Финансовая политика организации проводится в первую очередь усилиями кадрового состава. Организаторами и исполнителями финансовой политики являются руководящие и рядовые работники. Посредством воздействия персонала на внеоборотные активы, материальные и денежные ресурсы организации достигаются цели её финансово-производственной системы. Именно работники являются первой производительной силой. Поэтому главными ресурсами построения и проведения финансовой политики являются трудовые ресурсы организации. И хотя кадровая политика в целом не является финансовой политикой, успешное влияние на трудовые ресурсы возможно лишь через финансовые механизмы организации, которые составляют предмет финансовой политики. Поэтому, с одной стороны, успех кадровой политики достигается через финансовую политику в части её влияния на трудовые ресурсы. С другой стороны, успех финансовой политики реализуется кадровыми работниками и выражается в достигнутых показателях результативности управления трудовыми ресурсами.
К трудовым ресурсам относят часть населения, обладающую необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли национальной экономики. От того, как и в каких соотношениях распределяются затраты по оплате труда, зависит уровень материальной заинтересованности работников в качестве и количестве выполняемой ими работы. Эти расходы должны выплачиваться наиболее экономично и, с другой стороны, оптимально поощрять качество и количество труда. Более того, от механизма распределения данной статьи расходов зависит психологический «климат» в организации, который во многом формирует отношение производителей к труду, организации, к её руководству, к выпускаемой продукции и к собственному социальному положению. Важность этих факторов высока для организаций, преследующих цель длительной устойчивости на рынке, максимального повышения конкурентоспособности. Определение оптимальной суммы расходов по оплате труда возможно только на основе экономического анализа.
Следует иметь в виду, что эффективность использования рабочей силы не равнозначна степени её эксплуатации. Эксплуатация предполагает максимальную загрузку физических и интеллектуальных сил для достижения целей работодателя. Эффективное использование означает стремление к достижению наивысших трудовых результатов оптимальным способом, на основе учёта интересов обеих сторон производственного процесса (работодателей и исполнителей) и не столько за счёт сокращения заработной платы, сколько за счёт сокращения физических и интеллектуальных усилий работников, нерациональных расходов, оптимального поощрения высоких трудовых результатов. Именно такая организация труда способна дать наивысший результат и при этом максимально учитывать интересы работников.
Однако результативность использования трудовых ресурсов не будет успешной, если политика управления кадрами ограничивается лишь благими пожеланиями и администрированием. Для её реализации, как было отмечено, нужны финансовые инструменты и механизмы воздействия в управлении персоналом, которые и определяются финансовой политикой организации.
Главной целью политики финансирования трудовых ресурсов является такое распределение финансовых потоков, которое обеспечит повышение эффективности использования рабочей силы с точки зрения достижения наилучшего результата производства при наименьших трудовых усилиях работников и экономии расходов по финансированию трудовых ресурсов, при этом не нарушая прав работников и не отчуждая от них достигнутого ими результата. Причём, говоря об экономии расходов по финансированию, следует иметь в виду сокращение нерациональных, неэффективных трудовых затрат.
Задача финансового менеджера заключается в создании финансовых механизмов, максимально повышающих интерес к самоактуализации человеческого потенциала (личности), полного раскрытия его индивидуальности в труде. Под индивидуальностью принято понимать неповторимое своеобразие человеческой личности, высшую ступень развития её способности воссоздавать и совершенствовать общечеловеческие ценности [18].
Существует мнение, что творческая работа возможна лишь в интеллектуальном труде. Однако это мнение ошибочно. Стремление к улучшению своей области работы, к совершенствованию своих способностей в труде, повышению мастерства, искусности присуще человеку. В основе таких стремлений лежат творческие побуждения. Одним из примеров проявления творческого подхода к работе являются рационализаторские предложения на производстве. Традиционное для России народное высказывание «подковать блоху» стало образным выражением высочайшего мастерства умельцев, идеала, к которому стремится работник. Важно возродить эти идеалы в современном производстве. Но человек способен полностью реализовывать себя лишь там, где он лично в этом заинтересован. «Труд земледельца не будет расширяться, если он будет рабом подённым» (АУМ, 301). Достаточно вспомнить середину XX века, когда развивалось так называемое «стахановское движение», выразившееся в необычайном подъёме труда рабочих. Это движение в значительной степени было обусловлено назначением сдельного принципа оплаты труда. В те времена трактористы, участвующие в строительстве мостов и плотин с помощью гусеничного трактора «бульдозера», создавали необычайной красоты ландшафты чрезвычайно утончённой работы, что можно сравнить с ландшафтной живописью. Существует также множество других примеров, доказывающих, что «каждая работа имеет творческую область» (АУМ, 301).
«Каждый труженик имеет право на улучшение своей области работы». Пусть это будет не только правом, но и обязанностью. Каждый труд может быть улучшаем. Такое творчество улучшения будет радостью работника.
