Король Речи Посполитой – глава исполнительной власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос 3 . Правовые основы деятельности короля РП

В соответствии с законодательством Речи Посполитой во главе исполнительной власти стоял король, который с конца 16 века уже избирается. При избрании которого также сохранялось право вето. Король возглавлял сенат, «посполитое продвижение» (позже во главе обороны государства стал коронный гетман), созывал сеймы, определял срок их заседаний, назначал на высшие правительственные должности. Он осуществлял внешнюю политику государства, за которую отвечал перед вальным сеймом. Власть короля была существенно ограничена «золотыми шляхетскими вольностями».

Рядом со свободным вето знать заключала с претендентами на польский престол «Пакта конвента» – договор, согласно которому король возлагал на себя ряд обязательств по решению некоторых внутренних и внешних проблем. В 1573 г., во время избрания Генриха Валуа, были разработаны генриховские статьи «согласно которым король терял право без согласия сейма устанавливать новые налоги и пошлины, созывать общее ополчение и т. д. Одновременно он обязывался:

созывать сеймы раз в два года сроком на шесть недель;

при перенесении войны за пределы Речи Посполитой выплачивать каждому ратнику по 5 гривен;

иметь при себе постоянный совет из 16 сенаторов, который фактически управлял не только страной, но и личной жизнью короля.

Генриховские статьи «были введены только при избрании Стефана Батория (1576), а затем подтверждались всеми королями Речи Посполитой. Если король действовал вопреки праву и своим обязательствам, то знать имела право не подчиняться королю и выступить против него. Это право знать осуществляла путем созыва конфедераций (союзов вооруженной шляхты) или «рокоши» – вооруженного восстания против короля.

Свободное вето и конфедерации были мощным оружием борьбы различ- ных феодальных группировок за власть в государстве, легальной формой феодальной анархии. После смерти короля начинался период безвластия, который длился от нескольких месяцев до нескольких лет. Во времена безвластия существовала особая должность интерекса, которую обычно занимал примас польской католической церкви.

 

Административно-территориальное деление РП.

В конце XVIII в. в связи с тремя разделами Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) между Россией, Пруссией и Австрией административно-территориальное деление на землях Беларуси претерпело существенные изменения.

На территории, вошедшей в состав Российской империи, в качестве административно-территориальных единиц вводятся губернии. В результате 1-го раздела Речи Посполитой восточная часть Беларуси отошла к Российской империи и была включена в состав образованных Могилевской, Псковской и Полоцкой губерний.

На территории Беларуси, остававшейся в составе Великого княжества Литовского, в 1791 г. были образованы новые поветы: в Брестском воеводстве Пинско-Заречный с центром в деревне Плотница (в 1792 г. переименован в Запинский с центром в г.Столине) и Кобринский, в Виленском воеводстве, Завилейский (центр - г. Поставы) и Эйшишкский, в Новогрудском- Случерецкий (Слуцкий).

После 2-го раздела Речи Посполитой в состав Российской империи вошла центральная часть Беларуси, где была образована Минская губерния. Остававшийся после 2-го раздела в составе Речи Посполитой Гродненский повет Трокского воеводства в 1793 г. был преобразован в Гродненское воеводство.

После 3-го раздела Речи Посполитой западная часть Беларуси вошла в состав Российской империи, были созданы Виленская и Слонимская губернии

 

 

Образование и деятельность Облисполкома Западной области и фронта как центрального органа советской власти в Беларуси.

Советская власть в Беларуси была установлена в октябре–ноябре 1917 г. (на неоккупированной немцами территории). Главный принцип новой власти – общественная собственность на средства производства. Точной программы экономического развития у большевиков при этом не было.

Прежде всего большевики создали структуру политической власти. Все органы Временного правительства ликвидированы. В Минске на съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Западного фронта (вторая половина ноября 1917 г.) создается Областной исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта – высший орган власти в крае.

26 ноября 1917 г. создан Совет народных комиссаров Западной области и фронта, ответственный перед Областным исполнительным комитетом. Он направлял деятельность комиссаров; руководил всей хозяйственной и культурной жизнью области; руководил демобилизацией с фронта; руководил борьбой против контрреволюционных выступлений; принимал меры по ликвидации старых учреждений.

