3.1. Организационные основы распределения населения по группам обучения.
В зависимости от участия в выполнении задач гражданской обороны и защиты населения и территорий, в целях обучения действиям в чрезвычайных ситуациях население распределяется на группы:
Группа А — лица руководящего состава гражданской обороны, другие управленческие кадры и специалисты, на которых распространяется действие законодательства Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Группа Б – работники, персонал предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
Группа В — студенты, учащиеся, воспитанники дошкольных учебных заведений;
Группа Г — лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (неработающее население).
3.1.1. К группе А относятся:
лица руководящего состава гражданской обороны: руководящий состав республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, которые по должности исполняют обязанности начальников гражданской обороны и их заместителей, возглавляют комиссии, формирования или службы, образованные в рамках системы гражданской обороны и Единой системы;
другие управленческие кадры: должностные лица республиканских органов исполнительной власти, местных администраций (органов местного самоуправления), предприятий, учреждений и организаций, которые входят в состав координирующих и постоянно действующих органов управления гражданской обороны и Единой системы, а также возглавляют их структурные подразделения;
специалисты, на которых распространяется действие законодательства Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: работники диспетчерских (дежурных) служб, оперативный состав объектовых служб, специалисты аварийно-спасательных служб и невоенизированных формирований гражданской обороны, специалисты предприятий, учреждений и организаций, на которых возложены функции по решению вопросов промышленной и экологической безопасности, проведение работ по дегазации, дезактивации территорий (объектов) и химико-дозиметрическому контролю;
научно-педагогические и педагогические работники, которые преподают курс лекций в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности, а также руководители групп занятий с персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.
3.1.2. К группе Б относятся:
работники предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, которые входят в состав нештатных служб и формирований, образованных в рамках системы гражданской обороны и Единой системы;
работники потенциально опасных объектов;
другие работники предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
3.1.3. К группе В относятся:
студенты высших учебных заведений всех уровней аккредитации;
учащиеся, воспитанники профессиональных учебных заведений;
учащиеся общеобразовательных учебных заведений;
воспитанники старших групп детских дошкольных учебных заведений (учреждений).
3.1.4. К группе Г относятся:
лица трудоспособного возраста, не занятые в сфере производства и обслуживания или занятые индивидуальной трудовой деятельностью;
нетрудоспособные пенсионеры, которые не работают, лица временно не имеющие работы (безработные).
Обучение лиц, принадлежащих к этой группе, должно проводиться по месту проживания.
3.2. Цели и основные задачи обучения населения.
Целью обучения населения, независимо от группы, действиям в чрезвычайных ситуациях является:
обеспечение на всех уровнях непрерывного, последовательного, обязательного изучения основных способов и методов защиты в чрезвычайных ситуациях, а также приобретение и освоение населением практических навыков действий в чрезвычайных ситуациях.
3.2.1. Цель и основные задачи обучения населения группы А действиям в чрезвычайных ситуациях:
приобретение навыков создавать, принимать и реализовывать управленческие решения в пределах должностных обязанностей по предотвращению возникновения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, управлять силами и средствами защиты, совершенствование знаний, приобретение навыков в планировании и проведении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
3.2.2. Цель и основные задачи обучения населения группы Б действиям в чрезвычайных ситуациях:
практическая отработка способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планами гражданской обороны, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
подготовка личного состава нештатных служб и невоенизированных формирований гражданской обороны практическим действиям во время выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций или в очаге поражения.
3.2.3. Цели и основные задачи обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях групп В и Г:
изучение правил поведения и основных способов защиты в условиях ЧС;
формирование практических навыков индивидуальных и коллективных действий в условиях ЧС;
усвоение населением правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты и их практическое применение;
приобретение практических навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
3.3. Виды и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях организуется и выполняется путем определенных видов:
курсового обучения;
производственного обучения;
индивидуального обучения;
практической подготовки.
