Вопросы для самоподготовки:
· Экономические и политические аспекты энергетической дипломатии.
· Глобальные приоритеты энергетической дипломатии России.
· Региональные аспекты энергетической дипломатии России.
· Правовые основы сотрудничества с ведущими импортерами энергетических ресурсов.
· Правовые основы сотрудничества с ведущими экспортерами нефти и газа.
· «Корпоративный уровень» энергетической дипломатии.
Задания:
1) Подготовка к интерактивному занятию по заключению международного соглашения в сфере ТЭК;
2) Подготовка к опросу;
3) Подготовка к тестированию.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Введение в энергетическое право [Электронный ресурс] / О. А. Городов . Изд. 2-е, перераб. и доп. Москва : Проспект, 2017 .Электрон. версия печ. публикации . Доступ возможен через Электронную библиотеку БашГУ <URL:https://elib.bashedu.ru/dl/prospekt/Vvedenie_v_energeticheskoe_pravo.pdf>.
2. Международное право: учебник /отв.ред. К.А. Бекяшев. – М.: Проспект 2015 – 350 с.
3. Международное частное право : учебник : в 2 т. / Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Кафедра международного частного и гражданского права ; отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. - Москва : Статут, 2015. - Т. 2. Особенная часть. - 764 с. - Библиогр. в кн. (т. 2). [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452699.
4. Курбанов Р.А. Энергетическое право и энергетическая политика Европейского Союза : монография / Р.А. Курбанов ; Институт государства и права РАН. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 167с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446494.
Дополнительная литература ко всем темам
1. Андреева Г.Н. Институт собственности в конституциях зарубежных стран и Конституции Российской Федерации. М., 2009. .— 368 с
2. Дипломатическое и консульское право: учебное пособие / В.А. Мещериков, Э.А. Павельева. М.: Проспект, 2015. 240 с.
3. Конституционное право Российской Федерации : учебник / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Юридический факультет им. М.М. Сперанского ; отв. ред. С.И. Носов. - Москва : Статут, 2014. 391 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450258.
4. Курбанов Р.А. Корпоративное право; энергетическое право (специальность 12.00.07 [Текст] : 9.1. Развитие возобновляемых источников энергии и защита окружающей среды: правовое регулирование в Канаде // . 2014 . №2 . С.117-120.
5. Муниципальное право : учебник для бакалавров / Московский гос. юридический ун-т им. О. Е. Кутафина; отв. ред. В. И. Фадеев .— Москва : Проспект, 2014 .— 336 с.
6. Шугрина Е.С.. Муниципальное право : учебник / Е. С. Шугрина . 5-е изд., перераб. и доп. Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2014 . 576 с.
Нормативно-правовая база
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. №4. ст.445.
2. Всеобщая декларация прав человека: Принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. Ст. 291.
1. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. // «Российская газета», № 67, 05.04.1995.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней [Заключена в Риме 4 ноября 1950 г.] // СЗ РФ.2001. №2. Ст.163.).
3. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [Подписана в Минске 26 мая 1995 г.] // СЗ РФ. 1999. №13. Ст.1489.)
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ. 1997. №51.
5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ (с послед. измен) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №42. Ст.5005.
6. Федеральный закон от 26 марта 2003 года (с послед. измен) № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 2003, N 13, ст. 1177.
7. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ.2009, N 48, ст. 5711; 10.05.2010, N 19, ст. 2291.
8. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (с послед. измен.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
9. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. N 29. ст. 3609.
10. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, № 48, ст. 5711;10.05.2010, N 19, ст. 2291.
11. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 36; N 52, ст. 5597.
12. Постановление Правительства МО от 23.10.2009 N 892/46 (ред. от 29.04.2010) «О Положении, структуре и штатной численности Топливноэнергетического комитета Московской области» // «Информационный вестник Правительства МО», № 11, Часть II, 10.12.2009; № 6, часть 1, 30.06. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. ст. 776.
13. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ. 2006. №19.Ст.2060; СЗ РФ. 2010. №27. Ст.3410; СЗ РФ. 2010. №31. Ст.4196.
14. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм.) // СЗ РФ.2006. №31 (часть 1). Ст.3448; СЗ РФ. 2010. №31. Ст.4196.
15. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм.) // СЗ РФ. 1995. №21. Ст.1930.
16. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316.
17. Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №2. Ст.231.
18. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ.1999. №18. Ст.2208.
19. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. №104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"(с изм..) // СЗ РФ. 2000. №30.Ст.3122; СЗ РФ. 2002. №12. Ст.1093; СЗ РФ. 2004. №35. Ст.3607; СЗ РФ.2006. №6. Ст.636.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
1. Официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
2. Официальный сайт Европейского Суда по правам человека http://www.coe.int/t/r/human_rights_court/
3. Официальный сайт МВД России www.mvdinform.ru
4. Научная социальная сеть уголовно-правовой и криминологической направленности www.crimpravo.ru
5. Сайт Саратовского Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. www.sartraccc.ru
6. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
7. Информационно-правовой портал «Гарант» www.garant.ru
8. Сайт Юридической научной библиотеки издательства «Спарк» www.lawlibrary.ru
9. Информационная система «Континент» www.continent-online.com
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приобретение знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине осуществляется в процессе всех видов аудиторных учебных занятий (лекции, практические либо семинарские занятия, консультации), а также самостоятельной работы обучающихся.
Лекции составляют основу теоретической подготовки студентов. В ходе лекций обсуждаются наиболее сложные вопросы учебного курса, приводятся различные точки зрения по ключевым проблемам, раскрываются законодательные положения и практика их реализации. При этом затрагиваются спорные моменты, побуждающие студентов к самостоятельному углублению знаний и развитию творческого мышления.
В процессе самостоятельной работы студенты должны ознакомиться со своими записями, сделанными на лекции. При необходимости формулируются вопросы к преподавателю. Качество усвоения лекционного материала только повысится, если больше внимания уделить чтению дополнительной учебной и научной литературы.
На практических занятиях студенты закрепляют и углубляют знания, полученные в ходе лекций и самостоятельной работы с литературой, приобретают навыки поиска и изложения материала, анализа нормативных источников, умения вести дискуссию, и аргументировано отстаивать свою точку зрения при оценке конкретной ситуации, выносимой на обсуждение.
Самостоятельная работа является важной формой углубления и закрепления знаний, полученных на лекционных и практических занятиях. Особенно важен этот вид учебной деятельности для студентов заочной формы обучения. Выполнение домашних заданий призвано привить студентам навыки самостоятельного анализа теоретических положений права, законодательства и обобщения практики применения социального законодательства.
Самостоятельная работа начинается с изучения содержания лекций по соответствующей теме. Затем осуществляется подбор нормативных правовых источников, соответствующей научной, учебной литературы и материалов правоприменительной практики, более основательно раскрывающих содержание изучаемой темы.
При изучении международных актов, нормативных правовых актов РФ обучающемуся следует знать обо всех последних изменениях и дополнениях, вносимых в них, о появлении новых международных актов, Для этого требуется ежедневная самостоятельная работа с периодическими изданиями, ознакомление с официальными публикациями в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации».
Наиболее удобным способом отслеживания всех изменений и дополнений, в том числе и новейших, является обращение к справочно-правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант» и т.п., которые представляют собой обновляемые электронные информационные банки нормативных документов федерального и регионального законодательства, международных актов, судебной практики.
В самостоятельной работе обучающийся руководствуется рабочей программой для соответствующей формы обучения, расписанием занятий и стремится к достижению планируемых результатов освоения учебной дисциплины.
В случае возникновения неясных вопросов как при решении задач, так и на других этапах самостоятельной работы студент всегда может получить индивидуальную консультацию преподавателя.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Справочно-правовая система «Гарант. Платформа F1»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Компьютерный класс, оргтехника, мультимедийное оборудование (во время лекционных и практических занятий), доступ к сети Интернет и справочно-правовым системам «Консультант Плюс», «Гарант. Платформа F1» (во время практических занятий и самостоятельной подготовки), доступ к электронной библиотеке БашГУ.
