Порядок приведения огнетушителя в действие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для приведения огнетушителя в действие необходимо:

- выдернуть чеку;

- резко ударить по кнопке запуска;

- направить сопло шланга на очаг пожара;

- нажать на ручку привода клапана.

- тушение необходимо производить с наветренной стороны с расстояния не менее 1 метра.

- порошковые огнетушители из-за высокой запыленности во время их работы и, как следствие, резко ухудшающейся видимости очага пожара и путей эвакуации, а также раздражающего действия порошка на органы дыхания не рекомендуется применять в помещениях малого объема (менее 40 м3).

7. Основные требования пожарной безопасности в учреждениях и организациях образования и особенности их реализации.

    В соответствии со статьей 10 Закона Донецкой Народной Республики «О пожарной безопасности» (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 13 февраля 2015 года (Постановление№I-57П-НС)) в общеобразовательных организациях должно быть организовано изучение правил пожарной безопасности, а также обучение действиям на случай пожара.

В связи с этим в начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установлен­ными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова по­жарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. Периодически в школе должна проводиться показательная учебная эвакуа­ция.

Обучение противопожарным правилам рекомендуется проводить систематически, целенаправленно, начиная с 1-го класса, в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их ос­торожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средства­ми бытовой химии и т.д.

Основными формами противопожарной разъяснительной работы в школе являются: беседы и внеклассные мероприятия с учащимися, беседы с их родителями, организация тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организация противопожарной агитации в школе, выставки пла­катов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику.

Рекомендуется приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопо­жарной тематики, организовывать викторины, показ средств и приемов тушения пожа­ра

Особое внимание следует уделить психологическим аспектам поведения в случае экстремальной ситуации, в том числе и пожара, поскольку данные явления естественно сопро­вождается эмоциональной напряженностью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т.п.). Для предотвращения таких явлений необходимо проводить своеобразную профилактику эмоциональной на­пряженности. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание лег­че устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебные программы специальных заня­тий, направленных на изучение правил пожарной безопасности с привлече­нием знаний из других учебных дисциплин (например, химии), выполняет функцию подобной тренировки.

Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить четкую программу действий. Целесообразно поэтому независимо от характера учебной дисцип­лины вводить в содержание уроков специальные задания по безопасности учащихся. Новизна ситуации, необходимость поиска адекватного реше­ния в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность дея­тельности теряет свой стрессовый характер, если человек владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при измене­нии условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации. Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрас­том. Соз­дающийся с помощью игры повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть че­рез внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придает уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Школа, объединяя учеников и учителей, придавая обучению системати­зированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на учащихся, поэтому привитие школьником навыков пожаробезопасной жизне­деятельности должно стать нормой школьной жизни, а вопросы пожарной безопасности должны рассматриваться в рамках изучаемых учебных дисциплин.

Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности учащихся начальной школы

В начальной школе знакомство с правилами пожарной безопасности проводится с целью обучения правилам поведения в случае возникновения пожара, формирования умений и навыков по применению первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим.

Противопожарную учебу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные младшему школьному возрасту психолого-педагогические методы передачи знаний и формирования навыков.

Организуя работу с младшими школьниками, следует помнить, что ещё недавно игра была ведущей в жизни дошкольника. С поступлением в школу она не исчезает, по-прежнему желанна и необходима. Это отвечает психологическим особенностям детей, младших школьников: повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию взрослым.

Научить ребят сознательно выполнять в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность шалости с огнем, правила пользования электробытовыми приборами, подручными и первичными средствами пожаротушения, вызова пожарной охраны – обязанность учителя.

Целесообразно, чтобы учебный процесс тесно переплетался с элементами игры. В игре, наиболее доступном для детей виде деятельности, закрепляются знания, полученные на учебных занятиях. Познавательные игры расширяют объем информации, получаемой детьми в ходе обучения, стимулирует важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижает психические и физические нагрузки. В ходе игры дети готовы учиться сколько угодно. В познавательных играх создаётся благоприятная возможность подготовки сознания к восприятию нового.

Особое внимание должно быть уделено практическим занятиям. При изучении правил пожарной безопасности любое знание должно подтверждаться практикой. Изучение правил пожарной безопасности рекомендуется проводить в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок). С целью формирования осознанного отношения к изучению материала, повышению познавательного интереса желательно ставить перед учащимися проблемные ситуации, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности.

