Глава 3. Последствия несоблюдения сроков в избирательном процессе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Несоблюдение сроков избирательных действий может деформировать весь процесс выборов, послужить причиной недействительности их результатов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно подробно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую связывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками).

Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме[16].

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера. Мерами юридической ответственности являются регламентированные в законодательстве наказательные санкции, которые традиционно именуются в научной литературе карательными или штрафными[17].

В ходе каждой избирательной кампании возникают избирательные споры, разрешаемые как в административном, так и в судебном порядке. Во многих судебных разбирательствах в первой и кассационной инстанциях принимает участие прокурор[18]. Органами прокуратуры в порядке реализации полномочий, предоставленных ст. ст. 26 - 28 Закона о прокуратуре, за последние полтора года выявлено и пресечено более 4 тыс. нарушений избирательного законодательства. По инициативе прокуроров отменено свыше 800 незаконных правовых актов.

Юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов, принимаемого уполномоченным органом или должностным лицом.

Назначение выборов в строго установленные сроки - обязанность уполномоченных органов и должностных лиц. Отсчет этих сроков начинается с момента прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц. Изменение срока их полномочий не допускается. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установленный срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избираемых депутатов не может быть более 5 лет.

Попытки продлить в директивном порядке срок полномочий таких органов и должностных лиц прокуроры обязаны решительно пресекать, так как это ущемляет право граждан непосредственно участвовать в формировании органов власти. Властными полномочиями на строго определенный срок соответствующие органы и должностные лица могут быть наделены только в результате волеизъявления населения. По этой причине в Тульской области был признан судом недействительным закон о продлении срока полномочий областной Думы[19].

Прокуроры должны во всех случаях опротестовывать нормативные акты субъектов Федерации об изменении сроков полномочий выборных органов или избранных депутатов. В случае, когда такой акт еще не принят, но орган государственной власти готовится к его обсуждению, следует шире использовать объявление предостережения должностным лицам, от которых исходит инициатива изменения сроков полномочий выборных органов и должностных лиц.

Вместе с тем никто не спорит, что в принципе в будущем возможно принятие актов, направленных на изменение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц. Во всех случаях эти акты должны применяться лишь после истечения сроков полномочий выборного органа власти или должностного лица.

Сейчас много спорят об отдельных исключениях из правил о недопустимости изменения сроков полномочий выборных органов и должностных лиц. Такие исключения действительно существуют, но их применение законодателем строго конкретизировано, связывается с исключительными обстоятельствами и носит сугубо временный характер.

Так, п. 7 ст. 66 Закона об основных гарантиях предусматривает, что в целях совмещения дня голосования на выборах органов местного самоуправления с днем голосования на выборах органов государственной власти в одном и том же субъекте Федерации, а также совмещения дня голосования на любых из указанных выборах с днем голосования на выборах федеральных органов государственной власти допускается единовременное и не более чем на 9 месяцев продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления и (или) органов государственной власти субъекта Федерации. Решение об изменении срока полномочий органа государственной власти субъекта Федерации должно быть облечено в форму закона, а решение об изменении срока полномочий органа местного самоуправления - нормативно - правового акта муниципального образования. Это изъятие из общих правил действует только до 1 мая 2001 г.

Из содержания ст. ст. 8 и 10 Закона об основных гарантиях следует, что обязанность назначения выборов обусловлена не только истечением срока полномочий действующих властных органов или избранных депутатов, но и досрочным прекращением их полномочий.

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" содержит по этому вопросу целый ряд новелл. В частности, конкретизирована ситуация с назначением досрочных выборов в случае прекращения полномочий законодательного (представительного) или высшего должностного лица субъекта Федерации по причине самороспуска первого, отставки по собственному желанию второго, а также роспуска представительного органа власти в случае отказа с его стороны выполнить судебное решение об отмене незаконного правового акта, проявления недоверия высшему должностному лицу субъекта Федерации со стороны представительного органа и т.д. (ст. ст. 9 и 19). В этом случае назначаются новые выборы, которые проводятся не позднее 6 месяцев после прекращения полномочий перечисленных органов и должностных лиц. Введение этой нормы предоставляет прокурорам возможность широко информировать органы, от которых зависит принудительное прекращение полномочий, о фактах злостного невыполнения требований законодательства региональным депутатским корпусом или выборным должностным лицом.

Как быть, когда уполномоченные органы и должностные лица не выполняют обязанностей по назначению даты выборов?

Некоторые прокуроры стремятся воздействовать путем внесения представлений, объявления предостережений в целях побудить эти органы или должностных лиц отказаться от бездействия, подключая к этому избирательные комиссии, которые при указанных обстоятельствах получают право самостоятельно решать вопросы о назначении даты выборов (ст. 10 Закона об основных гарантиях). Это помогает, но далеко не всегда[20].

В соответствии со ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Эта норма основывается на положениях ст. 46 Конституции РФ.

Необходимо знать, что суд вправе только определить вопрос о назначении даты выборов и никоим образом неправомочен самостоятельно определять структуру выборных органов, их вид и состав.



Заключение

 

В заключение, подведем вывод всему вышесказанному.

 Факт осуществления избирательных прав и обязанностей во времени вызывает необходимость закрепления моментов их возникновения, изменения или прекращения в общем течении времени для обеспечения определенности и стабильности избирательных правоотношений. С этой целью используется категория сроков. Большинство законов о выборах содержат достаточно много сроков, закрепляющих различные детали избирательного процесса.

Избирательный про­цесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных изби­рательных процедур и избирательных действий. Стадии изби­рательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избра­нии выборного должностного лица.

Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то госу­дарственным органом, органом местного самоуправления, дол­жностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса)1; 2) об­разование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная аги­тация; 5) голосование и определение итогов голосования, ре­зультатов выборов и их опубликование. При этом факультатив­ными стадиями являются: проведение в предусмотренных за­коном случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов вместо выбывших, новых выборов.

Несоблюдение сроков избирательных действий может деформировать весь процесс выборов, послужить причиной недействительности их результатов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно подробно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую связывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками)

Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов, предопределяют последовательность их совершения.

 



Библиография

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 297.