Проблемы и некоторые решения в управлении муниципальной собственностью Октябрьского муниципального района
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сумма неналоговых поступлений от арендной платы на земельные участки, и действия Управления имущественных отношений строительства и ЖКХ администрации Октябрьского муниципального района по устранению задолженности по арендным платежам, свидетельствует о не эффективности использования земельных участков.

Для частичного решения данной проблемы можно предложить следующее:

провести полную инвентаризацию договоров аренды муниципального имущества, для выявления недобросовестных арендаторов, с последующим расторжением договоров аренды;

создание районной комиссии для проведения работы по взысканию задолженности арендной платы за землю и составлению исков в суд.

Другая проблема, которая существует в Октябрьском муниципальном районе - это низкий уровень доходов от использования объектов недвижимости нежилого фонда, это связано с тем что, его количество не велико, и те объекты, которые можно предложить в аренду требуют капитального ремонта. Для использования этих объектов с целью увеличения неналоговых поступлений в местный бюджет, можно привлечь арендаторов, предложив им следующую систему стимулов:

освобождение от арендной платы в объеме 10 - 30% от сметной стоимости произведенных работ;

увеличение срока действия договора аренды в зависимости от объема произведенных работ;

возможность возмещения произведенных затрат при расторжении договора аренды.

Освобождение от арендной платы на весь период ремонта (или весь объем сметной стоимости капитальных затрат) нецелесообразно: существенны потери бюджета, арендатор теряет стимул к сокращению затрат и сроков ремонта, сметная стоимость ремонта чаще всего не соответствует его рыночной стоимости.

Теперь несколько слов в пользу применения механизма аренды и в отношении движимого имущества. Большую часть своего движимого имущества передают в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям. Последние за его использование уплачивают налог на имущество, который распределяется поровну между местным бюджетом и бюджетом субъекта федерации. Если то же имущество, тем же предприятиям, по цене, равной налогу на имущество, передать в аренду, вся арендная плата станет достоянием местного бюджета.

Наряду с увеличением доходов, такой способ отношений с муниципальными предприятиями отводит от муниципального имущества угрозу ареста и распродажи за долги.

Кроме аренды, Гражданский Кодекс Российской Федерации предоставляет собственникам (в том числе и муниципалитетам) еще немало способов управления имуществом без его отчуждения. Очень интересные результаты дает передача имущества в доверительное управление коммерческим организациям.

Серьезные перспективы может открыть совсем не освоенный механизм коммерческой концессии. Но в связи с тем, что в Октябрьском районе отсутствует такой вид имущественного комплекса, который можно было бы предать в доверительное управление или по договору концессии, данные способы управления пока не применяются.

Конечно, кроме проблемы поступления арендной платы, есть еще немало проблем в сфере управления муниципальной собственностью, которые стоят перед органами местного самоуправления в Октябрьском районе.

И одна из них, это отсутствие в Октябрьском районе в данный момент унифицированной системы учета муниципального имущества, а вследствие этого нет точного представления объектов муниципальной собственности, а потому и недостаточная финансовая самостоятельность, так как невозможно точно оценить весь налоговый потенциал муниципального района.

Поскольку в данный момент в реестр муниципальной собственности в Октябрьском районе данные вносятся не с электронных носителей, а вручную, и этот процесс занимает большое количество времени и приводит к наличию ошибок, то можно сказать, что реестр муниципальной собственности не эффективен.

Такой реестр будет эффективен, только если будет создана специальная компьютерная база, которая будет унифицирована с программой учета основных фондов в муниципальных учреждениях и предприятиях с тем, чтобы данные учета могли заноситься в базу данных муниципалитета непосредственно с электронных носителей (что упрощает процедуру и уменьшает число ошибок). Желательно подключение систем учета всех муниципальных учреждений и предприятий к единой муниципальной информационной сети.

С помощью такой системы учета легко просчитываются объемы имущества (в стоимостном выражении) закрепленного в оперативное управление за учреждениями культуры или образования, доля муниципального имущественного комплекса, закрепленного в хозяйственном ведении, доля муниципального имущества, переданного юридическим и физическим лицам на условиях договоров аренды и т.д.

Все перечисленные возможности могут стать действительностью, после приобретения данного программного продукта, по предварительным расчетам она будет стоить не менее 400 000 рублей, конечно после приобретения проблема с электронным учетом не решится в один момент, но постепенное освоение новых технологий, приведет к положительным результатам.

Следующая проблема в Октябрьском районе - это наличие бесхозяйных объектов, которая возникла следующим образом:

При составлении перечня объектов подлежащих разграничению и передаче в муниципальную собственность не были учтены некоторые объекты, в результате эти объекты не вошли в состав имущества поселений и муниципального района, и как следствие этого не были прописаны в Законе Пермского края №3388-790 от 18.12.2006г. "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района", в результате появились бесхозяйные объекты недвижимости в Октябрьском районе.

