Тестовые задания
Хронологические рамки Нового времени: 1)476-1640гг; 2)640-1918гг.; 3)1838-1918гг; 4)1918 – начало 21в.
Автор целлюлярной теории: 1)Р.Вирхов; 2)К. Рокитанский; 3)Т. Шванн; 4)Т.Шлейден.
Основоположник гистологии как науки: 1)Морганьи; 2)Биша; 3)Блюменбах; 4)Ксавье.
Метод перкуссии предложил: 1)Корвизар; 2)Лаеннек; 3)Ауэнбруггер; 4)Ламетри.
Сторонник клинического метода преподавания в медицине: 1)Симпсон; 2)Земмельвейс; 3)Бургаве; 4)Пинель.
Автор метода эфирного наркоза: 1)Уоррен; 2)Уэльс; 3)Мортон; 4)Монтано.
Наркоз с использованием хлороформа предложил: 1)Симпсон; 2)Фрейд; 3)Уэльс; 4)Дэвид.
Первая операция с применением метода эфирного наркоза состоялась в: 1)1788г.; 2)1846г.; 3)1896г.; 4)1905г.
Основоположник метода антисептики (обеззараживания): 1)Бильрот; 2)Листер; 3)Паре; 4)Кохер.
Резекцию желудка осуществил впервые: 1)Бильрот; 2)Кохер; 3)Шиммельбуш; 4)Склифосовский.
Первая в Западной Европе Хирургическая академия была открыта в 1731 году в: 1)Падуе; 2)Париже; 3)Лондоне; 4)Лейдене;
Открытие групп крови системы АВ0 принадлежит: 1)Янскому; 2)Ландштейнеру; 3)Вольфу; 4)Бландеру;
Основоположник военно-полевой хирургии во Франции, главный врач войск Наполеона: 1)Гунтер; 2)Ларей; 3)Листер; 4)Корвизар.
Первым начал применять термометр в клинической практике: 1)Фаренгейт; 2)Реомюр; 3)Цельсий; 4)Бургаве.
Открытие рентгеновского излучения: 1)1731г.; 2)1833г.; 3)1895г.; 4)1917г.
Лозунг Нового времени: 1)Знание – сила!; 2)Через тернии – к звёздам!; 3)Судьбы не изменишь!; 4)Красота спасет мир.
Основоположник патологической анатомии как самостоятельного направления в медицине: 1)Морганьи; 2)Шталь; 3)Блюменбах; 4)Ламетри.
Метод посредственной аускультации предложил: 1)Ауэнбруггер; 2)Ленек; 3)Корвизар; 4)Земмельвейс.
Метод общего обезболивания впервые применил: 1)Ламетри; 2)Мортон; 3)Уоррен; 4)Девис.
Закись азота для обезболивания впервые предложил использовать для общего обезболивания: 1)Джексон; 2)Симпсон; 3)Мортон; 4)Уэльс.
Горячий поборник мытья рук раствором хлорной извести с целью предупреждения родильной горячки: 1)Пастер; 2)Листер; 3)Земмельвейс; 4)Фракасторо.
В борьбе с инфекцией Листер широко использовал: 1)сухую хлорную известь; 2)раствор сулемы; 3)раствор карболовой кислоты; 4)кипячение.
Полостная хирургия станет доступной в: 1)середине 18 в.; 2)в начале 19в.; 3)во второй половине 19в.; 4)в начале 20в.
Впервые применил перевязку сосудов в операционной ране: 1)де Виго; 2)Паре; 3)Парацельс; 4)Бильрот.
Четвёртая группа крови была открыта: 1)Янским; 2)Морганьи; 3)Монтана; 4)Вольфом.
Письменные вопросы и задания
Изобразите схематически «лестницу» становления хирургии как самостоятельного раздела медицины, указав основные события, имена и даты.
Например:
??? | ||||||
??? | ||||||
1900г.-открытие групп крови АВ0 Ландерштейнером. | ||||||
1881г.–проведена резекция желудка. 1892г.-резекция пищевода. 1893г.-резекция гортани. | ||||||
16 октября 1846г. – проведена операция под эфирным наркозом | ||||||
В Париже открыта хирургическая академия | ||||||
1635г. – открыто переливание крови | ||||||
2. Заполните таблицу.
