В Конституции России прямо не признается конституционно-правовая ответственность в качестве отдельного института. Между тем в некоторых случаях столь принципиальное положение игнорируется или не понимается как на теоретическом, так и на законодательном уровне. Это свидетельствует о том, что роль конституционно-правовой ответственности недооценивается ни современной наукой, ни законодателем.
Конституционно-правовая ответственность служит важным инструментом обеспечения конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя есть, прежде всего, ответственность власти, в том числе за состояние законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц. Поскольку в России нет однозначного конституционного указания на конституционно-правовую ответственность, исключительную важность в ее развитии приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ, который в отличие от законодателя использует термин «конституционно-правовая ответственность» и признает наличие ее мер в федеральных законах.
В отечественной юридической литературе поднят вопрос о необходимости специального закона о конституционно-правовой ответственности. Предлагается принять либо единый «своеобразный конституционный кодекс»[19], либо специальные федеральные законы, посвященные конституционно-правовой ответственности в отдельных сферах. Предполагаемая цель всех этих актов - конкретизировать конституционные нормы по аналогии с тем, как это делается по отношению к другим видам юридической ответственности.
Конституционные принципы частично нашли отражение в федеральном законодательстве. Анализируя соответствующие нормативные правовые акты, можно сделать вывод, что конституционно-правовая ответственность имеет собственную правовую базу на основе Конституции РФ. В частности, вопросы конституционно-правовой ответственности затронуты в таких федеральных конституционных законах, как «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации» и в федеральных законах, в частности «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Между тем правовая позиция Конституционного Суда в отношении положений названного Федерального закона, устанавливающих эти меры ответственности, представляется неоднозначной. Суд признал соответствие всех обжалуемых мер Конституции, поскольку данным Законом в качестве обязательного элемента их применения предусматриваются судебные процедуры. Одновременно Конституционный Суд еще раз подтвердил, что в силу норм Конституции он является единственной судебной инстанцией, которая уполномочена окончательно разрешать публично-правовые споры о соответствии Конституции РФ. Таким образом, без окончательного решения Конституционного Суда все остальные судебные решения, констатирующие соответствующие нарушения Конституции и федерального законодательства, не имеют юридического значения, поскольку не могут служить основанием для применения указанных мер воздействия. Вследствие этого механизм реализации таких мер воздействия приобретает, несколько иное содержание, нежели задумывал законодатель, - он становится более громоздким, а потому менее эффективным и сложно реализуемым.
Подобные меры требуют исключительно конституционного регулирования, следовательно, надо вносить поправки в Конституцию РФ. По тем же причинам проблематично принятие «конституционного кодекса». Впоследствии, когда институт конституционно-правовой ответственности в России обретет четкие контуры и при необходимых изменениях Конституции, можно будет - по аналогии, например, с административной ответственностью - кодифицировать меры конституционно-правовой ответственности.
Даже общий анализ отдельных проблем конституционно-правовой ответственности показывает, что, с одной стороны, налицо отставание юридической науки в разработке системы конституционно-правовой ответственности в целом, с другой стороны, нельзя не обратить внимание на то, что разрыв, который существует между теорией и практикой. В то время как наука постепенно наполняет конкретным содержанием понятие конституционно-правовой ответственности, российский законодатель не использует соответствующий термин. Налицо отсутствие или слабость законодательного регулирования конституционно-правовой ответственности и особенно процедурных норм, регламентирующих применение мер ответственности. В России осознание проблем конституционно-правовой ответственности и необходимости их решения должно привести к дальнейшему развитию институтов, способствующих реализации Конституции Российской Федерации.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены аспекты правового закрепления конституционно-правовой ответственности. На основе этого, можно сделать следующие выводы.
Особенности конституционно-правовой ответственности и соответственно ее обособление как самостоятельного вида юридической ответственности объясняются предметом и методом конституционно-правового регулирования общественных отношений; функциями, которые выполняет конституционное право в общей системе права; спецификой статуса субъектов конституционно-правовых отношений; особенностями юридической природы неправомерного поведения в конституционно-правовой сфере; характером конституционных предписаний, на базе которых возникает ответственность; особой процедурой ее реализации.
Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, то есть способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.
Таким образом, конституционно-правовая ответственность - это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или приравненного к нему общественного воздействия.
Также можно сказать, что конституционная ответственность является видом юридической ответственности, выполняющей охранительную, регулятивную, стимулирующую и восстановительную функции в сфере конституционно-правовых отношений.
Поскольку в России нет прямого конституционного и законодательного указания на конституционно-правовую ответственность, исключительную важность в ее развитии приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ, который в отличие от законодателя использует термин «конституционно-правовая ответственность» и признает наличие ее мер в федеральных законах. Конституционно-правовая ответственность выполняет функцию политико-правового воздействия на субъекты, допустившие конституционные деликты, являясь одним из методов регулирования общественных отношений. Применение мер конституционно-правовой ответственности всегда сопряжено с наступлением неблагоприятных (невыгодных) политических последствий для субъекта, допустившего недолжное поведение в конституционно-правовой сфере. Основание конституционно-правовой ответственности - это те обстоятельства, при которых в соответствии с конституционно-правовыми нормами она наступает.
Анализ конституционного законодательства с очевидностью выявляет существование санкций, которые не могут быть отнесены к таким традиционным видам юридической ответственности, как административная, гражданско-правовая, уголовная и дисциплинарная.
Таким образом, в России осознание проблем конституционно-правовой ответственности и необходимости их решения должно привести к дальнейшему развитию институтов, способствующих реализации Конституции Российской Федерации.
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации «Гарант» М., 2019.
2. Федеральный Конституционный закон от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 05.02.2011) «О Конституционном суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля 2001 г., 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября 2016 г., 28 декабря 2016 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 4 июня 2014 г.) «Гарант» М., 2019.
3. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 02.12.2013) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" «Гарант» М., 2019.
Литература:
1. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2012. С. 230.
2. Авакьян С. А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 2016. №10. С.54.
3. Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2011. №10. С. 46.
4. Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции //Законодательство. - 2012. №12. С.48.
5. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. - Саратов, 2011.- С.452.
6. Зражевская Т.Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол журнала «Государство и право») // Государство и право. 2011. №3. С.32.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.,2012. - С.342.
8. Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 2011. №2. С 110.
9. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации, - М., 2011. - С. 216.
10. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 2012. - С. 315.
11. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 2012. С.264.
12. Лучин В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. - М.,2012. - С.168.
13. Несмеянова С.Е. К вопросу о конституционной ответственности // Конституционное и муниципальное право. - 2008. С.354.
14. Проблемы теории государства и права. / Под редакцией М.Н. Марченко. – М.: ПРОСПЕКТ, 2016. С. 469.
15. Скифский Ф.С. Ответственность за конституционные нарушения. Тюмень, 2011. С.312.
[1] Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. - Саратов, 2011. С.68.
[2] Проблемы теории государства и права. Под редакцией М.Н. Марченко. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2016. С. 124.
[3] Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2012. С. 14.
[4] Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 2011. N 2. С 24..
[5] Несмеянова С.Е. К вопросу о конституционной ответственности // Конституционное и муниципальное право. - 2008. C.121.
[6] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.,2012. С.112.
[7] Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации, - М., 2011. - С. 8.
[8] Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 2012. - С. 27.
[9] Зражевская Т.Д. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол журнала "Государство и право") // Государство и право. 2011. №3. С.28.
[10] Конституция Российской Федерации «Гарант» М., 2014.
[11] Конституция Российской Федерации «Гарант» М., 2014.
[12] Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2011. №10. С. 40.
[13] Авакьян С. А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 2016. №10. С.22.
[14] Скифский Ф.С. Ответственность за конституционные нарушения. Тюмень, 2011. С.12.
[15] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 2012. С.64.
[16] Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции //Законодательство. - 2012. №12. С.46.
[17] Лучин В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. - М.,2012. - С.68.
[18] Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ. - М., 2011. - С.110.
[19] Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности. - М., 2011. - С.98.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.