Тема 1. История медицины как наука и предмет изучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. История медицины как наука и предмет изучения.

Тестовые задания

К эпиграфическим историческим источникам относятся: 1)печатные документы; 2)рукописные документы; 3)надписи на твёрдых материалах; 4)эпитафии.

Сколько периодов в развитии медицины выделяется согласно периодизации, широко используемой в истории медицины (Т.С. Сорокина)? 1)2; 2)3; 3)4; 5)5.

Периоду медицины Древнего мира соответствуют хронологические рамки: 1)2 млн. лет.– V тыс. до н. э.; 2)V тыс. до н. э. – V в. н. э.; 3)V – XVII вв.; 4)XVII – XIX вв.

Ведущий строй в период медицины Нового времени: 1) первобытнообщинный; 2)рабовладельческий; 3)феодальный; 4)капиталистический.

Какому периоду истории соответствует медицина феодализма? 1)первичной истории; 2)истории Древнего мира; 3)истории средних веков; 4)Новому времени.

Источники изучения истории медицины, которые дают информацию только о медицине нового и новейшего времени: 1)материальные; 2)письменные; 3)фонодокументы; 4)этнографические.

Этнографические источники изучения истории медицины: 1)обычаи; 2)малые формы изобразительного искусства; 3)киноленты; 4)клинопись.

Какие факторы определяют уровень развития медицины: 1)общественно-экономическая формация; 2)культура; 3)мировоззрение; 4)всё перечисленное.

Средние века занимали в истории человечества: 1)40 веков; 2)20 веков; 3)12 веков; 4)3 века.

Письменные источники появились: 1)середина 1-ого тыс. до н.э.; 2)середина 1-ого тыс.н.э.; 3)3 тыс. до н. э.;4)1 век н.э.

 

Письменные вопросы и задания

Перечислите цели изучения истории медицины. Как Вы понимаете замечательную мысль Н. Рериха: «Многое забытое должно быть вновь открыто и благожелательно истолковано языком современности... Из прекрасных камней прошлого сложите ступени грядущего...»?

1.Формирование науч.мировозрения и нравственной нации студентов-медиков

2.Повышение уровня общей и проф.культуры

3.Ознакомление с историей развития врачебной профессии

 

2. Одно из первых определений понятия «история медицины» принадлежит профессору Лебедеву (1827): «История не биография и не библиография, существенно не состоит ни в простом жизнеописании славнейших врачей, ни в сухом вычислении всех их творений, но состоит в …» Закончите мысль.

 Описании отношения к больным и раненным ,в достижении медицины

 

 

3. Какие символы медицины Вы можете назвать? Каково их происхождение и значение? Зарисуйте не менее трех.

 

4. Зарисуйте ось времени и укажите исторические периоды развития медицины.

 

Тема 2. Медицинская помощь в Смоленской губернии.

Ректором института с 1978 г. был назначен: 1)Ф.С.Быков; 2)В. К. Серёжников; 3)Н. Б.Козлов; 4)В. Г. Плешков.

.

Тема 3.1. Медицина первобытного общества.

Тема 5. Врачевание и медицина в странах античного средиземноморья.

Тестовые задания

Тема 10. Развитие физиологии, гигиены и микробиологии во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. в Западной Европе и России. Развитие общественной медицины во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. Земская медицина.

Тестовые задания

Основоположник учения о контагии: 1)Фракасторо; 2)Монтано; 3)Пастер; 4)Дженнер.

Научное обоснование вакцинации дал: 1)Дженнер; 2)Монтегю; 3)Пастер; 4)Кох.

Первая в мире антирабическая станция была открыта в: 1)Лондоне; 2)Париже; 3)Риме; 4)Одессе.

Нобелевская премия за разработку учения об иммунитете была вручена: 1)Л. Пастеру и Р.Коху; 2)И. Мечникову и Гамалея; 3)И. Мечникову и П. Эрлиху; 4)Вирхову и Р. Коху.

Создатель фагоцитарной теории иммунитета: 1)Эрлих; 2)Мечников; 3)Гамалея; 4)Пастер; 5)Кох.

Возбудителя туберкулёза открыл: 1)Пастер; 2)Кох; 3)Вирхов; 4)Манту.

Создатель учения о высшей нервной деятельности: 1) Захарьин; 2)Павлов; 3)Филамофитский; 4)Боткин.

