Раздел 1 «Теоретические основы Международных стандартов финансовой отчётности и их адаптация к условиям России»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение. 3

Раздел 1 «Теоретические основы Международных стандартов финансовой отчётности и их адаптация к условиям России». 6

1.1. Принципы подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности в соответствии с МСФО.. 6

1.1.1. Требования МСФО к качеству учётной информации. 6

1.1.2. Принципы учёта информации. 9

1.1.3. Элементы финансовой отчётности. 10

1.2. Содержание и структура бухгалтерской (финансовой) отчётности в соответствии с МСФО.. 12

1.2.1. МСФО 1 – «Представление финансовой отчётности». 12

1.2.2. Структура бухгалтерского баланса. 14

1.2.3. Структура отчёта о прибылях и убытках. 19

1.2.4. Отчёт об изменениях в капитале. 21

1.2.5. Отчёт о движении денежных средств. 22

1.2.6. Учётная политика. 26

Раздел 2 «Оценка состояния бухгалтерской отчётности в книготорговой компании ООО Союз К». 28

2.1. Краткая экономическая характеристика книготорговой компании ООО «Союз К». 28

2.2. Особенности ведения бухгалтерской финансовой отчётности в книготорговой компании ООО «Союз К». 30

Раздел 3«Концептуальные основы адаптации МСФО в России». 34

Выводы.. 49

Список использованной литературы.. 52

Приложения. 55



Введение

 

Международные стандарты финансовой отчетности (стандарты IFRS/IAS и интерпретации IFRIC/SIC, разработанные IASC и IASB) в последние годы получили признание во всем мире. Десятки наиболее развитых стран, в том числе все страны Европейского союза, допускают или обязывают свои компании составлять отчетность по МСФО. IASB и FASB проводят политику сближения МСФО и стандартов финансового учета США (US GAAP).

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что российские предприятия, использующие существующую систему бухгалтерского учета, явно проигрывают на международном рынке, так как она ориентирована на предоставление финансовой отчетности для налоговых органов.

Руководители предприятий не ощущают преимуществ перехода на международную систему финансовой отчетности, поскольку их предприятия испытывают недостаток финансовых ресурсов для привлечения помощи квалифицированных профессиональных консультантов. Альтернативной возможностью, которая является менее дорогостоящей, является трансформация финансовой отчетности в формат МСФО.

В настоящее время крупные российские компании, например РАО "Газпром" и АК "АЛРОСА", готовят дополнительную финансовую отчетность согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). С уверенностью можно сказать, что существует ряд объективных причин, по которым эти компании составляют (трансформируют) финансовую отчетность согласно МСФО. Рассмотрим основные из них.

Переход России к рыночной экономике. Развитие системы бухгалтерского учета - это неотъемлемый элемент перехода России к рыночной экономике. Разделение прав собственности и непосредственного контроля над собственностью привело к возникновению нового класса активных пользователей финансовой отчетности - акционеров, которым необходима объективная и подробная финансовая информация.

Гармонизация российского бухгалтерского учета и МСФО. Процессы гармонизации систем бухгалтерского учета, выражающиеся в разработке и практическом внедрении МСФО, следует рассматривать в контексте вхождения России на мировые рынки капитала. Необходимость создания в России системы раскрытия финансовой информации по стандартам, признаваемым в промышленно развитых странах, стала очевидной несколько лет назад в период становления национального фондового рынка. В результате в марте 1998 г. Правительство РФ приняло Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. На официальном уровне была признана необходимость создания в России системы учета и отчетности, основанной на рыночных принципах. В новой системе должны учитываться не столько потребности налоговых органов, как это традиционно происходит в российском бухгалтерском учете, сколько потребности инвесторов и иных заинтересованных пользователей финансовой отчетности.

Глобализация мировых финансовых рынков. Глобализация финансовых рынков является одной из главных черт развития мировой экономики в последние годы. К числу серьезных проблем, возникающих в связи с глобализацией финансовых рынков, относится несопоставимость финансовой информации о компаниях, привлекающих средства на рынках капитала. В связи с этим насущной задачей становится выработка и адекватное применение в отдельных странах принципов и норм бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соответствующих международным стандартам. Только в таком случае появится возможность обеспечить инвесторов, действующих на рынках капитала, сопоставимой финансовой информацией об эмитентах ценных бумаг. Так, одним из требований многих финансовых рынков по размещению ценных бумаг является наличие заверенной аудиторами финансовой отчетности, составленной согласно МСФО, это условие необходимо также для получения кредитов многочисленных европейских банков.

Тенденции перехода на МСФО в общеевропейском масштабе. В 2004-2005 гг. страны Европейского союза переходят к составлению отчетности согласно МСФО. Поскольку европейские страны являются крупными партнерами России, вопрос о гармонизации национальных норм отчетности и положений МСФО весьма актуален.

Поскольку переход на МСФО в России является необходимостью, так как уже с отчетности за 2004 год кредитные организации обязаны предоставлять отчетность в соответствии с международными стандартами, а в будущем, в связи со вступлением России в ВТО, возможен переход основной массы российских предприятий на международные стандарты отчетности. Если уже сейчас начать мероприятия по подготовке к этому переходу, то это даст предприятию возможность заблаговременно оценить свое финансовое положение и поможет избежать организационных и других трудностей, которые могут возникнуть при переходе на МСФО в условиях ограниченного времени. Более того, если компания желает привлечь иностранные инвестиции или получить банковское финансирование в крупной организации уже сейчас, ей необходимо переложить информацию на язык, официально признанный на международном уровне.

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель курсовой работы – изучение международных стандартов финансовой отчётности, их взаимосвязи с российскими стандартами учёта и составления отчётности организации.

Объект исследования: международные стандарты финансовой отчётности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

─ изучить теоретический и практический материал по особенностям МСФО;

─ выполнить практические расчёты позволяющие оценить значение финансовой отчётности в соответствии с МСФО и определить предложения по улучшению практики составления бухгалтерской (финансовой) отчётности и совершенствованию нормативных положений, регулирующих отчётность на примере ООО «Союз К»

─ сформулировать выводы по теоретическому и практическому разделам.



Требования МСФО к качеству учётной информации

Основная цель учетной информации - быть полезной для всех групп пользователей в процессе принятия ими экономических решений. Для это­го она должна обладать определенными качественными характеристиками.

