Тема дипломной работы предполагает изучение деятельности органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью Октябрьского муниципального района, в связи с этим необходимо проанализировать муниципальную имущественную политику Октябрьского района.
Собственником муниципального имущества в анализируемом муниципальном образовании является Октябрьский муниципальный район как юридическое лицо и субъект гражданского права. От его имени функции собственника исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления, вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки.
Как всякий ответственный собственник муниципалитет обязан формировать свою имущественную политику, чтобы обеспечить:
использование муниципального имущества как инструмента экономического развития территории;
использование имущества по целевому назначению с извлечением
максимального социального и /или коммерческого эффекта;
поддержание имущественного комплекса в работоспособном состоянии;
эффективную реализацию муниципального имущества, по тем или иным причинам не приносящего социального и/или коммерческого эффекта;
приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для решения социальных задач с учетом принципа разумной достаточности.
Имущественная политика реализуется через местные нормативно-правовые акты.
Основу правового регулирования отношений муниципальной собственности в Октябрьском муниципальном районе составляет Устав Октябрьского муниципального района Пермской области [37].
Также в Октябрьском районе разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты, касающиеся управления муниципальной собственностью:
О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Октябрьского муниципального района Пермского края: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 25.09.2008г. №341[38].
О порядке возмездного приобретения в муниципальную собственность Октябрьского муниципального района Пермского края объектов недвижимости из других форм собственности: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 25.12.2008г. №357.
Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Октябрьский муниципальный район: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 27.09.2008г. №343.
Положение о формировании и ведении единого реестра муниципальной собственности Октябрьского района: Постановление главы администрации Октябрьского района Пермского края от 19.09.2005г №68.
О порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений в Октябрьском муниципальном районе: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от31.05.2007г. №99.
О порядке реализации и списания муниципального имущества Октябрьского муниципального района Пермского края: Решение Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 25.09.2008г. №342.
О порядке предоставления имущества в аренду: Решение Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 26.03.2009г. №465.
Об управлении имуществом муниципальной казны Октябрьского муниципального района Пермского края: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 17.07.2008г. №256, и другие нормативные акты.
Как уже было сказано выше, Устав Октябрьского муниципального района имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов местного самоуправления и по вопросам регулирования муниципальной собственности базируется на положениях Федерального закона от 6 октября 2003г №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это свидетельствует о том, что общие принципы регулирования отношений муниципальной собственности на территории Октябрьского муниципального района соответствуют нормам, прописанным в федеральном законодательстве.
Следовательно, особенности управления муниципальной собственностью, присущие данному муниципальному образованию, раскрыть через анализ Устава муниципального образования не представляется возможным. Это возможно при изучении, Решения Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края № 341от 25.09.08г. "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Октябрьского муниципального района Пермского края". Решение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 13.05.2008)"О приватизации государственного и муниципального имущества", статьями 32,60,61,62,67 Устава Октябрьского муниципального района.
В данном решении определено имущество, находящееся в собственности района, к нему относятся:
муниципальные бюджетные и внебюджетные и валютные фонды;
имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения;
имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих;
земли и другие природные ресурсы и объекты;
имущество, переданное унитарным предприятиям района;
имущество, переданное учреждениям района;
муниципальный жилищный и нежилой фонд;
объекты инженерной инфраструктуры, включая дороги местного значения вне черты населенных пунктов района;
здания, сооружения и предметы, являющиеся памятниками истории и культуры местного значения;
ценные бумаги;
виды имущества района, закрепленные статьей 60 Устава района;
иное движимое и недвижимое имущество, признаваемое или признанное в установленном законодательством порядке муниципальной собственностью.
Так же в положении сказано, что:
имущество района может находиться как на территории района, так и за его пределами;
имущество района предназначено для решения вопросов местного значения и может быть использовано для осуществления любых не запрещенных действующим законодательством видов деятельности[39].
Собственником имущества района является муниципальное образование "Октябрьский муниципальный район Пермского края". Права собственника в отношении имущества района осуществляют:
Земское Собрание Октябрьского муниципального района (далее - Земское Собрание района);
глава Октябрьского муниципального района (далее - глава района);
уполномоченный орган.
