КУЛЬТУРЫ»
Факультет консерватория
Кафедра народного и эстрадно-джазового пения
УТВЕРЖДАЮ
Зав.кафедрой
______________М.М. Мякишева
21 сентября 2016 г.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Б2.П.3 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Направление подготовки 53.03.01 – Музыкальное искусство эстрады
Профиль подготовки– Эстрадно-джазовое пение
Квалификация (степень) выпускника – Концертный исполнитель.
Артист ансамбля. Преподаватель
Форма обучения - очная/заочная
Краснодар
2016
Программа предназначена для обучения при прохождении Научно-исследовательской работы обучающихся очной/заочной формы обучения по направлению подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», профиля Эстрадно-джазовое пение в 2 семестре (8 семестре).
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 года № 1009 и основной профессиональной образовательной программой.
Рецензенты:
Профессор кафедры музыковедения, композиции
и методики музыкального образования
Краснодарского государственного
института культуры, доктор искусствоведения Шак Т.Ф.
Профессор кафедры
теории и истории музыки
Московского государственного
института культуры
кандидат педагогических наук,
заслуженных работник культуры РФ Сидорова М. Б.
Составитель: Полищук Аэлита Эдисоновна, ст. преподаватель
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры народного и эстрадно-джазового пения «21» сентября 2016 г., протокол №2.
Рабочая программа одобрена и рекомендована к использованию в учебном процессе Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «КГИК» «23» сентября 2016 г., протокол № 2.
© Полищук А.Э., 2016
© ФГБОУ ВО «КГИК», 2016
Содержание
1. Цели и задачи практики | 4 |
2. Место практики в структуре ОПОП ВО | 4 |
3. Требования к результатам обучения при прохождении практики | 5 |
4. Структура и содержание практики | 6 |
5. Оценочные средства для текущего контроля обучения и промежуточной аттестации 5.1. Текущий контроль обучения и оценочные средства 5.2. Промежуточная аттестация и оценочные средства 5.3. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений и навыков обучающегося. | 7 |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики | 9 |
6.1. Основная литература 6.2. Дополнительная литература 6.3. Периодические издания 6.4. Интернет-ресурсы 6.5. Методические указания и материалы 6.6. Программное обеспечение 7. Материально-техническое обеспечение 12 практики 8. Дополнения и изменения к программе практики 14 Приложение | |
I . Цели и задачи ПРАКТИКИ
Цель практики «Научно-исследовательская работа» – подготовить высококвалифицированных специалистов в области эстрадно-джазового пения, владеющих современным репертуаром и готовых к научно-исследовательской и педагогической работе.
Задачи практики:
1. формирование у студента широкого музыкального и художественного кругозора;
2. ознакомление студентов с основными принципами отечественной вокальной методики и педагогики;
3. рассмотрение и анализ различных методов и приемов преподавания с научной точки зрения;
4. ознакомление с рекомендациями различных инструктивных и справочных материалов, требований к написанию и оформлению письменных выпускных работ;
5. воспитание у студентов умения пользоваться данными науки в практической педагогической работе;
6. приобретение навыков работы с учебно–методическими и научно-исследовательскими пособиями;
7. стимулирование творческой инициативы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-4);
- способностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации (ПК-30);
- способностью выполнять под научным руководством исследования в области вокального искусства и музыкального образования (ПК-31).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основную вокально-методическую литературу;
- основные направления научно-исследовательской работы в области голосообразования.
Уметь:
- использовать на практике пройденный материал по вокальной методике и педагогик эстрадно-джазового пения;
- планировать научно-исследовательскую работу;
- грамотно излагать свою научно-исследовательскую работу (в тезисах, в статьях, в научном исследовании и т.д.);
- развивать творческие способности, самостоятельность;
- пользоваться справочной и научно-методической литературой.
Владеть:
- навыками научно-исследовательской работы;
- умением точно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- знаниями в области научно-исследовательской вокальной терминологии;
- навыками самостоятельной работы при решении разрабатываемых в статье проблем и вопросов;
- навыками публичной защиты подготовленного научно-исследовательского материала в области эстрадно-джазового вокального искусства.
Приобрести опыт деятельности:
- во владениинаучно-педагогическими и исследовательскими навыками;
- в умении систематизировать и анализировать необходимую информацию в области вокальной эстрадно-джазовой методики;
- в планировании и выполнении научно-исследовательской работы.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость практики составляет 1 зачетную единицу (36 часов).
Научно-исследовательская работа обучающихся организуется на кафедрах института, библиотеке, в других организациях, учреждениях и на предприятиях, с которыми институт имеет договоры о сотрудничестве.