Студенты из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены электронными и печатными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
По чтению лекционного курса
Лекции в любом вузе составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими магистрами основополагающего учебного материала, принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний.
Основные функции лекций: 1. Познавательно-обучающая; 2. Развивающая; 3. Ориентирующе-направляющая; 4. Активизирующая; 5. Воспитательная; 6. Организующая; 7. Источниковедческая.
Суть познавательно-обучающей функции состоит в передаче обучающимся правовых знаний, необходимых для формирования у них компетенций, определенных ФГОС.
Развивающая функция выражается в формировании у обучающихся творческого, научно доказательственного мышления, в повышении уровня их интеллекта, способностей, деловых качеств, которыми должен обладать юрист.
Ориентирующе-направляющая функция заключается в определении рамок и форм глубокого изучения той или иной темы, а также в нацеливании обучающихся на усвоение ими требований и содержания квалификационной характеристики выпускника-юриста.
Активизирующая функция предполагает такое содержание и освещение материала, которые вызывают у слушателей интерес к теме, притягивают, оказывают на них внушающее влияние, побуждающее у них активность на учебных занятиях.
Воспитательная функция означает направленность и способность лекций на привитие качеств и цивилизованности гражданской позиции.
Организующая функция лекционного курса больше всего характерна установочным и вводным лекциям.
Источниковедческая функция заключается в обзорном ознакомлении обучающихся с имеющейся по вопросам лекции учебной, методической, монографической литературой, научными статьями, политико-правовыми актами, документами международного права и т.д.
Основные требования к содержанию лекционного курса:
1. Соответствие ФГОС, ООП и рабочей программе учебной дисциплины.
2. Построение лекционного курса на идейно-мировоззренческой, научной основе, общечеловеческих правовых идеалах, ценностях, принципах и новейших достижениях юриспруденции.
3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых-правоведов, философов, мыслителей.
4. Отражение прогрессивных международных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, а также перспектив дальнейшего развития науки и практики в соответствующей области правоведения.
5. Наполнение лекций факторами, обеспечивающими их воспитательную направленность.
6. Реализация внутри и междисциплинарных логических связей, обеспечение преемственности освещаемых положений, координации сообщаемого на лекциях материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной учебной работы.
Виды лекций по юридическим дисциплинам
1. Вводная лекция. Это первая лекция, с которой начинается лекционный курс.
2. Установочная лекция. Это весьма ограниченная объемом и читаемая обычно для обучающихся по заочной форме. Ее назначение – ознакомление слушателей в общих чертах с системой и содержанием этой дисциплины, оказание им помощи в усвоении сложных проблем, общий обзор литературы.
3. Основные лекции. Лекции, освещающие соответствующие темы курса, предусмотренные рабочей программой.
4. Обзорные лекции. Эти лекции сводятся к освещению наиболее сложных тем и тех вопросов, которых нет в учебнике.
5. Проблемные лекции. Это лекции с использованием казусно-ситуационного приема, означающего создание и поиск путей разрешения вместе с обучающимися проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих.
6. Итоговая лекция. Это последняя, завершающая курс лекция, в которой дается обобщение всего пройденного путем освещения главнейших проблем преподаваемой дисциплины и последних новых данных.
Лекционный курс должен отвечать следующим основным методическим требованиям:
1. Характеризоваться целостностью и дидактической обоснованностью последовательности изложения содержания курса и каждой лекции (быть систематизированным, логически стройным в плане изложения материала, содержать вводную, основную и заключительную часть и т.д.).
2. Обеспечивать осуществление необходимого нравственно-психологического контакта лектора со слушателями, основанного на соблюдении норм профессиональной этики преподавателя высшей школы и направленного на создание в аудитории отношений доброжелательности, уважительности, внимательности, требовательности, увлеченности предметом лекции.
