АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММЕРЧЕСКОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В процессах регулирования финансового обеспечения коммерческих процессов с целью получения дополнительных доходов традиционно используют кредиты, займы, частично кредиторскую задолженность. Целесообразность использования кредитов и займов, риск и результаты привлечения заёмного капитала оценивают на основе эффекта финансового рычага, методов инвестиционного анализа, анализа кредитных рисков и др.

Однако в деле изыскания дополнительных средств для их успешного использования в коммерческом обороте возможны и другие приёмы финансовой политики, основанные на искусстве маневрирования коммерческими процессами. Такие приёмы в определённых ситуациях позволяют увеличивать вложения в оборот и умножать их эффективность при отсутствии возможности или при нецелесообразности непосредственного привлечения кредитов, займов или средств целевого финансирования для данной операции. Например, типичной для российских банков является ситуация, когда требуемое количество денежной наличности на данный момент отсутствует в банке. Для поступления в банк необходимой суммы для выдачи кредита потребуется время. За это время предпринимателем может быть упущен момент, и выгодная сделка не состоится. Задержка в выдаче кредита может также привести к упущенной выгоде, так как дни задержки вложений средств в дело из-за отсрочки в получении кредита не позволяют получить дополнительную прибыль от их использования в обороте за период задержки. В этой ситуации поможет коммерческое маневрирование.

Политика коммерческого маневрирования заключается в искусстве изыскания средств для дополнительных вложений проведением специальных коммерческих операций. Одной из таких операций срочного привлечения средств может быть закупка партии товара у поставщика с отсрочкой платежа при условии его немедленной продажи ниже себестоимости.

Пример. Оптовое предприятие получило выгодное предложение по закупке и реализации современной мебели оригинального дизайна, пользующейся повышенным спросом. Уровень спроса на эту мебель возрастает. Средств для оптовых закупок мебели у данного предприятия недостаточно. Возможности немедленного получения кредитов и займов на эти закупки руководством исчерпаны.

В поисках средств руководство фирмы решило закупить партию телевизоров у производителя на общую сумму 40 000 д. е. с отсрочкой платежа на 2 месяца при ставке 10% годовых за отсрочку (коммерческий кредит) и продать их розничным предприятиям, специализирующимся на реализации радиоэлектронной аппаратуры, по ценам ниже цен производителя, а, следовательно, по ценам ниже себестоимости приобретения. Общая продажная цена при этом позволяет получить выручку за них в размере 35 000 д. е. в расчёте на немедленное получение средств от покупателя. Такой расчёт может основываться на предварительной договорённости с покупателем.

Расходы по процентам за коммерческий кредит (отсрочку поставщика) по данной операции рассчитаем по формуле:

,                                    ( 12)

где

– стоимость закупок без расходов по оплате процентов за коммерческий кредит;

– период отсрочки платежа в месяцах;

– ставка процентов по оплате коммерческого кредита из расчёта за год (в долях единицы = 10/100).

Тогда сумма расходов за отсрочку будет равна

= 40 000*2/12*0,1 = д. е.

Общие потери от данной операции равны разнице между покупной и продажной стоимостью реализованных телевизоров в сумме с процентами за коммерческий кредит:

= 40 000 – 35 000 + = д. е.

Но при этом на сумму 35 000 д. е. (включая расходы по доставке), полученную от данной сделки с убытком, предприятие закупит мебель, покупатели которой определены. Ожидаемая продажная цена на эту мебель равна 65 000 д. е. В результате валовой доход от операции с мебелью как превышение выручки от продажи мебели над затратами по её приобретению (себестоимостью) составит:

= 65 000 – 35 000 = д. е.

Если из этого валового дохода вычесть потери по операциям с телевизорами, производимыми с целью получения дополнительных средств, общий валовой доход в результате двух проведённых операций будет равен разности:

= – = д. е.

Он составит % по отношению к выручке от продажи мебели (/65 000*100). В подобных ситуациях средства, полученные от продажи телевизоров – ниже себестоимости, можно оценить условно как сумму кредита на приобретение мебели для последующей реализации. А суммарные потери от данного коммерческого приёма CS = д. е. – как сумму оплаты процентов по этому условному кредиту. Тогда ставка процента по оплате условного коммерческого кредита из расчёта на год определяется по формуле:

где

– средства для закупки мебели, полученные от продажи телевизоров (они равны выручке от продажи телевизоров).

