Техногенные угрозы и характер их проявлений и действий на людей и объекты экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человечество ощутило и осознало техногенные опасности и угрозы позже, чем природные. Лишь с развитием техносферы в его жизнь вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. В представленной таблице приведена классификация техногенных бедствий.                                                                                       

Таблица1.

 

Анализ техногенных опасностей и угроз, являющийся одной из важнейших проблем безопасности техногенной сферы, как решающей области жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, общества и государства, а также среды обитания, заслуживает внимания.

Следует отметить, что по степени потенциальной и реализованной опасности объекты и технические системы делятся на следующие группы:

- оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое) и объекты оборонного комплекса;

- объекты ядерной энергетики и ядерного цикла;

- атомные реакторы (стационарные энергетические, транспортные, исследовательские, технологические комплексы);

- ракетно-космические комплексы;

- нефтегазовые комплексы;

- химические и биотехнологические комплексы с большими запасами опасных веществ;

- объекты энергетики;

- производственные установки и транспортирующие комплексы;

- металлургические комплексы;

- объекты транспортных комплексов (наземные, надводные, подводные, воздушные);

- магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы;

- уникальные инженерные сооружения (мосты, плотины, галереи, стадионы);

- горнодобывающие комплексы;

- крупные объекты гражданского строительства и промышленности;

-системы связи, управления и оповещения.


 Ориентировочный социально-экономический ущерб от наиболее опасных аварий и техногенных катастроф

Таблица 2.

Вместе с тем наибольшую опасность в настоящее время в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.

Все виды транспорта получили интенсивное развитие в ХХ веке, когда значительные территории, особенно развитых стран, покрылись густой сетью автострад, железных дорог, большим количеством аэродромов, а движение транспортных средств достигло высокой интенсивности. Одновременно возросла опасность транспортных аварий, которая на сегодня является наиболее высокой в мире.

В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 20-40 тыс.человек. Число погибших пассажиров и членов экипажей на 1 млрд. пассажиро- километров составляет: на автомобильном транспорте - 30-35, на авиационном - более 1, на железнодорожном - 0,02-0,03. Необходимо отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок на всех видах транспорта около 12%.

Следует подчеркнуть, что подавляющая часть транспортных происшествий ((95%) приходится на автомобильный транспорт.

По данным ООН, ежегодно в мире в результате аварий на автотранспорте погибает около 300 тыс.человек, а 8 млн. человек получают повреждения. Кроме того, автотранспорт является основным загрязнителем воздуха в городах.

Наиболее тяжелые последствия имеют аварии, связанные с автотранспортом, перевозящим большие группы людей. Автомашины сталкиваются с железнодорожным транспортом, друг с другом, падают в пропасти на горных дорогах и т.п. Например, в 1994 году в Таиланде произошло лобовое столкновение автобуса с тяжелым грузовым автомобилем. Возник пожар. Погибло 37 человек. В январе 1999 года автобус, двигавшийся ночью по Военно-Грузинской дороге, рухнул с высоты 120 м в ущелье. Погибли все находившиеся в автобусе люди.

Тяжелые последствия бывают при групповых столкновениях автомобилей. Так, в мексиканском штате Синалоа в 1995 году произошло столкновение двух автобусов и нескольких легковых автомобилей, в результате погибло не менее 27 человек. Особенно тяжелыми бывают автотранспортные аварии с пожарами, взрывами, утечкой опасных веществ. В целом, в основной своей массе дорожно-транспортные происшествия имеют локальный масштаб, но из-за огромного их числа суммарно они являются на сегодня самым губительным техногенным бедствием во всем мире.

Авиация сегодня стала массовым видом транспорта и в целом по безопасности превзошла автомобильный транспорт. Однако авиационные происшествия, аварии и катастрофы еще относительно часты, а из-за большой вместимости воздушных судов их жертвы многочисленны.

В качестве примеров можно привести некоторые авиационные катастрофы недавнего времени. В 1977 году произошла авиакатастрофа в аэропорту г.Санта-Крус де Тенерифе (Канарские острова). При взлете "Боинг-747" задел другой самолет. В двух самолетах погибли 583 человека. В районе г.Дели (Индия) в 1996 году в небе столкнулись казахстанский самолет Ил-76Т и "Боинг-747", принадлежавший Саудовской Аравии. Погибли 375 человек.