Основы вирусологии заложил: 1)Ивановский; 2)Ценковский; 3)Петровский; 4)Габричевский.

 «Положение о земских учреждениях» было принято в: 1)1800г.; 2)1832г.; 3)1864г.; 4)1888г.

Первую в России кафедру научной гигиены возглавил: 1)Петтенкофер; 2)Франк; 3)Доброславин; 4)Эрисман.

Основоположник экспериментальной гигиены: 1)Петтенкофер; 2)Жбанков; 3)Рамаццини; 4)Саймон.

Первый земский санитарный врач в России: 1)Уваров; 2)Моллесон; 3)Кудрявцев; 4)Жбанков.

Ивановский доказал вирусную природу возбудителя: 1)оспы птиц; 2)чумы грызунов; 3)бешенства; 4)мозаичной болезни табака.

Открытие И.П. Павлова: 1)возбуждение; 2)торможение; 3)условные рефлексы; 4)безусловные рефлексы.

К сфере общественной медицины относится: 1)земская медицина; 2)медицинская печать; 3)врачебные общества и съезды; 4)всё перечисленное.

Изобретатель противооспенной вакцины: 1)Пастер; 2)Дженнер; 3)Монтегю; 4)Фракасторо.

Создатель антирабической вакцины: 1)Кох; 2)Вирхов; 3)Пастер; 4) Мечников.

Первую в России антирабическую станцию основал: 1)Гамалея; 2)Габричевский; 3)Пацевич; 4)Мечников.

Основоположник бактериологии как науки: 1)Пастер; 2)Левенгук; 3)Вирхов; 4)Р.Кох.

Автор первого труда по профзаболеваниям («О болезнях ремесленников»): 1)Фракасторо; 2)Рамаццини; 3)Петтенкофер; 4)Франк.

Первооткрыватель возбудителя холеры: 1)Габричесвкий; 2)Минх; 3)Кох; 4)Ивановский.

Диссертацию “Центробежные нервы сердца” с блеском защитил в 1883 году: 1)А. Ф. Мажанди; 2)В. К. Бернар; 3)А.М. Филомафитский; 4)И.П. Павлов; 5)Е. И.М. Сеченов.

Название докторской диссертации И.П. Павлова: 1)Об идее нервизма; 2)Центробежные нервы сердца; 3)Об артериальных стволах и фасциях; 4)О торможении в физиологии нервной системы.

Один из основоположников научной гигиены в России: 1)Манассеин; 2)Мочутковский; 3)Эрисман; 4)Эрлих.

Особенности медицины 19 века в России: 1)достижения в области исследования физиологии нервной системы; 2)дифференциация медицинских дисциплин; 3)становление научных медицинских школ; 4)всё перечисленное.

 

Письменные вопросы и задания

До открытия Дженнера с оспой боролись, используя метод вариоляции. В чём заключается принципиальное отличие метода, предложенного Дженнером?

В методе вакцинации, т.е. прививании ослабленного вируса (коровья оспа) человеку с целью предотвращения заражения человека оспой. Такое заражение – безопасный способ предотвращения натуральной оспы.

 

На мемориальной доске, установленной на здании Эколь Нормаль, так лаконично записана хронология научной жизни Пастера:

«Здесь была лаборатория Пастера.

1857 _Брожение молочнокис. , маслян., спирт. __                              _

1860 _Самопроизвольное зарождение микроорганизмов                    _

1865 _»Болезни» вина и пива_____                                                         _

1881 _Вакцина против сибирской язвы_____            ______________

1885 _Предохранение от бешенства (антирабическая вакцина)________».

Впишите заслуги Пастера рядом с датами его открытий.

 

Докажите, что школам А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана присущи все признаки научной медицинской школы.

Особенности научных медицинских школ Школа Эрисмана Школа Доброславина
Научность   Врач, профессор; «Руководство по гигиене», «Условия гигиены»; Возглавил 2-ю кафедру гигиены Врач, профессор; Возглавил 1-ю в России кафедру гигиены
Прикладной характер   Разработал  гигиенические требования к учебной мебели, помещениям. Начал борьбу за утверждение гигиены, как самостоятельной науки.
Общественная значимость   Улучшение условий труда на заводах, устройство канализаций и водопроводов. Начал подготовку первых в России санитарных врачей.
Системность   Систематизировал уже имеющиеся знания. Составил первое руководство. Дал определение научной гигиене.