Можно представить, что государство должно ободрять и поощрять каждое улучшение производства. Всякая работа в своих приёмах может быть беспредельно улучшаема. Не только великие изобретатели имеют удел обогащать человечество, но каждый участник работы своим опытом нащупывает новые возможности и приспособления. Только не нужно отвергать такие попытки. Они могут быть соединены в счастливые применения. Но самое главное благо будет в том, что каждый должен чувствовать себя истинным сотрудником.
Плодотворное сотрудничество поможет восприятию постоянства труда. Не может человек делать одно и то же. Но углубление качества и нахождение новых приёмов будет постоянным обновлением мысли.
«Полюбить постоянство труда можно лишь преуспеянием качества» (АУМ, 510-511). «Нужно показать во всей научности, какие возможности открываются при обновлении качества труда» (АУМ, 301).
Искусство финансовой политики в управлении трудовыми ресурсами сводится именно к тому, чтобы ободрять и поощрять каждое улучшение производства. Важно, чтобы работника на предприятии материально и морально оценивали по уровню его мастерства. Такая оценка вполне сочетается с интересом работодателя в финансовой политике – направлять деньги туда, где отдача от них будет наивысшей, т. е. в большей мере платить за такой труд и тем работникам, которые приносят наибольший успех организации. Проведение эффективной, справедливой финансовой политики лишает работников почвы для недовольства, сомнений, саможаления, без влияния которых он «...работает в десять раз лучше, кроме того, он сохраняет иммунитет против всех заболеваний» (АУМ, 303). Воодушевление и радость в труде усиливают энергию работника, многократно повышают работоспособность. Работая с воодушевлением, работник не испытывает усталости. Своим способностям он находит счастливые применения. Трудовые успехи приносят удовлетворение.
Такие способности человек может проявлять в труде лишь по мере обеспечения единства интересов, ценностей, стремлений работодателей и исполнителей. Вот почему механизм экономических отношений должен строиться на принципе обеспечения согласованности и единства структуры целей руководства и персонала, о которой было сказано в основных положениях финансовой политики. Данная проблема и возможности её решения подробнее рассмотрены в монографии [19].
Чтобы максимально обеспечить единство структуры целей руководства и персонала, результативность финансирования рабочей силы должна достигаться экономией не только материальных и денежных ресурсов, но и экономией трудовых усилий; прямо пропорциональным поощрением трудовых результатов, оптимизацией условий труда и быта работников. В этом случае забота о капитале фирмы проявляется через заботу о работниках с их потребностями, способствующими оптимальному развитию организации. А потребности работников удовлетворяются прямопропорционально росту капитала.
При построении и проведении финансовой политики, ориентированной на единство структуры целей, улучшение кадрового потенциала и результативность его труда, необходимо так регулировать финансовые потоки, чтобы они обеспечивали:
· оптимальные условия труда, быта и социальной обеспеченности персонала;
· экономию – сокращение нерациональных расходов по оплате труда, с целью обеспечения роста прибыли, рентабельности производства;
· экономию трудовых усилий каждого работника при достижении поставленной цели производства (эффективность трудовых усилий);
· увеличение доходов работников в прямой зависимости от достигнутого финансового результата с целью материального стимулирования персонала в улучшении финансовых результатов (в экономии, повышении качества и производительности труда).
Экономия трудовых усилий персонала обычно проявляется в организации труда, исключающей нерациональное расходование рабочей силы («двойную работу»). Направления средств на инновации, автоматизацию труда должны быть ориентированы не только на рост производительности, но и на облегчение условий труда, сокращение рутинной работы, уменьшение напряжённости труда в достижении намеченной цели, повышение творческой ориентации, на обеспечение материальной заинтересованности работников.
Вместе с тем, финансирование трудовых ресурсов не ограничивается выплатой заработной платы и социальных расходов. Одним из перспективных направлений развития экономической науки в XXI в. является концепция человеческого капитала, которая сложилась ещё в 50–60-е годы XX в. Во второй половине XX столетия она стала зримым достижением западной экономической теории и, прежде всего, экономики образования и труда.
По мнению одного из известных теоретиков человеческого капитала Л. Троу, концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе [20].
Сторонники данного концептуального направления понимают под человеческим капиталом, с одной стороны, совокупность производственных способностей современного работника, а с другой – издержки государства, организации и самого человека на формирование и постоянное совершенствование этих способностей.
В российской экономической энциклопедии человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт [21].
Человеческий капитал формируется путём инвестиций в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах рабочей силы и доходах.
Содержательной основой человеческого капитала является признание первостепенной роли человека в общественном производстве. Оно связано с усилением роли образования как основного ресурса и источника формирования высокоразвитой рабочей силы. Многие зарубежные и отечественные учёные рассматривают инвестиционную сферу образования как важный вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.