В соответствии с Принципами подготовки и составления финансовой отчетности выделяют следующие четыре основные качественные характе­ристики учетной информации, отражаемой в отчетности:

─ понятность;

─ уместность;

─ надежность;

─ сопоставимость.

Понятность. Информация является понятной заинтересованным поль­зователям, если она доступна для их понимания. При этом предполагает­ся, что свободно понимать представленную информацию может не всякий пользователь, а только квалифицированный пользователь, имеющий дос­таточно знаний в области экономики, в частности бухгалтерского учета, ау­дита и анализа.

Уместность. Информацию можно считать уместной, если она оказыва­ет влияние на экономические решения заинтересованных в ней пользова­телей, позволяет осуществлять оценку прошлых, настоящих и будущих со­бытий, подтверждает или опровергает прошлые оценки. Большое влияние на уместность информации оказывает существенность информации. Ин­формация является существенной, если ее пропуск или искажение могли бы повлиять на принятие экономического решения пользователями.

В настоящее время не установлен единый критерий, позволяющий од­нозначно оценить степень существенности учетной информации как сами­ми составителями, так и заинтересованными пользователями. Обычно на практике считается, что информация является существенной, если ее про­пуск или искажение в бухгалтерской (финансовой) отчетности влияв! на экономическое решение, принятое на их основе.

Надежность. Информация считается надежной, когда она представля­ет собой именно то, что она должна представлять, и если в ней отсутству­ют существенные ошибки и искажения. Кроме того, любой заинтересован­ный пользователь ожидает от полученной информации правдивого отра­жения результатов финансово-хозяйственной деятельности и финансового положения экономического субъекта. Однако любая учетная информация, а следовательно, и ее результативные показатели подвержены влиянию как человеческого фактора, так и неточностей, обусловленных несовер­шенством процесса бухгалтерского учета.

В соответствии с Принципами подготовки и составления финансовой отчетности информация считается надежной, если она удовлетворяет сле­дующим требованиям:

ü экономическое содержание преобладает над юридической формой;

ü информация нейтральна;

ü информация представлена с учетом принципа осмотрительности.

Сопоставимость. Для повышения степени полезности учетная инфор­мация помимо указанных выше характеристик должна обладать таким важным качеством, как сопоставимость.

Для принятия экономических решений заинтересованные пользовате­ли проводят ряд аналитических процедур, позволяющих определить тен­денции развития экономического субъекта. С этой целью используется от­четная информация за ряд лет. Кроме того, на практике часто возникает необходимость сравнения результативных показателей финансово-хозяйственной деятельности и финансового положения различных эконо­мических субъектов. Однако каждый экономический субъект индивидуален. Поэтому измерение и отражение фактов финансово-хозяйственной дея­тельности сравниваемых экономических субъектов, а главное, отражение результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности должно осуществляться по единой методике.

В связи с вышеизложенным важным условием сопоставимости резуль­тативных показателей является то, что все заинтересованные пользовате­ли должны быть информированы о вариантах учетной политики, приме­няемой при их формировании, а также о любых изменениях в ней и резуль­татах этих изменений.

 

 



Принципы учёта информации

 

Принципы учета информации:

1.    Принцип начисления. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется по методу начисления. В соответствии с этим методом опера­ции записываются в момент их совершения, а не в момент оплаты и отно­сятся к тому отчетному периоду, в котором была совершена операция.

Финансовая отчетность, составленная по методу начислений, инфор­мирует пользователя не только о прошлых операциях, связанных с выпла­той и получением денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем, а также о ресурсах, эквивалентных денежным средст­вам, которые будут получены в будущем.[1]

2.    Принцип непрерывности деятельности. Этот принцип означает, что
предприятие нормально функционирует, и будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. При этом предполагается, что компания
не планирует ликвидацию или существенное сокращение масштабов своей
деятельности и не нуждается в этом. Если такие намерения или необходимость существуют, финансовая отчетность должна составляться на другой
основе и эта основа должна раскрываться.







Содержание и структура бухгалтерской (финансовой) отчётности в соответствии с МСФО

 1.2.1. МСФО 1 – «Представление финансовой отчётности»

 

Обобщив и проанализировав цели различных групп заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) информации, КМСФО выпус­тил МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», целью которого яв­ляется создание нормативной базы длп формирования и представления единой унифицированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения для обеспечения ее сопоставимости. Для достижения выше­указанной цели МСФО 1 устанавливает:

─ единство правил для представления бухгалтерской (финансовой) от­четности;

─ общие рекомендации по структуре отчетности;

─ минимально допустимые требования по содержанию отчетности;

─ рекомендации по соответствию и отклонениям отчетности от МСФО.

МСФО 1 регламентирует формирование и представление всех форм бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения, предназна­ченных для заинтересованных в ней пользователей, которые не имеют возможности запрашивать дополнительную, т.е. более конкретную инфор­мацию об экономическом субъекте.

Ответственность за подготовку и представление бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности несет управляющий орган экономического субьекта.

Полный комплект бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательно должен включать:

· бухгалтерский баланс;

· отчет о прибылях и убытках;

· отчет об изменениях в капитале;

· отчет о движении денежных средств;

· учетную политику;

· пояснительные примечания.

Представление экономическим субъектом дополнительной финансо­вой и нефинансовой информации поощряется.

Раскрытие информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть определена и выделена из прочей представленной информа­ции. При этом все требования МСФО относятся только к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вся прочая информация не регламентирована и представляется на усмотрение управляющего органа экономического субъекта.

Каждый компонент бухгалтерской (финансовой) отчетности должен быть четко определен.

Кроме того, во всех ее формах должно быть указано:

§ название экономического субъекта или иные его опознавательные признаки;

§ охватывает ли отчетность отдельного экономического субъекта или групп у субъектов;

§ отчетная дата или период, в зависимости от формы отчетности; - валюта отчетности;

§ уровень точности, применяемый при отражении цифр в отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность согласно МСФО 1 должна представляться минимум один раз в год. При этом необязательно, чтобы он
совпадал с календарным (как это принято в Российской Федерации).

Ком­пания самостоятельно может определить свой финансовый период и четко соблюдать его из года в год.

В случае представления отчетности в период, отличный от вышеука­занного, экономический субъект обязан дать обоснование данного откло­нения. При этом он обязан раскрыть:

1. причину отклонения от общепринятого периода;

2. факт того, что сравнительные суммы отчетов несопоставимы.