 

Историк медицины А. В. Петров утверждает, что земская медицина в решении принципиальных вопросов здравоохранения доказала свою полную несостоятельность. В частности, за четверть века её существование не оказало никакого влияния на такой важнейший показатель здоровья нации, как уровень смертности (35,5 промилле). Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Почему?

Да, потому что уровень земской медицины был чрезвычайно низким, из-за того, что она была платной, немногие могли её позволить. Отсюда и высокая смертность.

 

 

Тема 11. Развитие клинической медицины в России в XIX веке. Роль отечественных ученых в формировании ведущих терапевтических научных школ. Становление и развитие педиатрии, акушерства, гинекологии, психиатрии.

Тестовые задания

Глава московской терапевтической школы 19 века: 1)Захарьин; 2)Боткин; 3)Образцов; 4)Яновский.

Современную структуру истории болезни детально разработал: 1)Стражеско; 2)Мудров; 3)Остроумов; 4)Захарьин

Настаивал на заполнении истории болезни “при самих постелях юдольных”: 1)П.А. Загорский; 2)И.Е. Дядьковский; 3)Н.И. Пирогов; 4)М.Я. Мудров; 5)А.М. Филомафитский.

Труды Гиппократа впервые перевёл на русский язык и широко пропагандировал: 1)Гундобин; 2)Барсук-Моисеев; 3)Боткин; 4)Мудров.

Первая в России экспериментальная лаборатория при клинике была открыта по инициативе: 1)Захарьина; 2)Боткина; 3)Зыбелина; 4)Мудрова.

Метод скользящей пальпации органов брюшной полости разработал: 1)Остроумов; 2)Образцов; 3)Захарьин; 4)Петровский.

Клинический институт при Московском университете был открыт по инициативе: 1)Ломоносова; 2)Шувалова; 3)Мудрова; 4)Гильтебрандта.

Первый Московский воспитательный дом создавался по проекту: 1)Петра I; 2)Бецкого; 3)Новикова; 4)Радищева.

Основоположник отечественного акушерства и педиатрии: 1)Тольский; 2)Зыбелин; 3)Максимович-Амбодик; 4)Н. Ф. Филатов.

Автор первого русскоязычного учебника педиатрии («Педиятрика»): 1)Кисель; 2)Хотовицкий; 3) Максимович-Амбодик; 4)Китер.

Автор труда «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле»: 1)Красовицкий; 2)Максимович-Амбодик; 3)Тольский; 4)Зыбелин.

Глава петербургской терапевтической школы 19 века: 1)Захарьин; 2)Боткин; 3)Остроумов; 4)Стражеско.

Методику субъективного расспроса пациента детально разработал: 1) Захарьин; 2)Боткин; 3)Яновский; 4)Образцов.

Один из инициаторов внедрения бальнео- и климатотерапии: 1)Красовский; 2)Мудров; 3)Боткин; 4)Захарьин.

Боткин был сторонником: 1)эмпирического направления в медицине; 2)экспериментального метода развития медицины; 3)гуморальной теории; 4)целлюлярной теории.

Автор открытого письма графу Шувалову «О сохранении и размножении российского народа»: 1)Радищев; 2)Новиков; 3)Ломоносов; 4)Бецкой.

К становлению русской педиатрии имели отношение все, кроме одного: 1)Хотовицкий; 2)Тольский; 3)Н.Филатов; 4)Максимович-Амбодик; 5)Пирогов.

Основоположник военно-полевой терапии в России: 1)Мудров; 2)Пирогов; 3)Доброславин; 4)Ларрей.

Выдающийся русский психиатр, глава Московской научной школы психиатрии: 1)Бехтерев; 2)Пинель; 3)Корсаков; 4)Ганнушкин.

Автор первого русскоязычного учебника гинекологии: 1)Снегирёв; 2)Китер; 3)Красовицкий; 4)Хотовицкий.

Письменные вопросы и задания

Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика терапевтических научных медицинских школ Боткина и Захарьина

Школа Боткина Школа Захарьина
  • Не отрицал врачебной ошибки;
  • Экспериментальный метод (нов. методы, прим. лекар )
  • Диагностика им. экспериментальных направлений
  • Метод инноваций и эксперименты
  • Основоположник научной медицины
  • Экспериментальная система
   
  • Клинический метод (опрос больных, взятие анализов, учение о целостности организма)
  • Эмпирическое направление в медицине
  • Разработал метод непосредственного обследования больного с расспросом
  • Развивал, продолжал направления в клинической медицине
  • Эмпирически-профилактическая медицина

 

Можно ли утверждать, что существует преемственность московских терапевтических школ М.Я. Мудрова и Г.А. Захарьина? Аргументируйте.

