждении с учетом возраста занимающихся.

Стационарный летний бассейн также должен соответствовать нормам (нескользкая плитка, ступеньки, а желательно их отсутствие, наличие поручней, конструкция бортика и т. д.).

Кроме того, в летнее время возможно использование открытых естественных водоемов, однако удаление которых должны быть от детского сада не более чем 1 км и они должны соответствовать санитарным нормам (что в настоящее время большая редкость). Размер выбранного участка для занятий с детьми из детского сада должен быть 20´10 м, а глубина — до 1 м. Желательно, чтобы данный участок был огорожен. Состояние дна проверяется пред каждым занятием и особенно часто после дождей.

Время пребывания детей в воде зависит от температуры воды и воздуха и возраста детей. При температуре воды +25°С и выше и соответственно высокой температуре воздуха с учетом ветра продолжительность занятий в воде может быть 30–35 минут. Однако первые занятия даже при таких условиях не должны превышать 5-10 минут, и только после 5–6 уроков занятия в воде могут продолжаться 30–35 минут.

Главное требование при проведении учебных занятий – обеспечение безопасности, которая складывается из организации места проведения занятий, проведения самого занятия и контроля за детьми.

Учебные группы для занятий плаванием комплектуются с учетом возраста и уровня физического развития детей. В каждой группе должно быть не более 6–10 человек, т. е. имеющаяся в детском саду группа в 20 человек будет разбита на 2–3 подгруппы. Воспитатели, проводящие занятие или помогающие инструктору, должны находится в воде. Во время урока обязательно присутствие врача или медсестры.

Занятия проводят воспитатели, имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку, или тренер (инструктор) по плаванию.

Дети в возрасте 5–6 лет, как правило, уже могут выполнять программу для школьников 1–2 классов, но в несколько упрощенном варианте.

При занятиях по плаванию в детских садах при неимении стационарного зимнего бассейна и, соответственно, регулярных занятий, а также специалистов, не обязательно стремится к решению прикладной задачи — научить плавать. Решение оздоровительной задачи является приоритетным, а упражнения и игры (которые преобладают в методике проведения занятий) по освоению с водой постепенно подготавливают к решению и самой прикладной задачи. Необходимо терпение и осторожность в подборе средств, которые помогут ребенку освоиться и преодолеть возможную «водобоязнь».

Дата: 2019-04-23, просмотров: 294.