Проблемы совершенствования института конституционной ответственности в Российской Федерации

 

В Конституции России прямо не признается конституционно-правовая ответственность в качестве отдельного института. Между тем в некоторых случаях столь принципиальное положение игнорируется или не понимается как на теоретическом, так и на законодательном уровне. Это свидетельствует о том, что роль конституционно-правовой ответственности недооценивается ни современной наукой, ни законодателем.

Конституционно-правовая ответственность служит важным инструментом обеспечения конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя есть, прежде всего, ответственность власти, в том числе за состояние законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц. Поскольку в России нет однозначного конституционного указания на конституционно-правовую ответственность, исключительную важность в ее развитии приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ, который в отличие от законодателя использует термин «конституционно-правовая ответственность» и признает наличие ее мер в федеральных законах.

В отечественной юридической литературе поднят вопрос о необходимости специального закона о конституционно-правовой ответственности. Предлагается принять либо единый «своеобразный конституционный кодекс»[19], либо специальные федеральные законы, посвященные конституционно-правовой ответственности в отдельных сферах. Предполагаемая цель всех этих актов - конкретизировать конституционные нормы по аналогии с тем, как это делается по отношению к другим видам юридической ответственности.

Конституционные принципы частично нашли отражение в федеральном законодательстве. Анализируя соответствующие нормативные правовые акты, можно сделать вывод, что конституционно-правовая ответственность имеет собственную правовую базу на основе Конституции РФ. В частности, вопросы конституционно-правовой ответственности затронуты в таких федеральных конституционных законах, как «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации» и в федеральных законах, в частности «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Между тем правовая позиция Конституционного Суда в отношении положений названного Федерального закона, устанавливающих эти меры ответственности, представляется неоднозначной. Суд признал соответствие всех обжалуемых мер Конституции, поскольку данным Законом в качестве обязательного элемента их применения предусматриваются судебные процедуры. Одновременно Конституционный Суд еще раз подтвердил, что в силу норм Конституции он является единственной судебной инстанцией, которая уполномочена окончательно разрешать публично-правовые споры о соответствии Конституции РФ. Таким образом, без окончательного решения Конституционного Суда все остальные судебные решения, констатирующие соответствующие нарушения Конституции и федерального законодательства, не имеют юридического значения, поскольку не могут служить основанием для применения указанных мер воздействия. Вследствие этого механизм реализации таких мер воздействия приобретает, несколько иное содержание, нежели задумывал законодатель, - он становится более громоздким, а потому менее эффективным и сложно реализуемым.

Подобные меры требуют исключительно конституционного регулирования, следовательно, надо вносить поправки в Конституцию РФ. По тем же причинам проблематично принятие «конституционного кодекса». Впоследствии, когда институт конституционно-правовой ответственности в России обретет четкие контуры и при необходимых изменениях Конституции, можно будет - по аналогии, например, с административной ответственностью - кодифицировать меры конституционно-правовой ответственности.

Даже общий анализ отдельных проблем конституционно-правовой ответственности показывает, что, с одной стороны, налицо отставание юридической науки в разработке системы конституционно-правовой ответственности в целом, с другой стороны, нельзя не обратить внимание на то, что разрыв, который существует между теорией и практикой. В то время как наука постепенно наполняет конкретным содержанием понятие конституционно-правовой ответственности, российский законодатель не использует соответствующий термин. Налицо отсутствие или слабость законодательного регулирования конституционно-правовой ответственности и особенно процедурных норм, регламентирующих применение мер ответственности. В России осознание проблем конституционно-правовой ответственности и необходимости их решения должно привести к дальнейшему развитию институтов, способствующих реализации Конституции Российской Федерации.

 



Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены аспекты правового закрепления конституционно-правовой ответственности. На основе этого, можно сделать следующие выводы.

Особенности конституционно-правовой ответственности и соответственно ее обособление как самостоятельного вида юридической ответственности объясняются предметом и методом конституционно-правового регулирования общественных отношений; функциями, которые выполняет конституционное право в общей системе права; спецификой статуса субъектов конституционно-правовых отношений; особенностями юридической природы неправомерного поведения в конституционно-правовой сфере; характером конституционных предписаний, на базе которых возникает ответственность; особой процедурой ее реализации.

Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, то есть способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.

Таким образом, конституционно-правовая ответственность - это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или приравненного к нему общественного воздействия.

Также можно сказать, что конституционная ответственность является видом юридической ответственности, выполняющей охранительную, регулятивную, стимулирующую и восстановительную функции в сфере конституционно-правовых отношений.

Поскольку в России нет прямого конституционного и законодательного указания на конституционно-правовую ответственность, исключительную важность в ее развитии приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ, который в отличие от законодателя использует термин «конституционно-правовая ответственность» и признает наличие ее мер в федеральных законах. Конституционно-правовая ответственность выполняет функцию политико-правового воздействия на субъекты, допустившие конституционные деликты, являясь одним из методов регулирования общественных отношений. Применение мер конституционно-правовой ответственности всегда сопряжено с наступлением неблагоприятных (невыгодных) политических последствий для субъекта, допустившего недолжное поведение в конституционно-правовой сфере. Основание конституционно-правовой ответственности - это те обстоятельства, при которых в соответствии с конституционно-правовыми нормами она наступает.

Анализ конституционного законодательства с очевидностью выявляет существование санкций, которые не могут быть отнесены к таким традиционным видам юридической ответственности, как административная, гражданско-правовая, уголовная и дисциплинарная.

Таким образом, в России осознание проблем конституционно-правовой ответственности и необходимости их решения должно привести к дальнейшему развитию институтов, способствующих реализации Конституции Российской Федерации.



Список используемой литературы

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации «Гарант» М., 2019.

2. Федеральный Конституционный закон от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 05.02.2011) «О Конституционном суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля 2001 г., 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября 2016 г., 28 декабря 2016 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 4 июня 2014 г.) «Гарант» М., 2019.

3. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 02.12.2013) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" «Гарант» М., 2019.

    Литература:

1. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2012. С. 230.

2. Авакьян С. А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 2016. №10. С.54.

3. Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2011. №10. С. 46.

4. Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции //Законодательство. - 2012. №12. С.48.

5. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. - Саратов, 2011.- С.452.

6. Зражевская Т.Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол журнала «Государство и право») // Государство и право. 2011. №3. С.32.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.,2012. - С.342.

8. Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 2011. №2. С 110.

9. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации, - М., 2011. - С. 216.

10. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 2012. - С. 315.

11.  Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 2012. С.264.

12. Лучин В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. - М.,2012. - С.168.

13. Несмеянова С.Е. К вопросу о конституционной ответственности // Конституционное и муниципальное право. - 2008. С.354.

14. Проблемы теории государства и права. / Под редакцией М.Н. Марченко. – М.: ПРОСПЕКТ, 2016. С. 469.

15. Скифский Ф.С. Ответственность за конституционные нарушения. Тюмень, 2011. С.312.


[1] Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. - Саратов, 2011. С.68.

[2] Проблемы теории государства и права. Под редакцией М.Н. Марченко. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2016. С. 124.

[3] Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2012. С. 14.

[4] Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 2011. N 2. С 24..

[5] Несмеянова С.Е. К вопросу о конституционной ответственности // Конституционное и муниципальное право. - 2008. C.121.

[6] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.,2012. С.112.

[7] Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации, - М., 2011. - С. 8.

[8] Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 2012. - С. 27.  

[9] Зражевская Т.Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол журнала "Государство и право") // Государство и право. 2011. №3. С.28.

[10] Конституция Российской Федерации «Гарант» М., 2014.

[11] Конституция Российской Федерации «Гарант» М., 2014.

[12] Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2011. №10. С. 40.

[13] Авакьян С. А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 2016. №10. С.22.

[14] Скифский Ф.С. Ответственность за конституционные нарушения. Тюмень, 2011. С.12.

[15] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 2012. С.64.

[16] Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции //Законодательство. - 2012. №12. С.46.

[17] Лучин В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. - М.,2012. - С.68.

[18] Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ. - М., 2011. - С.110.

[19] Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности. - М., 2011. - С.98.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 27.