В 2007г. были сформированы дополнительные списки объектов и были внесены изменения в Закон Пермского края, но и в настоящий момент проблема бесхозяйных объектов существует.

В Октябрьском районе бесхозяйные объекты недвижимости формируются по трем причинам:

1. Собственник объекта недвижимости неизвестен.

2. Собственник известен, но не имеет правоустанавливающих документов.

3. Ранее существовавшие колхозы на территории Октябрьского района передавали в собственность граждан паи земельных участков, но в настоящий момент бремя уплаты налога на имущество этим собственникам непосильно и они отказываются от права собственности на указанные паи.

Проблему бесхозяйных объектов недвижимости могла бы решить полная инвентаризация объектов Октябрьского района, которая подразумевает следующие действия:

1. установление собственника объекта недвижимости;

2. определение функционального разрешение использования объекта недвижимости;

3. независимая оценка объекта недвижимости;

4. установление технического состояния и его статуса, если это объект недвижимости жилого или нежилого фонда;

Но решение этой проблемы накладывается на следующую не решенную проблему, это отсутствие правоустанавливающих документов, как на бесхозяйные объекты, так и на объекты муниципальной собственности,

Из этой проблемы вытекает следующая задача - это проведение технической инвентаризация объектов недвижимости.

Суть этой проблемы в том, что на территории Октябрьского района действуют органы исполнительной власти федерального уровня и уровня субъекта РФ Пермский край - Управление Федеральной регистрационной службы, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому Краю и ОГУП "Центр технической инвентаризации".

Выполняя государственные функции эти организации, фактически монополизировали процесс оформления сделок с землей и недвижимостью.

Кроме этого, осуществляя взимание значительных финансовых средств с населения, данные структуры не заинтересованы в решении задач, стоящих перед органами местного самоуправления, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, они не несут ответственности за решение вопросов местного значения.

Результатом этого является ситуация, когда по своей сути рыночные процессы полностью монополизированы государственными структурами, что не позволяет органам местного самоуправления развивать муниципальные геоинформационные системы, а, следовательно, эффективно управлять муниципальной собственностью.

Вследствие отсутствия нормативной базы, определяющей механизм взаимодействия, государственных и муниципальных органов управления из местного бюджета тратятся немалые денежные средства, "уводимые" с территории государственными структурами.

Таким образом, у населения и органов местного самоуправления возникают проблемы с оформлением сделок с недвижимость, а иные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в монополизированный государственными структурами сектор экономики.

Так, на сегодняшний день в Октябрьском районе процессы технической инвентаризации объектов недвижимости монополизированы ОГУП "ЦТИ", результатом чего является неконтролируемый рост цен, снижение качества подготовки технической документации и низкая производительность.

Отсутствие конкурента в этой сфере услуг, не способствует повышению объемов производства технической инвентаризации, вследствие чего сроки выполнения заявок муниципального образования значительно увеличиваются, что, в конечном счете, затягивает процесс государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.

Для решения данной проблемы можно предложить создать муниципальное унитарное предприятие для проведения технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Октябрьского района - это позволит регулировать рост цен на услуги и контролировать их качество.

Наряду с этим важно внести изменения в налоговое законодательство в части освобождения от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов, при передаче имущества предприятий, учреждений и организаций в муниципальную или государственную собственность в связи с разграничением полномочий между публичными образованиями.

В 2008г. в Октябрьском районе было потрачено денежных средств:

на составление технической документации 160439,92 рублей;

на оценку объектов 50000 рублей;

на государственную регистрацию права собственности 3805, 98 рублей;

на составления межевых дел 34477, 00 рублей

Итого: 248 722, 9 рублей.

По смете Управления имущественных отношений, строительства и ЖКХ администрации Октябрьского муниципального района на 2008г. было запланировано 273 595 рублей, эта сумма оказалась на 10% меньше потраченной на мероприятия связанные с технической инвентаризацией и регистрацией права собственности на имущество.

Но в настоящий момент в муниципальной собственности находится более 1900 объектов недвижимости, на техническую инвентаризацию и государственную регистрацию права, которых требуется более 6 000 000 рублей, а так, же более 2000 земельных участков собственность на которые не разграничена для оформления правоустанавливающих документов на которые необходимо более 4 000 000 рублей.

Таким образом, можно предположить, что при формировании сметы на расходы Управления имущественных отношений, строительства и ЖКХ администрации Октябрьского муниципального района, необходимо увеличить расходы на мероприятия связанные с регистрацией права собственности на объекты, до 1 000 000 рублей в год, это будет частичным решением данной проблемы.