Основные характеристики
| Метод преподавания | |
схоластический | клинический | |
Ведущая форма обучения | Всё давно изложено в Библии, ничего нового не открыто | Отказ от религии, антропоцентрическая модель |
Ведущий метод научного познания | Нет опытов и экспериментов | Опыты, исследования |
Место проведения занятий | Монастыри, школы | Школы, университеты |
Формы проявления активности студентов (участие в диспутах, курация больных, проведение аутопсий, приготовление лекарств и др.) | Приготовление лекарств | Всё перечисленное |
Соотношение теории и практики в обучении | Теория и практика несовершенны | 5 лет обучения, 1 год практики |
3. Заполните таблицу.
Основные черты Нового времени и западноевропейской культуры этого периода | Влияние на развитие медицины |
Утверждение капиталистических отношений | |
Разочарование в религиозном восприятии мира | |
Антропоцентризм |
4. Впишите имя.
Первым предложил метод перкуссии Л. Ауэбургер _________
Первым научно обосновал методику противооспенной вакцинации Дженнер____________
Первым изобрёл ртутный термометр и использовал его в медицинской практике__ О.Г. Фаренгейт
Первым использовал метод посредственной аускультации Ж.Н. Корвизазарденоре_________
Первым обнаружил более 200 ошибок в трудах Галена__Везалий ______________________
Первым высказал предположение о существовании капилляров Гарвей_______________
Первым сформулировал законы наследственности ___Мендель_________________________
Первым предложил и научно обосновал концепцию распространения инфекционных заболеваний______Фракастора_____________________________________________________
Первым предложил использование ваты в медицинских целях_Фракастора_______________
Первым предложил метод перевязки сосудов в ране, использование мазевой повязки при лечении ран__Паре_______________________________________________________________
Тема 9. Медицина в Древнерусском и Московском государствах. Становление научной медицины и медицинского образования в России в XVIII веке. Медицина России XIX века. Ведущие анатомо-хирургические школы.
Тестовые задания
В Киевской Руси превалировала медицина: 1)монастырская; 2)государственная; 3)научная; 4)традиционная.
Автор первого русскоязычного учебника хирургии: 1)Буяльский; 2)Мухин; 3)Пирогов; 4)Буш.
Первая российская кафедра госпитальной хирургии была создана по инициативе: 1)Иноземцева; 2)Пирогова; 3)Бидлоо; 4)Ломоносова.
Община сестёр милосердия, одним из инициаторов создания которой являлся Н. И. Пирогов: 1)Свято-Троицкая; 2)Никольская; 4)Крестовоздвиженская; 5)Петровская.
Первая гражданская российская больница была основана: 1)Петром I; 1)графом Шуваловым; 3)боярином Ртищевым; 4)профессором Зыбелиным.
Государственная повинность, необходимая для пополнения запасов лекарственного сырья в аптеках: 1)огородная; 2)фруктовая; 3)овощная; 4)ягодная.
Первая в России госпитальная школа была открыта в: 1)1654 г.; 2)1707г.; 3)1792г.; 4)1805г.
М.В. Ломоносов является автором сочинения: 1)“Слово о нравственных качествах; 2)Гиппократова врача”; 3)“Искусство повивания, или наука о бабичьем деле”; 4)“О сохранении и размножение российского народа”; 5)“К слушателям госпитальных школ Российской империи”; 6)“Врачебное веществословие”.
Год открытия Московского университета: 1)1640г.; 2)1700г; 3)1755г; 4)1800г.
Первую докторскую диссертацию в стенах Московского университета защитил: 1)Максимович-Амбодик; 2)Барсук-Моисеев; 3)Самойлович; 4)Бобров.
Основоположник российской анатомической школы: 1)Соломон; 2)Дьяконов; 3)Загорский; 4)Бобров.
Впервые в мире эфирный наркоз на театре военных действий применил: 1)А.Филомафитский; 2)Иноземцев; 3)Пирогов; 4)Беренс.
Автор труда «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле»: 1)Хотовицкий; 2)Фрезе; 3)Кондоиди; 4)Максимович-Амбодик.
Один из основоположников отечественной полостной хирургии: 1)Склифосовский; 2)Субботин; 3)Пелехин; 4)Вельяминов.
Годы жизни Н.И.Пирогова: 1)1764-1846; 2)1810-1881; 3)1790-1837; 4)1654-1720.
Первый Анатомический институт в России был основан по инициативе: 1)Иноземцева; 2)Загорского; 3)Буша; 4)Пирогова.