3. Содержать дидактически целесообразные формы и методы изложения материалов курса, предполагающие: ясность и доступность изложения с учетом уровня подготовленности обучаемых, их адаптированности к вузовским лекциям; акцентирование внимания аудитории на основных моментах лекции; четкое раскрытие и объяснение явлений, событий, закономерностей; точность научной терминологии; свободный стиль изложения лекций с привлечением в необходимых случаях заранее подготовленного текста или тезисов, возможно цитат из монографий либо иных источников; соответствие темпа изложения возможности конспективной записи студентами основных положений курса и восприятия логики его изложения; эффективное использование методов разъяснения трудного для усвоения учебного материала, приемов повышения внимания, интереса и активности слушателей.
4. Рационально сочетать методические приемы традиционной педагогики и элементов новейших технологий обучения (казусно-ситуативный прием, педагогическое сотрудничество, диалог, использование графических образов, краткий итоговый опрос в конце лекции по рассмотренным вопросам и т.п.).
5. Обеспечивать методически обоснованное и эффективное применение вспомогательных учебных средств: наглядных пособий, демонстрационного оборудования, технических средств и компьютерных систем обучения, обеспечивающих интенсификацию учебного процесса, повышение прочности усвоения учебного материала, рационализацию труда преподавателя и обучающихся. Причем все факты, примеры, демонстрации, схемы, рисунки, приводимые лектором, должны служить средством для раскрытия основной идеи лекции.
Подготовка лекции является важным этапом, обеспечивающим высококачественное содержание и чтение лекции. Тематика читаемых лекций должна соответствовать рабочей программе учебной дисциплины.
Необходимыми элементами подготовительной работы преподавателя к лекции должны быть:
1) подготовка текста лекций, предпочтительнее полного или подробных тезисов лекции;
2) осмысливание, определение главной, основной идеи, цели лекции, обеспечивающих ее высокие идейно-теоретический уровень и практическую ценность;
3) разработка содержания лекции, обеспечивающего воспитание обучающихся в духе глубокого уважения к закону и законности, гордости за профессию юриста;
4) определение методических приемов, которые целесообразнее всего использовать при чтении лекции с учетом ее материала;
5) подготовка наглядных пособий к лекции (таблиц, схем и т.д.);
6) выбор монографий, научных статей, нормативных актов, подлежащих рекомендации обучающимся по теме лекции;
7) подбор примеров из практики для иллюстрации отдельных положений лекции;
8) избрание приемов оживления лекции.
При работе над текстом, тезисами лекции важно определить план лекции.
В лекции целесообразнее всего рассматривать наиболее важные и сложные теоретические и практические вопросы. Главная задача лекции должна состоять в овладении слушателями теоретическим материалом, изложении основ науки, привитии навыков самостоятельного мышления при решении тех или иных проблем, при изучении тех или иных обстоятельств.
К лекции должны готовиться и участвовать в ней обе стороны – и педагог, и обучающийся, только тогда она действительно становится видом коллективного мышления.
Чтение лекции. Если лекция начинается чтением новой темы, то целесообразно наряду с сообщением темы лекции дать очень краткую характеристику теоретической и практической значимости новой темы, сказать о мете и ее роли в учебном процессе. После чего лектор должен назвать основную монографическую литературу по теме курса и сообщить план лекции.
При продолжении чтения лекции по начатой теме необходимо напомнить обучающимся последнюю проблему предшествующей лекции после чего возможен переход к последующему материалу лекции. При изложении вопросов темы лекции должны быть четко оттенены переходы от одного вопроса к другому, от одной проблемы к другой проблеме.
Окончание рассмотрения вопроса темы лекций должно заканчиваться, как правило, кратким содержательным выводом, заключением по нему.
Лектор должен читать лекцию свободно, в живой и доступной форме, что легче всего достигается наличием перед ним конспекта (тезисов) лекции. Читать лекцию следует умеренным темпом, излишне медленный темп чтения столь же вреден, как и чрезмерная быстрота.
Лекция должна отличаться высокой научностью содержания, отточенностью формулировок, логической стройностью аргументации и доказанностью, верностью фактических данных, безукоризненной точностью приводимых цитат, надлежащим научным аппаратом.
При рассмотрении спорных, дискуссионных вопросов необходимо кратко, четко изложить содержание спорной проблемы, основные точки зрения по проблеме представителей юридической науки. Во всех случаях лектор должен высказать свое мнение, определиться по спорному вопросу.
