Логика
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
Нижний Новгород, 2010
УДК
Богданов Е.Н. Логика: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей 080504 - Государственное и муниципальное управление, 030501 - Юриспруденция, 080105 - Финансы и кредит, 080102 – Мировая экономика, 080111 – Маркетинг, 080507 – Менеджмент организации, 080801 – Прикладная информатика в экономике. – Нижний Новгород: ВВАГС, 2010. – 60 с.
Комплекс предназначен для студентов факультета управления, экономики и права очной формы обучения.
Включает в себя программу учебного курса, планы и практические задания для семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену -«Юриспруденция»/зачету - «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Прикладная информатика в экономике», материалы контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению.
Комплекс может быть использован на практических занятиях, при написании контрольных работ и подготовке к экзамену/зачету по курсу, в самостоятельной работе студентов.
Утвержден на заседании кафедры философии 13 апреля 2010 г.
Протокол № 5
Содержание
I. Пояснительная записка -------------------------------------------------- 4-5
II. Содержание программы ------------------------------------------------- 6-8
III. Тематический план ------------------------------------------------------- 9
IV. Литература ----------------------------------------------------------------- 10-11
V. Методические рекомендации по изучению курса «Логика» ---- 12
VI. Семинары-практикумы по курсу «Логика»-------------------------- 13-46
VII. Примерные вопросы к зачету /экзамену ------------------------------ 47
VIII. Варианты контрольных работ ------------------------------------------ 48-60
I. Пояснительная записка
Курс предназначен для студентов очной формы обучения специальностей 080504 - Государственное и муниципальное управление, 030501 - Юриспруденция, 080105 - Финансы и кредит, 080102 – Мировая экономика, 080111 – Маркетинг, 080507 – Менеджмент организации, 080801 – Прикладная информатика в экономике. Роль и место данной дисциплины определяется, прежде всего, тем, что современная цивилизация требует более высокой, чем прежде, логической культуры. Это находит свое отражение в возрождении преподавания логики в университетах и других высших учебных заведениях. Данный процесс характерен как для отечественной высшей школы, так и для высшего образования большинства стран. Повышение логической культуры имеет особое значение при подготовке управленческих кадров высшей квалификации.
Программа курса соответствует требованиям Государственных стандартов профессионального образования по специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Прикладная информатика в экономике».
Цели дисциплины (учебного курса):
- дать слушателям (студентам) знания основных логических законов и форм мышления, основ теории аргументации в объеме, необходимом для специалиста высшей квалификации в области государственного управления и местного самоуправления;
- дать слушателям (студентам) знания и практические навыки ведения дискуссий, аргументации собственной позиции и логического анализа позиций оппонентов;
- развить у студентов рациональное, логичное мышление, необходимое для специалиста высшей квалификации.
Курс «Логика» тесно связан с такими дисциплинами, как философия, история, религиоведение, психология, теория государства и права, экономическая теория. Знание материала этих дисциплин в объеме вузовского курса для соответствующей специальности необходимо для решения логических задач на практических занятиях.
Лица, успешно завершившие обучение по программе, должны:
- знать основные логические законы, формы и операции мышления, виды понятий и операции с ними, структуру и виды суждений, отношения между суждениями, основные виды и правила умозаключений, логические основы теории аргументации;
- уметь анализировать свои и чужие высказывания и тексты, в т.ч. учебные и научные тексты, нормативные документы и т.д.;
- обладать навыками логически аргументированного и этически корректного ведения дискуссий.
Формы контроля, используемые в процессе изучения курса:
- входной контроль – вопросы, задания.
- текущий контроль – решение задач, вопросы, задания, тесты (в т.ч. компьютерные), письменная контрольная работа;
- итоговый – экзамен или зачет.
II. Содержание программы
IV. Литература.
Основная:
1. Гетманова А.Д. Логика. - М., 2009.
2. Ивлев Ю.В. Логика. - М., 2009.
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 2009 /5-6 изд.
4. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2008.
5. Войшвилло Е.К. Логика: Учебник для вузов. М., 2003.
6. Челпанов Г.И. Учебник логики. - М., I994.
Дополнительная:
1. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. - М., 1954.
2. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. - М., 1984.
3. Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения. - Минск, 2000.
4. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. - М., 1989.
5. Франс ван Емерен, Роб Гротендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. - Санкт- Петербург, 1992.
6. Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании. - М., 1987.
7. Ивин А.А. Теория аргументации. – М., 2000.
8. Краткий словарь по логике. Под ред. А.П. Горского. – М., 1991.
9. Маковельский А.О. История логики. – М., 1967.
10. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. - М., 1991.
11. Поппер К. Избранные работы. – М., 1983.
12. Свинцов В.И. Логика. М. 1987.
13. Формальная логика. Л..1977.
Планы семинарских занятий составлены с использованием материалов следующих учебных пособий:
1. Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения. – Минск, 2000
2. Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений. – М., 1998
3. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. – М., 1909
4. Сборник упражнений по логике. Под ред. А.С. Клевчени и В.И. Бартона. – Минск, 1990
5. Поварнин С.И. Логический задачник. – Петроград, 1916
6. Уемов А.И. Задачи и упражнения по логике. – М., 1961
7. Упражнения по логике. Под ред. В.И. Кириллова. – М., 2005
V. Методические рекомендации по изучению курса «Логика».
Изучение предмета «Логика» далеко не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд.
Несмотря на то, что логика преподается давно (еще со времен первых философских школ Греции, Индии, Китая), и есть очень хорошие учебники по логике, настоятельно рекомендуется:
во-первых, регулярно посещать лекции по дисциплине и конспектировать их. Дело в том, что любой учебник раскрывает примерный перечень вопросов. И среди них могут быть не те, которые изучаются в данном вузе.