22 ноября 1917 г. одной из первых ликвидирована старая судебная система. Создается сеть контрреволюционных трибуналов.

Для разрешения проблемного продовольственного вопроса принимается ряд мер:

- взяты под контроль финансы (национализированы все частные банки и создан единый Государственный банк с филиалами на местах); 

- вводится рабочий контроль на предприятиях с целью борьбы с саботажем;

-проводится национализация промышленности (первый этап – национализированы железнодорожные мастерские по ремонту паровозов и вагонов, вся ж/д – сеть; второй этап – лесообрабатывающие заводы, торфообрабатывающие предприятия и др. объекты, интересующие военное ведомство;        

- принято Положение об организации губернских советов народного хозяйства (совнархозы).

Совнархозы в соответствующих губерниях имели право:

 конфисковывать капиталы, движимое и недвижимое имущество частников на предприятиях губернского масштаба;

финансировать государственные предприятия; выдавать предприятиям кредиты;

обеспечивать предприятия материалами;

организовывать сбыт готовой продукции; решить ряд организационных вопросов;-

введен 8-часовой рабочий день, запрещено работать малолетним, для подростков рабочий день уменьшили до 4–6 часов.

Созданы инспекции труда по учету сверхурочных работ. Введены еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый отпуск. Созданы инспекции по охране труда, технике безопасности.

- ликвидировано право владения на государственную недвижимость.

- осуществляется переселение рабочих в квартиры буржуазии, ввели коммунальные квартиры.

- национализированы частные медицинские учреждения, отменена плата за лечение и др.

- созданы биржи труда с целью ликвидации безработицы.

- созданы специальные органы по контролю продовольствия.

Введены монопольные (твердые) цены на хлеб, открываются столовые.

- открываются учреждения образования с целью ликвидации безграмотности, открываются библиотеки и др., налажен выпуск газет "Советская правда", "Бедняк" и др.

- поддерживается создание коллективных хозяйств (коммуны, сельхозартели, товарищества по совместной обработке земли).

Коммуны– объединения, в которых обобщались постройки, жилье, скот, птица, инвентарь (наивысшая ступень объединения средств производства).     - созданы комитеты бедноты по борьбе с голодом. Разрешалось расстреливать тех, кто прятал хлеб и т.д.

Условия Брестского мира

Условия Брестского мирного договора не были слишком благоприятными для России, так как она теряла множество территорий, однако продолжающаяся война стоила бы стране гораздо большего.

· Россия теряла территории Украины, частично Белоруссии, Польши и Прибалтики, а также Великого Княжества Финляндского;

· Россия также теряла довольно значительную часть территорий на Кавказе;

· Русская армия и флот должны были быть немедленно демобилизованы и полностью должны были покинуть места сражений;

· Черноморский флот должен был отойти к командованию германии и Австро-Венгрии;

· Договор обязывал советское правительство немедленно прекратить не только военные действия, но также всякую революционную пропаганду на территории Германии, Австрии и странах-союзниках.

Последний пункт вызывал особенно много споров в рядах партии большевиков, так как он фактически запрещал советскому правительство проводить идеи социализма в других государствах и мешал созданию социалистического мира, о котором большевики так мечтали. Германия также обязала советское правительство выплатить все убытки, которые понесла страна в результате революционной пропаганды.

Несмотря на подписание мирного договора, большевики опасались, что германия может возобновить военные действия, поэтому правительство было экстренно переведено из Петрограда в Москву. Москва стала новой столицей.

Образование Литовско-Белорусской Советской Республики и формирование высших органов государственной и партийной власти Литовско-Белорусской ССР.

