Построение обоснованной финансовой политики невозможно без необходимой информации. Всякая политика строится на базе имеющихся сведений. При отсутствии информационного обеспечения финансист действует «вслепую». Основой эффективного функционирования системы управления является качество информированности руководства. Формируемая финансовая политика и принимаемые на её основе решения напрямую зависят от уровня и качества информационного обеспечения.
С развитием информационных систем и технологий информация играет все большую роль и приобретает большее значение в финансовом управлении. При плохой системе информации состояние управления зависит от неизвестных обстоятельств, искажённых данных, а также от субъективных интересов сотрудников, когда руководителю докладывают не то, что действительно нужно. Интересы сотрудников аппарата, идущие вразрез с интересами организации, уничтожили не одну организацию. Степень информированности руководства влияет на адекватность оценки баланса интересов сотрудников и организации.
Руководитель организации должен иметь информацию по следующим вопросам:
· о принятых целях деятельности организации;
· о долгосрочной и краткосрочной стратегии, тактике руководства, принятой на данном этапе деятельности;
· об основных событиях в макросреде, касающихся деятельности организации;
· о состоянии и изменениях, происходящих в микросреде;
· о состоянии организации на текущий момент и прогноз развития на период планирования;
· об основных предложениях по стратегическому партнёрству и проведению хозяйственных операций.
Информация по указанным вопросам образует комплекс документов, в котором определяют по пунктам: состав комплекса документов, комплектов документов, входящих в комплекс; содержание каждого документа, входящего в комплекты; номенклатура данных, входящих в документ; периодичность представления документов.
Такой комплекс документов, ведущихся в организации для оценки состояния, может включать комплекты периодичной, постоянной, текущей, оперативной и прогнозной информации. В оперативном анализе и управлении используют еженедельную, ежедневную информацию, а также экспресс-информацию, получаемую в режиме реального времени через информационные сети, системы и технологии. Режим реального времени предполагает передачу и получение информации непосредственно в момент совершения отражаемого в ней события с точностью до минут, секунд или долей секунд. Комплект периодичной информации содержит ежедневную, еженедельную и т. п. информацию. Ежедневный и еженедельный доклад могут освещать основные события в организации: выполнение договоров, положение рынка, доводить до сведения первого лица трудности и недостатки в работе организации, имеющие место по мнению руководителей подразделений; давать предложения по действиям организации на следующий день или на следующей неделе соответственно.
При разработке состава таких комплектов главное – это комплексный подход, заключающийся в том, чтобы в докладах различного вида рассматривалась информация по всем вопросам деятельности организации, и периодичность их рассмотрения соответствовала их важности.
Данный информационный комплекс должен формироваться во взаимосвязи между инженерными, бухгалтерскими, финансовыми, снабженческими и управленческими службами путём разработки распределённой системы на основе технологии клиент/сервер.
Структурированная информация, необходимая для обеспечения деятельности организации, образует информационное поле. Информационное поле организации подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее информационное поле формируется в рамках организации на основе данных о её работе и протекающих внутри процессах. Внешнее информационное поле касается рыночной среды, внешних условий, в которых работает организация, включая контрагентов, конкурентов, государство и его политику, товарные и финансовые рынки и их субъекты, структуры и т. д.
Для эффективной работы организации необходимо знать и постоянно совершенствовать структуру информационного поля и работу с ним. Руководство организации при решении каждой задачи должно изучать потребность в информации для соответствующей задачи. На основании этого под данную задачу разрабатывать структуру необходимой информации. Постоянно определять, в какой информации фирма испытывает недостаток, какая важная информация существует во внешней среде или внутри организации, неизвестная руководству, какую информацию необходимо получать и с какой периодичностью. Такой подход позволяет принимать меры по выявлению и получению «невидимой» информации, находить способы её получения. Руководству необходимо также определить способ обработки информации, методы её анализа, периодичность и форму вывода результатов анализа, определить круг лиц, занимающихся анализом, и тех, кто должен готовить решения, установить способы и сроки их принятия.
Только осмысленное управление информационным процессом позволит создать эффективную систему управления. Если информационный процесс не управляем и система формируется неосознанно, она ориентирована только на нужды сегодняшнего дня, вместо информационного поля руководство будет иметь отдельные несвязанные информационные участки данных с большими пустыми массивами между ними, где могла бы быть полезная, но не собранная информация. Используя такую фрагментарную неполноценную информацию, многие руководители стремятся принимать верные решения, часто пытаясь заменить информацию интуицией. Но для профессиональной работы необходимо не заменять, а дополнять одно другим.
Для решения проблемы формирования информационного поля необходим управленческий учёт. Современные информационные системы и технологии являются важнейшим средством и инструментом управленческого учёта. Управленческий учёт представляет собой интегрированную систему информационно-аналитического обеспечения процессов управления бизнесом. Управленческий учёт базируется на плановой, нормативной, технологической, учётной и расчётно-аналитической информации. Функции управленческого учёта не ограничиваются лишь сбором и фиксацией данных, а предусматривают также процессы обработки существующей и компенсирование недостающей информации, выявление и получение неявной информации, определение способов её получения, создание, моделирование информационных массивов прогнозного и стратегического характера для целей управления при отсутствии такой информации в известных источниках.