Впервые в России эфирный наркоз применил: 1)Пирогов; 2)Иноземцев; 3)Филомафитский; 4)Буяльский.
Первая на Руси лекарская школа при Аптекарском приказе была открыта в: 1)1554г. 2)1654г; 3)1754г; 4)1854г.
Первую в России госпитальную школу возглавил: 1)Кондоиди; 2)Бидлоо; 3)Блюментрост; 4)Бурхааве.
Академия наук в Петербурге была открыта в: 1)1700г; 2)1725г; 3)1755; 4)1800.
Первый русский профессор медицинского факультета Московского университета: 1)Пелехин; 2)Максимович-Амбодик; 3)Самойлович; 4)Зыбелин.
Российские ученые-медики ХVIII в. - верно всё, кроме одного: 1)С.Г. Зыбелин; 2)Д.С. Самойлович; 3)П.З. Кондоиди; 4)К.И. Щепин; 5)М.Я. Мудров.
Впервые предохранительную прививку против чумы предложил: 1)Шафонский; 2)Самойлович; 3)Орлов; 4)Орреус; 5)Пирогов.
Название труда Н.И. Пирогова: 1)“Дневник старого врача”; 2)“Слово о пользе и предметах военной гигиены или науке, как сохранять здоровье военнослужащих”; 3)“Слово о благочестии и моральных качествах Гиппократова врача”; 4)“Краткие наставления, как уберечь себя от холеры…”; 5)«Признаки, указывающие на возникновение гнилостных лихорадок».
Основоположник топографической и оперативной анатомии: 1)Пелехин; 2)Пирогов; 3)Загорский; 4)Буш.
Письменные вопросы и задания
1. На рисунке схематически изображена «лестница» исторических дат и событий в российской медицине «периода дворянской империи». Дайте пояснения.
1798-99Академ. хирургия
1794_1-ая доктор. диссертация__
1786_школа самостоят. заведение____
1770-1772____эпидемия язв в Москве___________
1764_____С.Г. Зыбелин ___________________
1761___труд Ломоносова о размножении___________
1755__открытие ИМУ______________________________
1735___Ломоносов отправился в Петербужскую академию__
1725__открыта Академия наук в С.-Петербурге_____________
1707__1-ая госпитал. Школа в России______________________
Ниже приведены годы жизни выдающихся российских учёных и деятелей медицины 18 века. Заполните таблицу.
Годы жизни | ФИО | Основные научные заслуги |
1711-1765 | М.В. Ломоносов | Основы физиологии, физики |
1735-1802 | С.Г. Зыбелин | Развитие гигиены и общественной медицины |
1744-1812 | Н.М. Максимович | 1-ый рос. профессор повивальщик |
1744-1805 | Д.С. Самойлович | Предложил впервые прививку от чумы |
3. Заполните таблицу.
Основные характеристики | Итоги XVII века | Итоги XVIII века |
Элементы государственной регламентации системы оказания медицинской помощи | Приказы | |
Состояние подготовки отечественных медицинских кадров | Школа при аптекарском приказе | Медицинские факультеты |
Развитие медицинской науки | Приём в школы, инозем. врачи | Подготовка своих врачей |
Больничное дело | Создание первой больницы в городе | Строительство больниц |
Аптечное дело | Становление аптек и аптечного дела | Аптеки |
Военная медицина | Военные врачи | Военные госпитали |
Охват широких слоёв населения медицинской помощью | Создание общественных аптек 1652г.- общедоступные больницы | Оказание медицинской помощи широким слоям населения |
4.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные даты и слова.
Заслуги Н. И. Пирогова
Великий русский хирург Николай Иванович Пирогов родился 13/25 ноября _1810_ г. в __Москве_, в семье военного чиновника. Поступил в Московский университет на медицинский факультет в возрасте _14 _ лет. Окончив в 1828 г. университет и получив звание лекаря, он был направлен заграницу в _Профессиональный институт__ для подготовки к профессорской деятельности. В возрасте 26 лет Пирогов получил звание профессора и возглавил хирургическую клинику в местном университете. Из ценнейших работ Николая Ивановича Пирогова, написанных им еще в период его пребывания в _Дорите__, имеющих мировое значение и открывших новую эру в развитии хирургии, следует отметить его труд «_Хирургическая анатомия арт. стволов и фасций» . Он был написан Пироговым в 1837 г. одновременно на двух языках (латинском и немецком_ ) и вскоре переведена на все европейские языки, в том числе и на русский. Через пять лет (в 1841 г.) Пирогов был приглашен профессором в _Санкт-Петербург__, где и пробыл почти 15 лет (1841-1856 гг.), до своей отставки. Здесь он создал первый в России _анатомический институт.
