СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. «СПЛОЧЕНИЕ» ЮНКЕРОВ И БУРЖУАЗИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прогресс в сельском хозяйстве Германии определялся развитием агрокомплекса на территориях, принадлежащих юнкерам и крупным фермерам.

Урожайность повышается в 1,5 раза. Увеличивается поголовье свиней. Увеличиваются сборы картофеля и свеклы. Но тем не менее, Германия всё равно осуществляла ввоз сырья и продовольствия из-за границы.

Промышленники хотели сохранить протекционистские пошлины. Так как это закрывало германский рынок для остальных товаров, однако, с другой стороны, отказ от пошлин привел бы к удешевлению хлеба, что позволило бы снизить зарплату рабочим. Юнкеры же настаивали на пошлинах, так как не хотели сокращать свои доходы от сельского хозяйства. В результате возник конфликт, разрешившийся договорённостью ввести пошлины. Это соглашения стало частью проводимой политики сплочения перед надвигающейся войной.

КОЛОНИАЛЬНЫЕ ЗАХВАТЫ

Немецкий капитал не задерживался в Германии. Ему уже было тесно внутри страны. Однако достичь таких же вывозов капиталов за границу, как в Англии или Франции, Германия добиться не могла. Связано это было, прежде всего, с тем, что Германия не успела к разделению колоний. Но они всячески стремились к этому:

1. Аннексировали часть центральной Африки у англичан

2. Обычный ход захвата земли: частная компания покупает землю где-нибудь. Потом ссорились с местной администрацией или населением. Потом устанавливали свой протекторат. Бинго!

3. Так происходило и в Юго-западной Африке, и в Новой Гвинее, и на островах, принадлежащих Китаю

Жестокая колониальная политика. Постепенное усложнения поиска территорий, которые можно было бы аннексировать.

ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА

Перед войной Германия активно завозила продовольствие из России, однако с началом войны этот канал перекрылся. Все порты Германии были перекрыты английским флотом, не позволяя что-либо ввозить и вывозить. Результатом стала «голодная блокада». Блокировался подвоз сырья для военной промышленности. С 1916 года началось падение промышленного производства Германии, что и стало одной из причин поражения.

Главным покупателем и заказчиком товаров в период войны стало государство, впервые была опробована близкая к экономике при Гитлере система, отличающаяся централизованным аппаратом принятия решений. В 1916 году создается Военное управление, занимающееся военной централизованной экономикой. В 1916 году была введена обязательная трудовая повинность для тех мужчин, кто не состоял на службе в армии.

 

Все материалы выше этой черты – для подготовки к проверочной работе по Британии, Франции, США и Германии (вторая проверочная работа)

Россия. Япония.

Имперская Россия

Несмотря на устремления в сторону модернизации Петра I Россия всё равно очень сильно отставала от Западной Европы и США. Отмена крепостного права была направлена на возникновение рынка свободного труда, однако для достижения поставленной цели этого было мало сделать. Правительство стремилось создать общенациональный рынок, а также выйти на глобальный рынок. Для достижения этой цели было проложено около 70 000 км железных дорог (к 1913 году). В целях защиты собственной промышленности Россия использовала внешние таможенные тарифы.

В производстве развивалась выплавка чугуна (но не на уровне Великобритании и США), машиностроение. Пытаясь подтолкнуть развитие лёгкой промышленности, Россия имела высокие тарифы на ввоз текстильной продукции и умеренные на ввоз хлопка-сырца. Значительные объёмы хлопка выращивались на территории современного Узбекистана, а по обработке хлопка Россия вышла на 2 место вместе с Германией.

Российская экономика росла благодаря иностранному капиталу, иностранным прямым инвестициям и иностранным технологическим достижениям. Благодаря иностранным инвестициям было возможно строить такое количество железных дорог. С 1860 года расширялась сфера образования: к началу первой мировой войны грамотностью владела половина населения. Зарплата грамотного рабочего была сильно выше той, что была у неграмотного.

Россия того времени развивалась благодаря удорожанию пшеницы, индустриализации, которая стимулировалась за счёт таможенных тарифов. Большая часть дополнительного дохода шла на развитие промышленности.

К сожалению, рынок труда не обеспечивал полной занятости населения, что обуславливало низкую заработную плату (на уровне прожиточного минимума). Поэтому дополнительная прибыль производств присваивалась землевладельцам (в форме ренты) и буржуям (прибыль). Это приводило к социальному конфликту. Именно этот конфликт и привёл к революции.

Япония

Это первый пример, когда азиатская страна смогла догнать Запад.

ПЕРИОД ТОКУГАВА

Сословное общество. Отсутствие гарантий сохранения собственности на высшем социальном уровне. Драконовские меры на международную торговлю и контакты с иностранцами.

В Японии была необходимость обеспечивать население занятостью, поэтому отсутствовало стремление к удалению работника от технологического процесса, которое было характерно для европейских стран. Увеличение занятости населения было направлено на увеличение производительности земли, капитала и других факторов производства.