Современные методы и системы управленческого учёта и анализа позволяют компенсировать недостаток информации, создавать новую не существующую в готовом виде информацию посредством специальных моделей аналитической обработки данных, прогнозирования, имитационного моделирования, экспериментирования, описательных сведений, накопленных практиками в области экономики и управления, опытных суждений и оценок специалистов в соответствующих областях, экспертов и методов экспертных оценок, экспертных систем, о которых будет сказано далее.
Методы обработки, выявления, компенсирования и создания информации на основе современных информационных технологий, интеллектуальных систем подробнее рассмотрены в монографии [3].
В процессе автоматизации информационного обеспечения управления формируется совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений, которая именуется экономической информационной системой (ЭИС).
Современный уровень информатизации бизнеса предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов. Таким образом, формируется автоматизированная информационная система (АИС), которая представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, используемых при обработке информации для принятия управленческих решений.
Создание и функционирование систем в управлении экономикой тесно связаны с развитием информационной технологии – главной составной части АИС. Автоматизированная информационная технология (АИТ) – системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.
До появления АИТ управленческий учёт ограничивался созданием базы данных. Автоматизированные информационные технологии начинают формировать и включать в работу базы знаний. База знаний образуется из сложной, детально моделируемой структуры информационных совокупностей, описывающих все особенности предметной области. Под базой знаний понимают совокупность знаний о данной предметной области, структурированных в целях формализации процесса принятия решений.
Связь между фактами в базе знаний представляется правилами, каждое из которых состоит из двух частей: предпосылки («ЕСЛИ») и заключения («ТО»). И предпосылка, и заключение есть элементы базы знаний, описанные парами «объект-значение». В самом общем случае это выглядит так: «ЕСЛИ <логическое выражение>, ТО <текст процедуры> [комментарий]». Комментарии используются для формирования выводов и объяснений. Смысл правила в том, что если верна предпосылка, то верно и заключение. Таким образом, предпосылка «ЕСЛИ» строится как логическая комбинация некоторых объектов и событий и характеризует условия применимости правила (например, значение логического выражения больше (меньше) нуля или другого установленного ограничения). Заключение «ТО» представляется как список работ, которые необходимо выполнить при принятой логической комбинации фактов или её изменении, и концентрирует действия, производимые системой при поиске решений. Простейшая структура правила может быть представлена в виде: «если ПРЕДПОСЫЛКА, то ЗАКЛЮЧЕНИЕ». Правила могут иметь более сложную структуру, например «ЕСЛИ А и В и С и Правило N, то K и L и M».
База знаний подразделяется на предметные знания и метазнания.
Предметные (фактические) знания состоят из условий и правил принятия решений.
Метазнания (знания о знаниях) – знания о способах, оптимальных стратегиях и процедурах использования предметных знаний и их свойств.
База знаний является важнейшим элементом создаваемой на рабочем месте специалиста экспертной системы, которая выступает в роли накопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности и советчика специалисту при анализе экономических ситуаций и выработке управляющих воздействий.
Экспертная система (ЭС) – это совокупность методов и средств организации, накопления и применения знаний для решения сложных задач в некоторой предметной области [4]. Создание и развитие экспертных систем связано с формированием перспективного направления в развитии информационных технологий – искусственного интеллекта для принятия управленческих решений.
В экспертных системах сохраняется принцип построения базы знаний. Согласно этому принципу в ЭС имеются две основные формы представления знаний: факты и правила. Факты фиксируют количественные показатели явлений и процессов. Правила описывают соотношения между фактами, обычно в виде логических условий, связывающих причины и следствия. Основная идея при этом заключается в переходе от строго формализованных алгоритмов, предписывающих, как решать задачу, к логическому программированию с указанием, что нужно решать на базе знаний, накопленных специалистами в экономике. Помимо фактов и правил в состав базы знаний экспертных систем включают также коэффициенты определённости и комментарии.
Накапливать и использовать знания в экспертных системах помогают продукционные модели, которые обладают модульностью, легкостью расширения и модификации, психологической восприимчивостью. Продукционной системой называют метод формализации знаний в виде организованного множества правил типа «ЕСЛИ…ТО», раскрывающих наполнение структуры «Условие – Действие», в которой условия отражают состояние некой базы данных, а действия – содержание операций, производимых при наличии установленного состояния. При формировании базы знаний информационная структура (база данных), подлежащая преобразованию, представляет некоторое декларативное знание, а правила-продукции – процедурные знания о предметной области. Продукционные модели могут быть реализованы как процедурно, так и декларативно.
Несмотря на огромные достижения в совершенствовании средств информационного обеспечения, проблема качества, полноты и достоверности информации остаётся весьма актуальной. Главными в информационном обеспечении считаются проблемы формирования внешнего информационного поля, к которым относят:
1. Частичность информации. В ряде случаев из единого источника можно получить не всю информацию, а лишь её часть, при отсутствии источника получения недостающей информации.