3.3.1. Курсовое, производственное и индивидуальное обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает следующие формы:
профильное обучение;
учебно-методические сборы;
подготовка в учебных группах по месту работы или учебы;
просветительская работа с населением по месту жительства,
чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Обучение населения группы А в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является обязательным и проводится в образовательных учреждениях (организациях) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Донецкой Народной Республики, территориальных курсах гражданской обороны), а также в Институте гражданской защиты Донбасса Донецкого национального технического университета.
3.3.2. Профильное обучение осуществляется в специально созданной сети учебно-методических, образовательных учреждений (организаций) подготовки и обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (территориальных курсов гражданской обороны, центрах) и в высших учебных заведениях последипломного образования, имеющие соответствующее разрешение (лицензию).
Такое обучение является необходимым условием для аттестации всех должностных лиц и специалистов, на которых распространяется действие законодательства Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, продвижения их по службе, дальнейшего назначения на вышестоящую должность, предоставления квалификационных категорий, званий и прочее.
Обучение организуется с отрывом от производства, с сохранением заработной платы и всех видов предусмотренных начислений, надбавок и доплат.
Содержание и продолжительность обучения определяются программами обучения в области гражданской обороны, а также соответствующими методическими материалами, дидактическими пособиями, во время проведения учебных занятий и других видов учебной деятельности и составляет соответственно:
на курсах гражданской обороны республиканского уровня – 72 учебных часа;
на курсах гражданской обороны в городах – 36 учебных часов.
Программы профильного обучения должны предусматривать:
изучение основных механизмов и процедур обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, их нормативного и правового обеспечения, обновление знаний мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реагированию на них;
получение дополнительных знаний, умений и навыков в соответствии с функциями, должностными обязанностями и компетенцией;
совершенствование знаний, умений и навыков решать задачи в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций учитывая природные и техногенные особенности территорий.
Программы профильного обучения могут разрабатываться научно-исследовательскими, учебными, учебно-методическими, образовательными учреждениями (организациями) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики и отраслевыми учреждениями последипломного образования, осуществляющими обучение в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.
Учебные группы формируются с учетом ведомственной принадлежности, специализации, периодичности прохождения профильного обучения в соответствии с планом комплектования групп слушателями учреждения (заведения) на календарный год, который должен быть утвержден распорядительным документом Совета Министров Донецкой Народной Республики.
Периодичность обучения для лиц, подлежащих профильному обучению, составляет соответственно 1раз в 3 года или 1 раз в 5 лет в зависимости от категории обучаемых.
За соблюдение установленной периодичности профильного обучения подчиненных, персональную ответственность несет руководитель предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности.
Объединение нескольких учебных групп разной специфики подготовки в одну не допускается.
Профильное обучение проводят в следующих формах:
учебные (аудиторные) занятия;
выполнение индивидуальных заданий;
самостоятельная работа слушателей;
контрольные занятия;
выездные занятия.
Основные виды учебных занятий:
лекции;
семинарские занятия;
деловые и имитационные игры;
анализ конкретных производственных ситуаций и тренинги;
консультации;
групповые занятия и упражнения;
учебные экскурсии;
практические занятия — проводятся, как правило, на учебной материально-технической базе, которая закреплена за учреждениями, организациями, предприятиями, учебными и образовательными учреждениями (организациями).
Лица, успешно прошедшие профильное обучение и проверку знаний, после сдачи зачета получают документ установленного образца.
3.3.3. Учебно-методические сборы
Для обеспечения принципа непрерывности обучения лиц руководящего состава гражданской обороны по планам начальников гражданской обороны соответствующего уровня и под их руководством ежегодно организовываются и проводятся учебно-методические сборы.
Тематику занятий, отрабатываемых при таких сборах, определяет их руководитель, с учетом специфики отрасли, территории, объекта, а также опыта работы по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в текущем году и задач на будущий год.
3.4. Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях группы Б.
На основе организационно-методических указаний по подготовке органов управления и сил, обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях на соответствующий год, утвержденных республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций другие республиканские органы исполнительной власти, местные администрации (органы местного самоуправления), предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности издают аналогичные организационно-методические указания ведомственного, местного, объектового уровня либо приказ об организации обучения.