Научно-исследовательская работа в соответствии с рабочим учебным планом проводится в 2 семестре. Практика проводится рассредоточено – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения практики.
Таблица «Структура и содержание практики»
Ч., 1 зет
семестр | неделя | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу обучающегося | Формы текущего контроля и промежуточной аттестации | Форми-руемые компе-тенции | Объем часов / з.е. |
Раздел 1. Предмет и содержание практики «Научно-исследовательская работа» | |||||
8 | 1-3 | Предмет дисциплины «Научно-исследовательская работа» и ее значение в системе вокального образования. Основные формы научной студенческой работы: научные студенческие кружки, дискуссии, интеллектуальные игры, творческие лаборатории, клубы, выездные семинары, «круглые столы», конкурсы и выставки научных студенческих работ, олимпиады, публикации, конференции и т.д. Научно-исследовательская работа в области вокального искусства. Работа с текстом ВКР. | Научно-исследовательская работа, статьи, тезисы | ПК-4 ПК-30 ПК-31 | 6 |
Оценочные средства
Вопросы для текущего контроля
1. Значение работы гортани в процессе пения.
2. Регистры мужского и женского голоса и их работа в пении.
3. Значение работы артикуляционного аппарата в речи и пении.
4. Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса.
5. Учение академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение для вокальной педагогики.
6. Гигиена голоса и его физиологические основы.
7. Дыхание, гортань, артикуляционный аппарат в речи и пении.
8. Дефекты голоса и пути их преодоления.
9. Головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов.
10. Классификация голосов.
11. Развитие различных видов вокализации.
12. Основные жанры эстрадной музыки и их краткая характеристика.
13. Характерные особенности зарубежной и отечественной «школ пения».
14. Научные исследования в области изучения аналитического и интонационного музыкального слуха (Н.А. Гарбузов, Е.В. Назайкинский, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Д.К. Кирнарская и др.).
Вопросы для зачета
Зачет проходит в форме предзащиты выпускной квалификационной работы.
Примерная тематика творческих проектов
1. Актуальность изучения основ голосоведения будущими профессиональнымивокалистами.
2. Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса.
3. Артикуляционный аппарат. Работа губ и позиция языка в пении.
4. Ведущие эстрадные исполнители второй половины XX века.
5. Особенности работы над отечественным и англоязычным вокальным репертуаром.
6. Взаимосвязь певческого дыхания и других элементов вокальной техники. Методы работы над певческим дыханием.
7. Виды музыкально-педагогического репертуара и их анализ.
8. Особенности методики преподавания вокала в младших и старших классах школ искусств.
9. Влияние заболеваний различных органов на голосовой аппарат.
10. Воспитание голоса путем контроля над деятельностью дыхания.
11. Творческий путь Муслима Магомаева.
12. Выдающиеся джазовые исполнители конца XX века.
13. Работа эстрадного певца над стилистическими вокальными приёмами.
14. Гигиена голоса и его физиологические основы.
15. Работа над скэт-импровизацией в джазовой композиции.
16. Голосовые связки. Их расположение и особенность работы.
17. Действие артикуляционного аппарата в пении.
18. Дефекты голоса и пути их преодоления.
19. Нина Симон – выдающееся контральто в истории музыки XX века.
20. Дыхание, гортань, артикуляционный аппарат в речи и пении.
21. Жанр мюзикла в отечественной и зарубежной музыке.
22. Феномен джазовой вокалистки Азизы Мустафа Заде.
23. Жизненный режим певца и общегигиенические правила.
24. Преодоление вокальных трудностей в работе над англоязычным репертуаром.
25. Задачи начального периода занятий по вокалу.
26. Значение деятельности нервной системы в процессе пения. Учение И.П. Павлова.
27. Феномен и многогранность личности Александра Градского.
28. Значение дыхания в процессе пения певца.
29. Рок-опера Эдуарда Артемьева “Преступление и наказание”.
30. Стиви Уандер: жизнь и творчество.
31. Значение работы артикуляционного аппарата в речи и пении.
5.3. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Во время проведения научно–исследовательской работы используются следующие технологии: индивидуальные консультации по выполнению работы.
Проводится первичная обработка, первичная и окончательная интерпретация данных, составляются рекомендации и предложения (при этом может быть использован различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения).
В научно-исследовательской работе активно используются исследовательские методы обучения; проектное обучение, информационно-коммуникационные технологии, в том числе доступ в Интернет. Совокупность способов проведения научных исследований в рамках научно-исследовательской работы включает в себя как доступ в сеть Интернет, так и использование программных продуктов для обработки аналитических данных.