В связи с продвижением польских войск в ходе советско-польской войны московское правительство РСФСР в декабре 1919 г. предложило объединить Литовскую и Белорусскую ССР в единое государственное образование – Социалистическую Советскую Республику Литвы и Беларуси (ЛитБел). В ее состав вошли Минская, Гродненская, Виленская, Ковенская и часть Сувалковской губерний с населением более 4 млн. человек. Столица – Вильно. Разработан проект Конституции ЛитБел. Во главе ЛитБел стояли органы – СНК в составе 16 народных комиссариатов (наркоматов) во главе с Мицкявичусом-Капсукасом..; ЦИК во главе с Циховским. Основные цели нового государства:

- обеспечение независимости трудящихся ЛитБел.

- обеспечение неприкосновенности границ ЛитБел.

В августе 1919 г. территория ЛитБел была полностью оккупирована польскими войсками. 

Образование временных органов государственной власти на территории Западной Беларуси в начале Второй мировой войны

 

23 августа 1939 г. правительство СССР заключило договор с Германией, подписав пакт о ненападении, дополненный секретными протоколами, разделявшими сферы влияния Германии и Советского Союза (пакт Молотова-Риббентропа).

1 сентября 1939 г. Германия начала войну против Польши.

17 сентября Красная Армия перешла границу СССР и вступила на территорию Западной Беларуси и Западной Украины. В течение 10 дней вся территория Западной Беларуси была занята Красной Армией.

По инициативе местного населения, а также представителей Красной Армии на всей территории Западной Беларуси были образованы временные органы власти: комитеты сел, крестьянские волостные комитеты, съезды и совещания крестьянских комитетов волостей и уездов, временные управления городов и поветов, в состав которых вошли и представители Красной Армии, а также НКВД.

В октябре в центрах бывших воеводств были созданы 4 Временных управления областей: Виленское, Новогрудское, Белостокское и Полесское.

 

 

Король Речи Посполитой – глава исполнительной власти

Короля Речи Посполитой шляхта избирала пожизненно. Впервые это произошло после смерти Сигизмунда II Августа. В мае 1573 г. на чрезвычайном сейме победу одержала кандидатура французского герцога Генриха Валуа (Валезы).

Его шляхта прозвала «Гавэндским» («разговорчивым»).

Полномочия короля определяли следующие документы — Пакта конвента и Генриховы артикулы. Пакта конвента представляла собой соглашение между шляхтой и новоизбранным королем, определяла условия избрания на престол Речи Посполитой. Документ предусматривал обязанности монарха: оказание финансовой помощи государству, выплату долгов предыдущего короля, сохранение шляхетских вольностей, неиспользование войска против шляхты и др. Пакта конвента составлялась отдельно для каждого короля.

Генриховы артикулы предусматривали свободное избрание короля шляхтой, свободу христианского вероисповедания, обязанность монарха собирать сейм один раз в два года. Королю запрещалось без согласия сейма вводить новые налоги, созывать шляхетское ополчение. Каждый новый монарх должен был подтверждать этот документ.

Сейм контролировал деятельность короля через совет, состоявший из 16 членов Сената. Они пристально следили за исполнением монархом дозволенных ему функций и обязанностей. Если шляхта не соглашалась с королем или стремилась достигнуть определенных политических целей, то она имела право создавать конфедерации (временные военно-политические союзы). Дело порой доходило до рокоша: шляхта могла отказаться от повиновения королю и с оружием в руках выступить против него.

После Генриха Валуа выборными королями Речи Посполитой и одновременно великими князьями литовскими были Стефан Баторий (1576—1586), Сигизмунд III Ваза (1587-1632), Владислав IV Ваза (1632-1648), Ян II Казимир Ваза (1648—1668), Михал Вишневецкий (1669—1673), Ян III Собесский (1674—1696), Август II (1697—1706, 1709—1733), Станислав Лещинский (1704—1709, 1733), Август III (1733-1763), Станислав Август Понятовский (1764—1795).

Король Речи Посполитой считался обладателем верховной власти, одновременно с тем, с 16 века, особым чином-сословием, законодательствованием в Сейме наряду с Сенатом и посольской избой. Во второй половине 15 века Казимир Ягеллончик и Ян Ольбрахт применяли систему личного правления, опираясь на среднюю шляхту, и ограничивали влияние магнатов и церкви. По их концепции, король является единственным субъектом власти в государстве. Символическим выражением этого была введенная в 16 веке так называемая закрытая корона с небольшим яблочком и крестиком наверху, сделанная по образцу императорской короны.