Обучение работников предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и хозяйствования в учебных группах по вопросам гражданской обороны и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях по месту работы проводится во время плановых занятий по программам специальной и общей подготовки населения действиям в чрезвычайных ситуациях, по согласованию такое обучение может проводиться с привлечением учебной материально-технической базы подчиненных подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (пожарно-спасательных отрядов, частей), обслуживающих эти объекты.
Организационно-методические указания по обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях разрабатываются территориальным органом управления по вопросам гражданской обороны — структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Программы специальной и общей подготовки работников на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности административно-территориальных единиц издаются в соответствии с вышеуказанными организационно-методическими указаниями. Эти программы должны утверждаться соответствующими руководителями предприятий, учреждений, организаций и согласовываться с территориальными органами управления по вопросам гражданской обороны — структурными подразделениями местной администрации (органа местного самоуправления), уполномоченными на решение задач в области гражданской оборона, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Учебные группы по вопросам гражданской обороны и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях формируются в структурных подразделениях предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и созданных ими нештатных службах и формированиях гражданской обороны. На каждую учебную группу составляется расписание и ведется журнал учета занятий.
Руководителями учебных групп по вопросам гражданской обороны и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях назначаются лица, возглавляющие соответствующие структурные подразделения, службы и формирования.
Ответственность за организацию и проведение обучения населения по месту работы несет персонально руководитель предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности.
В структурных подразделениях предприятий, учреждений, организаций за обучение по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций несет ответственность руководитель подразделения.
Контроль за организацией и проведением обучения на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности осуществляет специально назначенное должностное лицо по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Содержание, периодичность и сроки обучения работников, вошедших в состав нештатных служб и формирований гражданской обороны, определяются программой специальной подготовки.
Программа специальной подготовки должна предусматривать:
изучение основных мероприятий гражданской обороны, функциональных обязанностей, штатной техники, приборов и табельного имущества, в соответствии с инструкциями по применению и техническими регламентами; производственные и технологические особенности объекта проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
приобретение и закрепление умений и практических навыков пользования техническими средствами, средствами защиты во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, взаимодействия в ходе выполнения задач и работ с соблюдением требований техники безопасности, а также способов спасения и оказания первой помощи пострадавшим.
Содержание, периодичность и сроки обучения работников, которые не вошли в состав нештатных служб и формирований, определяются программой общей подготовки.
Программа общей подготовки должна предусматривать:
изучение основных способов и методов защиты от чрезвычайных ситуаций;
приобретение и закрепление умений и практических навыков по использованию средств индивидуальной защиты и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
усвоение правил поведения и действий в чрезвычайных ситуациях, предусмотренных в планах учений и тренировок по гражданской обороне.
Работники могут изучать тематику программы общей подготовки населения индивидуально по утвержденному графику. Во время индивидуального обучения работник изучает указанную тематику самостоятельно и получает консультации у руководителя учебной группы. Для проведения индивидуального обучения на предприятии, в учреждении и организации должно быть в наличии достаточное количество специальной учебной литературы по тематике общей подготовки и определен порядок контроля и отчетности.
3.5. Обучение населения группы В действиям в чрезвычайных ситуациях.
Обучение студентов, учащихся и воспитанников, образовательных и детских дошкольных учебных заведений (учреждений) осуществляется в соответствии с требованиями функциональной образовательной подсистемы «Обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности» Единой системы.
При разработке программ обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях для каждого образовательного и учебно-квалификационного уровня органы образования предусматривают необходимый образовательный минимум в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций:
для студентов — по вопросам организации управления гражданской обороной на основе профессиональных задач, которые решают руководители и специалисты предприятий, учреждений, организаций по отраслевым направлениям;
для учащихся и воспитанников, общеобразовательных и детских дошкольных учебных заведений (учреждений) — по правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, безопасного пребывания в окружающей среде и усвоение ими элементарных, доступных по возрасту норм поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
3.6. Обучение населения группы Г действиям в чрезвычайных ситуациях.