Велики заслуги Пирогова перед Родиной и, в первую очередь, перед русской армией. Пирогов являлся участником четырех войн. Николай Иванович Пирогов по справедливости считается основоположником русской военно-полевой хирургии. Пирогов первый в мире применил _эфирный____наркоз в условиях войны, впервые использовал _гипсовую___ повязку при переломах. Пирогов первый в мире организовал и применил женский уход за ранеными в районе боевых действий, курируя __Крестововоздвиженскую___ общину сестер попечения о раненых и больных". Пирогов также первый в мире предложил, организовал и применил свой знаменитый метод _сортировки__ раненых, из которого впоследствии выросло все лечебно-эвакуационное обеспечение раненых. "На войне главное - не медицина, а администрация", - заявляет Пирогов.
Система Пирогова состояла в том, что, прежде всего, раненые разделялись на категории: 1) _смертельные ранения_________; 2) _тяжелые ранения________; 3) _средней тяжести________; 4)__легко раненые __________; 5) __послеоперационные (чист. и гной.)__.
В 1854 г. Пирогов опубликовал свою знаменитую, поистине гениальную, костно-пластическую операцию __голени___. Операция вскоре получила всеобщее признание и право гражданства благодаря своему основному принципу - создания прочного "естественного" протеза, сохранив при этом длину конечности.
Замороженные распилы Пирогова, или метод так называемой _ледяной анатомии__, Академия наук отметила гениальный вклад в науку большой _________премией.
Пирогов умер 23 ноября _1881__ года, но его блестящие научные достижения живут и поныне.
Тема 10. Развитие физиологии, гигиены и микробиологии во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. в Западной Европе и России. Развитие общественной медицины во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. Земская медицина.
Тестовые задания
Основоположник учения о контагии: 1)Фракасторо; 2)Монтано; 3)Пастер; 4)Дженнер.
Научное обоснование вакцинации дал: 1)Дженнер; 2)Монтегю; 3)Пастер; 4)Кох.
Первая в мире антирабическая станция была открыта в: 1)Лондоне; 2)Париже; 3)Риме; 4)Одессе.
Нобелевская премия за разработку учения об иммунитете была вручена: 1)Л. Пастеру и Р.Коху; 2)И. Мечникову и Гамалея; 3)И. Мечникову и П. Эрлиху; 4)Вирхову и Р. Коху.
Создатель фагоцитарной теории иммунитета: 1)Эрлих; 2)Мечников; 3)Гамалея; 4)Пастер; 5)Кох.
Возбудителя туберкулёза открыл: 1)Пастер; 2)Кох; 3)Вирхов; 4)Манту.
Создатель учения о высшей нервной деятельности: 1) Захарьин; 2)Павлов; 3)Филамофитский; 4)Боткин.
Основы вирусологии заложил: 1)Ивановский; 2)Ценковский; 3)Петровский; 4)Габричевский.
«Положение о земских учреждениях» было принято в: 1)1800г.; 2)1832г.; 3)1864г.; 4)1888г.
Первую в России кафедру научной гигиены возглавил: 1)Петтенкофер; 2)Франк; 3)Доброславин; 4)Эрисман.
Основоположник экспериментальной гигиены: 1)Петтенкофер; 2)Жбанков; 3)Рамаццини; 4)Саймон.
Первый земский санитарный врач в России: 1)Уваров; 2)Моллесон; 3)Кудрявцев; 4)Жбанков.
Ивановский доказал вирусную природу возбудителя: 1)оспы птиц; 2)чумы грызунов; 3)бешенства; 4)мозаичной болезни табака.
Открытие И.П. Павлова: 1)возбуждение; 2)торможение; 3)условные рефлексы; 4)безусловные рефлексы.
К сфере общественной медицины относится: 1)земская медицина; 2)медицинская печать; 3)врачебные общества и съезды; 4)всё перечисленное.
Изобретатель противооспенной вакцины: 1)Пастер; 2)Дженнер; 3)Монтегю; 4)Фракасторо.