В итоге условная годовая ставка процента будет равна

= / 35 000 / 2 * 12 * 100 = %.

Полученный условный процент слишком высок в сравнении с существующими банковскими процентами за кредит. Но даже при такой чрезмерно высокой ставке расходов % годовых политика коммерческого маневрирования принесла предприятию валовой доход на уровне % от выручки, что в среднем вполне приемлемо для торговых организаций. Если разница между себестоимостью и продажной ценой партии товара будет не столь велика, что более вероятно в бизнесе, то эффективность коммерческого маневрирования будет выше.

Оценивая эффективность затрат, выраженных потерями от убыточных операций с телевизорами, отметим, что с каждой денежной единицы потерянных средств, являющихся платой за привлечение капитала, фирма получит сумму денежных средств, равную отношению общего валового дохода к величине таких потерь. Она будет равна:

= / = д. е.

Конечный финансовый результат – прибыль (убыток) от продаж по данным операциям – определяется, как обычно, вычитанием издержек обращения из полученного общего валового дохода. Если, например, в рассматриваемом примере издержки составят 7 000 д. е., прибыль от продаж будет равна

= – 7 000 = д. е.

Таким образом, получение дополнительных источников вложений в оборот посредством закупки и продажи телевизоров ниже себестоимости с отсрочкой платежа дадут дополнительную прибыль в размере д. е.

Если в подобной сделке отсрочка платежа будет оформлена в виде кредиторской задолженности без оплаты процентов поставщику за отсрочку, то прибыль от продаж увеличится на сумму, равную

= д. е.

Предположим, что предприниматель может взять кредит в банке без задержки с меньшими расходами по уплате процентов в сравнении с расходами на средства от реализации партии товаров ниже себестоимости. Ставка банковского процента = 15% годовых. Тогда расходы по оплате процентов за двухмесячный кредит от суммы, потраченной на закупку мебели (35 000 д. е.), можно исчислить по формуле (1). Они составят д. е. (35 000 * 15/100/12 * 2).

Разница между суммой валового дохода от продажи мебели = д. е. и суммы по оплате банковских процентов из расчёта 15% годовых за два месяца составит д. е. ( – ).

Выходит, что доход от операции с использованием банковского кредита превышает доход от средств, полученных за счёт убыточной продажи телевизоров ( ):

д. е. > д. е.

Однако, если ситуация соответствует изначальному условию задачи, согласно которому банк не может выдать кредит в сумме 35 000 д. е. немедленно, то результат будет иным. Ведь если указанную сумму получить с задержкой, предприниматель упустит момент, и указанная сделка не состоится. Поэтому лучше пойти на более затратный вариант, приносящий коммерческий успех, чем лишиться такого успеха из-за промедлений в работе банка.

Возможна и другая ситуация, когда отсрочка закупки выгодного товара (мебели) из-за задержки в получении кредита приемлема, но за каждый день отсрочки предприниматель теряет прибыль в виде упущенных возможностей.

Чтобы определить максимально допустимый период задержки банком в выдаче кредита, в течение которого получение этого кредита будет более выгодным для предпринимателя, чем привлечение средств за счёт убыточных продаж, нужно разницу между доходом от привлечения кредита и доходом от привлечения средств за счёт убыточных продаж разделить на однодневный доход от привлечения средств за счёт убыточных продаж.

Размер ежедневного дохода от привлечения средств за счёт убыточных продаж равен отношению:

= / 60 = д. е.;

где

– период отсрочки платежа в днях (2 месяца отсрочки равны 60 дням).

То есть за каждый день отсрочки в получении кредита предприниматель будет терять доход в размере д. е., если бы он получал их за счёт более скорого привлечения средств от убыточных продаж. Такие потери называют альтернативными издержками.

Тогда максимально допустимый период задержки банком выдачи кредита, в течение которого получение этого кредита будет более выгодным, равен

= ( – ) / = дня.

Этот период следует считать критическим. Если банк задерживает выплату востребованной суммы свыше критического периода, предпринимателю выгоднее более скорое привлечение средств от убыточных продаж. Если задержка выдачи кредита меньше критического периода = дня, более эффективным будет привлечение средств банка. При задержке кредита, равной критическому периоду , оба варианта (кредит и убыточные продажи) равноценны.