Несмотря на то, что железнодорожный транспорт значительно безопаснее, чем автомобильный и авиационный, аварийность на нем достаточно высока. Особенно велик риск при перевозке опасных грузов, основные объемы которых доставляются именно этим транспортом. Согласно статистике количество аварий и инцидентов в грузовых поездах с опасными грузами имеет тенденцию роста. Определяющим фактором, влияющим на безопасность железнодорожного движения, остается изношенность технических средств, а также человеческий фактор.

Морской и речной транспорты, обладая весомым процентом в мировом пассажирообороте и грузообороте, занимают скромное место в проблеме безопасности транспорта. Главную опасность для жизни людей, как показывает статистика, несет здесь маломерный флот. Вместе с тем периодически имеют место и крупные кораблекрушения. Особенно тяжелые последствия имела гибель английского лайнера "Титаник" 15 апреля 1912 года, жертвами которой оказались 1500 человек. Рекордные по числу жертв последствия имело столкновение филиппинского морского парома "Дона Паз" с танкером "Вектор" в 1987 году, когда гибель кораблей унесла жизни почти 4400 человек.

В 1986 году в районе Новороссийска столкнулся с сухогрузом и затонул, унеся с собой более 300 жизней, пассажирский теплоход "Адмирал Нахимов".

Наиболее древним техногенным бедствием для людей являются пожары. В наше время пожары зданий и сооружений производственного, жилого, социально-бытового и культурного назначения остаются самым распространенным бедствием. Порой они являются причиной гибели значительного числа людей и больших материальных ущербов. Так, при пожаре высотного здания в Брюсселе (Бельгия) в 1967 году погибло около 400 человек и несколько сот получили сильные ожоги. В 1995 году в г.Дабвали (Индия) случился пожар в здании для зрелищных мероприятий, возникший из-за грубого нарушения противопожарных мер. От огня и в результате паники погибло более 800 человек - дети и их родители. Свыше тысячи человек пришлось госпитализировать из-за ожогов и отравления токсичными продуктами горения.

В результате технического прогресса получили огромное развитие, стали важнейшими отраслями экономики химическая и атомная промышленность и ядерная энергетика. Вместе с тем с самого начала становления этих отраслей проявилась их опасность для людей и, прежде всего, за счет выбросов аварийно химически опасных и радиоактивных веществ.

Серьезность этой опасности наглядно иллюстрируют следующие примеры. На заводе удобрений в г.Потчерструме (ЮАР) в 1973 году разрушился резервуар аммиака. Из-за происшедшего выброса погибли 18 человек, в том числе и за пределами предприятия. 10 июля 1976 года произошла широко известная авария на заводе в г. Севезо (Италия), сопровождавшаяся выбросом струи трихлорфенола. Диоксинами оказалась загрязнена площадь более 17 кв.км, отравление получили примерно тысяча человек, 220 тыс.человек покинули места проживания. В районе поселка Монтана (Мексика) в 1981 году сошли с рельсов 32 цистерны, из которых на местность вылилось 300 т хлора. Пострадало свыше 500 человек, из них 17 погибли. В 1984 году произошла катастрофа в г.Бхопал (Индия). На заводе американской компании "Юнион Карбайд" по производству инсектицидов произошел выброс метилизоцианата. Одновременно погибло свыше 2500 человек, в последующие 5 лет от отравления умерло еще 850, а в целом пострадало более 200 тыс.человек.

В 1979 году возникло тяжелое повреждение активной зоны реактора второго блока АЭС с выбросом радиоактивных веществ во внутреннее пространство реакторного здания и последующим ограниченным выбросом за пределы производственной площадки. Прямой ущерб от аварии составил сумму свыше 1 млрд.долларов.

На территории России сегодня функционирует более 3600 объектов, имеющих значительные запасы аварийно химически опасных веществ (АХОВ), 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими установками, 113 исследовательских ядерных установок, 12 предприятий ядерного топливного цикла, 16 специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Все они представляют потенциальную опасность в случае возникновения на них аварий и катастроф, сопровождаемых выбросами АХОВ и радиоактивных веществ.




Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.