Далее, необходимо отметить, что лектор всегда излагает материал, опираясь на многие источники, а зачастую дает свое понимание проблемы.
Во-вторых, при подготовке к семинарским занятиям будет полезно ознакомиться с задачами, выносимыми на семинар. При этом надо иметь ввиду, что многие примеры не имеют однозначного решения, и надо продумать, какой вариант ответа студент считает предпочтительным.
В-третьих, в процессе семинарских (практических) занятий правило, гласящее, что «слово - серебро, а молчание – золото», явно не работает. Наоборот, надо как можно активнее участвовать в обсуждении вопросов семинарского занятия. Это приучает мыслить самостоятельно, последовательно, без боязни ошибиться. Семинарские занятия по курсу «Логика» - тот полигон, на котором оттачивает свое мастерство публичного выступления студент академии государственной службы.
Наконец, зачет или экзамен по дисциплине «Логика». Те немногие дни, которые предназначены для подготовки к зачету или экзамену, должны быть посвящены проработке прежде всего того материала, который студент знает слабее (из-за пропуска занятия, трудности самого материала и т.д.). Будет совсем неплохо, если на каждый вопрос в ходе предварительной подготовки студент будет давать краткий письменный ответ. Это поможет лучше запомнить и систематизировать материал.
Семинар-практикум № 5.
«Логические основы теории аргументации».
Вопросы для обсуждения:
1. Структура и формы доказательства.
2. Способы доказательства.
3. Опровержение.
4. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении.
Упражнение 1. С какими видами доказательств, прямыми или косвенными, мы имеем дело в следующих рассуждениях?
1. Все лица, являющиеся посредниками во взяточничестве, подлежат привлечению к уголовной ответственности. Гражданин Н. неоднократно осуществлял посредничество во взяточничестве. Следовательно, гражданин Н. подлежит привлечению к уголовной ответственности.
2. Если бы гражданин М. совершил кражу государственного имущества, то он был бы на месте преступления в ту ночь, когда она была совершена. Но в ту ночь гражданин М. находился в другом городе. Следовательно, гражданин М. не совершал этой кражи.
3. Петров на протяжении трех лет обучения в институте получал только отличные оценки. Завтра у нас очередной экзамен. Следовательно, Петров снова получит отличную оценку.
Или: очевидно, Петров завтра на экзамене по философии получит отличную оценку, т.к. все три года учебы в институте он учится только на «отлично».
Упражнение 2. Определите вид косвенных доказательств.
1. Студенты могут сдать экзамен либо на «отлично», либо на «хорошо», либо на «удовлетворительно», либо на «неудовлетворительно». На экзамене по философии никто в нашей группе не получил ни отличной, ни удовлетворительной, ни неудовлетворительной оценки. Значит, все сдали экзамен на «хорошо».
2. Данный автомобиль опрокинулся вследствие резкого торможения. Причинами опрокидывания автомобиля могут быть превышение скорости на поворотах, резкое торможение, неправильное расположение груза. Экспертизой установлено, что ни превышение скорости на повороте, ни неправильное расположение груза не имело места. Значит, автомобиль опрокинулся вследствие резкого торможения.
3. Требуется доказать, что во второй фигуре силлогизма одна из посылок должна быть отрицательной. Допустим, что в нем обе посылки утвердительны. Тогда средний термин не будет распределен ни в одной из них как предикат утвердительных суждений, что противоречит второму правилу терминов. Следовательно, чтобы это правило выполнялось, необходимо, чтобы одна из посылок была отрицательным суждением.
Упражнение 3. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса.
1. Российская Федерация - федеративное государство.
2. Судья Антонов не может принять участие в уголовном деле Петрова и подлежит отводу.
3. На Нюрнбергском процессе несколько особо опасных нацистских преступников были приговорены к смертной казни.
Упражнение 4. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
1. Выдающийся представитель классической немецкой философии Гегель принадлежит к лагерю материализма.
2. Все студенты 511 группы успешно сдали весеннюю сессию.
3. Суд не может установить объективную истину по делу.
Упражнение 5. К данным тезисам подберите аргументы, используя дедуктивную форму обоснования.
1. Студент Андреев изучает политологию.
2. Франция - промышленно развитая страна.
3. Данное государство является федеративным.
Упражнение 6. К данным тезисам подберите аргументы, используя индуктивную форму обоснования.
1. Россия XIX века дала миру многих выдающихся ученых, писателей, художников, композиторов.
2. Большинство европейских стран являются парламентскими республиками.
3. Большинство московских театров находится в центральной части города.
Упражнение 7. Укажите тезис и аргументы доказательства, определите форму обоснования тезиса, напишите связь аргументов и тезиса символически.
1. « Стэнтон. «…могу сообщить вам /Олуэн/ …Я с самого начала подозревал вас /в убийстве Мартина/.
Олуэн. Вы подозревали меня? Но почему?
Стэнтон. По трем причинам. Во-первых, я не мог понять, зачем было Мартину кончать с собой. Видите ли, я знал, что он не брал денег, и, хотя он находился в крайне затруднительных обстоятельствах, мне он казался не из тех, кто таким путем выходит из положения. Затем я знал, что вы были у него поздно вечером: как я вам уже говорил, мне сообщили, что вы проехали к нему…Я вам сказал, что у меня была еще третья причина. Я попал в коттедж очень рано на следующее утро…Я приехал, когда там были только доктор и констебль. Я заметил кое-что на полу, что прозевал деревенский полицейский, и поднял с пола, когда он отвернулся. С тех пор я храню это в моем бумажнике. /Вытаскивает бумажник и вынимает из него кусочек цветного шелка/. Я довольно наблюдателен в таких вещах.
