Одним из основных условий успешной адаптации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью к жизни в школе является способность осуществлять саморегуляцию в учебной деятельности, т.к. учебная деятельность является ведущей для младшего школьника.
В своих работах С.Д. Забрамная (1995) подчёркивает, что на всех этапах познавательной деятельности умственно отсталые дети имеют место элементы недоразвития.
Оказывается дефективной уже первая ступень познания – восприятие; отмечается узость восприятия. Анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части.
Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Характерна сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.
Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.
Они лучше запоминают внешние, случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.
У умственно отсталых позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Опосредованная смысловая память слабо развита. Отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия- представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.
Отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний.
Необходимо учитывать и состояние волевой сферы у.о. Такие дети предпочитают в работе лёгкий путь, не требующий волевых усилий. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются точной конечной целью; не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а поэтому не могут правильно оценить её решения. Некритичность в своей работе также является особенностью деятельности этих детей.
Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддаётся коррекции. М.С. Певзнер (1995) и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных ( коррекционных) учреждений.
Умственно отсталым детям свойственны: слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению и недоразвитие второй сигнальной системы.
В научной литературе саморегуляция понимается не только как способность, результатом которой является присвоение опыта, но и как целенаправленная активность самого субъекта, его самодвижение, саморазвитие (во многом зависящие от сформированности способов самоконтроля и самооценки).
Т.В. Егорова подчеркивала, что особенности самоконтроля умственно отсталых детей отчетливо проявляются при выполнении таких заданий, которые требуют определенных целенаправленных действий в течение достаточно продолжительного времени.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 390.