Рекомендуется использовать следующие формы профилактической работы по пожарной безопасности:

· чтение текстов соответствующей тематики с последующим обсуждением и анализом;

· проблемные и эвристические беседы;

· викторины;

· познавательные игры;

· решение ситуативных задач;

· имитационные игры;

· проектная деятельность;

· диктанты.

Для проведения занятий можно использовать детскую литературу: С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое", Т.Юрмин "Кто плохой?", В.Ровицкий "Друзья в твоем доме", И.Демьянов "Коробок - черный бок", К.Паустовский "Барсучий нос", Е.Хоринская "Спичка-невеличка", С.Михалков "Дядя Степа", Л.Толстой "Пожарные собаки", кроме того, рекомендуется показ имеющихся кино-, диа-, видеофильмов пожарной тематики для данного возраста; проведение викторин, конкурсов, КВНов, игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций "Включил электроприбор или газ, ушел гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований - "Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?" и т. д.

Сильное эмоциональное воздействие на детей производят документальные фильмы, рассказывающие о борьбе людей с огнем. После их просмотра могут быть проведены беседы.

Обязательное обучение в образовательных организациях мерам пожарной безопасности осуществляется на уроках окружающего мира в разделе «Здоровье и безопасность». Изучается тема «Правила противопожарной безопасности (моделирование ситуаций безопасного поведения и оказания первой помощи при несчастных случаях, ролевые игры «Вызов пожарной охраны», «Эвакуация»)».

На уроках гражданственности Донбасса при изучении темы «Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника» целесообразно составить свод правил «Права и обязанности школьника» по противопожарной безопасности.Работа по формированию навыков по противопожарной безопасности может найти свое продолжение на уроках по изобразительному искусству. Выполняя рисунки, дети не только закрепляют полученные знания, но и приводят их в систему, выражают изобразительными средствами свое отношение к теме.

Можно практиковать составление рассказов на противопожарную тематику на уроках развития речи. Также можно предложить тему рассказа или мини-сочинения в виде поговорки «Коробка спичек хоть мала, а может сделать много зла» и др.Эффективным является участие младших школьников в неделях и месячниках противопожарной безопасности на уровне школы, города (района), Республики.

К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:

- существование явления "пожар", его опасность и последствия;

- источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

- наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

- элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.).

Учащийся должен уметь:

- грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

- сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

- спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

- тушить костер, выключать электроприборы.

Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности учащихся среднего школьного возраста

Профилактическую работу с детьми среднего школьного возраста желательно проводить индивидуально в группах или классах. Причиной пожаров по вине подростков может быть умышленный поджог, курение, опыты с химическими веществами. Для учащихся этого возраста интересны и полезны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт, дисциплина и т. д. Большое внимание следует уделять опасности возникновения пожаров, их тушения неподготовленными людьми, разъяснению, к каким последствиям это может привести.

С учащимися 5-9 -х классов целесообразно на занятиях рассматривать следующие темы: что нужно делать, чтобы не возник пожар в доме, в школе, в школьном лагере; первичные средства тушения пожаров и их применение; действия при обнаружении пожаров; пожароопасность веществ и материалов; правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе; профилактика курения; меры предосторожности во время грозы и разведении костров; причины и последствия лесных пожаров.

Подростки активно участвуют во всевозможных спортивных мероприятиях, викторинах, конкурсах и т. п., тем более на противопожарную тематику, так как победители в подобных играх чувствуют себя настоящими героями. С удовольствием они становятся членами клубов юных пожарных, секции которых при надлежащей организации со стороны взрослых могут стать для детей любимым местом для проведения свободного времени.

К завершению периода основного общего образования учащийся должен знать:

- пожар как явление;

- основные характеристики горючей среды и источников зажигания;

- общие требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т.д.;

- элементарные способы тушения загораний;

- первичные средства пожаротушения и их возможности;

- основы профессии "пожарный";

- ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Учащийся должен уметь:

- оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;

- пользоваться первичными средствами пожаротушения;

- выполнять требования правил пожарной безопасности;

- проводить работу среди младших по недопущению пожаров.

 

Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности учащихся старшего школьного возраста

При обучении учащихся 10-11-х классов правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. Особое внимание в работе с этой категорией учащихся необходимо уделить формированию у них негативного отношения к курению, выявлению и своевременному умелому направлению детей к увлечениям и действиям, исключающим опасность и ненужный риск.