Учётная политика

Согласно международным стандартам финансовой отчетности под учетной политикой понимают конкретные принципы, основы, условия, прави­ла и их практическое применение, принятые экономическим субъектом с це­лью подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Руководство организации должно формировать и применять учетную политику таким образом, чтобы вся бухгалтерская {финансовая} отчетность соответствовала требованиям каждого применяемого МСФО.

В случае, когда конкретное требование или международный стандарт Финансовой отчетности отсутствует, руководство экономического субъекта должно вырабатывать учетную политику исходя из своих суждений. При этом необходимо учитывать, что заинтересованные пользователи бухгал­терской (финансовой) отчетности должны быть обеспечены наиболее по­лезной информацией, позволяющей принимать оптимальные экономиче­ские решения.

При разработке учетной политики руководству экономического субъек­та следует опираться на требования международных стандартов финансо­вой отчетности, относящиеся к аналогичным или смежным проблемам и ситуациям, а также применять критерии определения, признания и оценки элементов финансовой отчетности, установленные в МСФО.

И еще один важный момент. Несмотря на возможность существования решения органов власти и органов, устанавливающих национальные стан­дарты, а также сложившуюся отраслевую практику по конкретному вопросу, при разработке учетной политики следует руководствоваться принципами МСФО.

Согласно международным стандартам финансовой отчетности в число подлежащих раскрытию элементов учетной политики следует включать лишь такие, раскрытие которых будет помогать заинтересованным квали­фицированным пользователям понять способы отражения операций и фактов в результативных показателях финансово-хозяйственной деятель­ности и финансового положения экономического субъекта.

В соответствии с МСФО раздел учетной политики должен описывать:

─ выбранные организацией принципы и методы учета;

─ принципы и методы учета, наиболее характерные для данной отрасли;

─ соответствие международным стандартам финансовой отчетности.

Учетная политика согласно МСФО может включать следующие разделы:

─ основные подходы к составлению сводной финансовой отчетности;

─ инвестиции в ассоциированные компании;

─ совместная деятельность;

─ иностранная валюта;

─ финансовые инструменты;

─ деловая репутация (гудвилл);

─ исследования и разработки;

─ расходы по разработке программного обеспечения;

─ прочие нематериальные активы;

─ инвестиции;

─ инвестиции в недвижимость;

─ основные средства;

─ учет операций по аренде;

─ государственные субсидии;

─ материально-производственные запасы;

─ договоры строительного подряда;

─ дебиторская задолженность;

─ денежные средства и их эквиваленты;

─ резервы предстоящих расходов и платежей;

─ отложенные налоги на прибыль;

─ акции;

─ признание выручки;

─ сравнительные показатели.

 

Показатели

Годы

Отклонение,

(+, -)

Темп изменения, %

2007 г . 2008 г . 1.Объем деятельности, тыс.руб. 9712 15634 5922 160,98 2.Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб 7249 10922 3673 150,67 3.Валовая прибыль, тыс. руб 2463 4712 2249 191,31 4.Управленческие расходы, тыс. руб 2317 2390 73 103,15 5.Прибыль от продаж, тыс.руб. 146 2322 2176 1590,41 6.Прочие доходы 475 46 -429   9,68 7.Прочие расходы -517 -327 190 63,25 8.Прибыль до налогообложения -397 1283 1680 323,17 9.Чистая прибыль -451 885 1336 196,23

10. Рентабельность, %

-валовая 25,36 30,14 4,78 118,85 -продаж 1,5 14,85 13,35 990 -общая (прибыль до налогообления) -4,08 8,21 12,29 201,23 -расчетная по чистой прибыли -4,64 5,66 10,3 121,98

 

Данные таблицы свидетельствуют, что данная организация в период с 2007 г. по 2008 г. не только усердно работала, но и развивалась. На протяжении двух лет выручка от продаж и себестоимость растет. Увеличение объема продаж за 2008г. по сравнению с 2007г. вырос на 5,9 млн. руб. Следовательно, себестоимость также увеличивается. Прибыль же от продажи в 2008 году по сравнению с 2007 годом возрастает в 16 раз, так как себестоимость увеличилась лишь на 15 %, но, несмотря на большую прибыль, предприятие в 2007 году имеет отрицательную чистую прибыль в размере 451 тыс. руб. Это связано с управленческими расходами в 2007 году, которые составили 2317 тыс. руб. Эти расходы пошли на приобретение предприятием основных непроизводственных фондов. Показатель чистой прибыли в 2008г. вырос на 1,3 млн. руб., рентабельность продаж так же вырос на 13,35 %. В 2007 г. ООО «Союз К» приобрело здание офиса. Для этих целей были привлечены средства кредитных учреждений (кредиты банка), что повлекло возникновение дополнительных затрат в виде уплаты процентов по кредитам. После того, как основное средство было введено в эксплуатацию, в нем был произведен ремонт, что также повлекло затраты. В результате по итогам 2007 г. Общество получило убыток в размере 451тыс. руб. За 2008 г. путем наращивания объемов продаж удалость не только покрыть убыток 2007 г., но и получить дополнительную прибыль в размере 885 тыс. руб.

Проблемы сегодняшнего дня.

На данный момент вышеназванные задачи решены лишь частично, и круг проблем данного уровня остался достаточно ощутимым.

1. Проблема регулирования. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.1998 № 382-р «О приведении действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ было возложено на Министерство финансов РФ (за исключением кредитных учреждений, в отношении которых методологическое руководство осуществляет Центральный банк РФ). Таким образом, принятые в исполнение Программы положения (стандарты) по бухгалтерскому учету — это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтеров, как это понимается в международной практике. На сегодняшний день говорить о способности объединений бухгалтеров к самостоятельной выработке методической нормативной базы и готовности государственных органов уступить им эту роль, на наш взгляд, представляется преждевременным.

2. Проблема технической базы учета и уровня квалификации бухгалтерского персонала. Совершенно очевидно, что имеющаяся техническая база учета и уровень квалификации бухгалтерского персонала в большинстве случаев не позволяют корректно вести учет даже по существующим правилам. Внешний аудит не всегда способен выполнять свои функции, так как проводится под давлением администрации заказчика.

