Развитие саморегуляции в детском возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как выяснили исследования, уже на первом году жизни у ребенка начинают появляться произвольные движения. Со второго года жизни появляется способность к представлениям отсутствующих предметов, из-за чего поведение ребенка определяется уже не только представленной ситуацией, но и представляемой. Вследствие этого растет и время удержания заданной ребенку цели действия, а затем появляется и возможность самостоятельной постановки цели.

В возрасте от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи, хотя побуждение и торможение действия в этом возрасте, по большей части, еще регулируется действием реальных внешних стимулов. Благодаря развитию речи и основанного на нем мышления ребенка, постепенно формируется внутренний план, из-за которому ребенок создает замысел и план своих действий, подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет «предвидеть» будущее и учитывать его в своих действиях.С двух до двух с половиной лет ребенок пытается действовать на основе соподчинения мотивов, когда действие, вызывающее неприязнь совершается ради привлекательного мотива.

С четырех лет развивается контроль над собственными действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с трех лет. Уже в дошкольном возрасте появляются первые зачатки самооценки, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает.

Одним из важных результатов, полученных в исследованиях саморегуляции, является выявление связи между развитием саморегуляции и развитием мотивационной сферы личности, зависимости эффективности регуляции действия от силы мотивов.

Развитие саморегуляции, как оказалось также связанно с изменением соотношения внутренней и внешней стимуляции. Если в младшем возрасте регуляция поведения осуществляется только через внешнюю стимуляцию, через взрослых, то с возрастом растет роль собственной стимуляции (собственной постановки цели, самостимуляции, намеренные изменения мотивации). При необходимости затормозить какое-либо действие дети сами создают условия, исключающие привлекательные действия.

Поступление в школу означает собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка — младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В младшем школьном возрасте в центр психического развития выдвигается формирование произвольности: формируется произвольный характер мышления, памяти, внимания, ребенка; появляется умение действовать организованно, в соответствии с поставленными перед ним задачами; ребенок учится управлять своим поведением, протеканием психических процессов. Объясняется это тем, что в указанный период ребенок начинает обучаться в школе, а положение школьника и его учебная деятельность предъявляет к произвольному поведению уже достаточно высокие требования.

По мнению А.Р.Лурии , возраст в 6-8 лет это переломный этап в становлении произвольной организации деятельности. В этот период заканчивается второй скачок в развитии лобных долей коры головного мозга, изменяются характеристики электрической активности мозга, что связано с увеличением роли лобных отделов коры головного мозга, принимающих непосредственное участие в контроле произвольных форм деятельности(24).

Эти данные согласуются с результатами исследований физиолога Красногорского Н.И., показывающими, что, начиная с 7 лет, регулирующий тормозной контроль коры головного мозга под инстинктивными и эмоциональными реакциями начинает приобретать все большую силу

Таким образом, дети 6-7 лет уже в состоянии сознательно регулировать свои действия.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 212.