Олуэн. Да, это клочок платья, которое было на мне…Он был оторван во время нашей борьбы. Так вот откуда вы узнали?
Стэнтон. Да, вот так я и узнал». /Пристли Дж. Б. Опасный поворот/ Избранное.: в 2 т. М., 1987. Т.1. С. 59, 65/
2. «Современный советский диалектический материализм является впечатляющим интеллектуальным достижением. Улучшение ранних положений Энгельса, Плеханова и Ленина и развитие их в систематическую интерпретацию природы представляет собой наиболее оригинальное интеллектуальное творение советского марксизма. Развиваемый наиболее способными его сторонниками, диалектический материализм, без сомнения, есть искренняя и обоснованная попытка понять и объяснить природу. По универсальности и степени разработанности диалектико-материалистическое объяснение природы не имеет равных среди современных систем мысли. В самом деле, необходимо было бы вернуться на несколько веков назад к аристотелевской схеме природного порядка или к картезианской механической философии, для того, чтобы найти такую систему, основанную на самой природе, которая могла бы соперничать с диалектическим материализмом по степени развития или целостности строения». /Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. С. 415. Пер. с англ./
3. «Петр I … разорвал покров таинственности, окутывающий царскую особу, и с отвращением отбросил от себя византийские обноски, в которые рядились его предшественники. Петр I не мог удовольствоваться жалкой ролью христианского далай-ламы, разукрашенного парчой и драгоценными камнями, которого издаля показывали народу, когда он торжественно следовал из своего дворца в Успенский собор и из Успенского собора во дворец. Петр I предстает перед своим народом словно простой смертный. Все видят, как этот неутомимый труженик, одетый в скромный сюртук военного покроя, с утра до вечера дает приказания и учит, как надо их выполнять: он кузнец, столяр, инженер, архитектор и штурман. Его видят везде, без свиты - разве только с одним адъютантом, - возвышающегося над толпой благодаря своему росту…Петр Великий был первой свободной личностью в России и, уже по одному этому, коронованным революционером». /Герцен А. О развитии революционных идей в России. Собр. соч. Т.3. С. 338/
Упражнение 8. Установите, в чем, по вашему мнению, заключается ошибка в тезисе.
1. Затем Крез повелел лидийцам, отвозившим дары в святилища, вопросить оракул, следует ли ему идти войной против персов и искать для этого союзников. По прибытии же в святилище послы передали приношения и затем вопросили оракул в таких словах: «Крез, царь лидийский и других народов… спрашивает вас: выступать ли ему в поход на персов и искать для этого союзников». Так вопрошали послы, а оба оракула дали одинаковый ответ и объявили Крезу: если царь пойдет войной на персов, то сокрушит великое царство. Оракулы также советовали царю отыскать самый могущественный эллинский город и заключить с ним союз. /Геродот. История/ Историки античности. В 2 т. Т.1. С.51/
2. Старый рабочий конвейера сказал: «У моих детей дела пойдут лучше, чем у меня, так как я дал им образование». Когда вы слышите нечто подобное, вам становится не по себе. Эта милая старая вера в то, что знание и счастье взаимосвязаны, заставляет вас подозревать, что этот человек никогда не встречал образованного человека. /Франс Х. ван Еемерен, Роб Гроотендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. Спб, 1992. С. 134/
3. В общем марксизм требует, чтобы психоанализ объяснил, как психические структуры человека формируются под воздействием его образа жизни, который, как известно, согласно марксизму, сам определяется капиталистическим способом производства. Психоаналитики же в свою очередь требуют, чтобы марксизм при объяснении истории принимал во внимание конкретную личность и, в частности, ее влечение и потребности. /М-А Робер, Ф. Тильман. Психология индивида и группы. М., 1988. С. 43/
4. В своей борьбе за существование люди не могут объединяться иначе, как при помощи сознания: без сознания нет общения. Поэтому социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно психическая. Социальность нераздельна с сознательностью. Общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны. /Богданов А.А. Из психологии общества. Изд. 2. С-Пет., 1906. С. 57/
Упражнение 9. Установите несостоятельность аргументов.
1. Если войны - результат агрессивных наклонностей человека, то они неизбежны, так как человек по природе своей агрессивен.
2. Гражданин К. получил взятку, так как ему только что вручили крупную сумму денег за какую-то услугу.
3. Куры летают, так как куры - птицы, а все птицы летают.
4. Иванов не совершал этой кражи, так как он всегда был честным человеком.
5. Пьер Леже - веселый, остроумный человек, так как он француз, а все французы веселы и остроумны.
6. Молодежь должна учиться, так как ученье - свет, а неученье - тьма.
7. Семенов - истинный интеллигент, он закончил институт, а каждый человек, имеющий высшее образование, - интеллигент.
Упражнение 10. Установите несостоятельность демонстрации.
1. Сидоров - голубоглазый человек, поэтому со всей определенностью можно сказать, что он уроженец Севера, так как большинство северян - голубоглазы.
2. Во время отпуска мой друг мог поехать и в Москву, и в Новгород. Я не сомневаюсь, что он не был в Новгороде, так как почти две недели он провел в Москве.
3. Студенты нашей группы Андреев и Петров плохо подготовились к экзамену по политологии и не сдали его; совершенно очевидно, что они не сдадут и зачета по логике.
4. Несомненно, что Древняя Греция дала миру многих выдающихся философов-мыслителей. Свидетельством тому является философское наследие Аристотеля.