3. Предыдущий вопрос также позволяет говорить о самостоятельной проблеме организации подготовки, переподготовки бухгалтерских кадров, без эффективного решения которой переход к МСФО будет невозможным.

4. Сравнительный анализ российской системы учета и МСФО позволяет выделить еще одну проблемную область, связанную с внедрением МСФО в России, выражающуюся во внутренних различиях учетных систем. Среди данного круга проблем можно отметить доминирующие:

а) различия в принципах ведения бухгалтерского учета. Несмотря на наличие большого сходства между вариантами учетных политик, использование которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими компаниями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

Например, одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы, что, однако, часто не соблюдается в российской системе учета. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для отражения той или иной операции, что не дает оснований для ее отражения в учете, несмотря на то что фактически операция была совершена.

Кроме того, ориентация бухгалтерского учета на требования налоговых органов остается одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители организаций опасаются, что в результате внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчетность у них не останется резерва для оптимизации налогообложения;

б) отсутствие четкого разделения учета на бухгалтерский, управленческий и налоговый. Разделение единой функции учета на бухгалтерскую, управленческую и налоговую является общепринятым в международной практике. С учетом данного принципа построения учета создавались и МСФО. В то же время в российской учетной системе только лишь определилось такое разделение. До тех пор пока этот процесс окончательно не завершен, говорить о реальности внедрения МСФО в России представляется преждевременным;

в) различие подходов в отражении отдельных видов активов и обязательств. С одной стороны, между российскими и международными стандартами существует очень большое количество расхождений как принципиальных, так и менее значительных. Например, консолидированная отчетность РАО «Газпром» за 1998 г., подготовленная в соответствии с российским законодательством и МСФО, демонстрировала расхождение в показателе чистой прибыли более чем на 100 млрд руб. С другой стороны, большинство российских положений по бухгалтерскому учету по своей сути мало отличаются от международных стандартов или являются даже более жесткими. При этом имеющиеся расхождения между ПБУ и МСФО связаны с различным толкованием аналогичных экономических понятий и не могут быть устранены даже при объявленном переходе на МСФО до созревания экономических условий либо появления соответствующих экономических категорий.

Не менее серьезные проблемы, препятствующие внедрению МСФО в России, связаны с самими международными стандартами:

1) обобщенный характер МСФО. МСФО, являясь результатом многочисленных международных компромиссов, обладают в некоторой степени расплывчатостью и неконкретностью, предусматривают наличие значительного количества альтернатив в отражении фактов хозяйственной деятельности, что ставит отчетность в зависимость от субъективных оценок факторов и рисков.

В частности, отчетность одной и той же компании, верно составленная по международным стандартам разными бухгалтерами, может значительно отличаться.

Опыт применения МСФО в различных странах показывает, что отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям вызывает трудности у бухгалтеров и работников контролирующих органов. Как следствие, МСФО «в чистом виде» практически не применяются (кроме Германии и некоторых других стран ЕС), а действуют стандарты, приближенные или не противоречащие МСФО;

 

2) недостаточное признание МСФО на мировых рынках капитала. Вопрос о признании МСФО наравне с US GAAP на мировых рынках капитала до настоящего времени окончательно не решен. Именно поэтому переход российских организаций на учет по МСФО может решить только частичные проблемы (на европейском уровне), но не позволит полноценно интегрироваться в мировое сообщество. В то же время и само Европейское сообщество осторожно в прогнозах относительно всеобъемлющего перехода на МСФО: нет гарантий того, что некоторые страны не выйдут из соглашения о применении МСФО, как это было с валютными соглашениями;

3) постоянное обновление МСФО. Вопрос постоянного обновления МСФО, которые за последние несколько лет претерпевали серьезные концептуальные изменения, представляет собой серьезную задачу на пути перехода к международным стандартам. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую экономическую и юридическую терминологию. С другой стороны, для того чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработки Минфину России необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки КМСФО.

В этом контексте можно отметить, что переход на международные стандарты финансовой отчетности нельзя рассматривать как единственную цель реформирования российской системы бухгалтерского учета. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в конструировании эффективной надстройки над новым типом экономических отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО в один день обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий и наличием многочисленных проблем, отмеченных выше. Поэтому единственным и наиболее рациональным способом перехода к МСФО является не просто их последовательное внедрение, а поэтапная адаптация с учетом специфики учетной системы и всей российской экономической среды.

 

Сложности адаптации.

Особый интерес представляют концептуальные основы формирования МСФО, заложенные в самой системе международных стандартов.

К примеру, принципы подготовки и составления финансовой отчетности были утверждены Правлением Комитета (КМСФО) еще в апреле 1989 г., а проекты по основным стандартам формируются до сих пор. Т.е. стандарты, призванные совершенствовать МСФО, приняты относительно недавно, а «Принципы» их подготовки не пересматривались в течение последних лет.

При этом во введении к разделу «Принципы» указывается, что в случае противоречий этого документа по отношению к каким-либо международным стандартам их требования (т.е. требования, изложенные в стандартах) будут превалировать над «Принципами». То есть в самих МСФО заложены противоречия, заключающиеся в том, что базовые фундаментальные понятия ведения учета, отчетности находятся в зависимости от текущих, сиюминутных изменений в самих стандартах. Таким образом, прежде чем говорить о соответствии наших правил, т.е. наших ПБУ, международным, необходимо критически рассмотреть развитие концептуальных положений самих МСФО.

Само содержание МСФО в большей степени направлено на формирование достоверной информации о финансовом положении хозяйствующих субъектов, нежели о финансовых результатах. Об этом говорят жесткие требования, предъявляемые к процедуре признания активов, и введение требований по оценке так называемой справедливой стоимости и др. Этот подход подталкивает к пониманию того, что наиболее информативным был бы показатель «прибыльности» хозяйствующих субъектов, «основанный на приросте чистых активов».

Однако само допущение приоритета формирования достоверной информации о финансовом положении вызывает нарушение, на наш взгляд, основополагающих требований по формированию достоверной информации о финансовых результатах в части допущения непрерывности деятельности и соответствию доходов и расходов.

 

Если систематически юридически заниматься переоценкой активов, то теряет смысл выявление финансового результата, так как финансовый результат от продажи того или иного актива будет показывать разницу между его справедливой стоимостью на дату продажи и на дату переоценки. В такой ситуации нецелесообразным будет начисление амортизации по внеоборотным активам, если их ежегодно переоценивать по рыночным ценам. В этом случае амортизацию будет «заменять» (естественно, в кавычках) убыток от переоценки (без учета процессов инфляции).