Руководитель учащихся:
• осуществляет постановку задач по самостоятельной работе в период практики и оказывает соответствующую консультативную помощь;
• устанавливает график проведения практики и осуществляет систематический контроль над ходом работы;
• выполняет редакторскую правку отчета и оказывает помощь по всем вопросам, связанным с его оформлением.
Реферативная работа оценивается положительно, если выпускник:
– обосновал актуальность проблемы, правильно сформулировал цель, задачи, этапы исследования;
– отразил в плане в логической последовательности основные вопросы темы;
– показал владение методами педагогического исследования;
– привлек достаточное количество источников;
– показал глубину и полноту знаний;
– изложил материал грамотно и доказательно, в соответствии с планом; аргументировал и логически выстроил изложение;
– проявил самостоятельность в разработке темы, творческий подход к решению практических задач;
– правильно оформил работу.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
6.1. Основная литература
1. Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта: Учебное пособие – Лань, Планета музыки, 2014 – 368 с.
2. Покладова, Е.В. Массовая музыкальная культура [Текст] : учеб.пособие для студентов / Е. В. Покладова. - Краснодар: КГИК, 2015. - 99 с.
3. Карягина А. Современный вокал. Методические рекомендации, Композитор, 2014 – 52 с.
4. Морозов, В.П. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь / В.П. Морозов. - М.: Когито-Центр, 2013. - 440 с. - (Искусство и Наука). - ISBN 978-5-89353-404-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226884(04.03.2016).
5. Сморякова, Т.Н.Эстрадно-джазовый вокальный тренинг [Ноты] : учеб.пособие / Т. Н. Сморякова. - СПб. : Лань; Планета музыки, 2014. - 39 с. - (Учебники для вузов.Специальная литература). - ISBN 978-5-8114-1660-8 (Изд-во "Лань"). - ISBN 978-5-91938-137-2 (Изд-во "Планета музыки")
6.2. Дополнительная литература
1. Агин М. Работа с дипломным рефератом. М. 2012.
2. Волков, Ю.Г. 3. Диссертация: подготовка, защита, оформление :Практич. пособие / Ю. Г. Волков. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 185 с.
3. Вопросы вокального образования: Сб.научных трудов/Сост. М.Агин. – М., СПб., 2007-2012.
4. Вопросы вокальной педагогики: Сборники статей. Вып.1-7. – М., I962–I984.
5. Ламперти Д.Б. Техника Бельканто: Учебное пособие – Лань, 2013 – 47 с.
6. Маркези М. Десять уроков пения: Учебное пособие – Лань, 2014 – 224 с.
7. Райзберг, Б.А. Диссертация и ученая степень : пособие для соискателей /Б.А. Райзберг. - 4-е изд., доп. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 414 с.
8. Холопова В.Н. Форма музыкальных произведений, Лань, Планета музыки: Учебное пособие, 2013 – 496 с.
9. Дмитриев, Л.Основы вокальной методики / Л. Дмитриев ; Л. Дмитриев. - М. : Музыка, 2004. - 368 с. - ISBN 5-7140-0355-1 : 233.00.
10. Ласковец, С. В. Методология научного творчества [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. В. Ласковец. - М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 32 с. - 978-5-374-00427-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90384
11. Пузыревский А.И. Музыкальное образование. Основы музыкально-теоретических знаний- С.- Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1903 – 303 с.
12. Новиков, А. М. Методология научного исследования [Электронный ресурс] / А. М. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 284 с. - 978-5-397-00849-5 Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82773
6.3. Периодические издания
Музыкальное просвещение
Музыка и время
Музыкальная академия
Музыкальная жизнь
Музыкальное обозрение
Музыковедение
Музыкант-классик
Старинная музыка
Культура
Педагогика
Справочник руководителя учреждения культуры
Художественное образование
Интернет-ресурсы
1. Университетская библиотека он-лайн (biblioclub.ru)
2. РУКОНТ (КОНТЕКСТУМ) (rucont.ru) Электронный каталог библиотеки КГИК - более 160 000 записей.
3. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)(feb-web.ru)
4. Журнальный зал (magazines.russ.ru)
5. Библиотека пьес (biblioteka.teatr-obraz.ru )
6. arXiv.org e-Print archive (arxiv.org )
7. Digital Library of Free Books, Movies, Music &Wayback Machine (http://archive.org)
8. Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/?menu=s410/elibrary/elibrary4454/elibrary44545054/&lang=ru)
9. Нотный архив Бориса Тараканова (http://notes.tarakanov.net/ )
10. Электронная библиотека студента (http://studylib.com/humanitarian/ )
11. Периодические издания:
12. PhotoCASA: http://photocasa.ru/photo-journal/photojournals_pdf/
13. Аналитика культурологи: архив журнала
14. Дискуссия: http://www.journal-discussion.ru/arhiv.html
15. Искусство кино: http://www.kinoart.ru/archive
16. Культура культуры (новый электронный журнал с 2014 г.): http://www.cult-cult.ru/
17. Музыкальный Клондайк (Газета): http://www.muzklondike.ru/archive/
18. Наше наследие: http://www.nasledie-rus.ru/
19. Педагогика искусства: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive.htm
20. Российский научный журнал: http://rnjournal.narod.ru/journal_ru.html
21. Сеанс:http://seance.ru/magazine/
22. Семь искусств: http://7iskusstv.com/all_nomers.php
23. Старинная музыка:http://stmus.ru/arhive.html
24. Человек и культура: http://e-notabene.ru/ca/
Программное обеспечение
- Программа MicrosoftOffice
- Операционная система Windows 8.1
Дополнения и изменения
К программе практики
_______________________________________________________________
на 20__-20__ уч. год
В рабочую программу учебной дисциплины вносятся следующие изменения:
· ______________________________________________________;
· ______________________________________________________;
· ______________________________________________________.
· ______________________________________________________;
· ______________________________________________________;
· ______________________________________________________.
Дополнения и изменения к рабочей программе рассмотрены и рекомендованы на заседании кафедры ________________________________
_________________________________________________________________
(наименование)
Протокол №____ от «___» __________ 20___г.
Исполнитель(и):
__________________/_____________/___________________/_____________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
__________________/_____________/___________________/_____________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Заведующий кафедрой
_________________/______________/___________________/_____________
(наименование кафедры) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
КУЛЬТУРЫ»
Факультет консерватория
Кафедра народного и эстрадно-джазового пения
УТВЕРЖДАЮ
Зав.кафедрой
______________М.М. Мякишева
21 сентября 2016 г.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Б2.П.3 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Направление подготовки 53.03.01 – Музыкальное искусство эстрады
Профиль подготовки– Эстрадно-джазовое пение
Квалификация (степень) выпускника – Концертный исполнитель.
Артист ансамбля. Преподаватель
Форма обучения - очная/заочная
Краснодар
2016
Программа предназначена для обучения при прохождении Научно-исследовательской работы обучающихся очной/заочной формы обучения по направлению подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», профиля Эстрадно-джазовое пение в 2 семестре (8 семестре).
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 года № 1009 и основной профессиональной образовательной программой.
Рецензенты:
Профессор кафедры музыковедения, композиции
и методики музыкального образования
Краснодарского государственного
института культуры, доктор искусствоведения Шак Т.Ф.
Профессор кафедры
теории и истории музыки
Московского государственного
института культуры
кандидат педагогических наук,
заслуженных работник культуры РФ Сидорова М. Б.
Составитель: Полищук Аэлита Эдисоновна, ст. преподаватель
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры народного и эстрадно-джазового пения «21» сентября 2016 г., протокол №2.
Рабочая программа одобрена и рекомендована к использованию в учебном процессе Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «КГИК» «23» сентября 2016 г., протокол № 2.
© Полищук А.Э., 2016
© ФГБОУ ВО «КГИК», 2016
Содержание
1. Цели и задачи практики | 4 |
2. Место практики в структуре ОПОП ВО | 4 |
3. Требования к результатам обучения при прохождении практики | 5 |
4. Структура и содержание практики | 6 |
5. Оценочные средства для текущего контроля обучения и промежуточной аттестации 5.1. Текущий контроль обучения и оценочные средства 5.2. Промежуточная аттестация и оценочные средства 5.3. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений и навыков обучающегося. | 7 |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики | 9 |
6.1. Основная литература 6.2. Дополнительная литература 6.3. Периодические издания 6.4. Интернет-ресурсы 6.5. Методические указания и материалы 6.6. Программное обеспечение 7. Материально-техническое обеспечение 12 практики 8. Дополнения и изменения к программе практики 14 Приложение | |
I . Цели и задачи ПРАКТИКИ
Цель практики «Научно-исследовательская работа» – подготовить высококвалифицированных специалистов в области эстрадно-джазового пения, владеющих современным репертуаром и готовых к научно-исследовательской и педагогической работе.
Задачи практики:
1. формирование у студента широкого музыкального и художественного кругозора;
2. ознакомление студентов с основными принципами отечественной вокальной методики и педагогики;
3. рассмотрение и анализ различных методов и приемов преподавания с научной точки зрения;
4. ознакомление с рекомендациями различных инструктивных и справочных материалов, требований к написанию и оформлению письменных выпускных работ;
5. воспитание у студентов умения пользоваться данными науки в практической педагогической работе;
6. приобретение навыков работы с учебно–методическими и научно-исследовательскими пособиями;
7. стимулирование творческой инициативы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.