Во второй половине минувшего века передовые страны достигают заметного прогресса в развитии интеллектуальных производительных сил, в формировании внушительного по абсолютным и относительным размерам невещного (духовного) богатства и сравнительно быстро растущей инновационно-информационной сферы. По данным, приведённым в газете «Известия» от 17.05.2000, в западных странах доля накопленных инвестиций в человеческий капитал в совокупном фонде их капитализированных расходов на развитие в 1997-1998 гг. достигла 67-69% (в США до 74-76%).
В соответствии с теорией человеческого капитала, затраты на образование имеют производительную природу. Инвестиции в человека обеспечивают значительный, долговременный, стратегический экономический эффект. Вкладывание средств в образование и профессиональную подготовку выгодно как для учащихся и их родителей, так и для предпринимателей, инвестирующих средства в человеческий капитал. Теория человеческого капитала применима в качестве аналитического инструмента при выявлении экономической эффективности образования с определением индивидуального экономического эффекта для отдельного человека.
Главным результатом экономической отдачи образования теоретики человеческого капитала считают прирост дохода (заработной платы) работника благодаря повышению его образовательного и профессионального уровня. Они основываются на том, что различия в заработной плате отражают различия в производительности труда. Денежный доход от образования выявляется как разность в пожизненных заработках тех, кто имеет неодинаковое образование (например, выпускник вуза и среднего учебного заведения). В издержки образования помимо непосредственных расходов на обучение, включают и так называемый упущенный доход (альтернативные издержки). Это тот потенциальный заработок, который человек мог бы получить, если бы работал, а не учился. На долю недополученного дохода, по оценкам экспертов, приходится обычно больше, чем на долю прямых издержек на образование.
Одной из задач государственной политики современных государств является обеспечение прямой зависимости размеров заработной платы и социальной защищённости работников от уровня их образования и квалификации. Проведение такой политики позволяет лицам с более высоким образовательным потенциалом возмещать расходы на обучение и обеспечивает более высокие доходы. Так, в США ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в 1992 г. составил 74,6 тыс. долл., доктора наук – 54,9 тыс., магистра – 49,4 тыс., бакалавра – 24,4 тыс. Человек с незаконченным высшим образованием в среднем имел ежегодный заработок в 19,7 тыс. долл., окончивший среднюю школу – 18,7 тыс., а не закончивший её – 12,8 тыс. долл. (Дятлов С. А. Указ. соч. С. 124)[22].
Вложения в человеческий капитал становятся самыми эффективными. При этом эффект образования усматривают не только в размерах дохода, но и в приросте человеческого капитала и валового внутреннего продукта в результате инвестиций в образование. В 60-х годах XX века в США Т. Шульц рассчитал размеры человеческого капитала, умножая стоимость одного года обучения каждого уровня (с учётом упущенных заработков) на число человеко-лет образования, накопленных населением к тому времени. По его расчетам, в 1969 г. образовательный капитал, воплощённый во всём населении, составлял 1 307 млрд. долл.; образовательный капитал, воплощённый в рабочей силе, 873 млрд., а воспроизводимое материальное богатство – 1 617 млрд. долл. С 1929 по 1969 г. темп роста фонда образования опережал темп роста физического капитала примерно в 2 раза и соответственно составил 4,1 и 2% [23].
Подобные расчёты, но по иной методике и с других позиций, произвёл известный российский специалист по экономическим проблемам образования В. Марцинкевич. По его подсчётам, фонд образования рабочей силы США в 1983 г. достиг 2,1 трлн. долл., фонд образования населения – 2,7 трлн., а вещественное национальное богатство – около 4 трлн. долл. С 1952 по 1983 г. в США фонд образования в расчёте на одного занятого вырос в 3,8 раза, а физическая капиталовооружённость в частном секторе – в 2,3 раза. Уровень образовательной фондовооружённости одного американского работника (по размеру издержек образования, приходящихся на одного работника) в 1983 г. составлял 21,5 тыс. долл., а его вооружённость вещественным капиталом – 15,3 тыс., то есть была почти на треть ниже [24].
Уровень жизни государства и отдельного человека всё более зависит от образовательного уровня населения. В развитых странах 60% прироста национального дохода обусловлены приростом знаний и образованности общества. Американские учёные подсчитали величину ВВП, производимого работниками, имеющими длительность образования в 10,5; 12,5 и более 14 лет. Оказалось, что именно третья группа (с образованием более 14 лет) даёт свыше половины ВВП. Подобные исследования несколько лет назад проводились и в России. По данным «Российской газеты» от 01.08.1998, результаты были сходными с американскими: люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56% стоимости национального дохода.
Во многих странах образование стало рассматриваться как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения экономического неравенства и как средство борьбы с безработицей. В связи с этим произошёл коренной пересмотр приоритетов в политике государства. Образование приобрело большое значение в стратегии роста различных стран.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 320.