Жесткие требования к признанию активов делают бесполезным признание остальных элементов бухгалтерского учета, в особенности доходов и расходов. В частности, признание дебиторской задолженности как актива в случае продажи будет означать признание дохода, а непризнание влечет за собой признание расхода.

Таким образом, доходы и расходы в системе учета будут являться следствием признания и непризнания активов. Однако если приоритетным является отражение формирования достоверного финансового результата, первичным должно быть признание дохода, а также его соответствия расходам. В этом случае информация об активах будет следствием формирования доходов и расходов, а не наоборот, и непризнанные расходы будут отражаться как активы.

Итак, основополагающим является установление приоритета финансового положения или финансового результата при определении целей финансовой отчетности, а также, исходя из этих целей, построение всей системы бухгалтерского учета, начиная от общих принципов и заканчивая правилами учета.

Возможен и вариант, когда профессиональный бухгалтер при формировании учетной политики предприятия самостоятельно решает вопрос приоритета достоверности.

Что касается одобренной Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, то она заслуживает внимания и с точки зрения присутствия в ней разделов, отражающих и создание инфраструктуры применения МСФО, и изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, и усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, и с точки зрения вопросов подготовки и повышения квалификации учетно-аналитических кадров.

То есть Концепция создает достаточно прочный базис для формирования концептуальных основ адаптации МСФО в России. В этой связи основной проблемой адаптации МСФО являются реализация и уточнение достаточно системного Плана мероприятий Министерства финансов Российской Федерации на 2004–2007 годы по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (утвержден Приказом Минфина России от 06.09.2004 № 263). Общая блок-схема решения проблем адаптации МСФО в России в контексте реализации этого документа может выглядеть так, как это представлено на рисунке 2.

Естественно, что само по себе наличие такого документа, как упомянутый План мероприятий, является крупным вкладом в формирование Концептуальных основ адаптации МСФО в России. Однако его невыполнение по целому ряду концептуальных, принципиальных положений подрывает последовательную и системную адаптацию МСФО в России.

 

Во-первых, прежде всего это касается непринятия до сих пор основного законодательного акта в данной сфере в виде федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». То же самое касается новой редакции ФЗ «О бухгалтерском учете»1, а также проекта федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете».

Ряд аналитиков в контексте препятствий в законодательстве Российской Федерации для создания нормативной базы применения международных стандартов при составлении отчетности российскими организациями, указывая на необходимость решения проблем обеспечения использования бухгалтерского законодательства, отмечают отсутствие надлежащего бухгалтерского законодательства как одно из ключевых препятствий внедрения МСФО.

    

Проблема заключается в том, что до сих пор не создана необходимая законодательная база, а затем и сама система исполнения этого законодательства. Хотя сама по себе проблематика обеспечения исполнения законов не является преждевременной. А с точки зрения усиления контроля качества бухгалтерской отчетности необходимо принятие изменений и дополнений к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»2.

 

В принципе, если наблюдается перманентная патовая ситуация в принятии соответствующих законодательных актов, можно было бы внести некоторые коррективы в План мероприятий по реализации Концепции и ограничиться хотя бы одной поправкой к действующему законодательству по бухгалтерскому учету, к примеру, в следующей редакции: «предприятия и организации, расположенные на территории Российской Федерации, могут осуществлять учет по МСФО», по аналогии с Германией, где вместо принятия специальных законодательных актов ограничились внесением всего лишь одной поправки в «Немецкий коммерческий кодекс» о возможности применения МСФО предприятиями и компаниями, расположенными на территории Германии, наряду с применением основных положений, содержащихся в так называемых «Бухгалтерских книгах» этого кодекса.

Во-вторых, до сих пор нет постоянно действующей системы перевода официального текста МСФО на русский язык и его соответствующего сопровождения.

Организация работы по подготовке этого перевода предусматривалась Планом мероприятий с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России и профессионального сообщества.

Более того, Программой ТАСИС «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» предусматривалось рассмотрение вопросов качества этого перевода, но вместо этого была рассмотрена предлагаемая структура регулирующих органов в России (на ближайшее будущее), в которой предполагается образование специального Совета по стандартам бухгалтерского учета совместно с профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими саморегулируемыми объединениями.

На наш взгляд, если бы организацию постоянно действующей системы перевода официального текста МСФО поручили одному или двум общественным объединениям бухгалтеров и аудиторов при необходимом финансовом обеспечении этого процесса (а здесь необходима именно постоянно действующая система перевода на русский язык, в связи с постоянными изменениями, особенно интенсивными в последние годы, в содержании МСФО), то можно было бы приступить к решению этой проблемы.

Если финансовое обеспечение перевода является наиболее приоритетным, то вопрос о формировании специального фонда финансовых средств на осуществление этой акции необходимо постоянно поднимать и в представительных и исполнительных органах власти, и в СМИ.

Отсутствие этой системы подрывает все концептуальные основы адаптации МСФО в России.

В-третьих, не менее важным является реформирование деятельности методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, точнее (как это записано в плане мероприятий по реализации Концепции), «превращение его в орган для обсуждения вопросов государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности представителями государственных органов, бухгалтерской и аудиторской профессии, предпринимательских и научных кругов».

К примеру, в Великобритании в настоящее время бухгалтеры находятся под надзором Совета по финансовой отчетности (FRC), который был создан Департаментом торговли и промышленности в 2003 году.

Этот Совет является основным органом регулирования работы бухгалтеров и контролирует работу различных элементов структуры, осуществляет общественный надзор за качеством отчетности и, будучи основным арбитром по ОПБУ Великобритании, готовит проекты и издает новые стандарты по финансовой отчетности. После принятия Европейским сообществом МСФО Совет поставил одной из основных своих целей максимально быстрое согласование общепринятых принципов бухгалтерского учета Великобритании и МСФО. В связи с тем, что целый ряд вопросов концептуального характера, содержащихся в принципах МСФО, требуют именно такого согласования применительно к условиям России, такая модель могла бы быть оптимальной и для нашей страны.

