Испытуемым даётся список утверждений и специальный бланк для ответов. Опросник проводится в две серии.
В первой серии подросток должен оценить насколько ему самому удаются эти навыки.
Инструкция: Вам будет дан список 37 основных навыков, которые каждый человек использует в повседневной жизни. Оцените, пожалуйста, насколько Вам удаётся в жизни этот навык, выбрав один из пяти вариантов ответа: всегда, часто, иногда, редко или никогда. Отметьте это в своём бланке для ответов в соответствующей графе.
Во второй серии испытуемого просят оценить насколько тот или иной навык удаётся его сверстникам.
Инструкция: Вам ещё раз будут предложены 37 основных утверждений, характеризующих те навыки, которые люди используют в повседневной жизни. Отметьте крестиком в соответствующей графе бланка насколько каждый из этих навыков удаётся выполнить вашим сверстникам, выбрав один из вариантов ответа: всегда, часто, иногда, редко или никогда.
В первой серии методики мы получили сведения о том, как подросток сам оценивает свою социальную успешность в том или ином навыке. Однако этого недостаточно, поскольку мы не знаем на какой уровень выполнения социальных навыков он ориентируется, с кем он сравнивает себя. Для того, чтобы выяснить эти ориентиры, мы провели вторую серию, в которой предлагается оценить насколько эти навыки, по мнению испытуемого, развиты у его сверстников. Только получив эту информацию, мы можем понять, какие навыки и насколько значимы для данного подростка.
Обработка результатов.
Внимание! Не подлежат анализу с произвольно выбранными случайными отметками, а также те, в которых более 9 высших или низших оценок, так как в этом случае речь может идти о неадекватном восприятии собственного социального поведения или социального поведения окружающих.
Полная обработка опросника включает в себя:
1. Общие показатели выявленные с помощью методики определения уровня развития социальных навыков:
1.1. средняя оценка социальных способностей – это среднее арифметическое по уровню оценки успешности социальных навыков для себя. Ответам приписывается значение от 1 до 5 баллов (1-никогда, 2- редко, 3- иногда, 4- часто, 5- всегда).
Полученное среднее арифметическое значение по 37 навыкам в норме обычно бывает больше 3,10 и меньше 3,85. если полученная цифра выше этого диапазона, то можно говорить о завышенной самооценке уровня развития социальных навыков, переоценке своих социальных способностей. Если полученная цифра ниже указанного диапазона, то можно говорить о заниженной оценке своего социального поведения, занижении своих социальных способностей. В том случае, если эти показатели ниже 2 или выше 4, можно говорить о неадекватной оценке подростком своего социального поведения.
1.2. средняя оценка социальных способностей сверстника – это средняя арифметическая по уровню развития социальных навыков у сверстников, которая определяется аналогичным образом, как и предыдущий показатель.
Здесь нормативный диапазон находится между 3,00 и 3,60 среднего значения оценки социальных способностей сверстников. Если полученное среднее арифметическое более 3,60, то можно говорить о завышенной оценке уровня развития социального поведения сверстников, о переоценке их социальных способностей. При оценке полученных показателей следует отметить, что значения этого показателя выше 4 и ниже 2 свидетельствуют о неадекватной оценке и в этом случае данные опросника являются недостоверными.
По сочетанию этих двух показателей (1.1 и 1.2.) выделяются 7 основных типов оценки социальной компетенции у подростков:
1 Тип – Недооценка уровня развития своих социальных навыков и переоценка социальной эффективности других. В этом случае подросток считает себя неловким, некомпетентным, отставшим от остальных. В тоже время своих сверстников он оценивает настолько опытными и успешными, что ему практически невозможно достичь такого уровня. В поведении это выражается в пассивной и очень зависимой от других позиции.
2 Тип – Завышенная оценка собственных социальных навыков и заниженная оценка уровня развития социальных навыков остальных. Для такого подростка характерна переоценка своих возможностей в области социальной адаптации. Он считает себя умелым, ловким, опытным в то время как большинство его сверстников ещё маленькие, не умеющие ориентироваться в поведении окружающих. В поведении это проявляется в авторитарной позиции и стремлении к лидерству.
3 Тип – Заниженная оценка своих социальных способностей и социальных способностей сверстников. Этой социальной позиции подростка соответствует страх перед миром взрослых, неуверенность в своих способностях и способностях своих сверстников успешно адаптироваться к нормальной взрослой жизни. В поведении таких подростков обычно заметно повышен уровень тревожности и стремление находиться в группе сверстников.