В процессе подачи учебного материала в обязательном порядке раскрывается тяжесть последствий пожаров. При этом у учащихся не должно возникнуть желание нарушить требования пожарной безопасности. На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы: первичные средства тушения пожаров, пожарная профилактика в жилых домах, пожарная опасность электрических сетей, противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения, правила поведения во время пожара, юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности, оказание помощи учащимся младших классов в эвакуации.

В целях привлечения школьников к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров в школах могут создаваться дружины юных пожарных. Их работа организуется в соответствии с положениями о дружинах юных пожарных, клубах и других общественных организациях.

В то же время круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее хотя и важной, но все же только частью его жизненного мира. Поэтому эффективность педагогического воздействия зависит не только от направленное и степени сплоченности школьного коллектива, но и от того, сумеет ли школа повлиять на свободное общение своих воспитанников и направленность возникающих при этом спонтанных групп. И для того, чтобы занятия по пожарной безопасности были для учащихся интересны и полезны, необходимо учитывать следующие аспекты:

- знание конкретного материала, терминологии, фактов, способов и средств обращения с конкретными материалами, определений, тенденций и результатов;

- понимание, т.е. объяснение, интерпретация, экстраполяция;

- применение полученных знаний;

- анализ элементов, взаимосвязей, принципов построения;

- синтез: единичное сообщение, разработка плана и возможностей системы действий, получение системы абстрактных отношений;

- оценка: суждение на основе имеющихся данных и внешних критериев;

- навыки на практике: посещение пожарно-технических выставок, пожарных частей и т.д.

Кроме того, в работе по пожарной безопасности со старшеклассниками необходима и ориентация на выбор ими профессии. Выпускники школ должны твердо уяснить, что правила пожарной безопасности необходимо соблюдать всегда и всюду: в быту, на производстве, на отдыхе для обеспечения своей личной безопасности и безопасности окружающих.

К завершению среднего общего образования учащийся должен знать:

- динамику возникновения, развития и тушения пожара;

- основные свойства горючей среды и источников зажигания;

- физико-химические основы горения;

- пожароопасные свойства основных веществ и материалов;

- причины пожаров и меры профилактики;

- принципы и способы тушения пожаров;

- основные средства пожаротушения;

- требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;

- первичные средства пожаротушения и их возможности;

- боевую работу пожарных подразделений;

- ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.

Учащийся должен уметь:

- оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;

- оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;

- пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики;

- оказывать помощь пожарным подразделениям при тушении пожара.

 

 

Требования пожарной безопасности к содержанию электроустановок, вентиляции, отопления.

Отопление

На предприятиях обычно используются водяные системы центрального отопления низкого давления с температурой теплоносителя не выше 100О°С. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, устанавливаться без использования ниш. Трубопроводы с температурой теплоносителя выше 40°С при прохождении через горючие конструкции здания заключаются в негорючие гильзы, а с температурой выше 100°С изолируются листовым асбестом толщиной не менее 5 мм (они могут также отстоять от горючих элементов не менее чем на 100 мм).

Не разрешается прокладывать в одном канале с трубопроводами для горячей воды или пара трубопроводы, транспортирующие газ и легковоспламеняющиеся жидкости (краски и растворители красок).

Перед началом отопительного сезона котельные, калориферные установки и приборы отопления должны быть тщательно проверены и отремонтированы. Неисправные отопительные устройства к эксплуатации не допускаются.

Вентиляция

Вентиляционные каналы могут способствовать распространению огня по отдельным частям здания, а вследствие скопления в них горючих газов, паров и пыли при появлении источника воспламенения (например, искры) могут стать причиной пожара. Поэтому вертикальные вытяжные воздуховоды следует устраивать отдельно для каждого этажа. Не допускается объединять вытяжные каналы, идущие из помещений и отделений, отнесенных к категориям А, Б, В, в один магистральный воздуховод. Нельзя объединять также вытяжные каналы для веществ, которые при смешении могут образовать механические смеси или химические соединения, создающие опасность возгорания или взрыва.

В каждом пожаро- и взрывоопасном помещении должны быть самостоятельные системы вентиляции, за исключением случаев, когда цеха, обслуживаемые одной центральной вентиляционной установкой, относятся по степени пожарной опасности к одной категории.

Вытяжные установки, обслуживающие местные отсосы в помещениях категорий А и Б (цехи глубокой и флексографской печати, лакировальные отделения и т.п.), следует блокировать с технологическим оборудованием, чтобы исключить работу этого оборудования при выключенной вентиляции.