Земское Собрание района:
определяет порядок управления и распоряжения имуществом района;
определяет порядок приватизации имущества в соответствии с федеральным законодательством;
определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также устанавливает тарифы на услуги муниципальных предприятий и учреждений, создает орган по регулированию тарифов;
рассматривает, утверждает генеральные планы, правила застройки, использования земель в районе;
определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков;
осуществляет иные полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом района в пределах своей компетенции.
Глава района:
осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью;
представляет на рассмотрение Земским Собранием программу (план) приватизации имущества района;
представляет на утверждение Земским Собранием отчет о выполнении программы (плана) приватизации;
представляет на рассмотрение Земским Собранием решения о порядках управления и распоряжения имуществом района;
представляет на рассмотрение Земским Собранием решение о создании, преобразовании и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
определяет порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений;
инициирует рассмотрение вопроса Земским Собранием об участии района в хозяйственных обществах, некоммерческих организациях, в том числе межмуниципальных;
осуществляет иные полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом района в пределах своей компетенции.
Таким образом, можно сделать вывод что, компетенции Земского Собрания находится в определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, то есть Земское Собрание принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
При этом следует иметь в виду, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, должно быть, установлено в соответствии с федеральными законами и законами Пермского края.
К компетенции главы района относится принятие конкретных решений, в частности, по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, свои решения глава района воплощает в действие через уполномоченный орган, в Октябрьском районе - это "Управление имущественных отношений, строительства и жилищно - коммунального хозяйства администрации Октябрьского муниципального района Пермского края"
Уполномоченный орган.
Задачи и функции Уполномоченного органа управления муниципальной собственность Октябрьского района, утверждены постановлением главы администрации района от 26.12.2005 №611 "Положение об управлении имущественных отношений строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Октябрьского муниципального района Пермского края".
Управление имущественных отношений, строительства и ЖКХ администрации Октябрьского муниципального района вступает в договорные отношения с другими субъектами гражданского права, осуществляют имущественные сделки, а так же осуществляет функции по управлению и распоряжению имуществом района в пределах, установленных Уставом Октябрьского муниципального района и указанным выше положением.
По состоянию на 15.12.2008г. Управлением имущественных отношений, строительства и ЖКХ администрации Октябрьского муниципального района проделана следующая работа:
в прошедшем году заключено 5 договоров оперативного управления муниципальным имуществом, (всего заключено договоров 54), но требуется договоров оперативного управления муниципальным имуществом 70;
заключен 121 договор аренды муниципального имущества, (продлено 22);
в прошедшем году заключено 11 договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, (всего заключено16);
заключено 2 договора хозяйственного ведения;
заключено 27 краткосрочных и 94 долгосрочных договоров аренды земельных участков под строениями, предоставленными в аренду.
Подготовлены и утверждены 3 проекта Решения Земского Собрания, 24 проекта распоряжений и 419 постановлений главы Октябрьского муниципального района в части распоряжения муниципальным имуществом[40].
Подводя итог второй главы необходимо сделать следующий вывод, о том, что необходимая нормативно-правовая база в Октябрьском существует, ведется работа по формированию муниципальной собственности, применяются методы управления муниципальным имуществом, которые были рассмотрены выше. Но к тем нормативно-правовым актам, которые действуют в данный момент на территории муниципального образования, необходимо следующее дополнение - это нормативно - правовой акт "Об эффективности использования муниципальных объектов недвижимости и земельных участков на территории муниципального района".
Этот нормативно - правовой акт должен содержать перечень необходимых действий должностных лиц, касающихся вопросов управления объектами недвижимости и земельными участками, кроме этого должны быть указаны конкретные имена и фамилии должностных лиц, которые будут нести личную ответственность за выполнение поставленных задач.
Задачи должны быть следующими:
составление и утверждение представительным органом власти перечня объектов подлежащих передаче в муниципальную собственность района или сельского поселения;
выявление бесхозяйных объектов муниципальной собственности;
ведение реестра муниципальной собственности;
проведение инвентаризации земель и создания электронной карты земель;
проведение технической инвентаризации имущества;
проведение работы с арендаторами объектов муниципальной собственности;
На выполнение этих задач, конечно нужны денежные средства, но если сейчас не изыскивать способы эффективного управления, то в дальнейшем может сложиться такая ситуация, что управлять будет нечем. Подробно, о том, какие проблемы препятствуют эффективному управлению в Октябрьском муниципальном районе в следующей главе.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 321.