Общая характеристика актового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Древнерусские акты представляют собой довольно обширный комплекс источников. По подсчетам В.А. Кучкина, до нашего времени сохранилось всего 8 актов XII в., 15 актов, относящихся к ХШ в., 163 - к XIV в., и 2048 - к XV в.: всего 2234 акта, причем более половины из них (1302) датируется второй половиной XV в. Количество древнерусских актов, на первый взгляд значительное, существенно меньше, чем комплексы западноевропейских актовых источников. Так, опубликованная небольшая часть архива итальянского г. Лукки всего за одно столетие (с середины ХШ по середину XIV в.) насчитывает около 30000 документов.

В XVI в. в связи с интенсификацией выдачи жалованных и указных грамот ежегодно выдавалось до 50 грамот в год, что вместе с актами других разновидностей (включая несохранившиеся) должно было составлять около 100 актов ежегодно. Еще быстрее увеличивался объем актового материала в XVII в., когда один только Печатный приказ, по данным К.Д. Федорина, ежедневно выдавал от 5 до 17 грамот (т. е. около 4000 актов в год). Однако и в это время корпус древнерусских актов существенно отстает от количества актов стран Западной Европы. Так, еще в первой половине XIV в. только из французской королевской канцелярии ежедневно исходило, по подсчетам Р.-А. Ботье, до 150 документов, скрепленных королевской печатью (за год до 60 000), а в архиве Арагонского королевства сохранилось 6500 регистров, зафиксировавших около 4 млн актов. Другими словами, лишь с XVII в. акты па Руси можно отнести (да и то с определенными оговорками) к массовым источникам*.

*Заметим попутно, что многочисленность и стандартность формы актов затрудняет определение подделок методами анализа внешней формы источника: палеография и дипломатика здесь зачастую оказываются бессильными.

Это в значительной степени сказалось на развитии методики работы с. древнерусскими актами. Западноевропейская дипломатика традиционно больше внимания уделяла канцелярскому происхождению документа (где, кем и как, по чьему приказу создан и выдан акт), поскольку работа с индивидуальными актами часто оказывалась неэффективной. Отечественная же дипломатика сосредоточила внимание на происхождении актов в более широком - историческом - смысле: установлении причин и предпосылок появления каждого конкретного документа, выяснении, в чьих интересах он составлялся и утверждался, какие цели преследовались при этом заинтересованными сторонами.

Изучение природы максимально однородных и сравнимых актов привело к выводу о необходимости выработки специфического подхода к каждой из их групп. Достаточно дробная классификация актов помогает разработать более совершенные методики их источниковедческого исследования. Это, в свою очередь, позволяет получать максимальную информацию о прошлом из столь своеобразного вида источников, как акты. Источ-никоведы разработали несколько принципов, на которых может базироваться классификация актового материала: по источнику права, на котором основыватся акт (соответственно выделяются публично-правовые и частные акты*; при этом первые, в свою очередь, делятся на светские и духовные); по тематическому принципу (содержание актов) и др. Каждый из них может быть удобен и целесообразен при изучении той или иной темы. Вместе с тем все они имеют свои недостатки, затрудняющие работу с конкретным материалом. Использовать менее дифференцированные классификационные системы удобнее, когда речь идет о систематизации материала, однако они становятся малопродуктивными в конкретном исследовании, поскольку выделенные группы обычно оказываются большими и не вполне определенными. Напротив, развернутые классификации, как правило, слишком конкретизированы, что порождает ряд неудобств при их практическом использовании.

*Деление актов на публично- и частноправовые исходит из представления о четком разграничении частной и публичной (государственной) собственности: "задача публичного права состоит в том, чтобы установить те нормы, которые регулируют ввиду общего блага единого общественного целого отношения между общей волей всех и каждого" из его членов; задача частного права состоит в том, чтобы установить, не нарушая такого условия, те нормы, которые регулируют ввиду частной выгоды принадлежащих к нему отдельных лиц отношения их волеизъявлений друг к другу". И далее: "некоторое различие между понятиями о публичном и частном праве можно полагать в основу разграничения понятий о публичноправовом и частноправовом акте, хотя оно и не всегда совпадает с различием их с чисто дипломатической точки зрения по их формулярам" (Лаппо-Данилевский А.С. Очерк русской дипломатики частных актов. Пг., 1920. С. 31).

В качестве примера приведем схему классификации древнерусских актов, предложенную одним из крупнейших современных специалистов в области древнерусской дипломатики С.М. Каштановым. В основу ее положено понятие вида. "Выполняя функцию воздействия на те или иные сферы общественных отношений, - отмечает сам автор этой классификации, - источник в соответствии с этой функцией принимает форму "чистого" или "смешанного" вида. Вид складывается из отдельных источников постепенно и стихийно. Объективность вида заключается в том, что одинаковые или близкие по своей природе общественные отношения в разных странах порождают близкие по виду или разновидности документы, и хотя вид дает лишь юридические основания для конституирования формы возникающего письменного источника, сам он обусловлен всей сложной системой экономических, политических и культурных связей, характерных для данного общества. Поэтому в основу классификации мы кладем вид. Понятие "публично-правовые акты" шире понятия "вид", ибо в состав публично-правовых актов могут входить документы нескольких видов: 1) договорного, 2) договорно-законодательного, 3) договорно-распорядительного и др. "Частные акты" тоже не вполне ограничиваются одним видом. Кроме договорных частных актов есть и частные акты распорядительного характера. Отметим еще категории письменных источников, которые трудно с уверенностью отнести к публично-правовым или частноправовым. Это документы, в которых частные лица вступают в какие-то отношения с публичной властью, либо давая ей известные обязательства (договорный вид), либо обращаясь к ней с просьбой (просительный вид). Говоря об актах, мы ограничимся договорным видом и будем называть его документы публично-частными"40.