5. Пустое, Еремеевна. Нет греха в курении табаку…Во многих книгах разрешается. Во псалтире именно напечатано: и злак на службу человекам. /Фонвизин. Недоросль/
Упражнение 11. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.
1. «Ах, батюшки мои! Да чем же он плут, скажи, пожалуйста! Каждый праздник он в церковь ходит, да придет-то раньше всех; посты держит; великим постом и чаю не пьет с сахаром - все с медом либо с изюмом. Так-то, голубчик! Не то, что ты. А, если и обманет кого, так что за беда! Не он первый, не он последний; человек коммерческий. Тем, Антипушка, и торговля-то держится. Не помимо пословица-то говорится: «Не обмануть - не продать». /А.Н. Островский. Семейная картина/
2. Студент такими словами доказывал, что надо или поставить ему удовлетворительную оценку, или экзаменовать его дальше: «Я прочел весь курс. Так неужели же я ничего не знаю? Может быть, я и отвечу на что-нибудь».
3. …Когда же началось заседание и вкратце перечислили улики, я заметил, как тяжело вина ложится на меня и как легко на него. Когда принялись за свидетелей, все время выходило, будто это я главный преступник, каждый готов был в том присягнуть - и деньги всегда платили мне, и всем казалось, что я и затеял дело, и барыши получил. А уж когда повел речь защитник Компенсона, тут я понял всю их политику. Он что сказал? «Милорд и джентльмены, вот перед вами стоят рядом два человека, и вы сразу видите, до чего они между собой не похожи. Один, младший, получил воспитание, с ним и разговор будет другой; один, младший, ни в чем таком не был замечен, а только был на подозрении; другой, старший, был замечен много раз, и всякий раз вина его была доказана. Так разве не ясно, который из них виновен, если виновен один, а если оба - то кто виновен гораздо больше?» Ну, и все в этом роде…Компенсон и в школе-то учился, и друзья его детства занимают всякие высокие посты, и свидетели встречали его в таких-то клубах да обществах, и никто про него дурного не слышал… /Диккенс Ч. Большие надежды/
4. «Если кто говорит, что человеческий разум настолько независим, что вера не может им управлять - да будет он предан анафеме». /Положение, провозглашенное II Ватиканским собором/
«Если кто-либо не постыдится утверждать, что вне материи ничего нет, - да будет он проклят». /Догматическая конституция католической веры. Канон 2/
5. «Вы рассуждаете философски: человек не может ни ускорить событий, ни задерживать их, как не может он остановить вращение земли, развитие прогрессивного паралича, или, например, этот идиотский дождь. Все, что должно быть - будет, чего не может быть - не будет, как вы ни прыгайте. Это, батя, доказано Марксом , и - значит шабаш»./Горький. Городок Окуров/
6. Если этому больному суждено умереть, то он умрет все равно - позовет он врача или нет; а если ему суждено выздороветь, то он выздоровеет все равно - позовет он врача или нет. Но так как ему суждено либо выздороветь либо умереть, не стоит звать врача.
7. Конечно, это пьяница, взгляните только, какой у него красный нос.
8. «Сколько получится, если из двенадцати отнять четыре?
Однажды падишах спросил Бирбала:
-Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если из двенадцати отнять четыре?
-Ничего не останется, - ответил Бирбал.
-Как это ничего? - удивился падишах.
-А так, - ответил Бирбал, - если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени года, что же останется? Ничего!» /Поучительные истории о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале. М., 1976/
9. Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.
-А ваша мать болела артритом? - спросил врач.
-Нет.
-А ваш отец?
-Тоже не болел.
-Нет у вас артрита, - заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений.
10. Один критик высказал суждение о какой-то книге, прочитав всего-навсего одну страницу этой книги. Когда это поставили ему в упрек, то он ответил: «Если я желаю определить вкус вина в бочке, неужели для того я должен выпить всю бочку: одной рюмки вполне достаточно, чтобы произвести оценку».
11. «Когда мы мыслим бога, то мы мыслим его как совокупность всех совершенств. Но к этой совокупности всех совершенств принадлежит прежде всего существование, ибо существо, не имеющее существования, по необходимости несовершенно. Следовательно, в число совершенств бога мы должны включить и существование. Следовательно, бог должен существовать». /цит. по: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.20. С. 42/
12. «Рассказывают о жене Леонида Горго. Одна женщина, вероятно, иностранка, сказала ей: «Одни вы, спартанки, делаете, что хотите со своими мужьями». «Но ведь одни мы и рожаем мужей», - ответила царица». /Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987. Т.1. С. 106/
VII. Примерные вопросу к зачету /экзамену/ по логике.
1. Предмет и значение логики.
2. Понятие как форма мышления.
3. Взаимосвязь содержания и объема понятия.
4. Общие, единичные и нулевые понятия.
5. Отношения между понятиями.
6. Общая характеристика операций с понятиями.
7. Определение понятий.
8. Деление понятий.
9. Объект, понятие, слово.
10. Общая характеристика суждения.
11. Виды простого суждения.
12. Количественная и качественная характеристика атрибутивного
суждения.
13. Релятивные суждения (суждения с отношениями).
14. Модальность простого суждения. Отрицание суждения.
15. Основные виды сложных суждений.
16. Преобразование суждений.
17. Совместимые и несовместимые суждения.
18. Соотношение истинности и ложности суждения.
19. Структура и распределенность терминов в суждениях А, E, O, I,
их символическая запись.
20. Вопрос как форма мышления.
21. Общая характеристика законов логики.
22. Закон тождества.
23. Закон противоречия.
