Мотивация активности человека, как показали исследования в области медицины и психологии, имеет сложную структуру. В этой структуре влияние инстинктивной составляющей, присущей всем живым организмам, в целом незначительно. Преобладает разумная составляющая, опирающаяся наинтересы личности и общества, как осознанную нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности.
Французский философ-просветитель К.А.Гельвеций (XVIII век) утверждал: «Всякий, в сущности, всегда повинуется интересу… Личный интерес есть единственная и всеобщая мера человеческих поступков». Интересы личности формируются под влиянием её социального положения, образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии конкретной группы общества. Из этого следует, что они не только разнообразны, но и переменчивы, зависят от условий существования личности.
Отмеченное экспертами ООН наличие единых для всех людей жизненно важных интересов: жизнь, здоровье; благосостояние; доступ к информации справедливо лишь для современных условий. Например, в эпоху каменного века не существовало современного понятия о вожделенном благосостоянии.
Однако, как установил основоположник теории мотивации американский социолог А.Маслоу («Мотивация и личность», 1954 г.), в основе разнообразных и переменчивых интересов людей лежит неизменная для всех и всегда матрица базовых потребностей человека, внутренних побудителей активности. Общепринятой считается классификация А.Маслоу, представленная на схеме (Рис. 3), где потребности размещены в иерархическом порядке.
В основе теории мотивации Маслоу лежат следующие факты:
· человека мотивируют его неудовлетворенные потребности;
· перед тем как переходить на более высокий уровень мотивации, необходимо, чтобы человек удовлетворил более низкие потребности.
Согласно теории мотивации Маслоу существуют общие потребности для человека (психологические, безопасности, любви, уважения), которые должны быть удовлетворены до того, как человек перейдет на более высокий уровень мотивации, где материальные ценности уже не играют такой роли.
• Физиологические потребности – потребности, обеспечивающие выживание человека (это вода, еда, отдых, секс).
• Потребность в безопасности – защита от физических и психологических угроз окружающего мира и уверенность в том, что эти потребности будут удовлетворены и в будущем.
• Социальные потребности – социальное взаимодействие с другими людьми. Тебя принимают и понимают окружающие люди.
• Потребность в уважении – самоуважение, компетентность, признание.
• Потребность самовыражения, самореализации – реализация своего внутреннего потенциала и развитие человека как личности.
Рис. 3. Базовые потребности человека по А. Маслоу
Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные - приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.
В основание пирамиды Природой заложены потребности естественные (физиологические - в терминологии Маслоу), свойственные всем живым организмам: в питании, во сне, в продолжение рода и т.п. (на схеме - в основании пирамиды).
Далее идут потребности, свойственные только homo sapiens (человеку разумному – лат.), и первой из них является потребность в безопасности. Понятие безопасность применимо только к человеку, поскольку оно относится к будущему удовлетворению естественных потребностей, апредставление о будущем посильно только разуму. «Ничто не важно для человека, если оно не направлено в будущее» (испанский философ и социолог XX века Хосе Ортега-и-Гассет).
Как показано учёными, каждая из следующих потребностей возникает только после удовлетворения предыдущих. Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности (как и последняя - после удовлетворения естественных потребностей).
Уместно, правда, отметить важное замечание А.Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз.
Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.
С объединением людей появляется новая категория – безопасность сообщества.
Самой высшей потребностью человека, личности является потребность в самореализации. Она служит основой духовного развития, творчества, стремления к максимальным действиям. Благодаря этой потребности людьми совершаются прорывы в незнаемое, создаются новые технологии, достигаются небывалые прежде результаты. Но стимулируется всё это опять-таки потребностью в уважении, а служит, в конце концов, всё более полному удовлетворению потребности в безопасности.
Таким образом, получается, что потребность человека в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» его остальные базовые потребности. Поэтому она заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной.
Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Безопасность личности
В целом безопасность личности рассматривается как одно из условий безопасности общества, в свою очередь составляющего безопасное государство. Исходя из принципа приоритета человека, его прав и свобод над другими конституционными ценностями, в триаде объектов национальной безопасности(личность, общество и государство) на первый план выдвигается безопасность личности, которая носит основополагающий характер.
Безопасность личности предполагает особый объект защиты (личностные ценности, выраженные в основных правах и свободах), особые средства, которыми индивид обеспечивает собственную безопасность (субъективное начало), присущие только ему.
В Донецкой Народной Республике данный принцип уже получил определенное законодательное и в первую очередь конституционное закрепление, а также доктринальное развитие. В Конституции ДНР закреплена норма, запрещающая отмену или умаление прав и свобод человека и гражданина, о режимах чрезвычайного и военного положения, целях и условиях их введения.
Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как «становление личности» из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 303.