4 Тип – Завышенная оценка своих социальных способностей и способностей сверстников. Такая переоценка себя и своих сверстников как правило соответствует недооценке сложности социальной жизни взрослых. В поведении такой подросток характеризуется тенденцией к лидерству и объединению сверстников против «плохих» правил и законов взрослого мира.
5 Тип – Адекватная оценка себя и заниженная оценка социального поведения окружающих сверстников. При адекватной в целом позиции такой подросток считает именно себя, в отличии от сверстников, способным включиться во взрослые отношения. Большинство своих сверстников в этом случае подросток часто считает недостаточно опытными, ещё не выросшими в отличии от себя. В поведении это характеризуется ответственной и взвешенной, хотя иногда и изолированной от остальных ребят позицией.
6 Тип – Адекватная оценка других и заниженная оценка своих социальных способностей. При адекватном восприятии социальной ситуации в целом такой подросток склонен недооценивать свои возможности. В поведении это характеризуется повышенным уровнем тревожности и настороженности в отношениях со сверстниками. Очень часто эта позиция коррелирует с отставанием в физическом развитии от сверстников.
7 Тип – Адекватная оценка уровня своего социального развития и социального развития сверстников. Реалистическая, взвешенная позиция в основном соответствующая уровню развития взрослого человека. Ответственное отношение к жизни при этом сочетается с адекватной оценкой окружающих.
Приложение 3
«Школа веселых уроков»
Оборудование: жетоны, ПК, мультимедийный проектор, экран.
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном закрытию летнего лагеря «Юность» (примечание: ежегодно в школе в июне работает летний лагерь, состав детей разновозрастный)
Ведущий 2. В школьных коридорах тишина, выпускники сдали экзамены и получили аттестаты. А мы сегодня предлагаем вам игровую программу «Школа веселых уроков»
Ведущий 1. Наша встреча будет смоделирована как один день школьных занятий. Надеюсь, что мы сможем ее провести весело, интересно, познавательно. Дежурными по лагерю сегодня назначаются (представление дежурных), они же будут судить нашу встречу.
Представление команд.
Ведущий 2. Разминка
Вещь, без которой в школе не обходится ни один день. Чтобы ее составить, нужно потратить много сил. В ней уроки и номера кабинетов (расписание)
В расписании «Школы веселых уроков» будут предметы школьной программы. Команды, определите к какой области знаний относится вопрос:
· каковы причины и условия возникновения эквипотенциальных поверхностей? (физика)
· что называют протуберанцами (астрономия)
· в чем состоит основное свойство первообразной? (Алгебра и начала анализа)
· чем отличается циклический алгоритм от разветвленного? (информатика)
· дейнозух, кцалькоатль, арандаспис и другие. (биология)
· какова роль расходного мультипликатора в общей системе мультипликаторов? (экономика)
Разминка завершена. Сегодня в расписании «Школы веселых уроков» следующие предметы:
1. Литература.
2. История.
3. География.
4. Биология.
5. Астрономия.
Каждой команде будет задано по 5 вопросов. Правильный ответ — 1 балл.
Урок литературы.
Вопросы команде 1.
1. Однажды всевышний сделал птице средней величины из отряда воробьиных презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.
О каком произведении идет речь? Кто его автор? Назовите эту строчку из произведения. («Ворона и Лисица», И.А.Крылов «Вороне где-то бог послал кусочек сыру»
2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (репка)
3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше» (Змей Горыныч)
4. Откуда взято это выражение:
Ты все пела? Это дело
Так поди же попляши»
(И.А.Крылов, басня «Стрекоза и муравей»)
5. Чей портрет рисует А.С.Пушкин?
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива.
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой…
(Татьяна Ларина)
Вопросы команде 2
1. Субъект находится в помещении с повышенным содержанием водяного пара в воздухе (но с дефицитом лучистой энергии), имеющим отверстие в стене, покрытое металлической сеткой, в позе, при которой туловище опирается на пол своей нижней частью, а ноги согнуты.
О каком произведении идет речь? Кто его автор? Назовите эту строчку из произведения . («Узник», А.С.Пушкин, «сижу за решеткой в темнице сырой»
2. Из какого произведения взяты эти слова «Не хочу учиться, а хочу жениться». Кому они принадлежат? (комедия И.А.Фонвизина «Недоросль», Митрофанушка, действие 3, явление 7)
3. Чей портрет «рисует» А.С.Пушкин
Острижен по последней моде,
как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет...
(Евгений Онегин)
4. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием (Колобок)
5. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали (Кот в сапогах)
Дата: 2019-04-23, просмотров: 358.