24. Закон исключенного третьего.
25. Закон достаточного основания.
26. Умозаключение как форма мышления.
27. Общая характеристика силлогизма.
28. Фигуры и модусы силлогизма.
29. Логические ошибки в силлогизме.
30. Условно-категорическое умозаключение.
31. Условно-разделительное умозаключение.
32. Сущность индуктивного умозаключения.
33. Характеристика полной и неполной индукции.
34. Индуктивные выводы о причинной связи.
35. Общая характеристика доказательства, его строение и виды.
36. Опровержение и его виды.
37. Правила и ошибки доказательства и опровержения.
38. Проблема.
39. Гипотеза.
40. Теория.
VIII. Варианты контрольных работ
Целью выполнения контрольных работ является дальнейшее углубление и систематизация знаний по логике, полученных студентами во время прослушивания лекций и работы на семинарских занятиях.
При написании контрольной работы по логике необходимо обратить внимание на следующее:
Во-первых, оформление работы. На титульном листе (или обложке тетради) указывается наименование вуза, филиала, факультета. Далее указывается, кому принадлежит контрольная работа, номер зачетной книжки и номер варианта. Номер варианта задания соответствует последней цифре зачетной книжки (студенческого билета). Если последняя цифра зачетной книжки "О", то ей соответствует десятый вариант.
Во-вторых, выполнение работы. Выписывается упражнение № I варианта и на него дается полный, развернутый ответ. Если в задаче требуется начертить схемы, то их нужно выполнять аккуратно. Затем выписывается второе упражнение и выполняется. И так далее, до последнего задания. Если при решении задач возникают вопросы или сомнения, их следует записать (чтобы выяснить на семинарских занятиях).
Вариант "О" (пример выполнения контрольной работы)
I. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
I.I. Студент - это учащийся.
Ответ: Определение неправильное. Нарушено правило соразмерности определения. Правая часть больше левой (ошибка слишком широкого определения). Правильное определение: студент - учащийся высшего учебного заведения.
2. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово, распределенность терминов.
2.1. Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности.
Ответ: Субъект - "лицо, виновное в совершении преступления".
Предикат - "уголовная ответственность".
Связка - "подлежит".
Суждение общеутвердительное (общее по количеству и утвердительное по качеству).
Кванторное слово опущено ("всякое").
Таким же образом оформляется решение остальных задач задания. Так как задачи связаны с различными темами, то сначала необходимо проработать соответствующую тему по учебнику. Ответы на задания должны быть по существу, по возможности краткими.
Вариант I
I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
I.I. Один из свидетелей утверждал, что в момент нанесения удара Р-ну напавший на него М. стоял на крыльце вокзала, возвышающемся над землей на полтора метра, а Р. стоял на земле около крыльца. Другой свидетель утверждал, что М. стоял в тот момент не на крыльце, а на земле, недалеко от здания вокзала, потерпевший же стоял между М. и крыльцом. Первый свидетель показал, что М. в момент нанесения удара стоял спиной к зданию вокзала, а другой - что он стоял лицом к вокзалу.
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2.1. Юрист.
2.2. Государство.
2.3. Московский гуманитарный институт.
3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
3.1. Упрямство есть порок слабого ума.
3.2. Интеллигенция - общественный слой людей, обладающих специальными знаниями в области науки, культуры и профессионально занимающихся сложным умственным трудом.
4. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово.
4.1. Большую часть студентов 511 группы составляют мужчины.
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части ( простые суждения); запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
5.1. Распоряжения администрации издаются за подписью главы администрации или одного из его заместителей.
5.2. Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно.
6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.
6.1. Все студенты юридического института изучают логику.
Петров - студент юридического института. Петров изучает логику.
7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции:
7.1. Всю неделю стояла жаркая погода.
8. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса.
8.1. Российская Федерация - федеративное государство.
9. Установите несостоятельность аргументов.
9.1. Если войны - результат агрессивных наклонностей человека, то они неизбежны, так как человек по природе своей агрессивен.
10. В приведенных текстах определите логические ошибки; укажите, какие правила нарушены.
10.1. "Ах, батюшки мои! Да чем же он плут, скажи, пожалуйста! Каждый праздник он в церковь ходит, да придет-то раньше всех; посты держит; великим постом и чаю не пьет с сахаром - все с медом, либо с изюмом. Так-то, голубчик! Не то, что ты. А если и обманет кого, так что за беда! Не он перый, не он последний: человек коммерческий. Тем, Антипушка, и торговля-то держится. Не помимо пословица-то говорится: "Не обмануть - не продать". (Островский А.Н. Семейная картина).
Вариант 2
I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
I.I. "Вишь ты, - сказал один (мужик) другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случалось в Москву или нe доедет?" – «Доедет», - отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - "В Казань не доедет", - отвечал другой. Этим разговор и кончился. (Гоголь Н.В. Мертвые души).
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2.1. Прокуратура.
2.2. Западная граница России.
2.3. Невиновность.
3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
3.1. Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством.
3.2. Кибернетика - не искусство.
4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, рапределенность терминов суждения).
4.1. Ни один прогрессивный человек не является противником мира.
4.2. Некоторые осужденные к лишению свободы - рецидивисты.
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения); запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
5.1. Граждане Российской Федерации различных рас и национальностей имеют равные права.
5.2. Если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам, то договор считается заключенным.
6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.
6.1. Ни одна захватническая война не может быть справедливой. Национально-освободительные войны являются справедливыми, поэтому они не могут быть захватническими.
7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?
7.1. Все студенты группы явились на семинар.
8. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса.
8.1. Судья Антонов не может принимать участие в уголовном деле Петрова и подлежит отводу.