Целый ряд принципов МСФО, связанных и с такими основополагающими допущениями, как метод начисления и непрерывность деятельности, и с такими качественными характеристиками финансовой отчетности, как понятность, уместность, существенность, надежность, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность, сопоставимость и др., а также с такими, как оценка и признание элементов финансовой отчетности, и наконец, собственно концепции капитала и поддержания капитала и определения прибыли, прежде всего требуют методологического и методического согласования в процессе адаптации МСФО в наших условиях.

Резюмируя все вышесказанное, следует специально подчеркнуть, что формирование концептуальных основ адаптации МСФО в нашей стране, с учетом внесения корректировок и в саму Концепцию, и в Планы мероприятий по ее реализации, должно представлять постоянно действующий процесс, контролируемый как со стороны органов исполнительной и представительной власти, так и со стороны профессионального сообщества. Только такой подход сделает адаптацию и внедрение МСФО в России последовательными и необратимыми.

 



Выводы

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Международные стандарты финансовой отчетности (стандарты IFRS/IAS и интерпретации IFRIC/SIC, разработанные IASC и IASB) в последние годы получили признание во всем мире. Десятки наиболее развитых стран, в том числе все страны Европейского союза, допускают или обязывают свои компании составлять отчетность по МСФО. IASB и FASB проводят политику сближения МСФО и стандартов финансового учета США (US GAAP).

2. В соответствии с Принципами подготовки и составления финансовой отчетности выделяют следующие четыре основные качественные характе­ристики учетной информации, отражаемой в отчетности:

► понятность;

► уместность;

► надежность;

► сопоставимость.

3. МСФО 1 устанавливает:

1) единство правил для представления бухгалтерской (финансовой) от­четности;

2) общие рекомендации по структуре отчетности;

3) минимально допустимые требования по содержанию отчетности;

4) рекомендации по соответствию и отклонениям отчетности от МСФО.

4. Ответственность за подготовку и представление бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности несет управляющий орган экономического субьекта.

5. Полный комплект бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательно должен включать:

· бухгалтерский баланс;

· отчет о прибылях и убытках;

· отчет об изменениях в капитале;

· отчет о движении денежных средств;

· учетную политику;

· пояснительные примечания.

6. Каждый компонент бухгалтерской (финансовой) отчетности должен быть четко определен.

Кроме того, во всех ее формах должно быть указано:

§ название экономического субъекта или иные его опознавательные признаки;

§ охватывает ли отчетность отдельного экономического субъекта или групп у субъектов;

§ отчетная дата или период, в зависимости от формы отчетности; - валюта отчетности;

§ уровень точности, применяемый при отражении цифр в отчетности.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность согласно МСФО 1 должна представляться минимум один раз в год. При этом необязательно, чтобы он
совпадал с календарным (как это принято в Российской Федерации).

Ком­пания самостоятельно может определить свой финансовый период и четко соблюдать его из года в год.

В случае представления отчетности в период, отличный от вышеука­занного, экономический субъект обязан дать обоснование данного откло­нения. При этом он обязан раскрыть:

3. причину отклонения от общепринятого периода;

4. факт того, что сравнительные суммы отчетов несопоставимы.

8. Генезис развития взглядов на проблематику адаптации МСФО в России претерпел ряд изменений, прежде чем появились первые документы, отражающие Концептуальные основы развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами. Формирование концептуальных основ адаптации МСФО в нашей стране должно представлять постоянно действующий процесс, контролируемый как со стороны органов исполнительной и представительной власти, так и со стороны профессионального сообщества.




Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 15 июня 2008 года - ("Кодексы. Законы. Нормы-Выпуск 48 [81]"), изд-во Сиб. унив., 2008г.

2. Конституция Российской Федерации (с текстом Государственного Гимна), изд-во ИНФРА-М, 2008г.

3. Международные стандарты финансовой отчетности 2007: по состоянию на 7 июня 2007 года, изд-во Аскери-АССА, 2007г.;

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям - 5-е изд.,перераб. и доп. - ("Налоговый практикум", "Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя"), изд-во АБАК, 2008г.

5. Агеева О.А. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие (ГРИФ), изд-во Бух. Учет, 2008г.;

6. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебник, изд-во Проспект, ТК Велби, 2008г.;

7. Беликова Т.Н. Бухгалтерский учет и отчетность от нуля до баланса, изд-во Питер, 2007г.;

8. Буяло И.В., Кеворкова Ж.А., Бондарчук Н.В. Международные стандарты финансовой отчетности в вопросах и ответах: Учебное пособие, изд-во Проспект, ТК Велби, 2007г.;

9. Введение в Международные стандарты финансовой отчётности. – М.:PricewaterhouseCoopers, 2003г.; 

10. Вахрушина М.А., Пласкова Н.С., Мельникова Л.А. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" - 2-е изд.,стер. - ("Высшее финансовое образование") (ГРИФ), изд-во Омега-Л, 2007г.;

11. Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебное пособие (ГРИФ), изд-во Вузовский учебник, 2008г.;

12. Грюнинг Х., Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности: Практическое руководство - 3-е изд.,обновл. и перераб., изд-во Весь Мир, 2006г.;

13. Генералова Н.В. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие, изд-во Проспект, ТК Велби, 2008г.;

14. Константинова Е.П. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие, изд-во Дашков и К, 2008г.;

15. Маренков Н.Л. Бухгалтерская отчетность и международные стандарты: Учебное пособие, изд-во Флинта, МПСИ, 2006г.;

16. Мощенко Н.П. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебное пособие (ГРИФ), изд-во ФиС, 2007г.;

17. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерский учет в России - 2-е изд.,перераб. и доп. - ("Библиотека журнала "Бухгалтерский учет"") (ГРИФ), изд-во Бух. Учет, 2006г.;

18. Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие - ("Высшее образование") (ГРИФ), изд-во ИНФРА-М, 2003г.;

19. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учеб. пособие - ("Карманное учебное пособие") (ГРИФ), изд-во РИОР, 2007г.;

20. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник - 3-е изд.,испр. и доп.  - ("Высшее образование") (ГРИФ), изд-во ИНФРА-М, 2008г.;

21. Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации: Учебное пособие, изд-во Бух. Учет, 2007г.;

22. Поленова С.Н. Бухгалтерский учет и отчетность в системе US GAAP, изд-во Дашков и К, 2007г.;

23. Проскуровская Ю.И. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие - 2-е изд.,стер. - ("Библиотека высшей школы"), изд-во Омега-Л, 2008г.;

24. Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов - 3-е изд.,перераб. и доп. - ("Учебное пособие для вузов"), изд-во Экзамен,2005г.;

25. Румак Е.Х., Румак В.Г., Неверко К.В. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. Общеметодологические стандарты: Учебное пособие, изд-во Знание, ИВЭСЭП, 2006г.;

26. Соснаускене О.И. Как перевести российскую отчетность в международный стандарт - ("Библиотека журнала "Российский бухгалтер""), изд-во ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008г.;

27. Сорокина Е.М. Бухгалтерская и финансовая отчетность организаций: Учебное пособие (ГРИФ), изд-во ФиС, 2006г.;

28. Смирнова И.А. Международные стандарты финансовой отчетности: Учеб. пособие (ГРИФ), изд-во ФиС, 2005г.;

29. Тевлин В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник, изд-во Проспект, ТК Велби, 2007г.;

30. Тепляков А.Б. Внутренняя бухгалтерская отчетность: 100 форм произвольных отчетов для анализа фактических затрат (с инструкциями по заполнению и использованию) - ("Справочник для бухгалтера"), изд-во ГроссМедиа, 2006г.;

31. Умрихин С.А., Ильина Ю.В. Международные стандарты финансовой отчетности: Российская практика применения - ("Библиотека журнала "Российский бухгалтер""), изд-во ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007г.;

32. Феоктистов И.А. «Новые бухгалтерские стандарты: Комментарий к новому ПБУ 14/2007, изменениям в ПБУ 3/2006, ПБУ 7/1998 и ПБУ 8/2001: Применяются с отчетности за 2008 год - ("Актуальные комментарии")», изд-во ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008г.

33. Фофанов В.А., Фофанов М.В. Международные стандарты учета и финансовой отчетности - ("Высшее образование"), изд-во Феникс, 2008г.;

34. Чернов В.А. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (080109) "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" (ГРИФ)», изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2008г.

35. Чернов В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (080109) "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" (ГРИФ), изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2008г.;



Приложения

 

 


[1] Чернов В.А. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (080109) "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" (ГРИФ)», изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2008г

[2] Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник - 3-е изд.,испр. и доп. - ("Высшее образование") (ГРИФ), изд-во ИНФРА-М, 2008г


Содержание

Введение. 3

Раздел 1 «Теоретические основы Международных стандартов финансовой отчётности и их адаптация к условиям России». 6

1.1. Принципы подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности в соответствии с МСФО.. 6

1.1.1. Требования МСФО к качеству учётной информации. 6

1.1.2. Принципы учёта информации. 9

1.1.3. Элементы финансовой отчётности. 10

1.2. Содержание и структура бухгалтерской (финансовой) отчётности в соответствии с МСФО.. 12

1.2.1. МСФО 1 – «Представление финансовой отчётности». 12

1.2.2. Структура бухгалтерского баланса. 14

1.2.3. Структура отчёта о прибылях и убытках. 19

1.2.4. Отчёт об изменениях в капитале. 21

1.2.5. Отчёт о движении денежных средств. 22

1.2.6. Учётная политика. 26

Раздел 2 «Оценка состояния бухгалтерской отчётности в книготорговой компании ООО Союз К». 28

2.1. Краткая экономическая характеристика книготорговой компании ООО «Союз К». 28

2.2. Особенности ведения бухгалтерской финансовой отчётности в книготорговой компании ООО «Союз К». 30

Раздел 3«Концептуальные основы адаптации МСФО в России». 34

Выводы.. 49

Список использованной литературы.. 52

Приложения. 55



Введение

 

Международные стандарты финансовой отчетности (стандарты IFRS/IAS и интерпретации IFRIC/SIC, разработанные IASC и IASB) в последние годы получили признание во всем мире. Десятки наиболее развитых стран, в том числе все страны Европейского союза, допускают или обязывают свои компании составлять отчетность по МСФО. IASB и FASB проводят политику сближения МСФО и стандартов финансового учета США (US GAAP).

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что российские предприятия, использующие существующую систему бухгалтерского учета, явно проигрывают на международном рынке, так как она ориентирована на предоставление финансовой отчетности для налоговых органов.

Руководители предприятий не ощущают преимуществ перехода на международную систему финансовой отчетности, поскольку их предприятия испытывают недостаток финансовых ресурсов для привлечения помощи квалифицированных профессиональных консультантов. Альтернативной возможностью, которая является менее дорогостоящей, является трансформация финансовой отчетности в формат МСФО.

В настоящее время крупные российские компании, например РАО "Газпром" и АК "АЛРОСА", готовят дополнительную финансовую отчетность согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). С уверенностью можно сказать, что существует ряд объективных причин, по которым эти компании составляют (трансформируют) финансовую отчетность согласно МСФО. Рассмотрим основные из них.

Переход России к рыночной экономике. Развитие системы бухгалтерского учета - это неотъемлемый элемент перехода России к рыночной экономике. Разделение прав собственности и непосредственного контроля над собственностью привело к возникновению нового класса активных пользователей финансовой отчетности - акционеров, которым необходима объективная и подробная финансовая информация.

Гармонизация российского бухгалтерского учета и МСФО. Процессы гармонизации систем бухгалтерского учета, выражающиеся в разработке и практическом внедрении МСФО, следует рассматривать в контексте вхождения России на мировые рынки капитала. Необходимость создания в России системы раскрытия финансовой информации по стандартам, признаваемым в промышленно развитых странах, стала очевидной несколько лет назад в период становления национального фондового рынка. В результате в марте 1998 г. Правительство РФ приняло Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. На официальном уровне была признана необходимость создания в России системы учета и отчетности, основанной на рыночных принципах. В новой системе должны учитываться не столько потребности налоговых органов, как это традиционно происходит в российском бухгалтерском учете, сколько потребности инвесторов и иных заинтересованных пользователей финансовой отчетности.

Глобализация мировых финансовых рынков. Глобализация финансовых рынков является одной из главных черт развития мировой экономики в последние годы. К числу серьезных проблем, возникающих в связи с глобализацией финансовых рынков, относится несопоставимость финансовой информации о компаниях, привлекающих средства на рынках капитала. В связи с этим насущной задачей становится выработка и адекватное применение в отдельных странах принципов и норм бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соответствующих международным стандартам. Только в таком случае появится возможность обеспечить инвесторов, действующих на рынках капитала, сопоставимой финансовой информацией об эмитентах ценных бумаг. Так, одним из требований многих финансовых рынков по размещению ценных бумаг является наличие заверенной аудиторами финансовой отчетности, составленной согласно МСФО, это условие необходимо также для получения кредитов многочисленных европейских банков.