Строились системы орошения, повышающие урожайность. Распространялись новые сорта риса. Это позволяло собирать по 2 урожая в год хлопка, пшеницы, сахарного тростника, шелковицы и рапса. Использовались мотыги.

Повышение производительности в обрабатывающих процессах. Больше объём выпуска – больше налоговая нагрузка – необходимость модернизировать производство, чтобы при повышении объёмов не уменьшалась выручка. Первые пробы английских технических приспособлений. Эксперименты с повышением производительности шелковичных червей. Много труда использовалось для извлечения железа из руды.

Рост производства и одновременный рост населения приводил к сохранению зарплаты на уровне абсолютного минимума, прямо токо на покушать, больше ни-ни. Основные источники питания для японца – картофель и фасоль! Недоедание привело к маленькому росту японцев – в районе 160 см у мужчин и 150 см у женщин.

Око 15% живёт в городах. Наиболее крупные – Эдо (Токио), Осака и Киото. Увеличилась ожидаемая продолжительность жизни. У крестьян появилось время для отдыха («реакционные дни»). Аграрное общество, но грамотность мужского населения больше 50%. Очень распространено временное пользование книгами, книжные магазины за плату выдавали на временное пользование книги, так как они были слишком дорогие, чтобы их покупать. Высокий уровень образования благотворно влиял на экономику страны.

Впечатляющие успехи в инженерии и управлении. Смогли освоить пушечное производство, строились пушечные печи. К 1868 году было построено 11 таких печей.

РЕСТАВРАЦИЯ МЕЙДЗИ

Необходимость создания войск, чтобы противостоять навязыванию своих решений Европой и Америкой была очевидной, поэтому при новом императоре Мейдзи был выдвинут лозунг «Богатая страна, сильная армия», «западная техника – японский дух». Началась эпоха сильнейших перемен.

Отказ от сословного общества. Купцов, ремесленников, крестьян уравняли в правах. Модернизация правовой сферы по вопросам имущества. Централизация. Феодальные платежи (в том числе в виде риса) преобразовались в земельный налог. В 1890 году появилась конституция по прусскому образцу (конституционная монархия). Обязательная воинская повинность. Появление железных дорог привело к необходимости перейти на 24-часовое исчисление времени (до этого был какой-то кустарный метод).

Введено обязательное обучение в начальной школе. Поступление в японские университеты было очень ограничено, поэтому многие учились за границей, что приводило к перетеканию успешных решений в Японию и их проба уже в своей стране. Массовое образование было одним из условий модернизации Японии. Очень долго и трудно вводилась система банков немецкого образца, государство участвовало в процессе их деятельности и своей политикой пыталась направить их в необходимое русло. Тарифы были минимальны, как раз по тому соглашению, когда Японию принудили открыть свои границы для торговцев. Именно тогда ввели серебряную единую йену, так как до этого там было 4 вида денег. Позже был введён золотой стандарт.

Построена системы железных дорог и телеграфного сообщения. Государственное заказы приводили к развитию местного производства. Однако, многие из подобных производств были убыточны, поэтому многие заводы передали в частные руки, возложив на них управленческие решения. Низкая заработная плата оставалась и поэтому многие иностранные технологии (приводящие к высокой зарплаты, но сокращению количества работников) осваивались творчески, так, чтобы не потрясти экономику. В принципе, все нововведения адаптировались под японские реалии, а не просто вводились в страну, в надежде на то, что рыночек всё порешает. Многие технологические производственные станки и оборудование переделывалось так, чтобы обеспечить использование дешёвого наёмного труда. Подобные проекты встречаются в шелкопрядении, хлопчатобумажной промышленности.

Япония прилагала огромные усилия для экономии капитала в промышленности. В Японии было 2 смены, вместо одной, как в Европе или Индии, 11 часов каждая. Тем самым, почасовые расходы сокращались наполовину. К началу 20 столетия издержки в хлопкопрядильном производстве были настолько низкие, что с ними не могли конкурировать не только индусы или китайцы, но и англичане.

В период Мейдзи производство сельскохозяйственной продукции в Японии непременно увеличивалось, так как усилия были направлены на повышение продуктивности земли. Был выведен новый сорт риса, при тщательном выращивании которого, можно было получать очень высокие урожаи риса.

Стандартная модель развития догоняющего промышленного развития по Аленну:

1) Протекционистские пошлины

2) Железные дороги

3) Инвестиционная банковская система

4) Школьное образование

 

Протекционистских пошлин не было, так как их отменили по принуждению Европы и Америки.

Дзайбацу - «денежный клан» или конгломерат. Он использовался c XIX до первой половины XX века для именования больших семей, контролирующих банковские и индустриальные объединения. Четыре главных дзайбацу начали свою историю ещё в период Эдо. Это «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо» и «Ясуда».

Заимствовали много иностранного опыта, даже Российского (по словам Хаиткулова, слово в слово пересказываю). Японцы научились производить искусственный жемчуг.

Эта часть конспекта сэкономила вам ровно (*ваше время чтения этого конспекта* x 5), так как в совокупности он составлен из 101 прочитанной страницы

Африка

Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.