Да.т.к

 

Найдите ошибку в перечислении некоторых дат по курсу истории российской медицины.

1707 – открытие первой госпитальной школы в Москве

1725 – открытие Петербургской Академии наук

1755 – открытие Московского университета

1761 – выход в свет открытого письма М.В.Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа»

1847 – первое применение эфирного наркоза в России (Ф.И. Иноземцев)

1847 – выход в свет труда С.Ф.Хотовицкого «Педиятрика»

1867(1863) – выход в свет труда И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга»

 

4. Укажите имя.

7.1. Первая гражданская больница в России была открыта в городе _Москве__________

 

1652году боярином Ф. М.Ртищевым____________________________________. 

7.2. Впервые в России ввёл преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины, открыл в Москве первую гинекологическую клинику

В .Ф.Снегирёв(1847-1916)______________________________________

 

 

7.3. Основал московскую научную школу психиатрии, автор классического «Курса психиатрии», разработал и внедрил в практику систему призрения душевнобольных на дому

С.С.Корсаков(1854-1900)____________________________________

7.4. Возглавил киевскую терапевтическую школу, автор методики глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости В.П.Образцов(1851-1970)_____________

 

7.5. Создал крупнейшую в России педиатрическую школу клинико-физиологического направления, организовал первое общество детских врачей в Москве

Н.Ф.Филатов(1847-1902)_______________________________________

 

Тема 1. История медицины как наука и предмет изучения.

Тестовые задания

К эпиграфическим историческим источникам относятся: 1)печатные документы; 2)рукописные документы; 3)надписи на твёрдых материалах; 4)эпитафии.

Сколько периодов в развитии медицины выделяется согласно периодизации, широко используемой в истории медицины (Т.С. Сорокина)? 1)2; 2)3; 3)4; 5)5.

Периоду медицины Древнего мира соответствуют хронологические рамки: 1)2 млн. лет.– V тыс. до н. э.; 2)V тыс. до н. э. – V в. н. э.; 3)V – XVII вв.; 4)XVII – XIX вв.

Ведущий строй в период медицины Нового времени: 1) первобытнообщинный; 2)рабовладельческий; 3)феодальный; 4)капиталистический.

Какому периоду истории соответствует медицина феодализма? 1)первичной истории; 2)истории Древнего мира; 3)истории средних веков; 4)Новому времени.

Источники изучения истории медицины, которые дают информацию только о медицине нового и новейшего времени: 1)материальные; 2)письменные; 3)фонодокументы; 4)этнографические.

Этнографические источники изучения истории медицины: 1)обычаи; 2)малые формы изобразительного искусства; 3)киноленты; 4)клинопись.

Какие факторы определяют уровень развития медицины: 1)общественно-экономическая формация; 2)культура; 3)мировоззрение; 4)всё перечисленное.

Средние века занимали в истории человечества: 1)40 веков; 2)20 веков; 3)12 веков; 4)3 века.

Письменные источники появились: 1)середина 1-ого тыс. до н.э.; 2)середина 1-ого тыс.н.э.; 3)3 тыс. до н. э.;4)1 век н.э.

 

Письменные вопросы и задания

Перечислите цели изучения истории медицины. Как Вы понимаете замечательную мысль Н. Рериха: «Многое забытое должно быть вновь открыто и благожелательно истолковано языком современности... Из прекрасных камней прошлого сложите ступени грядущего...»?

1.Формирование науч.мировозрения и нравственной нации студентов-медиков

2.Повышение уровня общей и проф.культуры

3.Ознакомление с историей развития врачебной профессии

 

2. Одно из первых определений понятия «история медицины» принадлежит профессору Лебедеву (1827): «История не биография и не библиография, существенно не состоит ни в простом жизнеописании славнейших врачей, ни в сухом вычислении всех их творений, но состоит в …» Закончите мысль.

 Описании отношения к больным и раненным ,в достижении медицины

 

 

3. Какие символы медицины Вы можете назвать? Каково их происхождение и значение? Зарисуйте не менее трех.

 

4. Зарисуйте ось времени и укажите исторические периоды развития медицины.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 932.