Запрещается монтировать на стенках воздуховодов или пропускать через них электропроводку, газоводы и трубопроводы с горючими жидкостями и горячей водой и паром, а также прокладывать воздуховоды из взрывоопасных помещений через непожароопасные помещения. В случае необходимости такой прокладки воздуховоды делают герметичными и проводят их в железобетонных коробах.

Не допускается устройство проходов для воздуховодов в брандмауэрах, стенах лестничных клеток и других противопожарных преградах. Если же вентиляционные каналы все-таки проходят через противопожарные преграды, внутри воздуховодов обязательно должны быть установлены автоматические огнезадерживающие устройства (клапаны, задвижки, заслонки и т.п.).

Вентиляционное оборудование должно устанавливаться в вентиляционных камерах. Вход в вентиляционные камеры, обслуживающие взрыво- и огнеопасные помещения, предусматривают с лестничной клетки, снаружи или из помещения категории Д. В небольших пожароопасных производственных помещениях, где невозможно устройство вентиляционных камер, допускается устанавливать электродвигатель и вентилятор на наружной стене (за исключением фасадной).

Вентиляторы, транспортирующие взрывоопасные смеси, во избежание образования искр при ударе лопасти о стальной кожух должны иметь лопасти из цветных металлов, или пластмасс. Электродвигатели должны быть во взрывозащищенном исполнении. Все металлические воздуховоды установок, транспортирующих горючие и взрывоопасные вещества, должны быть заземлены. Вентиляционные установки, обслуживающие пожаро- и взрывоопасные помещения, должны иметь дистанционные устройства для включения и отключения при пожаре и авариях.

 

Требования пожарной безопасности при сдаче в аренду зданий, помещений.

Копия договора об аренде - один из документов, необходимых для получения разрешения, поэтому важно включить в него пункты об обеспечении пожарной безопасности.В договоре указывается режим работы арендованных помещений, порядок доступа к ним в нерабочее время в случае пожара или при других чрезвычайных обстоятельствах, действия охраны. Отдельно опишите, как арендодатель будет предоставлять арендатору информацию о строительных и технических характеристиках, проектную документацию, результаты проверок противопожарного состояния, и другие документы, требуемые органами пожарного надзора, а также ответственность сторон за последствия возможного пожара. Перечисленные вопросы можно также оформить отдельным приложением к договору.

Типовые пункты договора аренды
Обязанности арендодателя Обязанности арендатора
Предоставить арендатору помещение, соответствующее основным требованиям пожарной безопасности в зависимости от его предназначения и условий аренды Получить разрешение от органов государственного пожарного надзора на аренду помещения и предоставить арендодателю его копию, если законом установлено требование получения такого разрешения1
Обеспечить содержание в пригодном к использованию состоянии и техническое обслуживание систем противопожарной защиты (установок автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, дымоудаления, оповещения о пожаре и т. п.) Установить в помещении первичные средства пожаротушения, знаки пожарной безопасности    
Предоставлять арендатору (по его требованию) проектную техническую документацию на здания (в том числе на инженерные сети), в которых находятся арендованные помещения Подготовить и предоставлять арендодателю (по его требованию) документацию по обеспечению пожарной безопасности в арендованных помещениях
Обеспечить вывод автоматической пожарной сигнализации арендованных помещений на центральный пункт пожарного наблюдения Ввести и поддерживать в арендованных помещениях надлежащий противопожарный режим, выполнять установленные требования пожарной безопасности
Информировать арендатора о сроках проверок протиповожарного состояния, проводящихся органами государственного пожарного надзора С целью предупреждения пожаров обеспечивать осмотр арендованных помещений перед их закрытием после окончания рабочего дня
Ответственность арендодателя Ответственность арендатора
Арендодатель несет ответственность за невыполнение своих обязанностей (указанных в договоре) по обеспечению пожарной безопасности и ответственность за последствия пожара, возникшего по его вине и нанесшего какой-либо ущерб арендатору Арендатор несет ответственность за невыполнение своих обязанностей (указанных в договоре) по обеспечению пожарной безопасности и ответственность за последствия пожара, возникшего по его вине и нанесшего какой-либо ущерб арендодателю

В договоре также указывается , что стороны руководствуются нормой статьи 43 Закона ДНР «О пожарной безопасности» , в которой отмечено: «Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением ими противопожарных требований, соответственно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением причиненного ущерба, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 98.