Тенденции перехода на МСФО в общеевропейском масштабе. В 2004-2005 гг. страны Европейского союза переходят к составлению отчетности согласно МСФО. Поскольку европейские страны являются крупными партнерами России, вопрос о гармонизации национальных норм отчетности и положений МСФО весьма актуален.

Поскольку переход на МСФО в России является необходимостью, так как уже с отчетности за 2004 год кредитные организации обязаны предоставлять отчетность в соответствии с международными стандартами, а в будущем, в связи со вступлением России в ВТО, возможен переход основной массы российских предприятий на международные стандарты отчетности. Если уже сейчас начать мероприятия по подготовке к этому переходу, то это даст предприятию возможность заблаговременно оценить свое финансовое положение и поможет избежать организационных и других трудностей, которые могут возникнуть при переходе на МСФО в условиях ограниченного времени. Более того, если компания желает привлечь иностранные инвестиции или получить банковское финансирование в крупной организации уже сейчас, ей необходимо переложить информацию на язык, официально признанный на международном уровне.

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель курсовой работы – изучение международных стандартов финансовой отчётности, их взаимосвязи с российскими стандартами учёта и составления отчётности организации.

Объект исследования: международные стандарты финансовой отчётности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

─ изучить теоретический и практический материал по особенностям МСФО;

─ выполнить практические расчёты позволяющие оценить значение финансовой отчётности в соответствии с МСФО и определить предложения по улучшению практики составления бухгалтерской (финансовой) отчётности и совершенствованию нормативных положений, регулирующих отчётность на примере ООО «Союз К»

─ сформулировать выводы по теоретическому и практическому разделам.



Раздел 1 «Теоретические основы Международных стандартов финансовой отчётности и их адаптация к условиям России».

1.1. Принципы подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности в соответствии с МСФО

Требования МСФО к качеству учётной информации

Основная цель учетной информации - быть полезной для всех групп пользователей в процессе принятия ими экономических решений. Для это­го она должна обладать определенными качественными характеристиками.

В соответствии с Принципами подготовки и составления финансовой отчетности выделяют следующие четыре основные качественные характе­ристики учетной информации, отражаемой в отчетности:

─ понятность;

─ уместность;

─ надежность;

─ сопоставимость.

Понятность. Информация является понятной заинтересованным поль­зователям, если она доступна для их понимания. При этом предполагает­ся, что свободно понимать представленную информацию может не всякий пользователь, а только квалифицированный пользователь, имеющий дос­таточно знаний в области экономики, в частности бухгалтерского учета, ау­дита и анализа.

Уместность. Информацию можно считать уместной, если она оказыва­ет влияние на экономические решения заинтересованных в ней пользова­телей, позволяет осуществлять оценку прошлых, настоящих и будущих со­бытий, подтверждает или опровергает прошлые оценки. Большое влияние на уместность информации оказывает существенность информации. Ин­формация является существенной, если ее пропуск или искажение могли бы повлиять на принятие экономического решения пользователями.

В настоящее время не установлен единый критерий, позволяющий од­нозначно оценить степень существенности учетной информации как сами­ми составителями, так и заинтересованными пользователями. Обычно на практике считается, что информация является существенной, если ее про­пуск или искажение в бухгалтерской (финансовой) отчетности влияв! на экономическое решение, принятое на их основе.

Надежность. Информация считается надежной, когда она представля­ет собой именно то, что она должна представлять, и если в ней отсутству­ют существенные ошибки и искажения. Кроме того, любой заинтересован­ный пользователь ожидает от полученной информации правдивого отра­жения результатов финансово-хозяйственной деятельности и финансового положения экономического субъекта. Однако любая учетная информация, а следовательно, и ее результативные показатели подвержены влиянию как человеческого фактора, так и неточностей, обусловленных несовер­шенством процесса бухгалтерского учета.

В соответствии с Принципами подготовки и составления финансовой отчетности информация считается надежной, если она удовлетворяет сле­дующим требованиям:

ü экономическое содержание преобладает над юридической формой;

ü информация нейтральна;

ü информация представлена с учетом принципа осмотрительности.

Сопоставимость. Для повышения степени полезности учетная инфор­мация помимо указанных выше характеристик должна обладать таким важным качеством, как сопоставимость.

Для принятия экономических решений заинтересованные пользовате­ли проводят ряд аналитических процедур, позволяющих определить тен­денции развития экономического субъекта. С этой целью используется от­четная информация за ряд лет. Кроме того, на практике часто возникает необходимость сравнения результативных показателей финансово-хозяйственной деятельности и финансового положения различных эконо­мических субъектов. Однако каждый экономический субъект индивидуален. Поэтому измерение и отражение фактов финансово-хозяйственной дея­тельности сравниваемых экономических субъектов, а главное, отражение результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности должно осуществляться по единой методике.

В связи с вышеизложенным важным условием сопоставимости резуль­тативных показателей является то, что все заинтересованные пользовате­ли должны быть информированы о вариантах учетной политики, приме­няемой при их формировании, а также о любых изменениях в ней и резуль­татах этих изменений.

 

 



Принципы учёта информации

 

Принципы учета информации:

1.    Принцип начисления. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется по методу начисления. В соответствии с этим методом опера­ции записываются в момент их совершения, а не в момент оплаты и отно­сятся к тому отчетному периоду, в котором была совершена операция.

Финансовая отчетность, составленная по методу начислений, инфор­мирует пользователя не только о прошлых операциях, связанных с выпла­той и получением денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем, а также о ресурсах, эквивалентных денежным средст­вам, которые будут получены в будущем.[1]

2.    Принцип непрерывности деятельности. Этот принцип означает, что
предприятие нормально функционирует, и будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. При этом предполагается, что компания
не планирует ликвидацию или существенное сокращение масштабов своей
деятельности и не нуждается в этом. Если такие намерения или необходимость существуют, финансовая отчетность должна составляться на другой
основе и эта основа должна раскрываться.







Дата: 2019-04-23, просмотров: 267.