Категории участников итогового сочинения (изложения)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Москва, 2018


Оглавление

1. Общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) 3

1.2. Категории участников итогового сочинения (изложения) 3

1.3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) 4

1.4. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения) 5

1.5. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения) 6

1.6. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) и срок действия итогового сочинения 6

1.7. Проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения) 7

1.8. Предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения 7

2. Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения) 8

3. Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов 11

4. Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов для изложения) 14

5. Порядок проверки итогового сочинения (изложения) 19

Приложение 1. Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года 22

Приложение 2. Образец заявления на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет 24

Приложение 3. Образец согласия на обработку персональных данных 26

Приложение 4. Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения 28

Приложение 5. Инструкция для участника итогового изложения к тексту для итогового изложения 29

                                                                                                                                          

 

1. Общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ)(далее вместе – места проведения итогового сочинения (изложения).

По решению ОИВ места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.

ОИВ также принимает решение о включении процедуры удаления участников итогового сочинения (изложения), а также об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений) по итогам проведения сочинения (изложения) на территории субъекта Российской Федерации.

 


Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения)

Повторно к написанию итогового сочинения (изложения)в текущем учебном году в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) допускаются:

обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных в п. 2 настоящих Методических рекомендаций;

обучающиеся и лица, перечисленные в п. 1.2.2 настоящих Методических рекомендаций, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденнымдокументально;

обучающиеся и лица, перечисленные в п. 1.2.2 настоящих Методических рекомендаций, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденнымдокументально.

Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении)в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

Комплект №1

1. Как связаны между собой верность и благородство?

2. По отношению к чему можно быть равнодушным?

3. Можно ли судить о человеке по его целям и средствам их достижения?

4. Что делает человека бесстрашным перед лицом опасности?

5. Важно ли для человека общественное одобрение его поступков?

Комплект №2

1. Какие причины могут привести человека к измене?

2. Чем опасно равнодушие?

3. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?

4. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?

5. Может ли человек ставить себя выше общества?

Комплект №3

1. Когда измену можно простить?

2. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

3. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

4. Чем смелость отличается от безрассудства?

5. Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Комплект №4

1. Что значит быть верным долгу?

2. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?

3. Какого человека называют целеустремленным?

4. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?

5. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения (см. приложение 4).

 

Общий порядок

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по следующим критериям, разработаннымРособрнадзором:

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования;

Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.

Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации (месте, определенном ОИВ) (далее соответственно – эксперт, комиссия по проверке итогового сочинения (изложения) один раз.

При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам.Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников текущего учебного года.

К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям:

Требования к сочинению:

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требования к изложению:

Требование № 1. «Объем итогового изложения»

Рекомендуемое количество слов – 250-300.

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию №2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:

 

Сочинение Изложение
1. Соответствие теме 1. Содержание изложения
2. Аргументация. Привлечение литературного материала 2. Логичность изложения
3. Композиция и логика рассуждения 3. Использование элементов стиля исходного текста

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

 

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

Итоговое сочинение (изложение) лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения (изложения) указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям. Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3- № 4.


 


Приложение 1. Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года

 

 

Руководителю образовательной организации

____________________

 

Заявление

Я,                    

 

                           
                                                     

фамилия

                                               

имя

                                               

 

Дата рождения: ч ч . м м .     г г

отчество

Наименование документа, удостоверяющего личность __________________________________________________________________________

 

Серия                   Номер                        

 

Пол:   Мужской   Женский

 

Прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом

 

сочинении   изложении      

 

для получения допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Прошу для написания итогового сочинения (изложения)создать условия,учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, подтверждаемые:

   Копией рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии

   Оригиналом или заверенной в установленном порядке копией справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы

Указать дополнительные условия,учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития

  Увеличение продолжительности написания итогового сочинения (изложения)  на 1,5 часа

 

 

 


(иные дополнительные условия/материально-техническое оснащение,учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, сдача итогового сочинения (изложения) в устной форме по медицинским показаниям и др.)

 

Согласие на обработку персональных данных прилагается.

CПамяткой о порядке проведения итогового сочинения (изложения) ознакомлен (-а)

Подпись заявителя ______________/_______________________________(Ф.И.О.)

 

 «____» _____________ 20___ г.