2. Недостоверность информации. Часть информации (особенно в некоторых системах массовой информации (СМИ) и в Интернет) представляется сомнительной, а в ряде случаев и ложной. При отсутствии иных более достоверных источников приходится либо учитывать такую информацию с поправкой на неточность, либо отказываться от неё.
3. Противоречивость информации. Одни источники противоречат другим, причём нельзя однозначно определить достоверный источник.
4. Избыточность информации. Информация слишком подробна и требует больших усилий и/или затрат на выделение из неё части, полезной для управления и отсечения бесполезной информации.
5. Разнородность информации. Информация из разных источников поступает в различном виде (письменно, устно, по электронной почте, в виде графиков и таблиц, в виде Интернет-файлов и т. д.) Достаточно сложно организовать унификацию такой информации для дальнейшего хранения и обработки по единой технологии.
Поэтому формирование и поддержание информационного поля организации - задача непростая. Информационное поле невозможно создать за короткое время. Процесс накопления информации, а соответственно и опыта, требует времени, знаний, необходимых технических средств и квалифицированного персонала. Для оптимального информационного взаимодействия требуется рациональное проектирование системы информации и эффективное управление информационными потоками. Функция управления информацией включает в себя систематизированное накопление, создание, хранение, архивацию различных групп данных, поиск и выборку требуемой информации по различным признакам и критериям, периодический просмотр отдельных массивов информации и их реорганизацию.
Задача создания информационного поля организации – это задача стратегическая и решается в рамках стратегического плана развития организации в зависимости от того, какую стратегию принимает и проводит руководство. Правильно спроектированная и реализованная система информации перестаёт быть накладными расходами и превращается в стратегическое средство. Поэтому информация на рынке имеет потребительскую ценность, и предприниматели готовы платить за неё.
Потребительская стоимость полной информации определяется как разность между стоимостью положительного результата хозяйственной деятельности, когда имеется полное информационное обеспечение, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Пример. Управляющий магазином должен решить, сколько костюмов заказать для одного сезона. При закупке 120 костюмов расходы составят 150 д. е. за костюм, но если заказать 80 костюмов, расходы магазина возрастут до 160 д. е. за костюм. Продажная цена определена в размере 210 д. е. за единицу товара. При этом предприниматель не уверен, каков будет общий сбыт. Все нераспроданные костюмы могут быть возвращены, но лишь за половину покупной цены. Без дополнительной информации можно предположить вероятность 0,5 продажи 120 костюмов и вероятность 0,5 их сбыта в количестве 80 шт. В табл. 1 приведена прибыль, которую магазин получит в каждом из двух случаев.
Таблица 1
ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖИ КОСТЮМОВ
тыс. д. е.
Количество костюмов | Продажа 80 костюмов | Продажа 120 костюмов | Ожидаемая прибыль |
80 | 4 000 | 4 000 | 4 000 |
120 | 1 800 | 7 200 | 4 500 |
Приведенные значения прибыли рассчитываются как разность произведений количества проданных костюмов на их цену за единицу товара и количества оптовых закупок на соответствующую величину расходов за костюм. Полученная величина суммируется с произведением количества непроданных товарных единиц на половину соответствующей их партии закупок стоимости, по которой товар может быть возвращен поставщику.
Значения графы «Ожидаемая прибыль» определяются как средневзвешенное всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения. Для этого следует вычислить сумму произведений расчетных значений прибыли по строкам табл. 1 на их вероятности (0,5).
Без дополнительной информации предприниматель, если он безразличен к риску, предпочтет покупку 120 костюмов, надеясь на прибыль 7 200 тыс. д. е. при наилучшем исходе либо 1 800 тыс. д. е. при меньшем сбыте. Но если он не склонен к риску, то купит 80 костюмов, зная наверняка, что прибыль составит 4 000 тыс. д. е. по данной товарной группе.
Наличие полной информации обеспечивает правильность заказа на костюмы независимо от того, какой может быть сбыт. Если, например, объем продаж составит 80 шт. при том же объеме закупок, прибыль будет равна 4 000 тыс. д. е. При реализации 120 костюмов прибыль достигает 7200 тыс. д. е. Так как вероятности обоих результатов равны 0,5, ожидаемая прибыль, определяемая как средневзвешенное этих значений, будет равняться 5 600 тыс. д. е. [(4 000 + 7 200) * 0,5].
Ожидаемая прибыль при условии определенности 5 600 тыс. д. е. за вычетом ожидаемой прибыли при неопределенности (закупка 120 костюмов) в 4 500 тыс. д. е. составит стоимость полной информации, равной 1 100 тыс. д. е. (5 600 – 4 500).
Таким образом, чтобы получить точный прогноз по сбыту, данному предприятию нецелесообразно отказываться от расходов на информационное обеспечение в пределах 1 100 тыс. д. е. Даже если прогноз не совсем точен, может оказаться выгодным вкладывать капитал в изучение рынка, обеспечивая тем самым лучший прогноз сбыта в следующем году. Такие вложения будут обеспечивать создание стратегического средства – информационного поля организации.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 293.