Создатель антирабической вакцины: 1)Кох; 2)Вирхов; 3)Пастер; 4) Мечников.
Первую в России антирабическую станцию основал: 1)Гамалея; 2)Габричевский; 3)Пацевич; 4)Мечников.
Основоположник бактериологии как науки: 1)Пастер; 2)Левенгук; 3)Вирхов; 4)Р.Кох.
Автор первого труда по профзаболеваниям («О болезнях ремесленников»): 1)Фракасторо; 2)Рамаццини; 3)Петтенкофер; 4)Франк.
Первооткрыватель возбудителя холеры: 1)Габричесвкий; 2)Минх; 3)Кох; 4)Ивановский.
Диссертацию “Центробежные нервы сердца” с блеском защитил в 1883 году: 1)А. Ф. Мажанди; 2)В. К. Бернар; 3)А.М. Филомафитский; 4)И.П. Павлов; 5)Е. И.М. Сеченов.
Название докторской диссертации И.П. Павлова: 1)Об идее нервизма; 2)Центробежные нервы сердца; 3)Об артериальных стволах и фасциях; 4)О торможении в физиологии нервной системы.
Один из основоположников научной гигиены в России: 1)Манассеин; 2)Мочутковский; 3)Эрисман; 4)Эрлих.
Особенности медицины 19 века в России: 1)достижения в области исследования физиологии нервной системы; 2)дифференциация медицинских дисциплин; 3)становление научных медицинских школ; 4)всё перечисленное.
Письменные вопросы и задания
До открытия Дженнера с оспой боролись, используя метод вариоляции. В чём заключается принципиальное отличие метода, предложенного Дженнером?
В методе вакцинации, т.е. прививании ослабленного вируса (коровья оспа) человеку с целью предотвращения заражения человека оспой. Такое заражение – безопасный способ предотвращения натуральной оспы.
На мемориальной доске, установленной на здании Эколь Нормаль, так лаконично записана хронология научной жизни Пастера:
«Здесь была лаборатория Пастера.
1857 _Брожение молочнокис. , маслян., спирт. __ _
1860 _Самопроизвольное зарождение микроорганизмов _
1865 _»Болезни» вина и пива_____ _
1881 _Вакцина против сибирской язвы_____ ______________
1885 _Предохранение от бешенства (антирабическая вакцина)________».
Впишите заслуги Пастера рядом с датами его открытий.
Докажите, что школам А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана присущи все признаки научной медицинской школы.
Особенности научных медицинских школ | Школа Эрисмана | Школа Доброславина |
Научность | Врач, профессор; «Руководство по гигиене», «Условия гигиены»; Возглавил 2-ю кафедру гигиены | Врач, профессор; Возглавил 1-ю в России кафедру гигиены |
Прикладной характер | Разработал гигиенические требования к учебной мебели, помещениям. | Начал борьбу за утверждение гигиены, как самостоятельной науки. |
Общественная значимость | Улучшение условий труда на заводах, устройство канализаций и водопроводов. | Начал подготовку первых в России санитарных врачей. |
Системность | Систематизировал уже имеющиеся знания. Составил первое руководство. | Дал определение научной гигиене. |
Историк медицины А. В. Петров утверждает, что земская медицина в решении принципиальных вопросов здравоохранения доказала свою полную несостоятельность. В частности, за четверть века её существование не оказало никакого влияния на такой важнейший показатель здоровья нации, как уровень смертности (35,5 промилле). Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Почему?
Да, потому что уровень земской медицины был чрезвычайно низким, из-за того, что она была платной, немногие могли её позволить. Отсюда и высокая смертность.
Тема 11. Развитие клинической медицины в России в XIX веке. Роль отечественных ученых в формировании ведущих терапевтических научных школ. Становление и развитие педиатрии, акушерства, гинекологии, психиатрии.
Тестовые задания
Глава московской терапевтической школы 19 века: 1)Захарьин; 2)Боткин; 3)Образцов; 4)Яновский.
Современную структуру истории болезни детально разработал: 1)Стражеско; 2)Мудров; 3)Остроумов; 4)Захарьин
Настаивал на заполнении истории болезни “при самих постелях юдольных”: 1)П.А. Загорский; 2)И.Е. Дядьковский; 3)Н.И. Пирогов; 4)М.Я. Мудров; 5)А.М. Филомафитский.
