Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень согласия с их содержанием по 5-балльной шкале.
Прочитайте 20 суждений и оцените степень своего согласия с каждым из них:
4 - всегда,
3- почти всегда;
2-иногда;
1- очень редко
0-никогда.
Суждения:
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха
4. Я умею прощать
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие
10. Общаюсь с товарищами, отстаиваю свое мнение
11. Если я что-то задумаю, то обязательно сделаю
12. Мне нравится помогать другим
13. Мне хочется. Чтобы со мной все дружили
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду сними общаться
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать
16. Переживаю неприятности других, как свои
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения может быть поставлена оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | |||||
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | |||||
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | |||||
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка Полученных Результатов
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают путем сложения всех оценок первой строчки и делением этой суммы на 5.
Оценка автономности - вторая строчка;
Оценка социальной активности – третья;
Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой.
Если получаемый коэффициент больше 3-х, можно констатировать высокую степень социализированности ребенка. Если он меньше 2-х, но меньше 3-х - это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2-х баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеют низкий уровень социальной адаптированности.
Приложение 2
Методика «Определение уровня развития социальных навыков» Автор методики: А.П. Гольдштейн
В данной методике используется модель социального поведения, созданная А.П. Гольдштейном. В этой модели выделяется 37 основных навыков, разделённых на 5 категорий:
1) Начальные навыки – некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре.
1. Вступить в разговор с кем – либо.
2. Перейти в разговоре к интересующему Вас вопросу детально обсудить его и ответить на вопросы собеседника.
3. Дать другому человеку понять, что Вы внимательно выслушали его и ответь на вопросы собеседника.
4. Выслушивать другого человека, быть внимательным к нему, постараться понять его и показать ему свою заинтересованность
2) Самовыражение в разговоре – умение выразить свои чувства и переживание или передать информацию другому человеку.
5. Дать другому человеку понять, что вы благодарны ему за то, что он сделал для вас.
6. Поддержать человека, если он сомневается в своих силах.
7. Попросить кого-либо помочь квалифицированно справиться со сложной ситуацией, с которой вы не можете справиться самостоятельно.
8. Ясно объяснить кому-либо, что и как ему делать.
9. Дать понять кому-либо, что вы заботитесь о нем или о ней.
10. Дать понять кому-либо, что решение проблемы, возникшей перед вами обоими, зависит в большей степени от него, и попытаться найти вместе это решение.
11. Убедить другого человека, что ваша точка зрения на что-либо лучше, чем его.
12. Выразить свои злые чувства в откровенной, но вежливой манере.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 380.