Который по траве то скачет, то взлетит
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И вечно песенку старинную твердит.

И пусть еще в траве сидел бы он уютно, —

Так нет же, прямо в грязь он лезет поминутно.

 

                          Господь

 

Ты кончил? С жалобой одною

Являешься ты вечно предо мною!

Иль на земле добра совсем уж нет?

 

                         Мефистофель

 

Нет, что ни говори, а плох наш белый свет!

Бедняга человек! Он жалок так в страданье,

Что мучить бедняка и я не в состоянье.

 

                         Господь

Ты знаешь Фауста?

 

                      Мефистофель

Он доктор?

                       Господь

 

Он мой раб.

 

                     Мефистофель

 

Но не такой, как все; он служит по-иному;

Ни пить, ни есть не хочет по-земному;

Как сумасшедший, он рассудком слаб,

Что чувствует и сам среди сомнений;

Всегда в свои мечтанья погружен,

То с неба лучших звезд желает он,

То на земле – всех высших наслаждений,

И в нем ничто – ни близкое, ни даль —

Не может утолить грызущую печаль.

 

                          Господь

Пока еще умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет озарен;

Сажая деревцо, садовник уже знает,

Какой цветок и плод с него получит он.

 

                     Мефистофель

 

Бьюсь об заклад: он будет мой!

Прошу я только позволенья, –

Пойдет немедля он за мной.

 

                         Господь

 

Пока живет он на груди земной,

Тебе на то не будет запрещенья:

Блуждает человек, пока в нем есть стремленья.

 

                     Мефистофель

 

 Благодарю: не надо мертвых мне!

От трупов я держуся в стороне.

Нет, дайте мне здорового вполне:

Таких я мертвецам всегда предпочитаю, –

Как кошка с мышью, с ними я играю.

                              

                         Господь

 Тебе позволено: иди

И завладей его душою

И если можешь, поведи

Путем превратным за собою,  –

И посрамлен да будет сатана!

Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

 

                М е ф и с т о ф е л ь

 

Сознаньем слабым и минутным!

Игра мне эта не страшна,

Не проиграю я заклада;

Но только знайте: если мне

Поддастся он, пусть будет мой вполне:

Триумф победы – вот моя награда!

Пусть вьется он в пыли, как тетушка моя,

Достопочтенная змея!

 

                       Господь

 

Тогда явись ко мне без колебанья!

К таким, как ты, вражды не ведал я...

Хитрец, среди всех духов отрицанья

Ты меньше всех был в тягость для меня.

Слаб человек; покорствуя уделу,

Он рад искать покоя, – потому

Дам беспокойного я спутника ему:

Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу!

А вы, сыны небес и рая, —

Пусть вечно радует вас красота святая,

И ко всему, что есть и будет вновь,

Пусть проникает вас священная любовь,

И все, что временно, изменчиво, туманно,

Обнимет ваша мысль, спокойно-постоянна.

 

Небо закрывается. Архангелы расходятся.

                   Мефистофель (один)

Охотно старика я вижу иногда,

Хоть и держу язык; приятно убедиться,

Что даже важные такие господа

Умеют вежливо и с чёртом обходиться!

 

Контрольные вопросы по курсу

 1. Характеристика общественной жизни и литературы европейских стран в XVII в. Борьба направлений.

2. Понятие о барокко.

3. Испанская литература XVII в., основные направления и представители. Жанры испанской драматургии. Место Лопе де Вега в испанской литературе.

4. Черты Ренессанса и барокко в комедии де Веги «Собака на сене».

5.Творчество Кальдерона (Особенности проблематики, метода и стиля). Новаторство.

6. Черты барокко в драме «Жизнь есть сон» Кальдерона.

7. Комедия барокко (Кальдерон).

8. Общая характеристика французской литературы XVII в. Борьба направлений.

9. Понятие о классицизме

10. Проблема общественного и личного в творчестве Корнеля. Тип героя. Способы создания классицистического образа.

11. Место творчества Расина в драматургии французского классицизма. Проблема личности в трагедиях «Федра» и «Андромаха».

12. Комедия классицизма. Творчество Мольера. Новаторство. Проблематика.

13. Тема лицемерия в комедиях «Тартюф» и «Мизантроп».

14. Образ Дон Жуана в комедии Мольера «Дон Жуан».

15. «Мещанин во дворянстве» и «Скупой» как образцы классицистической комедии.

16. Немецкая литература XVII в. Гриммельсгаузен.

17. Английская литература XVII в. Мильтон.

18. Понятие о Просвещении. Основные идеи, проблема индивида и взгляд на общество. Особенности литературы.

19. Английское Просвещение (особенности, периодизация, литературный процесс)

20. Английский роман раннего Просвещения. Дефо и Свифт.

21. Английский роман зрелого Просвещения. Филдинг.

22. Сентиментализм в Англии. Новаторство романистики Стерна.

23. Общая характеристика французского Просвещения. Этапы, тенденции. Энциклопедия.

24. Жанр философской повести в творчестве Вольтера.

25. Общественная и литературная деятельность Дидро. Философские и эстетические взгляды. Просветительские идеи в романе «Монахиня».

26. Французский сентиментализм. Место Руссо во французской литературе. Идеи и новаторство романа «Новая Элоиза».

27. Образ Фигаро в драматургии Бомарше.

28. Композиция и проблематика романа Лакло «Опасные связи».

29. Просвещение в Германии (особенности, периоды, основной круг идей). Направления.

30. Понятие о «Буре и натиске». Произведения Гёте и Шиллера данного периода.

31. Понятие о «Веймарской классике». Произведения Гёте и Шиллера данного периода. Философская и историческая драма. Теоретические произведения.

32. Эстетические взгляды Лессинга. Драматургия.

33. Проблема познания в трагедии Гёте «Фауст». Конфликт и система персонажей.

34. Драматургия Шиллера (этапы, идеи, пьесы). Жанр исторической драмы.

 

                                  

 

Учебное издание

 

Тихонова Ольга Владимировна

 

История западноевропейской литературы XVII – XVIII вв. Барокко, классицизм, Просвещение.

Практические занятия.

 

 

Учебно-методическое пособие для вузов

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.