И вечно песенку старинную твердит.
И пусть еще в траве сидел бы он уютно, —
Так нет же, прямо в грязь он лезет поминутно.
Господь
Ты кончил? С жалобой одною
Являешься ты вечно предо мною!
Иль на земле добра совсем уж нет?
Мефистофель
Нет, что ни говори, а плох наш белый свет!
Бедняга человек! Он жалок так в страданье,
Что мучить бедняка и я не в состоянье.
Господь
Ты знаешь Фауста?
Мефистофель
Он доктор?
Господь
Он мой раб.
Мефистофель
Но не такой, как все; он служит по-иному;
Ни пить, ни есть не хочет по-земному;
Как сумасшедший, он рассудком слаб,
Что чувствует и сам среди сомнений;
Всегда в свои мечтанья погружен,
То с неба лучших звезд желает он,
То на земле – всех высших наслаждений,
И в нем ничто – ни близкое, ни даль —
Не может утолить грызущую печаль.
Господь
Пока еще умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарен;
Сажая деревцо, садовник уже знает,
Какой цветок и плод с него получит он.
Мефистофель
Бьюсь об заклад: он будет мой!
Прошу я только позволенья, –
Пойдет немедля он за мной.
Господь
Пока живет он на груди земной,
Тебе на то не будет запрещенья:
Блуждает человек, пока в нем есть стремленья.
Мефистофель
Благодарю: не надо мертвых мне!
От трупов я держуся в стороне.
Нет, дайте мне здорового вполне:
Таких я мертвецам всегда предпочитаю, –
Как кошка с мышью, с ними я играю.
Господь
Тебе позволено: иди
И завладей его душою
И если можешь, поведи
Путем превратным за собою, –
И посрамлен да будет сатана!
Знай: чистая душа в своем исканье смутном
Сознаньем истины полна!
М е ф и с т о ф е л ь
Сознаньем слабым и минутным!
Игра мне эта не страшна,
Не проиграю я заклада;
Но только знайте: если мне
Поддастся он, пусть будет мой вполне:
Триумф победы – вот моя награда!
Пусть вьется он в пыли, как тетушка моя,
Достопочтенная змея!
Господь
Тогда явись ко мне без колебанья!
К таким, как ты, вражды не ведал я...
Хитрец, среди всех духов отрицанья
Ты меньше всех был в тягость для меня.
Слаб человек; покорствуя уделу,
Он рад искать покоя, – потому
Дам беспокойного я спутника ему:
Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу!
А вы, сыны небес и рая, —
Пусть вечно радует вас красота святая,
И ко всему, что есть и будет вновь,
Пусть проникает вас священная любовь,
И все, что временно, изменчиво, туманно,
Обнимет ваша мысль, спокойно-постоянна.
Небо закрывается. Архангелы расходятся.
Мефистофель (один)
Охотно старика я вижу иногда,
Хоть и держу язык; приятно убедиться,
Что даже важные такие господа
Умеют вежливо и с чёртом обходиться!
Контрольные вопросы по курсу
1. Характеристика общественной жизни и литературы европейских стран в XVII в. Борьба направлений.
2. Понятие о барокко.
3. Испанская литература XVII в., основные направления и представители. Жанры испанской драматургии. Место Лопе де Вега в испанской литературе.
4. Черты Ренессанса и барокко в комедии де Веги «Собака на сене».
5.Творчество Кальдерона (Особенности проблематики, метода и стиля). Новаторство.
6. Черты барокко в драме «Жизнь есть сон» Кальдерона.
7. Комедия барокко (Кальдерон).
8. Общая характеристика французской литературы XVII в. Борьба направлений.
9. Понятие о классицизме
10. Проблема общественного и личного в творчестве Корнеля. Тип героя. Способы создания классицистического образа.
11. Место творчества Расина в драматургии французского классицизма. Проблема личности в трагедиях «Федра» и «Андромаха».
12. Комедия классицизма. Творчество Мольера. Новаторство. Проблематика.
13. Тема лицемерия в комедиях «Тартюф» и «Мизантроп».
14. Образ Дон Жуана в комедии Мольера «Дон Жуан».
15. «Мещанин во дворянстве» и «Скупой» как образцы классицистической комедии.
16. Немецкая литература XVII в. Гриммельсгаузен.
17. Английская литература XVII в. Мильтон.
18. Понятие о Просвещении. Основные идеи, проблема индивида и взгляд на общество. Особенности литературы.
19. Английское Просвещение (особенности, периодизация, литературный процесс)
20. Английский роман раннего Просвещения. Дефо и Свифт.
21. Английский роман зрелого Просвещения. Филдинг.
22. Сентиментализм в Англии. Новаторство романистики Стерна.
23. Общая характеристика французского Просвещения. Этапы, тенденции. Энциклопедия.
24. Жанр философской повести в творчестве Вольтера.
25. Общественная и литературная деятельность Дидро. Философские и эстетические взгляды. Просветительские идеи в романе «Монахиня».
26. Французский сентиментализм. Место Руссо во французской литературе. Идеи и новаторство романа «Новая Элоиза».
27. Образ Фигаро в драматургии Бомарше.
28. Композиция и проблематика романа Лакло «Опасные связи».
29. Просвещение в Германии (особенности, периоды, основной круг идей). Направления.
30. Понятие о «Буре и натиске». Произведения Гёте и Шиллера данного периода.
31. Понятие о «Веймарской классике». Произведения Гёте и Шиллера данного периода. Философская и историческая драма. Теоретические произведения.
32. Эстетические взгляды Лессинга. Драматургия.
33. Проблема познания в трагедии Гёте «Фауст». Конфликт и система персонажей.
34. Драматургия Шиллера (этапы, идеи, пьесы). Жанр исторической драмы.
Учебное издание
Тихонова Ольга Владимировна
История западноевропейской литературы XVII – XVIII вв. Барокко, классицизм, Просвещение.
Практические занятия.
Учебно-методическое пособие для вузов
Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.