9. Установите несостоятельность аргументов.
9.1. Гражданин К. получил взятку, так как ему только что вручили крупную сумму денег за какую-то услугу.
10. В приведенных текстах определите логические ошибки; укажите, какие правила нарушены.
10.1. Студент такими словами доказывал, что надо или поставить ему удовлетворительную отметку или экзаменовать его дальше: "Я прочел весь курс. Так неужели же я ничего не знаю? Может быть, я и отвечу на что-нибудь".
Вариант 3
I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
I.I. «Вот граница! - сказал Ноздрев, - все, что ни видишь по эту сторону, все мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за тем лесом, все это мое». (Гоголь Н.В. Мертвые души).
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям.
2.1. Юридический закон.
2.2. Антиквар.
2.3. Племянник.
3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
3.1. Учение - мать умения.
3.2. Величина есть то, что можно измерить, исчислить (то, что можно увеличивать и уменьшать).
4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).
4.1. Незаконная сделка является недействительной.
4.2. Каждый шахматист имеет свой уровень мастерства.
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части ( простые суждения); запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
5.1. Ни извиняющийся тон, ни упрямство не украшают спор.
5.2. Санкции в международном праве применяются к государству, если зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права.
6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.
6.1. Все рабовладельческие государства являлись диктатурой рабовладельцев. Государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев, так как оно было рабовладельческим.
7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции.
7.1. На миру и смерть красна.
8. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса.
8.1. На Нюрнбергском процессе несколько особо опасных нацистских преступников были приговорены к смертной казни.
9. Установите несостоятельность аргументов.
9.1. Куры летают, так как куры птицы, а все птицы летают.
10, В приведенных текстах определите логические ошибки; укажите, какие правила нарушены.
10.1. "Если кто говорит, что человеческий разум настолько независим, что вера не может им управлять - да будет он предан анафеме". (Положение, провозглашенное П Ватиканским собором).
10.2. "Если кто-либо не постыдится утверждать, что вне материи ничего нет, - да будет он проклят". (Догматическая конституция католической веры. Канон 2).
Вариант 4
I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
I.I. "Как может быть хорошо женщине в ее положении в эту невыносимую жару, когда окна на солнце, - сказала Варвара Алексеевна...
- Да ведь здесь тень с десяти часов, - сказала Мария Львовна.
- От этого и лихорадка, от сырости, - сказала Варвара Алексеевна».
(Толстой Л. Дьявол).
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2.1. Столица.
2.2. Следователь.
2.3. Невесомость.
3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
3.1. Наказание - мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление.
3.2. Сравнение - не доказательство.
4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).
4.1. Ни один самолет не выйдет в рейс без технического осмотра.
4.2. Некоторые прямоугольники не являются квадратами.
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части ( простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
5.1. Если Н. - гражданин Российской Федерации, то по достижении 18-летнего возраста он становится совершеннолетним.
5.2. Дитя не плачет - мать не разумеет.
6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.
6.1. Электрон имеет отрицательный заряд. Электрон – элементарная частица. Значит, некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд.
7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?
7.1. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.
8. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
8.1. Выдающийся представитель классической немецкой философии Гегель принадлежит к лагерю материализма.
9. Установите несостоятельность аргументов.
9.1. Иванов не совершал этой кражи, так как он всегда был честным человеком.
10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.
10.1. "Вы рассуждайте философски: человек не может ни ускорить событий, ни задерживать их, как не может он остановить вращение Земли, развитие прогрессивного паралича, или, например, этот идиотский дождь. Все, что должно быть, будет, чего не может быть - не будет, как Вы ни прыгайте. Это, батя, доказано Марксом и - значит - шабаш". (Горький. Городок Окуров).
Вариант 5
I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
I.I. "А что, отец, - спросил молодой человек, затянувшись, - невесты у вас в городе есть?
Старик - дворник ничуть не удивился.
- Кому и кобыла невеста, - ответил он, охотно ввязываясь в разговор.
- Больше вопросов не имею, - быстро проговорил молодой человек.
И сейчас же задал новый вопрос:
- В таком доме да без невест?" (И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев).
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2.1. Рота.
2.2. Случайность.
2.3. Атеист.
3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
3.1. Кража - тайное похищение государственного имущества.
3.2. Нация - устойчивая историческая общность людей.
4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).
4.1. Юность планеты хочет видеть мир свободным от насилия и войн.
4.2. Маршал Жуков - выдающийся полководец второй мировой войны.
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
5.1. Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта.
5.2. Шторма бояться - в море не ходить.
6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.
6.1. Все рыбы дышат жабрами. Значит, кит - не рыба, он не дышит жабрами.
7. Можно ли получить данные с помощью полной индукции?
7.1. В мире все явления причинно обусловлены.
8. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
8.1. Все студенты 511 группы успешно сдали весеннюю сессию.
9. Установите несостоятельность аргументов.
9.1. Пьер Леже - веселый, остроумный человек, так как он француз, а все французы веселы и остроумны.
10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.
10.1. Если этому больному суждено умереть, то он умрет все равно - позовет он врача или нет; а если ему суждено выздороветь, то он выздоровеет все равно - позовет он врача или нет. Но так как ему суждено либо выздороветь, либо умереть, то не стоит звать врача.
Вариант 6
I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
I.I. "... Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плывем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя, кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который нас тоже не любит. Никому до нас нет дела". (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев).
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2.1. Равенство.
2.2. Право.
2.3. Гражданское мужество.
3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
3.1. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.
3.2. Соната - музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.
4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).