С 16 века Сигизмунд I Старый, опираясь на магнатов, стремился затормозить шляхетское движение. Находившаяся в оппозиции к короне и его жене Боне Сфорца, которая со своей родины Италии вынесла абсолютистские идеи, средняя шляхта выдвинула программу ограничения королевской власти. Выражением этого была концепция верховенства права в государстве, которому подчинялся также и король. Верховенство права означало, в сущности, то, что без согласия шляхетского сословия, представленного в Сейме Посольской избой, не могли издаваться никакие законы.

Ослабление королевской власти проявилось в элекциях, имевших место после 1572 года. Король, ограниченный элекционными пактами и Генриковскими артикулами, не обладал уже теми позициями, что прежде. Ища опоры в шляхте против бунтовавших магнатов, Стефан Баторий должен был создать Коронный трибунал, ограничивший судебную власть короля.

Король Сигизмунд III Ваза впоследствии своей династической политики, направленной на усиление королевской власти, реализуемой при опоре на Габсбургов и католическую иерархию, оказался в конфликте со шляхтой и частью магнатов. Рокош Зебжидовского в 1606-1609 годах выдвинул лозунг против угрозы absolutum dominium. Провозглашалось, что тело Речи Посполитой - шляхта - важнее ее головы - короля. В этой обстановке приобрела значение содержавшаяся в Генриковских артикулах статья об отказе от повиновения. Способ пользования ею был определен в конституции, изданной после рокоша Зебжидовского (1607-1609г). В повиновении королю можно было отказать после трехкратного напоминания: первый раз после напоминания примаса либо сенатора, затем - сеймика и, наконец,- Сейма. Если король после этих напоминаний не исправлял нарушений, можно было свергнуть его с трона. Предпринятую Яном Каземиром (1648-1668) попытку усиления власти монарха свел на нет победоносный рокош Ежи Любомирского (1665-1666).

Попытки укрепления королевской власти, предпринятые Августом Вторым Саксонским, опирались главным образом на внешние силы. Успеха эти попытки не имели. Модель Речи Посполитой коренным образом отличалась от того, что было в других европейских государствах.

Законодательную власть король осуществлял вместе с Сеймом. Королю принадлежало право законодательной инициативы и санкционирования постановлений Сейма. Король влиял на законодательство и «модерованием», то есть путем окончательного редактирования законов перед их публикацией.

Сеймовые конституции (постановления) оглашались от имени короля с упоминанием, что они изданы с согласия Сейма. Самостоятельным законодателем король остался по отношению к королевским городам, евреям, крестьянам домениальных имений и т.д. За королем сохранялось верховенство над ленными землями - княжеская Пруссия (Восточная), Курляндия. Он имел право назначения чиновников, ограниченное, однако, тем, что кандидатуры на пост в земских судебных учреждениях предварительно выдвигались сеймиками. Король вершил дисциплинарное судопроизводство над чиновниками, однако мог наказывать только штрафами. Он не мог устранить чиновника, кроме случаев, когда они совершали преступление.

Король являлся главнокомандующим армией, но на практике был сильно ограничен властью гетманов, направлял внешнюю политику. Переход значительной части королевских угодий в пожизненное пользование держателей и контроль Сейма над расходами казны значительно ограничивали возможности короля распоряжаться финансовыми ресурсами государства. Наиболее же ограниченной после создания в 1578 году Коронного трибунала была судебная власть короля. Король принимал участие только в сеймовых судах и не имел права помилования и амнистии.

Доходы короля складывались из поступлений от королевских имений, занимавших шестую часть территории государства. Доходы позволяли королю содержать двор, а раздача части этих имений в пожизненное пользование в качестве «хлеба хорошо заслужившим» либо во временное пользование позволяла ему приобретать сторонников. Король был, следовательно, самым крупным феодалом, а при прогрессивном ущемлении его государственных функций он оставался с конца 16 века фактически пожизненным президентом шляхетской Речи Посполитой

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 348.