Обучение населения группы Г действиям в чрезвычайных ситуациях, информационно — просветительская работа с населением по месту жительства организовывается органом местного самоуправления), на базе жилищно-эксплуатационных органов (независимо от форм собственности и хозяйствования). Информационно-просветительская работа с населением, проживающим в сельской местности организуется по месту жительства местными органами власти.
Жилищно-эксплуатационные органы в свою очередь организуют работу в данном направлении, во взаимодействии с территориальными органами управления по вопросам гражданской обороны (структурными подразделениями органа местного самоуправления, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), а также администрацией потенциально опасных объектов, действующих в пределах данных территорий.
С целью получения населением информации о состоянии степени опасности, с учетом риска и вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, а также информирования о проведении мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при жилищно-эксплуатационных органах, создаются консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. В соответствующую тематику обучения населения на консультационном пункте по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям включается изучение:
способов оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
сигналов оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуациях и действий по ним;
порядка укрытия и правил поведения в защитных сооружениях гражданской обороны и обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;
действий населения во время проведения эвакуационных мероприятий.
Население, проживающее в зоне возможного воздействия поражающих факторов потенциально опасного объекта, получает информацию о мерах защиты и правилах поведения в случае угрозы или возникновения аварий и катастроф по средствам следующих источников:
локальных систем оповещения объектов;
памяток, информационных материалов;
при участии в отработке практических умений и навыков в ходе проведения учебно-тренировочных занятий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для удовлетворения потребностей самостоятельного изучения общей программы подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях группам лиц, не занятым в сфере производства и обслуживания выдаются учебные пособия, памятки, другие печатные учебно-информационные материалы, а также видео- и электронная программная продукция.
3.7. Практическая подготовка.
К практической подготовке работников на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности относятся:
объектовые учения;
объектовые тренировки;
командно-штабные учения;
тактико-специальные учения;
штабные тренировки;
специальные тренировки по противопожарной защите.
Объектовые учения и объектовые тренировки (в зависимости от численности работающего персонала) проводятся не реже одного раза в три года на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности.
В образовательных учреждениях (заведениях) профессионального, среднего и дошкольного образования объектовые тренировки проводятся ежегодно, с привлечением всех участников учебно-воспитательного процесса. Практическое закрепление знаний учащихся осуществляется в ходе ежегодного «Дня гражданской обороны», который проводится одновременно с объектовой тренировкой. С целью выработки единых взглядов на методику организации мероприятий «Дня гражданской обороны», распространения передового опыта планируются и проводятся показательные (показные) «Дни гражданской обороны».
В высших учебных заведения объектовые тренировки проводятся ежегодно.
Учения классифицируются:
— по масштабу – объектовые (в пределах предприятия, учреждения, организации), местные (в пределах городов, районов), ведомственные (в пределах отраслевых структур республиканских органов исполнительной власти), республиканские.
— по назначению – плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.
Основным методом проведения занятий с личным составом невоенизированных формирований гражданской обороны является тактико-специальное учение с отработкой практических упражнений (нормативов), проводимое в учебных городках, на местности и территории предприятия, учреждения, организации.
Учебно-тренировочные занятия являются формой дополнительной специальной подготовки персонала потенциально опасных объектов с практической отработкой действий при возможных аварийных ситуациях.
Графики проведения таких учебно-тренировочных занятий должны быть согласованы с территориальным органом управления по вопросам гражданской обороны (структурным подразделением местной администрации (органа местного самоуправления), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) и республиканским органом исполнительной власти, в полномочия которого входит функция надзора за охраной труда.
Основные рекомендации по организации, подготовке и методике проведения объектовых, командно-штабных, тактико-специальных учений, штабных, объектовых тренировок и специальных тренировок по противопожарной защите разрабатываются и утверждаются республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Все учения и тренировки по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций организуются и проводятся по отдельному для каждой административно-территориальной единицы сводному графику (плану-графику), разрабатываемым соответствующим территориальным органом управления по вопросам гражданской обороны (структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) во взаимодействии с филиалами Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (территориальными курсами гражданской обороны) и утверждается первым руководителем органа местного самоуправления не позднее, чем за 3 месяца до начала учебного года.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 217.