Для полного решения этой проблемы необходим нормативно - правовой акт, разработанный местными органами власти, прописывающий действия необходимые для выявления бесхозяйных объектов, и проведения мероприятий связанных с регистрацией права собственности. Но кроме этого в данном документе должны быть указанны сроки выполнения задач и имена и фамилии должностных лиц, которые будут нести ответственность за выполнение поставленных задач.

При таком подходе к решению данной проблемы и при достаточном финансировании можно будет создать полноценный рынок недвижимости, который позволит улучшить инвестиционную привлекательность района для создания новых производств, а также улучшить общий предпринимательский климат, что улучшит структуру бюджета за счет налоговых поступлений, и повысить процент неналоговых поступлений.

Следующей немаловажной проблемой, препятствующей на современном этапе результативному использованию муниципальной собственности, является также ветхость жилищного фонда и водопроводно - канализационной сети, которые "отвлекают" на ремонт значительные денежные средства.

Что же касается ветхого и аварийного жилищного фонда и водопроводно-канализационной сети, то здесь возможно только два пути:

повышение расходов на капитальный ремонт, что требует резкого

увеличения доходной части районного бюджета;

активизация работы с органами государственной власти с целью привлечения государственных инвестиций на капитальный ремонт.

Октябрьский район участвует в региональном проекте "Достойное жилье", принято решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 27.03.2008г. №237 "Об утверждении приоритетных муниципальных проектов "Капитальный ремонт многоквартирных домов" и "Ликвидация ветхих домов" в рамках приоритетного регионального проекта "Достойное жилье"

В рамках реализации приоритетного регионального проекта "Ликвидация ветхих домов" в 2008году решением Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 27.03.2008г. № 239 утверждена муниципальная адресная Программа по переселению граждан и сносу ветхих домов в Октябрьском районе на 2008год.

Постановлением Правительства Пермского края от 04.07.2008г. №224-п "Об утверждении общего объема расходов по подпроектам "Капитальный ремонт многоквартирных домов", "Ликвидация ветхих домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2008году в отдельных муниципальных образованиях Пермского края" утвержден общий объем расходов краевого бюджета по подпроекту "Ликвидация ветхих домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2008год, в том числе в Октябрьском муниципальном районе.

Это означает, что Октябрьский район активно применяет второй вариант решения проблемы, участвуя в региональных программах, на условиях софинансирования (часть денежных средств из краевого бюджета, часть из местного) и успешно осваивает выделенные денежные средства. В 2008 г в рамках этого проекта было выделено 135 000 000 рублей.

С одной стороны, второй вариант оправдан, так как в результате разграничения вопросов ведения муниципальные образования оказались заложниками своего положения. Во многом это связано с тем, что процесс шёл "сверху". С другой стороны, капитальный ремонт - это обслуживание объектов собственности, а это прямая обязанность собственника. Поэтому "выбивание" средств из федерального или краевого бюджета представляется довольно сложным. Следовательно, остаётся перераспределение средств расходной части районного бюджета либо общее увеличение доходной части бюджета, в том числе за счёт повышения эффективности управления муниципальной собственностью.

В качестве совершенствования управления муниципальной собственностью можно предложить создания межмуниципальных хозяйственных обществ.

Однако в настоящее время существует проблема правового регулирования создания межмуниципальных хозяйственных обществ. В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона № 131-ФЗ представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Концепция Федерального закона №131-ФЗ предполагает, что создание межмуниципальных хозяйственных обществ является одной из форм межмуниципального сотрудничества, поэтому оно не основано на применении процедур приватизации муниципального имущества, так как не предполагает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц (статья 1 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества" - далее Федеральный закон №178-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона №178-ФЗ все способы приватизации касаются открытых акционерных обществ, в том числе одним из способов приватизации является внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Следовательно, требуется изменение правового статуса межмуниципальных хозяйственных обществ и учреждение их в форме открытых акционерных обществ. Кроме того, в соответствии с концепцией Федерального закона №131-ФЗ учредителями межмуниципальных хозяйственных обществ не могут выступать, кроме представительных органов местного самоуправления, иные лица, но это не соответствует Федеральному закону от 26.12.1995г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в случае создания межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ), а Федеральному закону от 08.02.1998г. № 14-ФЗ " Об обществах с ограниченной ответственностью" (в случае создания межмуниципальных хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью).

Следовательно, в целях учреждения межмуниципальных хозяйственных обществ, требуется внесение соответствующих изменений в гражданское законодательство и законодательство о местном самоуправлении.

В целом для повышения эффективности использования муниципального имущества важна разработка программ социально-экономического развития муниципальных образований, оптимизация их территориальной организации, подготовка кадров, реклама наиболее привлекательных для инвестиций сфер деятельности.

Таким образом, существующие сегодня основные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления и муниципального управления, могли бы быть частично решены: ликвидировать все существующие сегодня трудности в управлении муниципальной собственности полностью не представляется возможным, поскольку это требует слишком кардинальных действий.