Труды Гиппократа впервые перевёл на русский язык и широко пропагандировал: 1)Гундобин; 2)Барсук-Моисеев; 3)Боткин; 4)Мудров.
Первая в России экспериментальная лаборатория при клинике была открыта по инициативе: 1)Захарьина; 2)Боткина; 3)Зыбелина; 4)Мудрова.
Метод скользящей пальпации органов брюшной полости разработал: 1)Остроумов; 2)Образцов; 3)Захарьин; 4)Петровский.
Клинический институт при Московском университете был открыт по инициативе: 1)Ломоносова; 2)Шувалова; 3)Мудрова; 4)Гильтебрандта.
Первый Московский воспитательный дом создавался по проекту: 1)Петра I; 2)Бецкого; 3)Новикова; 4)Радищева.
Основоположник отечественного акушерства и педиатрии: 1)Тольский; 2)Зыбелин; 3)Максимович-Амбодик; 4)Н. Ф. Филатов.
Автор первого русскоязычного учебника педиатрии («Педиятрика»): 1)Кисель; 2)Хотовицкий; 3) Максимович-Амбодик; 4)Китер.
Автор труда «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле»: 1)Красовицкий; 2)Максимович-Амбодик; 3)Тольский; 4)Зыбелин.
Глава петербургской терапевтической школы 19 века: 1)Захарьин; 2)Боткин; 3)Остроумов; 4)Стражеско.
Методику субъективного расспроса пациента детально разработал: 1) Захарьин; 2)Боткин; 3)Яновский; 4)Образцов.
Один из инициаторов внедрения бальнео- и климатотерапии: 1)Красовский; 2)Мудров; 3)Боткин; 4)Захарьин.
Боткин был сторонником: 1)эмпирического направления в медицине; 2)экспериментального метода развития медицины; 3)гуморальной теории; 4)целлюлярной теории.
Автор открытого письма графу Шувалову «О сохранении и размножении российского народа»: 1)Радищев; 2)Новиков; 3)Ломоносов; 4)Бецкой.
К становлению русской педиатрии имели отношение все, кроме одного: 1)Хотовицкий; 2)Тольский; 3)Н.Филатов; 4)Максимович-Амбодик; 5)Пирогов.
Основоположник военно-полевой терапии в России: 1)Мудров; 2)Пирогов; 3)Доброславин; 4)Ларрей.
Выдающийся русский психиатр, глава Московской научной школы психиатрии: 1)Бехтерев; 2)Пинель; 3)Корсаков; 4)Ганнушкин.
Автор первого русскоязычного учебника гинекологии: 1)Снегирёв; 2)Китер; 3)Красовицкий; 4)Хотовицкий.
Письменные вопросы и задания
Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика терапевтических научных медицинских школ Боткина и Захарьина
Школа Боткина | Школа Захарьина |
|
|
Можно ли утверждать, что существует преемственность московских терапевтических школ М.Я. Мудрова и Г.А. Захарьина? Аргументируйте.
Да.т.к
Найдите ошибку в перечислении некоторых дат по курсу истории российской медицины.
1707 – открытие первой госпитальной школы в Москве
1725 – открытие Петербургской Академии наук
1755 – открытие Московского университета
1761 – выход в свет открытого письма М.В.Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа»
1847 – первое применение эфирного наркоза в России (Ф.И. Иноземцев)
1847 – выход в свет труда С.Ф.Хотовицкого «Педиятрика»
1867(1863) – выход в свет труда И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга»
4. Укажите имя.
7.1. Первая гражданская больница в России была открыта в городе _Москве__________
1652году боярином Ф. М.Ртищевым____________________________________.
7.2. Впервые в России ввёл преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины, открыл в Москве первую гинекологическую клинику
В .Ф.Снегирёв(1847-1916)______________________________________
7.3. Основал московскую научную школу психиатрии, автор классического «Курса психиатрии», разработал и внедрил в практику систему призрения душевнобольных на дому
С.С.Корсаков(1854-1900)____________________________________
7.4. Возглавил киевскую терапевтическую школу, автор методики глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости В.П.Образцов(1851-1970)_____________
7.5. Создал крупнейшую в России педиатрическую школу клинико-физиологического направления, организовал первое общество детских врачей в Москве
Н.Ф.Филатов(1847-1902)_______________________________________
Дата: 2019-04-23, просмотров: 927.