I. Публично - правовые акты

А. Акты светских властей

1. Договорный вид:

1) международные договоры (с X в.);

2) княжеские договоры ("докончания") с контрагентами внутри Руси (с ХШ в.):

а) договоры между князьями и Новгородом,

б) договоры между великими князьями,

в) договоры между великими и удельными князьями,

г) договоры между князьями и церковью.

2. Договорноо-законодательный вид:

1) жалованные грамоты (с ХП в.);

2) уставные грамоты в пользу церкви (с ХП в.);

3) уставные грамоты территориям (со второй половины XIV в.);

4) кормленые грамоты (со второй половины XIV в.):

5) таможенные грамоты (с конца XV в.);

6) губные грамоты (с 1539 г.);

7) земские грамоты (с 1551 г.);

8) акты земских соборов (с 1566 г.).

3. Договорно-законодательный вид с элементами частноправового расположения:

духовные грамоты великих и удельных князей (с конца ХШ в. в Юго-Западной Руси, с 20-30-х годов XIV в. в Северо-Восточной Руси).

4. Договорно-распорядительный вид:

1) указные грамоты о действиях властей в пользу реального контрагента (со второй половины XIV в.);

2) послушные грамоты (с середины XVI в.).

5. Распорядительный вид:

указные грамоты, указы.

6. Судебно-процессуальный вид:

судные списки, докладные судные списки и правые грамоты (с XV в.).

7. Исполнительно-регистрационный вид:

разъезжие (межевые) грамоты (с XV в).

8. Регистрационно-учетный вид:

сотные грамоты (с конца XV в.).

9. Удостоверительный и договорно-удостоверительный виды;

1) опасные грамоты;

2) верительные ("верющие") грамоты;

3) паспорта;

4) справки.

10. Рекомендательный вид:

1) рекомендации;

2) характеристики.

Б. Акты церковных властей

1. Договорно-законодательный вид:

1) уставные грамоты (с конца XIV в.);

2) жалованные грамоты (с XV в.);

3) благословенные и ставленные грамоты (с XV в.);

4) храмозданные грамоты.

2. Договорно-распорядительный вид:

грамоты и послания о соблюдении интересов реального контрагента (с XV в.).

3. Распорядительно-агитационный вид:

послания иерархов.

II. Публично - частные акты

Договорный вид:

1) поручные по боярам (с 70-х годов XV в.);

2) крестоцеловальные записи должностных лиц (с XVI в.);

3) поручные по крестьянам-новопорядчикам (с XVII в.);

4) контракты откупа и подряда.

II.Частные акты

1. Договорный вид:

1) акты на землю(с XII или с XIII-XIVвв.):

а) данные (вкладные),

б) купчие (продажные, отступные),

в) меновные,

г) закладные,

д) полюбовные разъезжие, мировые;

2) акты на разнородные объекты - недвижимое и движимое имущество, деньги и несвободных людей (с XIII в.):

а) духовные,

б) брачные контракты (рядные-сговорные и др.),

в) дарственные;

3) акты на холопов:

а) полные (с первой четверти XV в.),

б) докладные (со второй половины XV в.);

в) служилые кабалы (с XVI в.);

г) данные (с ХУЛ в,),

д) отпускные (с XVII в.).

4) денежные акты:

а) заемные (с XVI в.),

б) доверенности;

5) акты крестьянского поряда (с XVI в.):

а) порядиые,

6) оброчные,

в) ссудные;

б) акты на крестьян:

а) поступные(сконцаXVIв.),

б) купчие (со второй половины XVII в.),

в) отпускные (с конца XVII в.);

7) акты трудового найма (с ХУЛ в.):

а) жилые,

б) контракты, договоры;

8) акты на совместное предпринимательство (с XVII в.):

а) складные,

б) договоры, соглашения.

2. Распорядительно-договорный вид (с конца XV в.):

1) льготные крестьянам;

2) уставные селам.

3. Распорядительный вид (с XVII в,):

1) письма приказчикам;

2) инструкции об управлении имением.

При расширительном понимании акта к трем указанным выше группам иногда добавляют некоторые группы документов неактового характера (правда, большинство из них относится уже к следующему периоду развития):

IV.Делопроизводственне документы

1. Распорядительный вид:

1) памяти, приказы;

2) инструкции;

3) циркуляры;

2. Распорядительно-рекомендательный вид:

решения;

3. Докладной вид:

1) доклады;

2) донесения;

3) представления;

4) записки,

4. Протокольный вид:

протоколы;

5. Отчетный вид:

отчеты;

6. Вид писем:

служебные письма.

V. Частно - публичные документы

1. Просительный и просительно-апелляционный виды:

1) челобитные;

2) прошения;

3) заявления;

4) жалобы.

2. Рекомендательный вид:

1) предложения;

2) мнения;

3) благодарности.

VI.Частные письма

Документы IV группы, часто с присоединением документов V группы, обычно организуются в дела, или досье. Некоторые специалисты (В.А. Сметанин и др.) предлагают отнести изучение писем, прежде всего частных, к сфере компетенции особой вспомогательной исторической дисциплины - эпистолографии.

Приведенная классификация, охватывающая все разновидности актового материала XI-XVII вв., не только полезна для определения методических особенностей работы с тем или иным видом, подвидом, более мелкими группами актов, но и дает наглядное представление о развитии комплекса актовых источников во времени. Как видим, по мере развития государственного аппарата и усложнения делопроизводственной практики количество выделяемых групп и подгрупп увеличивается. Акты становятся все более разнообразными. Их дифференциация позволяет на качественно новом уровне анализировать происхождение и эволюцию данного вида исторических источников как части исторического процесса в связи с выяснением их социальных функций.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 285.