 

                     

Контактный телефон

 

                     

Регистрационный номер    




Приложение 2. Образец заявления на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет

 

 

КОМУ____________________

Заявление

Я,                    

 

                           
                                                     

фамилия

                                               

имя

                                               

 

Дата рождения: ч ч . м м .     г г

отчество

Приложение 3. Образец согласия на обработку персональных данных

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

 

Я, _____________________________________________________________________,

(ФИО)

паспорт ___________ выдан _______________________________________________,

    (серия, номер)                                                                   (когда и кем выдан)

адрес регистрации:_______________________________________________________,

 

даю свое согласие _________________________________________________________________________

                                                                                                      (наименование организации)

на обработку моих персональных данных, относящихся исключительно к перечисленным ниже категориям персональных данных: фамилия, имя, отчество; пол; дата рождения; тип документа, удостоверяющего личность; данные документа, удостоверяющего личность; гражданство; информация о результатах итогового сочинения (изложения), информация об отнесении участника к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, инвалидам.

Я даю согласие на использование персональных данных исключительно в целях формирования федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС) и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (РИС), а также хранение данных об этих результатах на электронных носителях.

Настоящее согласие предоставляется мной на осуществление действий в отношении моих персональных данных, которые необходимы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничения) сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу третьим лицам для осуществления действий по обмену информацией (операторам ФИС и РИС)обезличивание, блокирование персональных данных, а также осуществление любых иных действий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

 

Я проинформирован, что ___________________________________гарантирует

(наименование организации)

обработку моих персональных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации как неавтоматизированным, так и автоматизированным способами.

Данное согласие действует до достижения целей обработки персональных данных или в течение срока хранения информации.

Данное согласие может быть отозвано в любой момент по моему письменному заявлению.

Я подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую по собственной воле и в своих интересах.

 

«____» ___________ 201__ г. _____________ /_____________/

Подпись Расшифровка

подписи



Приложение 4. Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения

 

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём −
от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитированиес обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным,то выставляется «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

                                                                                                                       




Приложение 5. Инструкция для участника итогового изложения к тексту для итогового изложения

Прослушайте (прочитайте) текст. В бланке записи итогового изложения перепишите название текста для изложения. Напишите подробное изложение. Рекомендуемый объём – 250-300 слов. Если в изложении менее 150 слов
(в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Старайтесь точно и полно передать содержание исходного текста, сохраняйте элементы его стиля(изложение можно писать от 1-го или 3-го лица).

Обращайте внимание на логику изложения, речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями).

Изложение пишите чётко и разборчиво.

При оценке изложения в первую очередь учитывается его содержание и логичность.


[1]Каждый номер темы сочинения является уникальным и состоит из трех цифр, где первая цифра номера соответствует номеру тематического направления, а вторая и третья цифра номера - порядковому номеру темы в рамках тематического направления. Каждый номер текста для изложения также является уникальным и состоит из трех цифр.

[2] В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).



Москва, 2018


Оглавление

1. Общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) 3

1.2. Категории участников итогового сочинения (изложения) 3

1.3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) 4

1.4. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения) 5

1.5. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения) 6

1.6. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) и срок действия итогового сочинения 6

1.7. Проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения) 7

1.8. Предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения 7

2. Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения) 8

3. Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов 11

4. Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов для изложения) 14

5. Порядок проверки итогового сочинения (изложения) 19

Приложение 1. Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года 22

Приложение 2. Образец заявления на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет 24

Приложение 3. Образец согласия на обработку персональных данных 26

Приложение 4. Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения 28

Приложение 5. Инструкция для участника итогового изложения к тексту для итогового изложения 29

                                                                                                                                          

 

1. Общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ)(далее вместе – места проведения итогового сочинения (изложения).

По решению ОИВ места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.

ОИВ также принимает решение о включении процедуры удаления участников итогового сочинения (изложения), а также об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений) по итогам проведения сочинения (изложения) на территории субъекта Российской Федерации.

 


Категории участников итогового сочинения (изложения)

1.2.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:

иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);

обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

1.2.2. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитетав образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:

 лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);

граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе – выпускники прошлых лет);

лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее – лица со справкой об обучении).

1.2.3. Изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

1.2.4. Обучающиеся X классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса (п. 9 и п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован МинюстомРоссии 03.02.2014, регистрационный № 31205).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 179.