4.1. Некоторые выдающиеся музыканты не имели абсолютного слуха.
4.2. Многие студенты считают, что изучение логики способствует формированию культуры мышления.
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части ( простые суждения); запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
5.I. Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма.
5.2. Мая золотник, да дорог.
6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.
6.1. Обвиняемый имеет право на защиту. Следовательно, Л. имеет право на защиту, так как он обвиняемый.
7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?
7. 1. Счастливые - часов не наблюдают.
8. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
8.1. Суд не может установить объективную истину по делу.
9. Установите несостоятельность аргументов.
9.1. Молодежь должна учиться, так как ученье - свет, а неученье - тьма.
10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.
10.1. Конечно, это пьяница: взгляните только, какой у него красный нос.
Вариант 7
1. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
1.1. "Прошу Вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю". (Из заявления в суд).
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2.1. Бригада Иванова В.П.
2.2. Адвокат.
2.3. Гражданское мужество.
3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
3.1. Точка есть то, что не имеет частей.
3.2. Хвойными называются растения, лишенные листьев.
4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).
4.1. Многие студенты считают, что изучение логики способствует формированию культуры мышления.
4.2. Суждение - форма мышления.
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
5.1. При нарушении служащим дисциплины администрация предприятия обязана взять у него письменное либо устное объяснение.
5.2. Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора.
6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.
6.1. Все рабовладельческие общества являлись диктатурой рабовладельцев. Следовательно, государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев, так как оно было рабовладельческим.
7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?
7.1. Наши соотечественники еще в ХVI-ХVII вв. прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы.
8. К данным тезисам подберите аргументы, используя дедуктивную форму обоснования.
8.1. Студент Андреев изучает политологию.
9. Установите несостоятельность аргументов.
9.1. Семенов - истинный интеллигент, он закончил институт, а каждый человек, имеющий высшее образование - интеллигент.
10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.
10.1. "Сколько получится, если из 12 вычесть 4?
Однажды падишах спросил Бирбала:
- Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если из 12 отнять 4 ?
- Ничего не останется, - ответил Бирбал.
- Как это ничего? - удивился падишах.
- А так, - ответил Бирбал, - если из 12 месяцев вычесть 4 времени года, что же останется? Ничего!" (Поучительные истории о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале. М., 1976).
Вариант 8
1. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
"Шофер Синельников не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме". (Из протокола).
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2.1 Государство.
2.2. Бескорыстие.
2.3. Балтийский флот.
3. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.
3.1. За нарушение служебной дисциплины могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы.
3.2. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.
4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).
4.1. Никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.
4.2. Некоторая часть преобразующей деятельности человека негативно изменяет условия развития естественных систем.
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
5.1. Научное исследование может быть проведено одним человеком, либо группой лиц.
5.2. Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.
6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.
6.1. Религиозный обряд брака не имеет правового значения. Значит, брак между П. и Ф. не имеет правового значения, так как он был совершен по религиозному обряду.
7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?
7.1. Все инертные газы имеют валентность, равную нулю.
8. К данным тезисам подберите аргументы, используя дедуктивную форму обоснования.
8.1. Франция - развитая промышленная страна.
9.Установите несостоятельность демонстрации.
9.1. Сидоров - голубоглазый человек, поэтому со всей определенностью можно сказать, что он уроженец Севера, так как большинство северян - голубоглазы.
10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.
10.1. Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.
- А Ваша мать болела артритом? - спросил врач.
- Нет.
- А отец?
- Тоже не болел.
- Нет у Вас артрита, - заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений.
Вариант 9
I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
I.I. Учитель: "Надеюсь, Том, что я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради".
Том: "Я тоже на это надеюсь".
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2.1. Диктатура.
2.2. Следователь.
2.3. Бескорыстие.
3. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.
3.1. Конституция Российской Федерации гарантирует всю полноту социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан.
3.2. Суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицательные.
4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).
4.1. Только талантливый оратор не говорит заученными фразами.
4.2. 70 % мирового грузооборота перевозится морским путем.
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части ( простые суждения); запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
5.I. Сахар, брошенный в чай, тем быстрее растворяется, чем горячее чай.
5.2. Если я видел дальше других, то потому, что я стоял на плечах гигантов. (Ньютон).
6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.
6.1. Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод. Л. переводчик, поэтому ему принадлежит авторское право на выполненный им перевод.
7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?
7.1. Все крестьянские войны терпели поражения.
8. К данным тезисам подберите аргументы, используя дедуктивную форму обоснования.
8.1. Данное государство является федеративным.
9. Установите несостоятельность демонстрации.
9.1. Несомненно, что Древняя Греция дала миру многих выдающихся мыслителей-философов. Свидетельством тому является философское наследие Аристотеля.
10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.
10.I. "Быстрый способ развеять заблуждение о роли происхождения в Англии - взглянуть на ее премьер-министров. Все они выходцы из рабочего класса.
Гарольд Вильсон (лейборист) - сын химика-технолога, который большую часть своей жизни жил и работал среди рабочего класса.
Джеймс Коллагэн (лейборист) - главный старшина британского военного флота.
Эдвард Хит (консерватор) - сын рабочего-строителя, который открыл собственное небольшое строительное дело в приморском курортном городке.
Маргарет Тэтчер (консерватор) - происходит из той же среды. Ее отец имеет бакалейную лавочку в провинциальном городе Грэнтем". (Англия. 1982. № 75. С. 70).
Вариант 10
I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.
I.I. Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил». «Тебе не привыкать, - ехидно заметил тот, - ты всегда сухим из воды выходишь».
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2.1. Защитник.
2.2. Смелость.