В лекции важно избрать оптимальный вариант изложения основных положений нормативных актов. Нельзя увлекаться дословным переложением содержания нормативных актов. Более целесообразным следует признать всестороннее толкование, разъяснение основного содержания нормативного акта (нормы права), выяснение его социальной, исторической значимости, отграничение излагаемых правовых актов от смежных правовых положений.
При чтении лекции необходимо заранее продумывать методику изложения понятия определений, иных важных положений лекций. При изложении, раскрытии их можно вначале сообщить понятие определения, а затем раскрыть его основные признаки, содержание, подведя итог сказанному определенным заключением. Возможен и иной прием подачи понятия определений, при котором вначале излагаются его признаки, а затем на основе изложенных признаков формируется само понятие определения, чем и заканчивается изложение этой части лекций.
Особенно важно при чтении лекций добиваться необходимого контакта лектора с аудиторией.
Мастерство лектора – понятие емкое, многозначное. Среди его «слагаемых» - свободное владение материалом, манера держаться перед аудиторией. Но как бы ни были замечательны эти качества сами по себе, они окажутся обесценены, если их не сцементировать высокой культурой речи. Словесная беспомощность, а тем более неряшливость способны перечеркнуть и авторитет специалиста, читающего лекцию, и престиж представляемой им профессии.
Для развития у обучающихся юридического мышления полезно создание лектором проблемной ситуации, полемизации лекции. «Проблемной называется такая лекция, в которой происходит процесс активного совместного мышления лектора и слушателей. Лектор, изучая ту или иную тему, выдвигает спорный в науке вопрос либо представляет модель (образ) определенной юридической ситуации и, привлекая внимание обучающихся, включает их в совместный поиск (путем, например, обращения к ним с вопросом: «как нужно решить эту проблему, какой здесь вариант будет правильным») решения проблемы. В процессе такого совместного творчества можно спорить, совместно формировать выводы, подтвердить правильность или обоснованность выводов студентов.
Всем содержанием подготовленной лекции, приемами и методами ее изложения, манерой своего поведения и своим внешним видом лектор должен неотвратимо, негласно, но постоянно, систематически влиять на обучающихся, воспитывая в них новое чувство ответственности к делу, благородные качества высокой культуры и глубокую преданность своей профессии.
Поскольку чтение лекций во многом зависит от индивидуальных свойств лектора и специфики дисциплины, лекции на одну и ту же тему, прочитанные разными преподавателями, могут быть вполне доброкачественными и содержательными, но в то же время значительно отличаться друг от друга по построению, форме подачи материала, приемам доказывания тех или иных положений и т.д. Общее, главное в лекционном курсе – то, чтобы он эффективно выполнял свои функции, не только передавал знания, но и воспитывал определенное отношение к предмету, оказывал влияние на формирование убеждений, мировоззрения, творческой неукротимости. Для этого методика должна быть нацелена на то, чтобы обучающийся посещал лекции, соблюдая дисциплину и порядок, не просто присутствовал, а организованно и активно работал на лекциях.
Ввиду того, что отведенный ФГОС объем часов на лекционный курс весьма ограничен, лекции не могут охватить все вопросы, предусмотренные учебной программой.
Лекция – важный источник научной информации и во многих случаях незаменимый, т.к. современные темпы развития науки таковы, что учебники, монографии, периодические издания не в состоянии своевременно и полностью освещать новейшие научно-технические достижения и прогресс в области практики. Вместе с тем лекция представляет собой школу научного мышления для обучающихся, она оказывает на них огромное мировоззренческое, воспитательное влияние своим содержанием, методами и приемами изложения, обликом самого лектора, образованностью и эмоциональностью его речи.
Лекции в российских ВУЗах, имея магистральное значение в процессе обучения, аккумулируют в себе оба важных направления образования: передачу информации о соответствующих положениях той или иной отрасли знаний, ознакомление студентов с узловыми вопросами теории и практики изучаемой учебной дисциплины и воспитание у них всех тех качеств, которыми должен обладать любой современный специалист.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 244.