Заключение

 

Итак, мы рассмотрели понятие муниципальной собственности и способы ее формирования, а также отдельные направления управления собственностью муниципальных образований. Кроме того, была изучена практика управления собственностью на примере Октябрьского муниципального района.

На основании изложенного материала можно сделать вывод об имеющихся проблемах в управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности.

Для эффективного управления имуществом должны быть созданы необходимые и достаточные базы управления (организационная, юридическая и экономическая). Эти базы управления подразумевают наличие ряда отношений:

отношения между собственниками недвижимости (федерация, субъекты федерации, муниципалитеты, частный сектор);

отношения относительно видов имущества (движимое, недвижимое, в т. ч. земельные отношения).

При этом земельные отношения являются основополагающими в имущественных отношениях и наиболее сложными в правоприменительной практике органов местного самоуправления.

Развитие муниципальной собственности, расширение объектной базы обусловлено необходимостью развития муниципального хозяйства. Оно неизбежно следует за экономическим ростом муниципального образования и спросом населения.

Поэтому структура объектов муниципальной собственности должна быть достаточной для удовлетворения потребностей жителей территории, а также должна учитывать изменения, происходящие на макро - и местном уровнях.

Вопросы структуры и масштаба собственности, видов и форм, сколько и какого имущества, ресурсов необходимо для обеспечения полномочий местного самоуправления, каких и сколько муниципальных предприятий и организаций должно быть в муниципальном образовании, как и каким образом, распределить полномочия между органами местного самоуправления по управлению этими ресурсами и как их использовать, чтобы они приносили доход, становятся ныне первоочередными в деятельности органов местного самоуправления.

Таким образом, завершая исследование, отметим:

Конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своей собственностью для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципальной собственности через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества вследствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этой собственностью.

Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами. Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальной собственностью, а также принципы и способы использования муниципальной собственности.

Анализ муниципальных нормативных правовых актов позволил раскрыть компетенцию органов местного самоуправления Октябрьского муниципального района по участию в управлении муниципальной собственностью, и выявить, что способ формирования муниципальной собственности соответствует федеральному законодательству, а также выявлены основные подходы к определению целей и способов использования муниципальной собственности (например, для обеспечения доходной части местного бюджета).

Рассмотрение муниципальной собственности Октябрьского муниципального района показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным, но при этом в настоящее время еще не завершен процесс формирования муниципальной собственности, а процесс технической инвентаризации объектов в настоящее время только начинается, также постепенно решается проблема бесхозяйных объектов, но все эти задачи усложняются тем, что нет качественной системы учета муниципальной собственности. Следовательно, неэффективное управление муниципальной собственность не соответствует основной цели муниципального имущества: извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета. А доходная часть бюджета, в свою очередь, должна перераспределяется по расходным статьям местного бюджета. При этом акцент должен быть сделан на обеспечении социально - экономических интересов населения.

Также была рассмотрена система управления муниципальной собственностью, состоящая из органа определяющего порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и органов которые принимают решения по вопросам управления и распоряжения имуществом, следует отметить что создано специальное структурное подразделение администрации Октябрьского района - это Управление имущественных отношений строительства и ЖКХ, деятельность которого напрямую завязана на осуществлении местной политики в данной сфере. Работа этого органа связана с реализацией действий предписанных решениями Земского Собрания Октябрьского района и соответствующих постановлений главы Октябрьского муниципального района.

Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальной собственностью, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда земельных участков). Была выявлена положительная тенденция в направлении использования аренды земельных участков взамен продажи земельных участков, но при этом рост показателей поступлений от аренды муниципальной собственности в районный бюджет мог быть и большим.

В ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию муниципальной собственности. А это - в свою очередь - "отвлекает" стратегические ресурсы, которые могли быть направлены, к примеру, на инфраструктуру района.

Соответственно выявленным проблемам в дипломном проекте были предложены следующие пути решения:

увеличения финансирования мероприятий связанных с государственной регистрацией права собственности;

использование новых методов в сфере управления муниципальной собственностью в частности межмуниципальное хозяйственное общество;

установление более тщательного учета и контроля над использованием муниципального имущества находящегося в обороте;

выявления бесхозяйных объектов земельных участков, и государственной регистрации права муниципальной собственности Октябрьского района, для дальнейшего использования этого ресурса, например в сельскохозяйственных целях.

Таким образом, задачи, стоящие перед автором работы, выполнены, что позволяет нам говорить о достижении цели дипломного проекта. В заключение, стоит отметить, что тема дипломного проекта является довольно широкой: в рамках данной работы не охватить все аспекты. Следовательно, остаётся большое поле для исследования проблем управления муниципальной собственностью.



Дата: 2019-04-22, просмотров: 241.