При этом следует учесть, что не всегда можно полностью полагаться на гарантии банка в выдаче кредита в точном соответствии с датой предлагаемой отсрочки. Не всегда банк располагает точной информацией о ближайших сроках поступления средств в определённом количестве, если достаточное количество денег на момент их запроса отсутствует в банке.

Для проверки правильности расчёта критического периода отсрочки привлечения кредита нужно из дохода от привлечения кредита вычесть произведение ежедневного дохода от привлечения средств за счёт убыточных продаж на критический период задержки. Результат должен быть равен доходу от использования средств от убыточных продаж ( ).

– * = д. е.

Равенство подтверждает верность расчёта.



Литература

 

1. Hafsi T. Toulouse J.-M. (1996) La strategie des organizations: une synthese. Montreal (Quebec): TRANCONTINENTAL inc.; Тренев Н. Н. Подходы к формированию стратегии // Консультант директора. 1999, № 15. С. 13; 15-16; Титов Ю., Пронин М. Новые информационные технологии в управлении банками и консалтинг// Консультант директора. 1999. № 9. С. 28.

2. Чернов В. А. Управленческий учёт и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М. И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 42-60.

3. Чернов В. А. Управленческий учёт и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М. И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. проф. Г. А. Титоренко. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998. С. 208.

5. Чернов В. А. Анализ финансового состояния организации // Аудит и финансовый анализ. 2001. № 2. С. 53-72; Cernov V. A. Analysis of financial condition of enterprise // Audit and financial analysis. М. 2001. № 2. p. 50-67.

6. Чернов В. А. Анализ риска банкротства на основе интегральной оценки финансовой устойчивости и денежных потоков // Аудит и финансовый анализ. М. 2002. № 3. С. 119-121; Cernov V. A. Bankruptcy risk analysis on the basis of integrated evaluation of financial stability and cash flows // Audit and financial analysis. М. 2002. № 3. С. 110-112.

7. Чернов В. А. Анализ платежеспособности организации и оценка деловой активности // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2001. № 10. Октябрь. С. 64-71. Бухгалтерский учёт в торговле: Учеб. пособие / Под ред. М. И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 491-542.

8. Заде Л. Лингвистические переменные. М.: Мир, 1975.

9. Кутузов В. А. Статистическое имитационное моделирование. Методическая разработка. – М.: Академия Народного Хозяйства СССР, 1982. – С. 12.

10. Эрлих А. Технический анализ товарных и финансовых рынков: Прикладное пособие. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1996; Кузнецов М. В., Овчинников А. С. Технический анализ рынка ценных бумаг. М.: ИНФРА-М, 1996.

11. Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997; Тренев Н. Н. Бизнес-реинжиниринг. Методология стратегического управления предприятием на основе самоорганизации // Аудит и финансовый анализ. 2001. № 4. С.97-190.

12. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов. Под общ. ред. И. И. Мазура. М.: Экономика, 2001. С. 16.

13. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М. 2001. – 432 с.

14. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. засл. деят. науки РФ, доктора зкон. наук, проф. А. П. Градова. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Специальная литература, 1999. С. 487.

15. Бухгалтерский учёт в торговле: Учеб. пособие / Под ред. М. И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2002. С.499-509.

16. Чернов В. А. Инвестиционная стратегия: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

17. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. засл. деят. науки РФ, доктора зкон. наук, проф. А. П. Градова. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Специальная литература, 1999. С. 460-461.

18. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М. И. Кондакова, А. С Вишнякова; Сост.: М. Н. Колмакова, В. С. Сурков. – 2-е изд., доп. и доработ. М.: Политиздат, 1988.

19. Чернов В. А. Управленческий учёт и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М. И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 42-60.

20. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 12. С. 42.

21. Экономическая энциклопедия. М., 1999. С. 275.

22. Щетинин В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин В. С., Экономика образования: Учеб. пособие. М., 1998. С. 286.

23. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 12. С. 44.

24. Марцинкевич В. И. Человеческий фактор и эффективность экономики. М., 1991. С. 173-174.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 394.