2.3. Судья Иванов И.И.
3. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.
3.1. Отношения между людьми бывают доброжелательными и недоброжелательными.
3.2. По государственному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).
4.1. Некоторые промышленно развитые страны на современном этапе развития применяют нетрадиционные методы овладения ресурсами развивающихся стран.
4.2. Ни один человек не должен страдать за правду.
5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
Кабы молодость знала,
Кабы старость да могла,
Жизнь так часто не хромала,
Жизнь бы иначе пошла.
(Вяземский)
6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.
6.1. Все студенты юридического факультета Московского гуманитарного института изучают логику. Ковалева – студентка юридического факультета этого института. Следовательно, Ковалева изучает логику.
6.2. Преступления являются умышленными или неосторожными. Это преступление не является умышленным, значит, оно является неосторожным.
7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?
7.1. Все студенты с интересом изучают логику.
8. К данным тезисам подберите аргументы, используя индуктивную форму обоснования.
8.1. Россия XIX века дала миру многих выдающихся ученых, писателей, художников, композиторов.
9. Установите несостоятельность демонстрации.
9.1. «Пустое, Еремеевна. Нет греха в курении табаку…Во многих книгах разрешается. Во псалтире именно напечатано: и злак на службу человеком» (Фонвизин. Недоросль).
10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.
«Бабин вынул трубку изо рта. Смеясь одними глазами, спросил:
- Обожди, Маклецов, ты «Лес» читал?
- Я за войну ни одной книги не прочел, - сказал Маклецов с достоинством.
- Ну, это тебе полагалось еще до войны прочесть.
- А раз полагалось, значит, прочел.
- А все-таки: читал или не читал?
- Да что вы навалились, товарищ-комбат, всякую инициативу сковываете! Лес. Я в сорок первом году в окружении в таких лесах воевал, какие тому Островскому сроду не снились…»
Логика
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
Нижний Новгород, 2010
УДК
Богданов Е.Н. Логика: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей 080504 - Государственное и муниципальное управление, 030501 - Юриспруденция, 080105 - Финансы и кредит, 080102 – Мировая экономика, 080111 – Маркетинг, 080507 – Менеджмент организации, 080801 – Прикладная информатика в экономике. – Нижний Новгород: ВВАГС, 2010. – 60 с.
Комплекс предназначен для студентов факультета управления, экономики и права очной формы обучения.
Включает в себя программу учебного курса, планы и практические задания для семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену -«Юриспруденция»/зачету - «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Прикладная информатика в экономике», материалы контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению.
Комплекс может быть использован на практических занятиях, при написании контрольных работ и подготовке к экзамену/зачету по курсу, в самостоятельной работе студентов.
Утвержден на заседании кафедры философии 13 апреля 2010 г.
Протокол № 5
Содержание
I. Пояснительная записка -------------------------------------------------- 4-5
II. Содержание программы ------------------------------------------------- 6-8
III. Тематический план ------------------------------------------------------- 9
IV. Литература ----------------------------------------------------------------- 10-11
V. Методические рекомендации по изучению курса «Логика» ---- 12
VI. Семинары-практикумы по курсу «Логика»-------------------------- 13-46
VII. Примерные вопросы к зачету /экзамену ------------------------------ 47
VIII. Варианты контрольных работ ------------------------------------------ 48-60
I. Пояснительная записка
Курс предназначен для студентов очной формы обучения специальностей 080504 - Государственное и муниципальное управление, 030501 - Юриспруденция, 080105 - Финансы и кредит, 080102 – Мировая экономика, 080111 – Маркетинг, 080507 – Менеджмент организации, 080801 – Прикладная информатика в экономике. Роль и место данной дисциплины определяется, прежде всего, тем, что современная цивилизация требует более высокой, чем прежде, логической культуры. Это находит свое отражение в возрождении преподавания логики в университетах и других высших учебных заведениях. Данный процесс характерен как для отечественной высшей школы, так и для высшего образования большинства стран. Повышение логической культуры имеет особое значение при подготовке управленческих кадров высшей квалификации.
Программа курса соответствует требованиям Государственных стандартов профессионального образования по специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Прикладная информатика в экономике».
Цели дисциплины (учебного курса):
- дать слушателям (студентам) знания основных логических законов и форм мышления, основ теории аргументации в объеме, необходимом для специалиста высшей квалификации в области государственного управления и местного самоуправления;
- дать слушателям (студентам) знания и практические навыки ведения дискуссий, аргументации собственной позиции и логического анализа позиций оппонентов;
- развить у студентов рациональное, логичное мышление, необходимое для специалиста высшей квалификации.
Курс «Логика» тесно связан с такими дисциплинами, как философия, история, религиоведение, психология, теория государства и права, экономическая теория. Знание материала этих дисциплин в объеме вузовского курса для соответствующей специальности необходимо для решения логических задач на практических занятиях.
Лица, успешно завершившие обучение по программе, должны:
- знать основные логические законы, формы и операции мышления, виды понятий и операции с ними, структуру и виды суждений, отношения между суждениями, основные виды и правила умозаключений, логические основы теории аргументации;
- уметь анализировать свои и чужие высказывания и тексты, в т.ч. учебные и научные тексты, нормативные документы и т.д.;
- обладать навыками логически аргументированного и этически корректного ведения дискуссий.
Формы контроля, используемые в процессе изучения курса:
- входной контроль – вопросы, задания.
- текущий контроль – решение задач, вопросы, задания, тесты (в т.ч. компьютерные), письменная контрольная работа;
- итоговый – экзамен или зачет.
II. Содержание программы
Дата: 2019-04-23, просмотров: 222.