Тексты для итогового изложения отбираются из произведений отечественных авторов (не из хрестоматий и учебников). Текст для итогового изложения не превышает объем 320 – 450 слов и соответствует определенным требованиям. Текст должен:
обладать смысловой завершенностью (как правило, это фрагмент литературного произведения, адаптированный под задачу);
быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом (ни описание, ни рассуждение не должно доминировать; текст не должен содержать звуковых образов, развернутых диалогов и монологов, допускается несколько реплик);
быть понятным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (привычный стиль, отсутствие внутренней ироничности, несложный синтаксис, минимум слов с переносным значением);
соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть слишком сложным или излишне примитивным, он не строится на сказочных или фантастических сюжетах);
обладать позитивным воспитательным потенциалом;
быть корректным и адекватным ситуации контроля (текст не должен дискриминировать участников с ОВЗ, содержать психологически травмирующие натуралистические подробности, быть излишне трагичным).
Образец текста для проведения итогового изложения
КОРЗИНКА
Собака со смешным именем Корзинка редко бывала дома. Она была дворняжкой среднего роста, с жёсткой спутанной шерстью. Хозяйка не любила её и не заботилась о ней. Весь день Корзинка бегала по посёлку в поисках пропитания. Возвращалась домой она только к ночи.
И вдруг у собаки родились щенята. Корзинка заботливо устроила их под домом. Узнав о прибавлении семейства у Корзинки, хозяйка пришла к соседу и попросила избавить её от щенков.
Гусаров, так звали соседа, явился в назначенный час. Он постоял перед дверкой, ведущей под дом, опустился на колени и заглянул внутрь. Собака лежала на боку. Два маленьких щенка жались к её животу. Гусаров полез под дом. Собака повернула к нему голову. Убедившись, что это человек знакомый, она не заволновалась, а продолжала кормить своих детей. Лёжа на животе, Гусаров наблюдал за жизнью дружного собачьего семейства.
И вдруг в памяти Гусарова возникла тёмная, нетопленая изба. Он вспомнил военные годы, маму, сестрёнку и себя. Сестрёнка плакала, а его мучил голод. Временами мама обнимала их обоих и прижимала к себе. И сразу становилось теплее. Сестра утихала, а он чувствовал себя защищённым от всех бед, от войны, от холода, и засыпал...
Сейчас Гусаров вдруг позавидовал двум пушистым щенкам, которые посасывали молоко. Гусаров осторожно протянул руку к животу спящей собаки. И тут чей-то маленький беззубый рот ухватился за его палец и стал энергично сосать. Гусаров хотел отдёрнуть руку, но щенок крепко присосался к пальцу. Гусаров вдруг почувствовал, что не сможет оторвать щенков от матери.
Вечером хозяйка взяла фонарь и полезла под дом. Ни собаки, ни щенков под домом не было.
Прошло несколько дней. Корзинка не возвращалась. Это рассердило хозяйку. В воскресенье она отправилась в посёлок на поиски беглянки. Вдруг вдалеке мелькнула знакомая шкурка. Хозяйка стала звать собаку, но та бросилась прочь. Хозяйка побежала за ней, чтобы догнать и наказать её. А Корзинка добежала до какого-то забора и юркнула в лаз. Хозяйка остановилась перед воротами. Это были ворота дома, в котором жил Гусаров. Она принялась звать собаку, но ничего не добилась.
В это время в тесной комнате два щенка сосали материнское молоко, а Гусаров сидел рядом на табуретке и улыбался.
(По Ю.Я. Яковлеву)
(342 слова)
Порядок проверки итогового сочинения (изложения)
Общий порядок
Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по следующим критериям, разработаннымРособрнадзором:
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования;
Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.
Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации (месте, определенном ОИВ) (далее соответственно – эксперт, комиссия по проверке итогового сочинения (изложения) один раз.
При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам.Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников текущего учебного года.
К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям:
Требования к сочинению:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требования к изложению:
Требование № 1. «Объем итогового изложения»
Рекомендуемое количество слов – 250-300.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию №2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:
Сочинение | Изложение |
1. Соответствие теме | 1. Содержание изложения |
2. Аргументация. Привлечение литературного материала | 2. Логичность изложения |
3. Композиция и логика рассуждения | 3. Использование элементов стиля исходного текста |
4. Качество письменной речи | |
5. Грамотность |
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.
Итоговое сочинение (изложение) лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения (изложения) указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям. Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3- № 4.
Приложение 1. Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года
|
Руководителю образовательной организации ____________________
| |||||||||||||||||||||||||
Заявление | ||||||||||||||||||||||||||
Я, |
| |||||||||||||||||||||||||
фамилия
имя
Дата рождения: | ч | ч | . | м | м | . | г | г |
отчество
Наименование документа, удостоверяющего личность __________________________________________________________________________
Серия | Номер |
Пол: | Мужской | Женский |
Прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом
сочинении | изложении |
для получения допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Прошу для написания итогового сочинения (изложения)создать условия,учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, подтверждаемые:
Копией рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
Оригиналом или заверенной в установленном порядке копией справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы
Указать дополнительные условия,учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития
Увеличение продолжительности написания итогового сочинения (изложения) на 1,5 часа
(иные дополнительные условия/материально-техническое оснащение,учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, сдача итогового сочинения (изложения) в устной форме по медицинским показаниям и др.)
Согласие на обработку персональных данных прилагается.
CПамяткой о порядке проведения итогового сочинения (изложения) ознакомлен (-а)
Подпись заявителя ______________/_______________________________(Ф.И.О.)
«____» _____________ 20___ г.
Контактный телефон
Регистрационный номер
Приложение 2. Образец заявления на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет
|
КОМУ____________________ | |||||||||||||||||||||||||
Заявление | ||||||||||||||||||||||||||
Я, |
| |||||||||||||||||||||||||
фамилия
имя
Дата рождения: | ч | ч | . | м | м | . | г | г |
отчество
Дата: 2019-03-05, просмотров: 564.